Вклад Императора в Нашу Победу! Слава!

ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://proza.ru/2019/02/18/1317
СБОРНИК "О МОСКВЕ И РОССИИ!"

ВКЛАД ИМПЕРАТОРА В ПОБЕДУ!
МОЁ ВСТУПЛЕНИЕ: У меня слёзы на глазах наворачиваются от того, что мы уйдём и унесём с собой БЕЗВОЗВРАТНО все свои навыки, все свои знания и память о тех Великих, которых не имеем права забывать Мы Потомки, если мы не «ИВАНЫ, РОДСТВА НЕ ПОМНЯЩИЕ!». К величайшему моему сожалению я часто сталкиваюсь с нежеланием молодёжи узнать что-то из прошлого. «А мне это не интересно!» - слышу в ответ, на предложение о чём-то поведать или передать какой-то навык или жизненный секрет. Страшно обидно! «Будет мне надо, я в Интернете найду!» - отвечает мне молодой. Но ведь ты не знаешь о том, что оно есть! Хочу предложить молодым вот эту информацию, как дополнение к моей публикации «МЫ ЕВРОПУ ПОБЕДИЛИ!» Так вот наш Святой Император Николай Второй столько сделал для нашей Великой Победы, что без этого мы бы может быть воевали десятилетиями в партизанской войне… Светлая Вечная Память нашему Святому Императору Всея Руси Николаю Второму – Невинно Убиенному врагами России!
   Я сделал стенд "ВКЛАД ИМПЕРАТОРА В НАШУ ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ!" в храме "Троицы Живоначальной на Серебрянниках" в воскресной казачьей  школе(возле парка "ПОГРАНИЧНИКАМ ОТЕЧЕСТВА!", район Якиманка), в районном Совете Ветеранов войны и труда, где я выполняю поручение по военно-патриотическому воспитанию молодёжи и предложил сделать такой стенд в воскресной школе при Храме "Матроны Московской"(в САО на Ангарской)- пока на рассмотрении настоятеля.

ВКЛАД ИМПЕРАТОРА В НАШУ ПОБЕДУ!

1.Всё, что творил человек в своей жизни,
Не пропадает и не забывается!
Дьявол Добро закопать хочет глубже,
Истина к людям опять возвращается!

2.Царь – Император великой России,
Так был убит, что бросает всех в дрожь!..
Чтобы никто не жалел об убитом,
Гады в надгробье поставили ложь!

3. Еретики-мракобесы устроили
Вере Христовой в России гоненье!
Ложь поселилась в общеньи народа
И началось на безверьи гниенье!

4. Дьявол почувствовал слабость духовную
И испытанье назначил народу!
Он миллионы, порвавшие с Богом,
Бросил на смерть , изуверам в угоду!

5. Только вот в Вере не все разуверились,
Но и Господь не забыл о народе!
Русский народ и народы России
Были едины в победном походе!

6. Вклад Императора в нашу Победу
Был для России до крайности важен!
И по задумке Царя-Императора,
Был об обдуман, техничен и слажен!

7. Дьявол хотел «облицкрижить»  Россию!
Он собирался в Москве зимовать!
Но наш Святой Император России,
Дьявольским планам, сказал: Не бывать!

8. Он нам линкоры оставил в наследство!
А их орудия «сверхдальнобойны»!
И Севастополя и Ленинграда
Эти орудья признанья достойны!

9. А вот «железкой» на Муром Романовых,
С Петрозаводска сквозь дебри тайги,
Помощь «лендлиза» от «фронта второго»…
Не ожидали такого враги!

10. А сеть «железок» по центру России,
От Украины до юга Урала,
В эвакуации всех предприятий
Очень значительно нам помогала!

11. «Жила» Транссиба до Владивостока –
Память Царя Николая Второго,
Нам за пять суток доставила танки!
Не ожидал же враг чуда такого!

12. Владивостока форт снился японцам,
И потому не вступили в войну…
После Победы мы ради японцев,
Вновь испытали Транссиба длину!

13. Кабы не этот Священнейший вклад,
То и Урал бы фашисты весь зАняли!
Может в сибирской тайге по кустам
Мы б и сейчас до сих пор партизанили!

14. Гитлер, хоть псих, но, однако, сумел
На нас поднять на войну всю Европу!
Шли на Союз 33 государства!
Немцы штыками толкали их в попу!

15. В нашей Победе, при страшных потерях,
Нам Всемогущий помог Господь Бог!
Так же помог этот вклад Императора,
Чтобы наш враг убежал со всех ног!

16. Правда, бежал он, мосты все сжигая,
Целых четыре ужаснейших года!
Только без вклада Царя – Императора,
Мы бы сто лет прогоняли урода!

17.Слава Царю – Императору нашему!
Слава Царю – Николаю Второму!
Слава Герою – Народу России,
Господу Богу и Вкладу Святому!

Л. КРУПАТИН, 9.10.19 г. Москва.

Продолжаем знакомиться с уникальными малоизвестными и неизвестными фактами времени правления императора Николая II.
В данной лекции пойдёт речь о личном вкладе императора Николая II в победу в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.
Это, казалось бы, парадоксальное утверждение о том, что в победе в Великой Отечественной войне есть личный вклад последнего Императора, подтверждается фактами и имеет под собой веские основания.
Вот несколько фактов:
Автор лекции: Г.Л. Павлова.
Факт № 1. Царские линкоры защитили Ленинград и Севастополь
Из фильма «Романовы. Царское дело. Фильм 5»:
«После русско-японской войны балтийский флот, казалось, перестал существовать. И в это мрачное для моряков время Государь начал вплотную заниматься флотом. Как бы защищая его от нападок прессы, он стал чаще надевать морскую форму, чаще посещать корабли и верфи. И за несколько лет флот был заново отстроен».
В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки броненосцев нового типа – линейных кораблей.
Линкор «Севастополь»
Из фильма «История линкоров СССР»:
«Линкор – сокращение от словосочетания «линейный корабль». Так в России в 1907 году в память о парусных линейных кораблях 19 века назвали новый тип судов. Линкоры начали строить, исходя из опыта русско-японской войны 1904 года. Новые корабли должны были обладать мощным артиллерийским вооружением, высокой скоростью хода и повышенной боевой живучестью за счёт сильного бронирования. К тому времени подобные корабли уже начала строить Великобритания. Первый из них получил название «дредноут», и это имя стало нарицательным для всех линкоров».
Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь – от известных иностранных судостроительных заводов.
В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырёх вариантов судостроительной программы, разработанной морским Адмиралтейством. Её целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава.
Российская империя с 1909 по 1914 гг. построила 7 линейных кораблей. Тип «Севастополь» (4 ед.) строился на Балтийском заводе, тип «Императрица Мария» (3 ед.) — в Николаеве.
Из фильма «История линкоров СССР»:
«16 июня 1911 года в торжественной обстановке был спущен на воду «Севастополь», первый российский линкор – головной корабль из 4-х балтийских дредноутов. Через 3 года, когда уже бушевал пожар Первой мировой войны, линкоры «Севастополь, «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» были приняты на вооружение.
В ходе гражданской войны линкоры переименовали. «Севастополь» получил имя «Парижская коммуна», «Петропавловск» – «Марат», а линкор «Гангут» стал называться «Октябрьская революция».
Советский Союз собирался построить, но так и не построил ни одного линкора. Поэтому Ленинград и Севастополь во время Великой Отечественной Войны защищали царские линкоры.
Из фильма «Ложь Матильды. Оболганный Государь»:
Из интервью с Василием Бойко-Великим:
«Жители Санкт-Петербурга, которые интересуются своим городом, знают, что немцы остановились во время Второй мировой войны на равнине перед Ленинградом. Никаких рубежей, которые могли бы остановить немцев, не было. Не было речки, оврага, возвышенности. Пулковские высоты немцы взяли.
Непонятно, что их остановило на этой равнине после Пулковских высот до Ленинграда. Загадка такая…  Ну, понятно, что Жуков приехал, великий наш полководец, понятно, что отступать было некуда. Но можно было отступить ещё километр, два километра – голая степь.
Выясняется…  что немцы остановились ровно по той линии, которую достигала крупнокалиберная артиллерия царских линкоров.
Царские линкоры, созданные по программе царя Николая II, вошли в Неву, встали на якоря и своей артиллерией били по наступающим немцам и ровно до того момента, как снаряды достигали немецких позиций, ровно там они остановились, дальше они не смогли пройти».
Из фильма «История линкорного флота России»:
«План молниеносной войны «Барбаросса» не предусматривал морских сражений. Гитлер рассчитывал минами запереть красный флот в портах и уничтожить корабли авиацией, а базы флота захватить ударами с суши.
Но под Севастополем, под Ленинградом, под Мурманском молнии блицкрига замерли.
Когда не осталось ни танков, ни самолётов, у наземных войск появилась надежная опора, бог войны – артиллерия. Но это были особые орудия.
Лето 1941 года. Противник стремится овладеть островом Ханко, запирающим вход в Финский Залив, но натиск остановлен тяжёлыми орудиями 9-й батареи на платформах ТМ-3-12. Это были поднятые из-под воды орудия линкора «Императрица Мария».
В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.
Из фильма «История линкорного флота России»:
Леонид Амирханов, историк фортификации и флота:

