Рассуждения над Лук 13 1-5

Рассуждения над Лук 13:1-5

"В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете." (Лук 13:1-5)

Евангелист рассказывает об очень распространенном в те времена суждении людей, что если кого-то постигло какое-то бедствие, то это значит пострадавшие были грешнее за тех, кто не пострадал. На это Христос дает категорическое опровержение. Бедствия в этом мире могут постигнуть любого человека, и праведного, и неправедного. В этом, пораженном грехом, мире, жертвой как несчастного случая, так и преднамеренного зло-умысла со стороны безбожных людей, может стать любой человек. Так праведного Авеля убил его родной брат Каин. И Бог это допустил, не защитив праведника. Праведного Иосифа по оговору заточили в темницу. И Бог не помешал беззаконнице так расправиться с благочестивым юношей, за то, что он не согласился с ней согрешить. Праведный Иов потерял всех детей в один день, имущества лишился, да и сам весь покрылся проказой. Близкие друзья, вместо того, чтобы поддержать его в день испытания, стали обвинять его, говоря, что значит грех есть какой у него перед Бог, раз так Бог наказывает его. И это было жестоко с их стороны. И Сам Бог признал их виновными в  том...

Можно приводить и много других примеров того, когда праведники подвергались ударам судьбы и Бог то все попускал им. Да и Сам Христос несправедливо был распять на кресте. Но я ограничусь и этими примерами, чтобы показать, что учащие о том, что если у кого случилось горе какое, то это означает, что то Бог наказывает человека за его грехи. Нет такого учения от Бога.

Да, мудрость спасает от многих скорбей в этой жизни. Как говорится, мудрый учится на ошибках других, а глупый по граблям шагает и вся жизнь у него может быть из огня да полумья. Но это не всегда так. Ибо иной раз и мудрым достается, когда нечестивые зло против них умышляют. Да и пророк замечает:

"А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих." (Пс 72:2-15).

И такое бывает, когда безбожники живут, как говорят в народе, "как у Христа за пазухой".  Отсутствие бедствий в жизни человека далеко не всегда является доказательством того, что жизнь такого угодна Богу.

Евангелист, кроме того, что приводит свидетельство Христа, где Он опровергает представление человеческое о том, что бедствия постигают только грешников за их грехи, приводит и предупреждающее утверждение Его: "но, если не покаетесь, все так же погибнете". В чем они должны были покаяться? В ложном суждении, обвинительного характера, где они фактически возвышались над теми, кого постигли те бедствия. Ибо если они считают, что Бог судит как они, то тем самым сами себе подписывают приговор и по суду своему могут понести и сами наказание такое. Их самих уже завтра может постигнуть такое же бедствие. Только их оно постигнет уже именно за их грех, что по-фарисейски осудили тех, кому выпало то жизненное испытание. За жестокосердие их.

В этом временном мире есть ржа, тление, вирусы, все то, что убивает, с чем соприкасается. Есть и люди злой воли, похоти ради способные на воровство, насилие и убийства. Но Христос сказал, что их не нужно бояться. Они могут вредить лишь материи и нашему земному телу. Да, могут даже лишить земной жизни. Но в этот мир мы все приходим не для того, чтобы здесь остаться жить вечно. Однажды мы все отсюда уйдем. Кто-то раньше, кто-то позже, одни умирают младенцами, другие в глубокой старости. Одни умирают от естественной постепенного истощения ресурсов земного тела, фактически от болезней. Иные погибают или от несчастного случая, или от природных бедствий, или от насилия человеческого. А кого и животные убивают. Но все те формы исхода из этого мира не катастрофичны для души. Претерпев смерть по плоти, мы все продолжаем жить по духу, по рожденной свыше Христовой природе в нас, которую даровал всему человечеству Бог. Это есть то всеобщее спасение миру, которое даровал Бог во Христе. Потому БЫТИЙНО никто не погибает. У Бога все живы. Даровав жизнь во Христе, Бог даровал ту жизнь по духовной небесной природе навсегда. Потому что даров Своих Бог не отнимает. "Ибо дары и призвание Божие непреложны." (Рим 11:29).

Не страшно умереть от насильственной смерти. Страшно самому стать убийцей, похоти ради лишить кого-то жизни. Как пишет Апостол:  "Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь." (1Пет 4:15-16). Потому что все такие злодеи, претерпев однажды и сами смерть по плоти, не умрут, так что бы избежать ответственности за проведенную жизнь на Земле, но и они воскресают в Вечность в нетленных духовных телах. Именно сей факт и становится для них потрясением в том воскресении. Там будто пелена спадает с глаз и все прозревают во мгновение ока, так что становится ясен смысл временного бытия в земных смертных телах.  Осознание того, что временную жизнь во плоти душа не просто растратила на суету, но еще и зло причинила кому-то из людей,  становится для той души адом. Она будто в озеро огненное сходит, как только включится свет в ее разуме. А в тот Свет Христов придут все, где и явится, кто на что растратил свои таланты жизни...

2023.09.15


Рецензии