Когда душа горит

           В дверь кабинета одной из районных больниц кто-то негромко постучал. Сидевшая за столом медсестра от неожиданности вздрогнула.
           - Кто там? – спросила она.
           - Это я, - ответила девушка лет двадцати, пытаясь войти.
           - Кто это «я»? – передразнила медсестра вошедшую.- Карточку давайте! У вас на лбу не написано, кто вы. Идите, ищите!
           Девушка поплелась по кабинетам искать карточку, т.к. в регистратуре её не оказалось. Сидевшая в одном из кабинетов  медсестра лет тридцати на просьбу пациентки отдать карточку никак не среагировала. Она была, видимо, очень занята, т.к. торчавшая у нее изо рта сигара все еще дымилась, и дым кругами уходил в потолок. Проводив отсутствующим взглядом последний уплывающий круг, она, наконец, потянулась, лениво подошла к столу, взяла карточку,  и ничего не объяснив, куда-то её понесла. Пациентка вынуждена была вернуться к прежнему кабинету.
          - А вы чего здесь сидите? – вновь спросила её медсестра. – Я же вам сказала идти искать свою карточку.
          - Да я её нашла, но её опять куда-то унесли, - возмутилась девушка.
          - А вам сколько лет, что вы сюда пришли? Такая молодая, а всё туда же! Мало нам стариков, которые нас уже достали, так ещё и вы сюда ходите, делать вам нечего! – рассердилась медработник.
          Наконец, карточка была найдена. Медсестра, вошедшая в кабинет, очень этому удивилась. От удивления она даже хрюкнула вслух: «Ой, что сейчас будет…» Схватив карточку под мышку, она ринулась с ней по коридору в поисках лечащего врача. Карточку она взяла с собой как вещественное доказательство, обязывающее врача явиться на прием. Но побегав с ней по кабинетам и видимо не найдя его, она задумавшись, вернулась.
         Врач, пожилой уролог, лет шестидесяти, работал в этой больнице уже достаточно давно и успел разочароваться в своей профессии. В молодости, он, говорят, был даже неплохим хирургом. А к старости потерял веру в людей, считая, что труд его достаточно не оплачивается. С некоторых пор он не спешил на своё рабочее место к ожидающим его пациентам. С каждым днем его всё труднее было «поймать» на месте. Медсестра всякий  раз еле находила его и часто терялась в догадках, где же он мог быть? Многое зависело и от его настроения.  Иногда она его вообще могла не найти.
         Неожиданно в конце коридора показался сам врач. Он шёл дрыгающей походкой, скрипя и пошатываясь. В зубах у него дымилась сигара. Войдя в кабинет, он увидел печальную медсестру, сидящую за столом над злополучной карточкой.
         - Что у нас здесь случилось? –  спросил он и непонимающе посмотрел  на свою коллегу.
         - Да у нас всё тоже: ходят тут всякие, делать им нечего, - сухо промолвила медсестра.
         - Ну, как же, как же, мы обязаны всех принимать. У нас работа такая, мы за это зарплату получаем. Только что-то я  не помню, когда мне выдавали её в последний раз?
         - Вчера  и выдавали, - вымолвила медсестра, толкнув врача коленкой.
         - А я уже забыть успел, т.к. давно пропил и проел. Вот что значит возраст! Даже своё имя стал забывать. Утром встаю – с трудом вспоминаю, а к вечеру опять не помню.
         - А мы будем сегодня больную принимать или пускай завтра приходит? – вопросительно толкнула медсестра врача коленкой под столом.
         - А я не могу завтра,  меня завтра никто с работы не отпустит! – раздался голос из-за двери.
         - Кто это? – удивился врач.      
          - Да больная это, - напомнила медсестра.

         - А, девушка лет двадцати? Ну как же - видел, помню, заходите, чего вы там сидите! – крикнул в коридор эскулап.
       Порог кабинета переступила молодая девушка. Она неуверенно села на стул напротив врача. Врач сделал вид, что пристально изучает карточку, потом спросил её: «А вы одна пришли или с мамой?»