«Здесь рядом с фортом располагался Малый Кронштадтский рейд, на котором базировались наши линкоры, знаменитые российские дредноуты, которые, правда, надо сказать, представляли собой, да простят меня моряки, самые настоящие плавучие батареи.
Они были построены для Балтики, но Балтика была тесна для них, поэтому, к сожалению, статистика подтверждает, 90 с лишним процентов своих стрельб эти линкоры сделали по береговым позициям, причём, первые выстрелы были сделаны в гражданскую войну, по форту «Красная горка».
В дальнейшем эти линкоры принимали активное участие в обороне Ленинграда, и о чем уже говорилось, именно линкоры и береговая артиллерия спасли Ленинград в годы блокады».
Линкор «Марат» (бывший «Петропавловск»)
Из фильма «История линкоров СССР»:
«12 сентября 1941 года. Немецкие войска начали генеральный штурм Ленинграда.
Положение города, как никогда, критическое. Все советские корабли и форты открыли огонь, не считаясь с расходом боеприпасов.
Среди канонады выделяется гром выстрелов орудий главного калибра линкоров «Марат» и «Октябрьская революция». Снаряды весом полтонны накрывали позиции противника в радиусе до 30 км.
Не менее тяжёлая ситуация складывалась и в Крыму. Враг стремился захватить главную базу Черноморского флота – Севастополь. Здесь на защиту города встал линкор «Парижская коммуна». Зимой 41-го черноморцы не пустили врага в Севастополь».
Из фильма «Ложь Матильды. Оболганный Государь»:
Из интервью с Василием Бойко-Великим:
«Там, конечно было несколько факторов, но это один из решающих факторов. Была ещё артиллерия дальнобойная Кронштадтских фортов, была там береговая артиллерия военно-морская.
Всё это создано трудами, и по благословению, и по заботе Императора Николая Александровича. Он лично курировал программу развития флота и флотской артиллерии.
Поэтому во многом тому, что Ленинград (Санкт-Петербург) не был занят немцами во Второй мировой войне, мы обязаны тоже императору Николаю Александровичу. И таких моментов можно очень много перечислять».
Из фильма «История линкоров СССР»:
«Мощная артиллерия этих кораблей наносила ощутимый урон немецким сухопутным силам и помогла не пустить врага сначала в Ленинград, а затем надолго задержала его в ходе героической осады Севастополя.
Дмитрий Стогний, сотрудник музея «30-я батарея»:
«Вот они, те самые 12-дюймовые орудия линкоров-дредноутов российского императорского флота. Здесь крайний правый ствол принадлежал черноморскому линкору «Императрица Екатерина Великая», изготовлен в 1914 году, а два других – с балтийского линкора «Гангут», изготовлены в 1916 и 1917 годах.
Снятые с них башни главного калибра до конца века охраняли Ленинград, Севастополь, Владивосток, а легендарная 30-я батарея несёт службу до сих пор.
Орудия делал Обуховский сталелитейный завод в Санкт-Петербурге. Несмотря на почтенный возраст, практически 90-летний возраст, эти орудия и по сей день служат российскому военно-морскому флоту и, видимо, послужат ещё долгие годы».
Столетний корабль «Волхов», спасатель подводных лодок, в составе российского ВМФ служит до сих пор
Из фильма «Государь-Император Николай II. Опережая время»:
Андрей Борисюк, историк:
«Весь линейный флот Советского Союза на сто процентов был представлен линкорами николаевского времени. Техника Николая II опережала время не просто на десятилетия, а, можно сказать, что и на века. Например, до сих пор в составе военно-морского флота на Чёрном море несёт боевую службу корабль «Волхов», спасатель подводных лодок, построенный при Николае II. Он до сих пор осуществляет настоящие боевые выходы, боевое дежурство».
Факт № 2. Романов-на-Мурмане и мурманская железная дорога защитили русский Север
Вы помните повесть Б. Васильева. «А зори здесь тихие»? Вы помните, что защищали девушки? А защищали они Кировскую железную дорогу, которая была архиважным стратегическим объектом. При Николае II она называлась Мурманской.
Строительство Мурманской железной дороги
Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»:
«1 августа 1914 года Германия объявила войну России. С этого момента тихая жизнь Кольского Севера заканчивается.
Уже осенью того же года начинается строительство нового российского порта для приема кораблей союзных войск Англии, Франции и Америки.
А на прибрежных сопках вырастают промышленные помещения и жилые дома нового города, который затем получит высокое имя: Романов-на-Мурмане.
Для организации обороны от внешних врагов была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, в её состав вошли такие корабли, как миноносец «Грозный» и «Властный», крейсер «Варяг» и линкор «Честный».
В далёком 1916 году, когда Россия вела тяжёлые бои с Германией, в торжественной обстановке состоялась церемония основания нового города. В этот день, 4 октября по новому стилю, на холме, где сейчас находится Дом культуры им. Кирова, была заложена памятная доска в основание нового Храма Святителя Николая Чудотворца.
Одновременно с закладкой города и порта уже завешалось строительство Мурманской железной дороги».
Необходимость строительства Мурманской железной дороги стала особенно острой в годы Первой мировой войны.
Стратегическая цель строительства – соединить Петроград с незамерзающим портом Мурманска для транзита грузов с военной техникой и продовольствием от союзников.
В декабре 1914 года было создано Строительное управление Мурманской железной дороги.
Решающее слово в утверждении маршрута принадлежало Николаю II. Из трёх предложенных вариантов император выбрал маршрут от Петрозаводска, добавив от себя: «Конечно, этот вариант лучший».
Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»:
«Задумайтесь: в январе 1915 года император Николай II утвердил ассигнование средств на строительство железной дороги в размере 330 млн. царских рублей, а к ноябрю 1916 года дорога была уже полностью завершена.
О том значении, которое придавал этому городу и Мурманской железной дороге Император, говорят столь значительные средства, выделенные на это строительство. И всё это в условиях тяжёлой Первой мировой войны.
На разных этапах строительства было задействовано более 170 тыс. человек: 100 тысяч рабочих из губерний Российской империи, 5,5 тысяч рабочих из Финляндии, 40 тысяч военнопленных, преимущественно венгров, австрийцев и немцев, 10 тысяч завербованных китайцев и даже 500 рабочих из Канады, около 2-х тысяч солдат железнодорожного батальона.
Путь протяжённостью более чем 1000 км от Петрозаводска до Кольского залива предстояло проложить в самые сжатые сроки и в кране сложных условиях, в почти безлюдной местности, в отрыве от баз снабжения, поскольку на всём протяжении пути от Петрозаводска до Колы не было ни одного населённого пункта.
И всё-таки, несмотря на все эти трудности, уже 23 апреля 1916 года на участке Мурман – Кандалакша открылось сквозное движение, а вся дорога от Петрозаводска до Мурмана была принята в эксплуатацию в ноябре 1916 года. Дорога, в народе её называли Мурманкой, была построена всего за 1 год и 6 месяцев. И это – без всяких ужасов репрессий, спецпереселенцев, десятков тысяч загубленных душ. Вот какой силой обладала «прогнившая» царская Россия.
Мировая история строительства железных дорог не знала подобных примеров.
К большому сожалению, наш город стал последним городом Российской империи. Германия с помощью большевиков, совершивших государственный переворот, разгромила русскую армию. Унизительный «Брестский мир» подписывала уже Советская Россия. А в 1918 году большевики вообще открыто вели переговоры с Германией о передаче всего Кольского полуострова этой стране с целью их контроля над Северными морями и Арктикой».
Строительство Мурманской железной дороги
Мурманская магистраль не смогла быть использована в Первой мировой воне, а во время Великой Отечественной войны эта железная дорога, которую в советское время назвали Кировской, связывала Европейский Север нашей страны с Мурманским портом, через который поддерживалась связь с союзниками. Именно сюда приходили техника, вооружение и продовольствие по ленд-лизу.
В сложнейших природно-климатических условиях (дорога проходила по болотам), на расстоянии, близком к линии фронта, под непрерывными бомбёжками и обстрелом диверсионных групп противника, через Кировскую железную дорогу осуществлялось снабжение армий Карельского фронта.
За годы войны по железнодорожным путям были переброшены сотни тысяч солдат и офицеров, осуществлены поставки продовольствия, медикаментов и вооружения на фронт, а также эвакуировано население и материально-техническая база в тыл. А в блокадный Ленинград были отправлены несколько эшелонов с рыбой.
Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»:
«Если Пётр I прорубил только окно в Европу, то Николай II распахнул для России широкие ворота в Арктику, чем до сих пор мы и владеем.
Романов-на-Мурмане и железная дорога к нему строились нашим Царём на века как форпост Российского государства.
Теперь, с высоты прожитых лет, мы можем твёрдо сказать, что наш Государь Николай II в смутное время для страны думал не о себе, а о России, то есть о нас с вами».
Факт № 3. 35-я батарея – последний оплот героической обороны Севастополя
Оборонительные сооружения «35 батарея» в Севастополе – одно из самых значимых артиллерийских укреплений Великой Отечественной войны.
Это место, которое является одним из самых святых для жителей Севастополя, место, которое в июне-июле 1942 года стало последним пятачком героической обороны города для оставшихся 80 тысяч его защитников.
Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»:
«Мыс Херсонес. Сюда, к 35-й береговой батарее в последний день июня 1942 года стекаются защитники города. Сорокаметровый уступ нависает над морем. Может быть, именно здесь началась история «Заветного камня»?
Раиса Степановна Холодняк, участница обороны Севастополя:
«Стрелять уже больше нечем, отбиваться нечем. Ночью спустились по этому спуску пологому под скалы батареи. Поползла я к одному, а у него нога перевязана:
– Давайте я вам помогу перебраться в безопасное место!.
Он на меня посмотрел:
– Где ж ты тут такое нашла, безопасное место? Ты видишь, у меня патроны есть, гранаты, видишь, есть, и с этого места я никуда не уйду».
35-я батарея, центральный вход. В наши дни
Решение о строительстве укреплений на полуострове Херсонес было принято императором Николаем II 21 мая 1911 года, для чего была выделена сумма в 8 млн. рублей.
Причиной, по которой было принято решение о возведении хорошо укреплённых береговых батарей под Севастополем, послужил провал обороны крепости Порт-Артур во времена русско-японской войны.
По плану здесь должно было быть размещено две мощных батареи со сверхкрупным калибром с северного и южного флангов.
Возведение фортификационных сооружений началось в 1912 году.
Колоссальное сооружение, уходящее в землю на 27 метров, могло выдержать попадание трёх 2-тонных авиабомб в одну точку и было защищено от проникновения всех видов отравляющих веществ.
Для сооружения 35-й батареи потребовалось больше бетона, чем для строительства ДнепроГЭС.
Две орудийные башни, изготовленные в 1914-1916 гг. на Обуховском заводе были оснащены четырьмя 305-мм орудиями.
Батарея могла удерживать круговую оборону, зона обстрела суши достигала на севере Бахчисарая, на юге – Симеиза.
Приборы управления стрельбой находились на глубине 25 метров.
Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»:
«Огромная цилиндрическая яма диаметром в несколько десятков метров. Это всё, что осталось от одной из башен батареи. Но башни – это только верхушка айсберга. Гигантские штольни уходят на глубину 10-этажного дома, бетона уложено, как при строительстве ДнепроГЭС, целый город с лазаретами, командными пунктами, электростанцией. Десятки тысяч человек нашли здесь убежище в те июльские дни 42-го».
35-я батарея. Яма от одной из башен
Революция и гражданская война прервали строительство, оно было завершено только в 1928 году.
Когда в 1941 году немецкие войска вторглись на территорию Крыма и подошли к Севастополю, их ждал поистине «тёплый приём».
Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»:
«К середине октября 41-го года противник, овладев практически всем Крымским полуостровом, блокирует Севастополь с суши. Все попытки по освобождению Крыма удачи не приносят.
И только Севастополь продолжает вести героическую оборону. 250 дней! Такой осады не выдерживала ни одна крепость мира. Нигде и никогда более неприятель не использовал такую мощь артиллерии. На 1 кв. метр оборонных линий сброшено более тонны снарядов и авиабомб».
Защитники города держали оборону больше 250-ти дней и ночей, и только в июле 1942 года он был захвачен оккупантами, которые потеряли здесь около 300 тысяч своих солдат и офицеров.
Условия местности на подступах к Севастополю не позволяли немцам взять город штурмом, пока не сдались два ключевых объекта обороны: Инкерман – природная крепость с неприступными скалами и 35-я батарея, уничтожавшая технику и живую силу противника на дальних подступах к городу.
Её не могли уничтожить несколько гитлеровских батарей, гаубиц и мортир. Именно для 35-й батареи немцы доставили под Севастополь знаменитую суперпушку «Дора» калибра 800 мм.
Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»:
«По специально проложенным путям доставлено самое тяжёлое оружие в истории войн – пушка «Дора», которая была спроектирована для разрушения наиболее мощных сооружений линии «Мажино».
Первого июля, когда немцы уже хозяйничают в городе, 35-я береговая батарея продолжает вести огонь. Неприступная крепость наводит на неприятеля панический страх. Укрепрайоны Севастополя немцы называют уважительно: форт».
Легендарная береговая 35-я батарея оттянула на себя и удерживала в течение длительного времени одну из лучших армий Вермахта, что повлекло за собой значительное ослабление позиций гитлеровских войск под Сталинградом.
Из фильма «Битва за Чёрное море. Береговые батареи»:
«Здесь, на западном крае севастопольской земли, в казематах 35-й батареи и на несколько километров вокруг неё скопились десятки тысяч защитников Севастополя. Данные об их количестве разнятся: от 30 до 97 тысяч человек.
Здесь же военный совет севастопольского оборонительного района принимал решение об оставлении Севастополя. В ночь на 2 июля, выстрелив последний боезапас, 35-я батарея, гордость отечественной фортификации, была взорвана.
Героическая и трагическая севастопольская оборона подошла к концу. Она вошла в историю не только как эпопея грандиозного подвига, но и как самая ожесточённая в истории войн артиллерийская дуэль.
Вадим Ханаев, историк:
«Немцы считали Севастополь самой сильной крепостью в мире. И когда мы говорим об обороне Севастополя, мы должны учитывать, что фактически это единственная столь долговременная оборона, 250 дней, которая велась не в городе, как в Сталинграде, допустим, уличные бои, а на подступах к городу, то есть на оборонительных рубежах.
И в этой связи мы действительно можем признать, что Севастополь был идеальной крепостью с отличным гарнизоном. Здесь сошлись все факторы в один.

И поэтому мы можем считать, что, несмотря на то, что Севастополь был немцами взят ценой колоссальных потерь с их стороны, что под Севастополем мы одержали очень важную победу, потому что мы задержали наступление немцев на Кавказ и Сталинград, как минимум, на полгода.
И поэтому в истории нашей окончательной победы в Великой отечественной войне и в истории битвы за Чёрное море очень важным элементом является оборона Севастополя».
Факт № 4. Транссибирская магистраль спасла Москву и обеспечила тыл в Великой Отечественной войне
Из фильма «Железная дорога в Российской империи»:
«К 1917 году в стране действовали 74 железные дороги. Паровозы и подвижной состав для них производили 20 отечественных заводов.
Пройдя многотрудным путём, Россия превратилась в крупнейшую железнодорожную державу мира».
Фрагмент из фильма «Экономика при Николае II. История России ХХ века»:
«Безусловно, что автором реформ в России выступала именно царская власть.
Очень важным в русской монархии было обстоятельство, отмеченное русским философом Иваном Солоневичем: «Государь стоял над интересами различных групп и классов».
Это очень хорошо было видно на примере реализации дальневосточной программы, а также на примере строительства Сибирского железнодорожного пути. В сооружении этой дороги был заинтересован средний класс.
При этом чиновничество не видело смысла в строительстве Транссиба, а также в освоении Дальнего Востока.
И только Император своей волей осуществил этот проект».
Строительство Транссибирской магистрали
В одной из прошлых лекций мы уже говорили о значении Транссибирской магистрали для развития страны.
Но в годы Великой Отечественной войны она сыграла решающую роль в победе.
Из фильма «Декабрь 41-го. Спасти Москву»:
«Осень 1941 года стала самым тяжёлым периодом Великой Отечественной Войны.
Враг прорвался к самой Москве. В середине октября немцы вышли на окраину подмосковных Химок, и генералы Вермахта в мощные бинокли рассматривали башни Кремля.
Красная армия отступала на всех фронтах, испытывая нехватку боеприпасов и провианта.
В самой столице начались перебои с хлебом. На глазах у москвичей сапёры минировали предприятия, мосты и железнодорожные пути. В воздухе повисло нехорошее предчувствие скорого поражения.
Михаил Мягков, доктор исторических наук:
«Шоссе энтузиастов было запружено массой народу, была сюрреалистическая такая картина, когда от здания ЦК поднимался чёрный дым, видимо, жгли документы, и на землю падал чёрный мокрый снег».
А положение на фронтах было тяжёлым и непредсказуемым. Высшее руководство СССР фактически не знало реального расклада сил на подступах к столице, не имело сведений о дислокации частей Красной Армии и войск Вермахта.
Маршал победы Георгий Жуков вспоминал:
«Сталин болел гриппом, но работал. Поздоровавшись кивком головы, он предложил посмотреть на карту и сказал: «Вот, смотрите, какая сложилась обстановка на западном направлении. Не могу, говорит, добиться ясного доклада, что происходит сейчас, где противник, где наши войска. И если вы можете, поезжайте немедленно в штаб Западного фронта, разберитесь там с обстановкой и позвоните мне в любое время суток, я буду ждать».
Даже через три четверти века впечатляют откровения маршала, вспоминающего свой проезд по передовым линиям обороны осенью 41-го: «На западном направлении, особенно на участке западного фронта, сложилась крайне опасная обстановка, что все пути на Москву, по существу, были открыты, т.к. на Можайской линии, где находились наши небольшие части, они, естественно, не могли остановить противника, если бы он двинул свои войска на Москву».
Военный эшелон
Вот что пишет Валерий Хатюшин, главный редактор журнала «Молодая гвардия»:
«Осень 1941 года. За первые четыре месяца Великой Отечественной войны в боях с европейскими фашистами погибли два с половиной миллиона советских военнослужащих, три с половиной — были взяты в плен, полтора миллиона — дезертировали.
Фактически советская армия на тот момент была разгромлена.
Противостоять германской лавине, подходившей к Москве, по большому счёту было некому.
В Москве это все понимали. Правительство и его учреждения были эвакуированы, тело Ленина — вывезено в Тюмень, а основные крупные здания в центре столицы — заминированы. Да, ударили сильные холода, но они не спасли Москву.
И реальное чудо было не во внезапных морозах, а совсем в другом.
Поистине фантастическое, почти невозможное чудо совершил Николай Второй.
За время своего правления он осуществил проект будущего века: построил Транссибирскую магистраль — железную дорогу длиной девять тысяч километров, соединившую центр страны с Владивостоком.
Строили её практически вручную — через непроходимую тайгу, сибирские реки и горы, с помощью лопаты, кайла, кувалды и лошадей.
Даже нынешний полёт наших космонавтов на Луну выглядел бы менее значимым и менее блистательным, нежели тот подвиг русских рабочих и русских инженеров.
Только Провидение, знающее будущие перипетии истории, могло толкнуть на этот грандиозный шаг великого царя во имя своей великой России.
Осенью 1941 года Сталин, в конце концов, поверил нашей разведке, что Япония не вступит в войну с СССР.
И в десятидневный срок по Транссибирской магистрали была переброшена Дальневосточная армия вместе с вооружением и сибирскими резервами.
Да, это именно она промаршировала по Красной площади на параде 7 ноября. Именно они, дальневосточники и сибиряки, отстояли Москву и отбросили немцев от столицы.
Не будь Транссибирской железной дороги, в столь быстрый срок не удалось бы перебросить с Дальнего Востока к Москве войска и вооружение. И Москву пришлось бы сдать» 1.
Из фильма «Декабрь 41-го. Спасти Москву»:
«Документы свидетельствуют: контрнаступление – холодный расчёт ставки, основанный на данных разведки. Япония не нападёт на СССР раньше 1944 года, и потому свежие, хорошо обученные воинские соединения с Дальнего Востока и из Сибири были срочно переброшены под Москву».
Из фильма «Романовы. Царское дело. Фильм 5»:
«Ещё до реформ Столыпина Государь передал крестьянам-переселенцам из центральной России лучшие Алтайские земли, находившиеся в его личной собственности.
Дмитрий Матлин, историк:
«Это были молодые здоровые семьи, крепкие хозяева. У них стали рождаться дети. Эти дети, спустя 20-30 лет, очень помогли в 41-м году отстоять Москву. Помощь пришла именно из Сибири. И вот так, может быть, опосредованно, и Николай II, и покойный Пётр Аркадьевич Столыпин спасли нашу страну уже в 1941 году».
Из фильма «Поезда, выигравшие войну»:
«В битве под Москвой Вермахт потерпел первое серьёзное поражение с начала Второй мировой войны. Немецкие генералы в своих мемуарах позже объяснят его двумя неприятными сюрпризами: внезапным появлением у Жукова резервных дивизий и трескучими русскими морозами».
Из фильма «Государь-Император Николай II. Опережая время»:
Из интервью с Владимиром Лавровым, доктором исторических наук:
«Вы представьте себе: 9 тысяч километров до Владивостока! Для ХIХ – начала ХХ веков это как проект полёта на Луну в ХХ веке. Говорили, что такое невозможно: огромное количество мостов, туннелей. Построили! Я вам вот что скажу: благодаря Николаю II мы в 1941 году не сдали Москву, благодаря Транссибирской магистрали, которую Николай II построил в 1904 году. Почему? Москву в 1941 году спасли дивизии, переброшенные с Дальнего Востока, и эти дивизии перешли в наступление и выиграли Московскую битву. Но если бы не было Транссибирской магистрали, они что, пешком бы шли 9 тыс. километров? Нет! Николай II создал то, что нам пригодилось, так что спасибо Николаю Второму!»
Эвакуация завода на восток по железной дороге
Хочется добавить к этому, что не только спасение Москвы удалось осуществить благодаря Транссибирской магистрали.
В кратчайшие сроки по этой магистрали удалось перебросить из европейской части России в Сибирь важнейшие оборонные и стратегические предприятия, а также эвакуировать население и организовать в тылу производство и обеспечение фронта военной техникой и всем необходимым.
Из фильма «Поезда, выигравшие войну»:
«Врага удалось отбросить от Москвы. В тыл эвакуировано 2,5 тысячи предприятий и 18 млн. человек. Не хватает угля – паровозы топят дровами. Потеряно до 700 локомотивов, и машинисты в нарушение всех норм цепляют к поезду дополнительные вагоны. Поезда идут даже под бомбёжками и артобстрелами».
Было создано стратегическое преимущество, которое и обеспечило усиление нашей армии и дальнейшую победу. Поэтому значение Транссиба для итогов Великой Отечественной войны трудно переоценить.
Из песни «Из тайги, тайги дремучей…» 2:
Из тайги, тайги дремучей,
От Амура, от реки
Молчаливо грозной тучей,
В бой идут сибиряки.