       - Моя мама на работе, - ответила пациентка.
       - А вы зачем пришли? – строго спросил у неё эскулап.
       - Я по направлению к вам. Меня с работы направили, т.к. у меня поясница болит, - пояснила больная.
       - Выписывают там всякие направления, - проворчал врач и угрожающе посмотрел на девушку. – А вы знаете, что я могу вас вообще не принимать? А в карточке напишу, что вы приходили! Так чего вы именно ко мне пришли?
       - У меня поясница болит! – прошептала испуганно больная.
       - Болит, болит, - передразнил врач пациентку. – У меня тоже много кое-чего болит, душа, например! Да я  только не хожу и никому не жалуюсь! Объясните, что у вас болит, где болит, почему болит, зачем болит?
        Монолог уролога не прекращался минут десять. За это время девушка не успевала вставить ни слова и только, молча, показывала ему пальцем на поясницу. Но врач на пациентку уже не обращал никакого внимания, и, продолжая, что-то бубнить себе под нос, незаметно для себя уснул.
        Сидевшая напротив него медсестра толкнула его коленкой. Уролог вытаращил на неё глаза, не понимая, чего от него требуют. Колпак съехал с его головы, а дымящаяся сигара сама выпала изо рта.
        - Кто вы такие? –  спросил  врач, и удивленно посмотрел на  медсестру и пациентку, пытаясь видимо что-то вспомнить.
        - Я – медсестра, а она – пациентка, - пояснила коллега, указывая пальцем на девушку.
        - Почему здесь медсестра? Какая медсестра? Зачем мне нужна медсестра? Я с девушкой и сам разберусь! Мне  третий не нужен! – возразил эскулап, тряся оставшейся на голове седой шевелюрой.
        Медсестра вновь толкнула странного эскулапа коленкой. Тот, опомнившись, продолжил вести «прием» больной.
        - Зачем пришли? – строго спросил он у своей пациентки.
        - Лечиться! Поясница болит, – снова начала пояснять больная.
        - А я вас не приглашал! – завопил врач не своим голосом.
       - А меня с работы направили! – попыталась объяснить настырная больная.
       - А почему вы ко мне пришли? – допытывался уролог.
       - Потому что спина болит! – выдохнула уже шёпотом пациентка, чувствуя, что ей пора  уходить.
       - А ты уверена, что у тебя именно спина болит? – выпали врач и угрожающе придвинулся ближе к пациентке.
       Ситуация начала принимать неожиданный оборот. В воздухе стали сгущаться «тучи». Обстановка накалялась. В кабинете мелькнул и погас свет. Врач, весь красный от напряжения был уже готов броситься на пациентку, и видимо тут же начать «лечение».
      - А почему ты так уверена, что поясница болит? – прорычал он.
      - Потому что в другом месте не болит! – прошептала больная и отодвинула на всякий случай свой стул подальше.
        Медсестра снова толкнула эскулапа коленкой, но тот уже не реагировал на её толчки и угрожающе стал раскачиваться на стуле в разные стороны. Стул, наконец, не выдержал яростной атаки, и врач со всех «четырех», рухнул под стол. На голову ему посыпались авторучки, рецепты и карточка пришедшей на прием девушки. Рот его перекосился на бок, и он вдруг что-то зарычал.
        Девушка, перепугавшись не на шутку, попыталась выскочить из кабинета, но медсестра быстро вскочив со своего места, ловко перегородила дверь.      
        -  Вы меня знаете? – рычал эскулап не своим голосом, выползая на четвереньках из-под стола.
         – Нет, вы меня не знаете! Да и что ваше поколение может обо мне знать?
   
    - Я – врач, мне давно уже за шестьдесят, но я все ещё работаю и приношу пользу людям! Лечу, таких, как вы… А вам всего двадцать лет и вы уже лечитесь. Сядьте на моё место, попробуйте сами полечить других. Знаю, что не сядете. А вот я не отказываюсь и всех лечу. Правда, вылечиваю  не всех. Многие после меня потом к другим врачам обращаются. А что я один только работать должен? Нет, я  своим коллегам тоже помогаю план выполнять.