Знай, Сибирь: в лихие годы,
В память славной старины,
Честь великого народа
Отстоят твои сыны.
Русь свободная воскреснет,
Нашей верою горя,
И услышат эту песню
Стены древнего Кремля.

Из видеофильма «Николай II. Отречение, которого не было»:
Пётр Мультатули, канд. истор. наук:
«В войну поколение молодых ребят, героев-комсомольцев, оно либо пало в 41-м году, либо попало в плен. Большинство полегло. А вот этот второй призыв, следующий призыв, там уже шли мужики по 35-40 лет, это они побеждали, а это были люди, в основном, очень многие из которых прошли Первую мировую войну и почти все крещёные. У нас ребята, которые работают на раскопках убитых, они, говорят, находят ямы, там огромное количество складней крестов, иконок, поэтому это тоже ведь русская цивилизация выиграла, «русская» – в широком смысле слова».
Наталья Поклонская с иконой царя во время шествия «Бессмертного полка»
Таким образом, мы видим, как стратегические решения и деяния Николая II сыграли решающую роль в победе народа в ВОВ.
Поэтому идея Натальи Поклонской пройти с портретом царя во время шествия «Бессмертного полка» имеет под собой серьёзные основания даже для тех, кто не понимает духовного подвига Николая Второго и той жертвы, которую он принёс для спасения России.

Неизвестные факты достижений Российской империи в экономике, промышленности и сельском хозяйстве
Первая подводная лодка, первый автомобиль, первый самолёт, первый трамвай, первая электростанция и ещё много чего!
Смотрите и читайте о русском экономическом чуде начала ХХ века и личном вкладе Николая II в развитие страны:
Объём ВВП – третий в мире после США и Англии.
Темпы роста промышленного производства и производительность труда опередили Европу и США.
Строятся десятки городов: Новосибирск (Ново-Николаевск), Бодайбо, Мурманск (Романов-на-Мурмане), Североморск, Уссурийск, на юге страны деревни превращаются в города-курорты – Туапсе, Сочи, Геленджик, Кисловодск, Армавир и другие.
К 1917 году Россия – крупнейшая железнодорожная держава: построено 74 железные дороги, в т.ч. самая крупная до сих пор в мире Транссибирская магистраль, вошедшая в книгу рекордов Гиннеса, скорость постройки железных дорог – 5,5 км в сутки;
20 заводов, выпускающих железнодорожные локомотивы и по сей день, построены в царской России.
К 1913 году в России – самый большой в мире речной флот.
С нуля создана отечественная авиация и авиация морского базирования, выпущено 5600 самолётов за 6 лет.
С нуля построено 78 подводных лодок за 14 лет.
Самый большой золотой запас в мире!
И многое другое…

О чём ещё вы узнаете из лекции?
Почему западные экономисты предрекали России мировое лидерство?
Как В. Ленин присвоил план электрификации страны, созданный ещё в царской России? Какие ещё достижения Российской империи были позаимствованы большевиками и записаны ими себе в заслуги?
Когда на самом деле проектировался московский метрополитен?
Почему Российская империя кормила всю Европу?
Почему крестьянам к 1917 году принадлежало 95% земель, а мы до сих пор считаем, что они были безземельными?
Какие земли, бывшие в личной собственности Николая Второго, он передал крестьянам?
Почему российский рубль не зависел от доллара и валют других государств?
Почему зарубежные инвесторы хотели вкладывать миллиардные капиталы в российское производство?
Автор лекции: Г.Л. Павлова.
Познакомиться с другими лекциями цикла «Отречёмся от старого мифа»


© Copyright: Леонид Крупатин, 2019
Свидетельство о публикации №219022300310
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Леонид Крупатин
Рецензии
Написать рецензию
35-40-летним мужикам - участникам Великой Отечественной, в 1914-18 гг. было от 8 до 17 лет. В этом возрасте "очень многие" из них "прошли Первую мировую войну"? И это утверждает кандидат исторических наук? Горе историческим наукам!

Они были почти все крещёные? Вот это правда! Непонятно только почему эти крещёные проиграли две войны подряд в 1905 и в 1918 гг?

На раскопках убитых, находят огромное количество складней, крестов, иконок? А остатков походных церквей не находят? Это очень интересно звучит, если вспомнить, что 35-40-летние в 1941-45 гг. - это те самые пионеры и комсомольцы 1920-30-х годов, громившие церкви, устраивавшие "комсомольские крестины", "антикрестные ходы" и т.п.

А у Н.А.Романова в Победе лишь одна заслуга - что он привёл Россию к революции.

С улыбкой

Игорь Семенников   23.02.2019 16:34   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Или ты не похмелился, или тебя рано выписали недолеченного!..

Леонид Крупатин   23.02.2019 16:59   Заявить о нарушении / Удалить
И в том и в другом -не угадал. Со статьёй - уже три ошибки. )))

Игорь Семенников   23.02.2019 17:05   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания


© Copyright: Леонид Крупатин, 2019
Свидетельство о публикации №219030700673
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Леонид Крупатин
Рецензии
Написать рецензию
Статья верно затрагивает факты о том, что многое, что было с успехом реализовано в советское время, обдумывалось в царское время.
Но заслуги в принятии решений статья указывает ложно.
Только на симпатии, не основанной фактами, приписывает решение 1907 года о финансировании флота заслуге царской власти.

Экономика тогдашней России - почти полностью во власти иностранного капитала. В "Мои воспоминания" корабела Крылова
есть и моменты, говорящие о почти половинной доле в стоимости корабля взяток при выборе подрядчика.
Был такой журналист Меньшиков М.О. (1859 - 1918). По влиянию его усилий на принятие стратегических решений в армии - он реальный царь.
Именно его очень и очень многократные униженные просьбы к правительству вложить деньги не в строительство крепостей, а во флот,
- и дали тот положительный эффект во флоте,
который упоминается в статье о Великой отечественной.
Царская власть не занималась такими "мелочами".

Ещё к ложному в статье: "Россия кормила Европу" - не сколько ложь, сколько дебилизм.
Россия производила около 300 кг. хлеба на душу и продавала. Т.е. на душу оставалось около пол кило зерна в день.
Германия производила 500 кг на душу в год и покупала ещё.

У автора тогда можно спросить: а если б геройская "царская власть"принудила бы и оставшиеся пол кило зерна продать -
она была бы ещё более заслуженная?

Т.е., скорее всего, суть написанных замечаний известна автору, но попытки дебилизировать читателя, не знакомого с сутью процессов, всё ещё эффективны в силу ненаказуемости подобных ложных текстов.
Развращающие - в полноте власти, подкреплены Трампами и Меркелями. - Мощное оружие, да и эти зелёненькие бумажки,
не правда ли?

Георгий Сотула   07.03.2019 14:29   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
А подкрепить ваши возражения на содержание статьи ссылкой на исторические документы вам слабо? Так вы против автора или против царя, или против России выступаете? Против авторов этой статьи вы просто "моська". Прорывается ваша национальная черта - всех учить, разоблачать, перестраивать...

Леонид Крупатин   07.03.2019 21:19   Заявить о нарушении / Удалить







ЛЕКЦИЯ.ОТРЕЧЁМСЯ ОТ СТАРОГО МИФА.


Отречёмся от старого мифа! Россия в период правления императора Николая II. Лекция 1. Уникальные, ранее неизвестные факты достижений Российской Империи во многих областях русской жизни
 История
Опубликовано 29.05.2018
Отречёмся от старого мифа! Россия в период правления императора Николая II. Лекция 1. Уникальные, ранее неизвестные факты достижений Российской Империи во многих областях русской жизни


О русском экономическом чуде начала ХХ века и личном вкладе Николая II в развитие страны.

Часть 1. Уникальные, ранее неизвестные факты истории России. Достижения во многих областях русской жизни: строительство дорог и городов, рост промышленности, успехи сельского хозяйства, новые технологии и изобретения, финансовая реформа, а также проекты, присвоенные большевиками после революции.

Автор лекции: Г.Л. Павлова.

Отречёмся от старого мифа!
Россия в период правления императора Николая II
Лекция 1
Введение

Россия в период правления императора Николая II

В этом году наша страна подошла к 100-летию свержения самодержавия, приведшего к катастрофическому слому многовекового уклада русской жизни.

В период между февралём и октябрём 1917 года российским гимном была так называемая «рабочая Марсельеза». Она впервые была опубликована в журнале «Вперёд!», который издавал в Лондоне революционер-народник Пётр Лавров. С текстом французской «Марсельезы» текст Лаврова не имеет ничего общего, но именно он получил в России популярность. Она начиналась со слов «Отречёмся от старого мира…»

Наряду с этим была создана целая мифология с целью оправдания революции, «отречения от старого мира» и установления господства новой политической и идеологической доктрины.

У многих современных людей укоренилось представление о дореволюционной России как о сонном царстве из «мёртвых душ», в котором до революции ничего не было, а потом всё появилось.

Я училась в советской школе и хорошо помню, как нам внушали, что самодержавие – зло, прогнивший и отживший институт, тормозящий прогресс цивилизации. Что его свержение было неизбежно, оно было необходимо для развития общества. Потому что Россия была отставшей, аграрной, «лапотной» страной, ей требовалось обновление. Царя называли «кровавым» из-за событий на Ходынке и «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года. А также бытовало мнение, что царь, конечно, был хороший человек, семьянин, но был слаб, безволен и управлять страной не умел и не хотел, поэтому дошло до революции и отречения. И вина за последующие бедствия складывается на него же.

Несмотря на коренной слом советской идеологической доктрины после «перестройки», многие из стереотипов и мифов в отношении царя и дореволюционной России благополучно перекочевали в сознание современных людей.

К сожалению, большинство современных школьных учебников также рисуют облик Николая II, который не соответствует действительности: в них нередко умалчивается или принижается вклад императора в развитие страны. А самому государю приписываются мнимые недостатки, которые были широко растиражированы как либеральными средствами массовой информации в начале прошлого века, так и советской пропагандой.

Не отстают в шельмовании царя и современные мифотворцы.

Современные мифы отличаются ещё большим невежеством и глупостью и изрекаются с каким-то непостижимым озлоблением, что можно увидеть в комментариях в социальных сетях.

Нет, наверное, в мировой истории правителя столь незаслуженно, несправедливо и чудовищно оболганного и преданного своим народом.

Однако в обществе, особенно в последние два десятилетия, всё больше появляется книг и публикаций, которые открывают совершенно иную картину.

Множество исследователей, учёных, писателей и публицистов на основе архивных документов, которые до недавнего времени имели гриф «секретно» и «совершенно секретно», дневниковых записей членов царской семьи, воспоминаний современников императора, в том числе на базе ранее недоступной эмигрантской литературы, рисуют абсолютно иной облик Николая II.

Постепенно открывается правда о царе и дореволюционной России, которую мы не знали.

«Отречёмся от старого мифа!» – так называется серия лекций, в которых мы на основе многочисленных источников попробуем расширить наши представления, узнать и проанализировать факты.

Какой была Россия в период правления императора Николая II? Он правил страной 23 года (с 1894 по 1917 год).

Рассмотрим основные сферы жизнедеятельности страны.

Экономика
В конце 19 – начале 20 веков Россия переживала небывалое расширение своих границ, которого не было ни до, ни после.

К 1917 году Россия занимала 1/6 часть земной суши и входила в пятёрку самых развитых и благополучных стран мира.

Россия в период правления императора Николая II

В начале XX века западные журналисты, командированные в нашу страну, писали о русском экономическом чуде.

По уровню промышленного производства Россия занимала 4-е место в Европе и 5-е в мире, уступая по важнейшим показателям лишь США, Германии, Великобритании и Франции.

Посмотрите на таблицу. Согласно наиболее широко используемой оценке британского историка экономики Энгаса Мэддисона здесь приводится сравнение валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Империи с крупнейшими экономически странами мира, в млрд. долл. США (данные на 1913 год – последний год перед войной).

1913 г.
Британская Империя 986
США 917
Российская Империя 464
Германия 440
Китай 428
Франция 299
Австро-Венгрия 177
Япония 163
Италия 162
«Таким образом, мы можем видеть, что ВВП Российской Империи значительно уступал лишь ВВП США и Британской Империи, с другими же странами разница была не столь значительна. При этом… не стоит забывать, что цифры для Великобритании даны с учётом всех колоний и заморских территорий. Если же их не считать, то британский ВВП по размеру будет близок к ВВП Российской Империи» (из статьи «Николай II» на сайте Руксперт).

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

В стране строились города, железные дороги, новые предприятия.

Например, великая Транссибирская магистраль, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая длинная дорога в мире и которая связала Дальний Восток с Европейской частью России, – детище Николая II.