       - Вот ты, например, была у невропатолога? – обратился он снова к пациентке. - Нет? Теперь пойдешь! После меня советую сходить, чтобы потом к другим врачам не пришлось бегать!
       И вообще, я человек такого склада, что ко мне нужен особенный подход! Я сразу не понимаю: зачем ко мне приходят, кто ко мне приходит, а главное с чем ко мне приходят… Мне надо время, чтобы во всём этом разобраться! Я со своей медсестрой столько разбирался, пока она ко мне подход нашла. Потом и разбираться было даже не с кем, т.к. все медсестры от меня сбежали, а она одна только и осталась. Врач хихикнул.
      Медсестра, не выдержав длительного монолога, стала методически выстукивать какой-то африканский ритм на колене у врача, пытаясь обратить на него свое внимание. Но ее коллега все не унимался, продолжая начатую тему.
      - Стучит, думает, что я не слышу, а я не только слышу, но и даже понимаю, зачем стучит. Милая моя, подожди, дай высказаться! Душа горит! Накипело! Не могу терпеть больше!
     - Вот тебе сколько лет? Двадцать? –  обратился он снова к своей пациентке, которая неоднократно пыталась выскочить из кабинета.
     -  Мне бы сейчас твой возраст, где бы я был! Я бы не сидел в этом городишке С… и не ходил бы по врачам! Я в твоем возрасте уже бы Берлин брал! Я во время Великой Отечественной войны Польшу освобождал! А с Зоей К… сам лично был знаком! Вот у кого здоровье было! Как сейчас помню… Она босиком по снегу ходила, закалялась. И мороза не боялась. А ваше поколение что? Чуть где кольнуло, схватило – вы сразу в больницу бежите, лечиться вам надо! А вы босиком по снегу не пробовали ходить? Попробуйте! Верьте  мне – поможет. Только вам тогда к врачу уже не надо будет обращаться. Там уже вас другая служба будет обслуживать. Зато и у меня пациентов меньше будет, а то все  идут и идут. Сами не знают чего идут, зачем идут, к кому идут, с чем идут…
      Медсестра уже не только толкала коленом своего коллегу, но била его изо всей силы по ноге, стараясь попасть ему в коленную чашечку. Наконец, ей это удалось. Уролог, взвыв не своим голосом, подпрыгнул на месте и закрутился нас стуле, держась обеими руками за ногу.
     - Дура! – выругался он.
     - Сам идиот! – возмутилась его коллега.
     Девушка, воспользовавшись моментом, кинулась к двери. Но медсестра вновь перегородила ей путь к отступлению. Пациентка попятилась. А уролог продолжил свой монолог.
      - Я понимаю, что нам, врачам, нужно охранять здоровье людей, особенно здоровье молодого поколения, такого, как ваше, например. Ведь от вас зависит будущее будущего поколения, которое тоже нужно будет охранять. Но у нас, к сожалению, есть ещё врачи, которые безответственно относятся к своей работе. Чего вы на меня так смотрите? Ко мне это не относится! Я не такой как все! Это другие врачи ничего не делают, а я как хороший врач прекрасно понимаю, что значит лечиться, чтобы быть здоровым.
       Медсестра, больше  не выдержав, подошла к врачу и со всей силы ущипнула его.
       Пациентка, обрадовавшись, что выход, наконец, свободен, бросилась бежать вон со всех ног.
      - Стой! – хором закричали ей вслед медработники. – Девушка, подождите, вы не правильно нас поняли. Вернитесь! Приходите завтра с утра, и мы начнем все сначала! – доносилось вслед пациентке.
      «Вот так полечилась», - пронеслась мысль в голове у убегающей девушки, но её тут же заменила другая: «Хорошо, что хоть живую отпустили, а то бы ещё как Зою К… заставили по морозу босиком ходить… Бедная Зоя!»


Рецензии