Согласно высочайшему повелению императора Александра III 19 (31) мая 1891 года Николай Александрович, будущий император Николай II, во время путешествия по странам Востока торжественно открывает близ Владивостока (Куперовская падь) строительство Транссиба. На церемонии закладки цесаревич собственноручно отвёз тачку земли на полотно дороги. Создаётся имперский Комитет по строительству магистрали, который возглавил цесаревич Николай Александрович. В дальнейшем, будучи императором, он руководил всеми этапами проекта, искал деньги и определял конфигурацию трассы.

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

На протяжении этой железной дороги возникло более 200 населённых пунктов и третий по численности населения город России – Новосибирск, который возник на царских кабинетных землях, наследных землях русского монарха. 28 декабря 1903 (10.01.1904 по новому стилю) Государь Император Николай II подписал рескрипт № 747-471903 о создании безуездного города, который до 1926 года носил имя Ново-Николаевск в честь своего создателя и который сейчас по праву считается столицей Сибири.

Экономическая политика была мудрой:

применялось льготное налогообложение и кредитование,
организовывались промышленные ярмарки,
развивались средства связи.
Государство всемерно поддерживало науку и изобретения.
Был взят курс на модернизацию промышленности и прогрессивную столыпинскую аграрную реформу.
В начале 20 века Россия переживала настоящий экономический бум.

Во многих отраслях она занимала ведущие позиции на мировой арене:

– Темпы роста национального дохода – 1-е место в мире.

– Темпы роста производительности труда – 1-е место в мире.

– Уровень концентрации производства – 1-е место в мире.

(Данные из сборника «Мировое хозяйство. Сборник статистических материалов за 1913-1927 гг.» и др. источников).

Промышленность

Россия в начале 20 века была:

– одним из крупнейших в мире производителей продукции цветной и чёрной металлургии;

– одним из крупнейших в мире производителей продукции машиностроения;

– одной из крупнейших в мире стран по объёму добычи угля.

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

К 1913-1914 годам Россия вышла на полное самообеспечение по углю.

В 1913 году царская Россия занимала 4-5-е место в мире по выплавке чёрного металла, при этом темпы роста производства стали у неё были вторыми (уступали только мировому лидеру – США, а на некоторых отрезках – Германии).

Посмотрите на таблицу:

Выплавка стали (в млн. тонн) Добыча угля (в млн. тонн)
Россия 4,9 (16,5%) Россия 35,4 (14%)
Франция 4,7 (10%) Франция 43,8 (4%)
США 25 (25%) США 517 (15%)
Германия 16 (14%) Германия 270 (12%)
Великобритания 8,7 (4,5%) Англия 290 (1,5%)
Австро-Венгрия 2,5 (5%) Австро-Венгрия 15,5 (7%)
В скобках – темпы прироста, усреднённые среднегодовые в 1909-1913 гг.

Источники: «Мировое хозяйство. Сборник статистических материалов за 1913-1927 гг.»; Паламарчук В. «История народного хозяйства Германии в 1871-1914 г.».

«В период предвоенного времени в 1910-1913 гг. имел место промышленный рост в 7,5 %.

Выплавка чугуна увеличилась за 20 лет почти в четыре раза; выплавка меди – в пять раз; добыча марганцевой руды также в несколько раз. Только за 1909-1913 гг. тяжёлая промышленность выросла на 174 %, а лёгкая на 137 %. В целом за период 1887-1913 гг. промышленное производство в России увеличилось в 4,6 раза, страна вышла на 4-5 место в мире по абсолютным размерам добычи железной руды, угля и выплавке стали. Доля России в мировом промышленном производстве возросла с 3,4 % в 1881 году до 5,3 % в 1913. По общему объёму промышленного производства Россия вышла на 5-6 место в мире».

Посмотрите, как росло производство основных видов промышленной продукции.

Производство основных видов промышленной продукции в 1887-1913 гг., млн. пудов

Виды продукции 1887 г. 1900 г. 1913 г.
Чугун 36,1 176,8 283
Уголь 276,2 986,4 2215
Сталь и железо 35,5 163 246,5
Нефть 155 631,1 561,3
Хлопок (переработка) 11,5 16 25,9
Сахар 25,9 48,5 75,4
«По добыче нефти Россия заняла первое место в мире в 1901 году, обогнав американских добытчиков, и стала претендовать на звание глобальной энергетической державы. Впоследствии американцы вернулись на первое место, однако второе место прочно занималось Россией» (сайт Руксперт, статья «Николай II»).

Россия – крупнейший в мире экспортёр продукции текстильной промышленности.

А знаете ли вы, что весь Китай ходил в нашем ситце, и даже Индия, которая традиционно была лидером в производстве тканей, покупала нашу мануфактуру?

Вы видите на диаграмме, как менялось соотношение импорта и отечественного производства страны с 1913 по 1917 гг. Синий цвет – импорт, красный – отечественное производство.

Россия в период правления императора Николая II

Источник: Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы Первой Мировой войны.

До недавнего времени нашу страну называли «сырьевым придатком», пока благодаря «санкциям» мы не начали развивать собственное производство.

При императоре Николае II Россия сырьевым придатком не была!

Он категорически запретил вывоз из России круглого (необработанного) леса и экспорт сырой нефти. Только нефтепродукты Россия поставляла за границу, и российское моторное масло было лучшим в мире.

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

С 1885 по 1913 гг. промышленная продукция выросла в 5 раз, превысив темпы промышленного роста наиболее развитых стран мира.

«Промышленный рост сопровождается внушительным ростом производительности труда, в основном за счёт технического перевооружения, а также за счёт внедрения различных форм научной организации труда. В России создаётся своя школа научной организации труда, в периодической печати появляется серия статей по этой теме. К началу Первой мировой войны в России было 8 заводов, применявших научную организацию труда, тогда как, например, во Франции – лишь один». (Источник: Шаляпина Е. Л. Россия в период царствования Императора Николая II: некоторые факты. https://cont.ws/@ruspole-org/663950).

«Как по темпам роста промышленной продукции, так и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире, опередив в этом даже США. Хотя по абсолютным объёмам продукции и производительности труда ещё наблюдалось значительное отставание.

Динамика объёма промышленной продукции, занятости и производительности труда в промышленности России и США (1869 = 100%)

Годы Продукция Занятость Производительность
Россия США Россия США Россия США
1869 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
1879 178,1 143,7 – 133,7 - 107,9
1890 193,6 277,5 173,6 200,5 111,5 139,1
1900 431,5 390,1 266,7 265,3 161,8 147,9
1913 850,3 757,8 384,3 403,0 221,3 189,0
Мы видим, что ещё в 1890 году США опережали Россию и по темпам роста продукции, и по производительности труда, однако в период с 1900 по1913 год положение изменилось, разрыв между Россией и США стал сокращаться. Бурный рост промышленного производства наблюдался практически во всех отраслях промышленности России.

Особенно высокими темпами в этот период развиваются металлообрабатывающая, химическая, нефтеобрабатывающая отрасли промышленности» (из книги О. Платонова «История русского народа в XX веке»).

Новые технологии

В начале ХХ века к характеристике успехов России было применимо слово «первый»: первая подводная лодка, первый автомобиль, первый самолёт, первый трамвай, первая электростанция и много других изобретений.

Например, первой в мире подводной лодкой с дизельным двигателем стала российская «Минога».

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

Именно Николай 2 основал подводный флот России. Более того, с 1903 по 1917 год Николай II организовал постройку 78 подводных лодок!!! За эти 14 лет было организовано не только производство первых опытных образцов (в общей сложности 11 штук), но и налажено серийное производство.

До Николая II подводных лодок в России не производилось вообще, а к 1914 году Российская империя располагала первым по численности подводным флотом из 78 лодок, в то время как Англия, занявшая второе место, имела 77.

Николай II уделял огромное внимание передовым военным технологиям. Кроме подводных лодок при нём появляются «летающие лодки» – авиация морского базирования, способная взлетать и приземляться как с авианосцев, так и с водной поверхности.

В период с 1913 по 1917 годы, всего за 5 лет, Николай II ввёл в состав войск 12 авианосцев, оснащённых летающими лодками М-5 и М-9 также отечественного производства!!!

Российская империя была мировым лидером по количеству и качеству авианесущей группировки.

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

Были и другие успехи.

Ежегодно строилось 2 тыс. км железных дорог.

С 1895 по 1906 гг. в 2 раза увеличился речной флот. Он был самый крупный в мире

В 1911 году в России был проведён первый опыт по созданию вооружённого самолёта, и уже к началу Первой Мировой войны (1914 год) императорский военно-воздушный флот был самым большим в мире и насчитывал 263 самолёта.

До 1917 года в Российской империи было открыто свыше 20 авиазаводов и выпущено 5600 самолетов. ВНИМАНИЕ! 5600 самолетов за 6 лет! Учитывая, что ранее самолётов у нас никогда не было. Таких рекордов не знала даже сталинская индустриализация. Более того, мы были первыми не только по количеству, но и по качеству.

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

После революции гениальный конструктор эмигрировал в США, где организовал вертолётный завод. Вертолёты Сикорского находятся в составе вооруженных сил США до сих пор.

Россия в период правления императора Николая II

Вы помните миф о «лампочке Ильича» и знаменитый лозунг: «Социализм-это советская власть плюс электрификация всей страны»?

План электрификации всей страны был создан при царском правительстве, а после революции присвоен большевиками, но об этом мало кто знает.

В книге д.и.н. Н.С. Симонова говорится о том, что на рубеже XIX–XX вв. Россия прошла начальный этап электрификации и накануне Октябрьской революции 1917 г. имела производственный и научно-технический потенциал, достаточный для опережающего развития электроэнергетики и освоения природных энергетических ресурсов. Автор разоблачает легенду советской историографии о решающем значении плана ГОЭЛРО в восстановлении народного хозяйства СССР в 1921–1929 гг.

«Отдельно стоит сказать про научное обеспечение электрификации дореволюционной России. Финансируемые из казны высшие учебные заведения выпускали инженерные кадры для отрасли. При поддержке императорской Академии наук регулярно проходили электротехнические съезды – с 1900-го по 1913-й год их состоялось восемь. На съездах обсуждались как конкретные планы строительства отдельных объектов, так и стратегические перспективы. Среди последних наиболее масштабным был проект, разработанный в начале ХХ века великим учёным Владимиром Вернадским. Он предусматривал создание к 1920 году на всей территории страны широкой сети электростанций, энергия которых могла питать новые промышленные районы. Собственно, именно эти идеи и легли в основу будущего "ленинского" плана ГОЭЛРО…

В Москве был построен крупный завод "Динамо", производивший электромоторы и генераторы по западным технологиям, но из местных деталей. Тогда же открылась фабрика "Светлана" – первый в стране производитель электрических ламп по патентам Эдисона…

НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ОБ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ РОСИИ:
1895- Первая электростанция на р. Большая Охта в Петербурге.
1895- первая ГЭС на р. Подкумок между Кисловодском и Ессентуками для освещения курортов.
1901 – первые Электростанции в Курске и Ярославле.
1902 – Георгиевская электростанция в Москве.
1908 – первая электростанция в Чите.
1909- Гиндукушская ГЭС на р. Мургай в Туркмении.
1911- раушская Набережная электростанция в Москве.
1912- электростанции во Владивостоке.
1912-14 – строительство и запуск крупнейшей в мире торфяной теплоэлектростанции «Электропередача» Богородск (Ногинск)
1915- Московский электроламповый завод
К 1917 г они имели суммарную мощность около 19 Мгвт.

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

А в 1912 году множество компаний и банков объединились в консорциум по строительству гидроэлектростанции на днепровских порогах – будущего Днепрогэса. Экспертизу проекта провели немецкие специалисты; они же предложили проложить в обход будущей ГЭС канал, который сделал бы Днепр судоходным. Строительство примерной стоимостью 600 млн. золотых рублей должно было начаться в 1915 году. Но ему, как и многим другим проектам, помешала Первая мировая война.

В 1913 году мощность всех электростанций России достигла 1 млн. 100 тыс. киловатт, а выработка электроэнергии – 2 млрд. киловатт-часов. По этому показателю Россия занимала восьмое место в мире, отставая не только от лидировавших США (там было уже 60 млрд.), но даже от крошечной Бельгии.

И все же производство электричества в России росло быстрее, чем во всех других странах, кроме Штатов, – на 20-25% в год. Подсчитано, что при таких темпах к 1925 году наша страна стала бы первой в мире в этой области.

В декабре 1917 года инженер Глеб Кржижановский, принимавший участие в работе Общества освещения, существовавшего в дореволюционной России, добился приёма у Ленина, с которым был знаком с молодости, для двух виднейших членов общества Радченко и Винтера. Они рассказали главе нового правительства об уже имевшихся планах электрификации страны. Но тут началась Гражданская война, после которой в 1920 году страна произвела всего 400 млн. киловатт-часов электроэнергии – в пять раз меньше, чем в пресловутом 1913-м.

Только 21 февраля 1920 года Ленин подписал распоряжение о создании Государственной комиссии электрификации России (ГОЭЛРО). Возглавил комиссию, как нетрудно догадаться, Глеб Кржижановский. Реализация плана ГОЭЛРО шла невиданными в истории темпами. И причиной тому был не только энтузиазм народа, о котором нам говорили прежде, но и ряд весьма теневых аспектов. Значительную часть строителей составляли не только призванные в так называемые "стройтрудармии" бойцы, но и заключённые. А для финансирования программы широко распродавались сокровища отечественной культуры. А также зерно – и это в тех условиях, когда во многих регионах страны, и в первую очередь в Поволжье и на Украине, свирепствовал голод». (Источник: Симонов Н.С. Развитие электроэнергетики Российской Империи: предыстория ГОЭЛРО. – М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 с. https://mestialibi.ru/?p=18638).

Как ДнепроГЭС, так практически все стройки первых пятилеток были начаты или спроектированы до 1917 г., например, знаменитая «Магнитка» началась в 1916 г., а в конце 1917 г. стройка встала. Её возобновили лишь в 1927 г.

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

Все заводы, производящие железнодорожные локомотивы по сегодняшний день, построены в дореволюционной России. Достаточно посмотреть год их основания. Например: Невский машиностроительный завод основан в 1857, Коломенский завод основан в 1863, Брянский завод (БМЗ) основан в 1873, Ростовские мастерские Владикавказской железной дороги выпускали локомотивы в 1896, Луганский тепловозостроительный завод (Украина) основан в 1896 и другие.

Также была спроектирована трассировка линий московского метрополитена, который планировалось строить в 1920 году. Строительство метрополитена в СССР было подготовлено проектами, разработанными в царской России, и тем самым явилось восстановлением инженерной традиции Российской Империи.

Сельское хозяйство

В советское время было принято считать, что крестьяне в дореволюционной России были забитой и бесправной частью общества, а помещики их нещадно угнетали и владели большинством земель в стране. Громкий лозунг «Земля – крестьянам», провозглашённый большевистским правительством, означал, что крестьяне должны из рабов стать хозяевами своей земли.

Что же было на самом деле?

Посмотрим данные сельскохозяйственной переписи 1917 года по площади посевов и по другим категориям использования земли (Источник: Поуездные итоги Всероссийской Сельско-Хозяйственной и Поземельной переписи 1917 года по 57 губерниям и областям. Труды Центрального Статистического Управления. Том V. Выпуск 2. http://istmat.info/node/29782/).

Категория Личные крестьянские хозяйства Помещичьи хозяйства
Площадь посевов 89,3% 10,7%
Крупный рогатый скот 94,2% 5,8%
Овцеводство 94,3% 5,7%
Коневодство 93,8% 6,2%
Свиноводство 94,9% 5,1%
В среднем 93,3% 6,7%
Таким образом, основная доля производственных средств – земли и животных – на 1916 год уже принадлежала крестьянам – они осуществляли 89,3 % посевов и владели 94 % сельскохозяйственных животных.

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

Это стало возможным благодаря реформе сельского хозяйства. Рядом указов в августе-сентябре 1906 года был образован земельный фонд. «Указом 5 октября 1906 года крестьянское сословие было уравнено с другими в отношении государственной и военной службы и поступления в учебные заведения.

Императорским указом 9 ноября 1906 года предоставлялось право каждому крестьянину выхода из общины. Крестьянин мог в любое время потребовать закрепления в личную собственность того участка земли, которым он фактически пользовался. Предприимчивым крестьянам открывались широкие возможности: они могли получить кредит в Крестьянском банке (согласно указу 19 октября) под залог своих земель и могли приобретать, на льготных условиях, новые участки из земельного фонда, состоявшего из нескольких млн. десятин в европейской России и обширных площадей в Сибири (для переселенцев). При этом неприкосновенной оставалась жизнеспособная часть крупного землевладения, хотя земельный фонд пополнялся в немалой степени за счёт скупки Крестьянским банком помещичьих земель. Процесс ликвидации крупного землевладения, в основном дворянского, с экономической точки зрения был негативным, поскольку снижал общую эффективность землепользования. Но дворянское сословие в значительной своей части перестало заниматься сельским хозяйством. Поэтому земельная реформа предполагала не только обеспечение крестьян собственной землёй, но и меры по повышению производительности мелких хозяйств.

«С аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России могут быть сопоставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог», – писал в «Русской Мысли» П. Б. Струве…

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

Государство выделяло немалые средства на оказание агрономической помощи крестьянскому населению, на распространение сельскохозяйственного образования. Открыто свыше 300 новых сельскохозяйственных учебных заведений, более 1000 курсов; проводятся чтение лекций, беседы по разным вопросам сельского хозяйства – в 20 тыс. пунктов; во всех губерниях европейской России организуется система опытных станций, полей, участков; на Кавказе и за Уралом их более 290; земства ввели институт участковых агрономов; приняты меры по поддержанию и улучшению животноводства, по распространению усовершенствованных машин и орудий, семян, посадочных материалов и удобрений; осуществляются меры по осушению и орошению земель и т. д. <...> В России в 1913–1914 годах было 10 высших государственных сельскохозяйственных учебных заведений (6 земледельческих и 4 ветеринарных).

Объём производства сельскохозяйственных машин в России с 1897 по 1912 годы увеличился почти в шесть раз.

В жарком и сухом климате Туркестана успешно решалась проблема орошения земель. На площади в 100 тыс. десятин засушливой степи были созданы водохранилища, в которые собиралась вода реки Мургаб. В период с 1895 по 1910 год там была устроена хлопковая плантация площадью 25 тыс. десятин, разведены фруктовые сады, образовались поселения, освещаемые электричеством. В Самаркандской степи открыт был оросительный канал, получивший название Романовского. В год 300-летия Дома Романовых был отпущен 1 млрд. руб. на оросительные и мелиорационные работы». (Источник: Шаляпина Е.Л. Россия в период царствования императора Николая II: некоторые факты. https://cont.ws/@ruspole-org/663950).

Государь Император Николай II уделял исключительное внимание «большой азиатской программе» и во внешней, и во внутренней политике. Еще в 1900 году указом от 12 июня Государь провел реформу об отмене ссылки на поселение в Сибирь, чтобы, как сказано в указе, «снять с Сибири тяжёлое бремя местности, в течение веков наполненной людьми порочными». Указом 16 сентября 1906 года свободные земли Алтайского округа Сибири, состоявшие до того в личной собственности царствующего Императора, были переданы Переселенческому управлению для устройства безземельных и малоземельных крестьян европейской России. Крестьянам, как переселенцам, так и старожилам, было передано свыше 27 млн. га плодородных земель на льготных условиях (земли переселенцам предоставлялись за почти номинальную плату 4 руб. с десятины с рассрочкой на 49 лет). Государство всячески поддерживало переселенцев: освобождало от налогов на длительный срок, выделяло денежные пособия, обеспечивало бесплатный перевоз имущества в места нового проживания, снабжало сельскохозяйственными орудиями по умеренным ценам». (Источник: Шаляпина Е.Л.)

К 1913 году крестьянство в Сибири было уже заметно зажиточнее, чем в европейской части России, по данным Б. Бразоля, ему принадлежало до 100% пахотной земли.

Россия в период правления императора Николая II

Россия в период правления императора Николая II

Все эти усилия определили ведущие позиции России в мировом хозяйстве.

Россию называли «первой житницей Европы». Это значит, что мы кормили не только себя, но и Европу.

По производству основных видов с/х продукции Россия вышла на 1 место. На её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта с/х продукции.

К 1913 году Россия становится крупнейшим в мире экспортёром зерновых культур, льна, яиц, молока, масла, мяса, сахара и пр.

Представьте себе: мы производили зерна на 1/3 больше, чем 3 других крупных мировых государства вместе взятых, таких как Канада, Австралия и Аргентина.

Мы производили великолепное по качеству сливочное масло. Это масло отправлялось по железным дорогам в Данию. Датчане добавляли туда свои травки, красиво упаковывали, и поэтому они были производителями №1 масла в мире, но на 70% это было наше русское масло высочайшего качества. Мы даже экспортировали яйца. 50% всего европейского потребления яиц – это были яйца из России, как и мясо, и многое другое.

Россия занимала 1-е место в мире по количеству лошадей, крупного рогатого скота, овец и одно из первых по количеству коз и свиней.

Россия в период правления императора Николая II

Вы помните, что случилось после революции?

Была гражданская война, продразвёрстка, когда на нужды молодой республики насильно изымалась вся продукция, которую крестьяне вырастили, потом раскулачивание – всё это привело к разрушению крестьянских хозяйств и гибели миллионов людей от голода. Эти события назвали «голодоморами».

Что примечательно, именно крестьяне прислали в декабре 1917 года за множеством подписей челобитную в оргкомитет Учредительного собрания, которое так и не собралось, с просьбой вернуть на престол Николая II:

«При Батюшке-Царе ничего не было, а теперь при новом вашем правительстве каждый день убийства, грабёж и жаловаться некуда. Зато теперь – свобода, подохнуть бы вам всем, кто это выдумал. Прошу, передайте Батюшке Николаю привет. Мы за Него молимся, чтобы Он встал на Престол... Я и другие, много нас, хотим голосовать за Батюшку – Царя Николая, при Котором нас, бедняков, никто не трогал и всё было доступно и дёшево, а хлеба было много. Неужели Батюшка-Царь не вернётся к нам? Господи, вразуми народ и верни нам Защитника-Царя!» (Источник: статья о Николае II на сайте Руксперт).

Дальнейшая коллективизация и создание колхозов окончательно разрушили многовековой крестьянский уклад жизни и привели к столетнему развалу сельского хозяйства.

В сборнике «Советский Союз в зеркале политического анекдота» (Лондон, 1985) приводится едкое и остроумное высказывание о Никите Хрущёве, которое якобы принадлежало известному английскому политику Уинстону Черчиллю: «Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха».

Денежная реформа

В финансовой сфере была проведена денежная реформа.

В царствование Николая II рубль не зависел от валют других государств, он конвертировался на золото.

Были введены золотые монеты.

Россия в период правления императора Николая II

Благодаря удачно проведённой денежной реформе Россия упрочила своё финансовое положение. Устойчивая золотая валюта пользовалась высоким доверием и на внутреннем денежном рынке, и за границей. Наш рубль опережал марку, франк, уступая только доллару и фунту стерлингов.

«Россия металлическим золотым обращением обязана исключительно Императору Николаю II», – писал министр царского правительства С. Ю. Витте.

Объём золотого запаса был крупнейшим в мире!

Он также был и самым большим в истории России с момента гибели империи, вплоть до наших дней. Посмотрите на приведённые ниже данные.

1917 год – 1 311 тонн

1991 год – 290 тонн

2010 год – 790 тонн

2013 год – 1 014 тонн

Вы видите, что за эти последние 100 лет – самый большой золотой запас был в 1917 году. Согласитесь, что финансовая стабильность делала экономику страны устойчивой.

Прямым следствием твёрдой обеспеченности российской валюты явился быстрый рост промышленности в силу возросшего притока иностранных капиталов.

Иностранные инвестиции в период с 1887 г. по 1913 г. увеличились с 177 млн. руб. до 1,9 млрд. руб., т.е. увеличились в 10,7 раза. Причём эти инвестиции направлялись в капиталоёмкое производство и создавали новые рабочие места. Однако, что очень важно, российская промышленность не была зависима от иностранцев. Предприятия с иностранными инвестициями занимали всего 14% от общего объёма капиталов русских предприятий.

Пользовались неизменным спросом облигации внутренних займов Государственного банка: «К 1914 году россияне одолжили государству 4,5 млрд. рублей, причём держателями ценных бумаг были в основном средние слои населения». (Источник: Шаляпина Е.Л. Россия в период царствования императора Николая II:некоторые факты. https://cont.ws/@ruspole-org/663950).

Таким образом, самый краткий обзор экономического прогресса России показывает, что потенциал её был далеко не исчерпан. И причины последующего тяжкого поражения её могучего организма были, безусловно, не экономические, а духовные. Сокрушение самодержавного порядка действительно вызвало «немедленный развал» всех областей внутренней жизни, из которого страна потом долго выбиралась. Причём выбиралась, используя ту хозяйственную, научную, производственную, культурную и образовательную базу, которая была создана в Российской Империи при царе.

Во второй части лекции будут рассмотрены другие сферы жизни эпохи Николая II.


Источники:

Использованы видеофрагменты:

Фильм «Николай II. Сорванный триумф». П. Мультатули, Е. Крылов https://youtu.be/oUwd9OOvZT0

ТОП - 5 самых необычных дорог времен Николая II | Великие стройки: https://www.youtube.com/watch?v=si_F231dQZ8

Использованы материалы сайтов:

Руксперт. Статья «Николай II»: http://ruxpert.ru/Николай_II

Николай II – достояние России: http://nick2.ru/

Литература:

Борисюк А.А. История, которую приказали забыть. Николай II и его время. – М., 2017.

Борисюк А.А. Правление Николая II. Цифры, факты и мифы. – URL:
Боханов А.В. Николай II. – М.: Вече, 2008.

Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах. – URL: http://www.liveinternet.ru/users/4271174/post228382850.

Император Николай II. Крестный путь / авт.-сост. Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильина, О.А. Иванова. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2016.

Мировое хозяйство. Сборник статистических материалов за 1913-1927 гг. – М., 1928.

Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1 – 2030 гг. Очерки по макроэкономической истории. – М.: Издательство Института Гайдара, 2012.

Паламарчук В. История народного хозяйства Германии в 1871-1914 г. – Львов, 1960.

Платонов О.А. Воспоминания о народном хозяйстве. – М., 1990.

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. – Издательский дом «Родник», 1997.

Покаяние спасет Россию. О Царской семье / авт.-сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2013.

Поуездные итоги Всероссийской Сельско-Хозяйственной и Поземельной переписи 1917 года по 57 губерниям и областям. Труды Центрального Статистического Управления. Том V. Выпуск 2. – URL: http://istmat.info/node/29782/.

Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы Первой Мировой войны. – М.: Наука, 1973.

Симонов Н.С. Развитие электроэнергетики Российской Империи: предыстория ГОЭЛРО. – М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – URL: https://mestialibi.ru/?p=18638.

Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. – М.: Наука, 1966.

Шаляпина Е. Л. Россия в период царствования императора Николая II: некоторые факты. – URL: https://cont.ws/@ruspole-org/663950.

 Источник:


Рецензии