Достояние и достоверность. Охота на слова

Был когда-то советский двухсерийный приключенческий художественный фильм «Достояние республики» режиссёра Владимира Бычкова. Фильм посвящён событиям Гражданской войны в России. Страна готовилась к 50-летию образования СССР. Премьера состоялась 24 апреля 1972 года, за восемь месяцев до юбилея, и показывает, насколько сложными было то время и не менее сложными – отношения между людьми.

1918 год. Представители советской власти реквизировали в имении князя Тихвинского коллекцию художественных ценностей и переправили её в Петроград, но в музее вскрыли ящики, сокровища бесследно исчезли. Через два года у уличного продавца в Петрограде обнаруживают картину из пропавшей коллекции. Дело возвращают из архива и поручают сотруднику уголовного розыска Макару Овчинникову (актёр Олег Табаков) расследование.

 В то же время из монастыря забирают мальчика-иконописца Иннокентия (юный актёр Виктор Галкин), чтобы отдать его в обучение. Судьба приводит Иннокентия в Петроград, где он остаётся жить в детском доме. И не раз пересекаются пути следователя и ставшего беспризорником Кешки в связи с исчезнувшими  художественными ценностями. Это достояние республики может быть продано за границу. А достоянием республики они считают всё, что сделано трудовым народом, даже подлинные картины, приобретённые князем во время заграничных поездок.

После просмотра этого фильма у меня и возникло желание поохотиться на слово ДОСТОЯНИЕ. Надо сказать, что оно оказалось достаточно интересным. Судите сами.

В словаре Владимира Ивановича Даля смотрим гнездо слова ДОСТО.

ДОСТО-, частица, ставимая слитно перед сущ. и прилаг. для усиленья их достоинства или значенья. Достоблаженный, достойно блаженный.
Достоверный, стоюший вероятия, вполне верный, истинный, несомненный.
Достоверность, свойство, качество, принадлежность достоверного.
Достодивный, достойный удивленья.
Достодолжный, следующий кому по заслугам, по достоинству.
Все речения эти ясны без толкований, напр. достожеланный, достолепие, достолепый и достолепный, достопамятный, достопамятность, достоподражаемый, достоподражательный, достопочтение, достопочтенный, достопримечательный, остопримечательность, достославный, достохвальный, досточестный и пр. Толковый словарь живого великорусского языка

Как видим, нужные слова – ДОСТОЯНИЕ и ДОСТОВЕРНОСТЬ -  мы встречаем в первом же гнезде частицы ДОСТО-, значит,  в них приставка сформирована из частицы, которая усиливает значение основного корня. А вот Викисловарь утверждает, что у слова ДОСТОЯНИЕ корень -достояниj-; окончание: -е [Тихонов, 1996]. Вот почему я и ненавижу современную грамматику с её тестами по ЕГЭ. Реформ языка  нет, а изменений уже массу внесли никому не ведомые УЧОНЫЕ и СПИЦЫ. Да кто они такие, эти Тихоновы, 1996?

Есть установленный порядок: подготовка к реформе, массовое обсуждение, опубликование требований реформы, массовый выпуск словарей и справочников, школьных учебников и различных пособий для своих носителей языка и для иностранцев. Работа громоздкая, но она должна быть публичной, а не кулуарной. Страна дожила до абсурда: люди с высоким уровнем образования не могут проконсультировать своих внуков и правнуков, потому что какой-то междусобойчик в предбаннике министра разобразования принял решение… А я, появляясь в России от случая к случаю,  замечаю, что молодое поколение, особенно девочки 10-15 лет, говорят по-русски  с явным английским акцентом. А это значит, что английскому в школе учат лучше, чем родному русскому.

Снова обращаемся к словарю Даля.

ДОСТОЙ м. достойность ж. приличие, приличность. соразмерность, сообразность; чего стоит человек или дело, по достоинству своему.
Сделать что по достою, как должно, как следует, достоит, по приличию и стоимости.
Достойный чего, стоющий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованьями правды, чести.
Достойный человек, уважаемый, ценимый.
Прими достойное, чего стоишь, что заслужил.
Дар принял тот, кто достойному дал.
Кто малыми не доволен, тот большого не достоин (не стоит). Собака достойна корму.
 Достойно, достойне, нареч. по достоинству, по заслугам; прилично, пристойно.
 Достоинство ср. стоимость, ценность,  добротность, степень годности; || отличное качество или превосходство; || сан, звание, чин, значенье и пр.
Это сукно посредственного достоинства. Достоинство этого способа выделки известно, качество.
Он достиг высоких достоинств.
Достоять употреб. безличн. достоит и достоит, надлежит, следует, должно, прилично, кстати.
Достоянье ср. принадлежность по праву, собственность, собина, доля, часть по наследыо; имущество, владенье.
По достоянью, по достою, как достоит, следует.
Благослови, Господи, достояние Твое! Церковное достоянье убогих богатство.
Достойник м. достойница ж. тул. мастер, дока, искусный ремесленник. Она у нас достойница, мастерица, рукодельница. Толковый словарь живого великорусского языка

Вернёмся к фильму, с которого начался этот разговор.

 В августовском номере журнала «Советский экран» (№ 18,  1972) было помещено письмо свердловчанки Л. Гарян, которая писала:
«Пишу это письмо с единственной целью — сказать создателям фильма "Достояние республики" сердечное спасибо.
Сегодня посмотрела фильм со своей дочерью. Мы обе ушли из кинотеатра под большим впечатлением.
Не могу удержаться, чтобы не выразить благодарность режиссерам, актерам и всем создателям фильма».

Невольно напрашивается сопоставление этого фильма с другим почти на ту же тему — «Приключения неуловимых» (3-я серия). «Достояние республики» несравненно сильнее, богаче, содержательнее. Этот фильм с удовольствием смотрят и взрослые, и дети. Он оказывает большое эмоциональное и воспитательное воздействие. Замечательные образы создали актеры Миронов, Табаков и маленький мальчик, играющий Иннокентия.
Не хочется расставаться с ними, и в то же время боишься, чтобы не получилось того же, что с героями третьей серии «Неуловимых».


Между тем определенная часть официальной критики приняла картину совершенно иначе. Вот как отозвался о фильме некто Л. Маковкин в газете «Уральский рабочий» (номер от 26 апреля 1972 года):

«Несмотря на обилие имен, по-настоящему ярких актерских работ в фильме, в общем-то, нет. Нет, потому что чем дальше раскручиваются хитросплетения поисков похищенных ценностей, тем больше и больше отходят на второй план характеры героев, достоверность и правда времени, где шла, например, борьба двух миров. И хотя с экрана нет-нет да и прозвучат слова о революции, народе, "достояниях республики" — их все труднее и труднее оказывается расслышать в скрипе дверей тайников, шуме погонь, грохоте перестрелок. В споре жизни и трюка победителем чаще всего оказывается трюк. Причем не всегда самого лучшего свойства вроде "киноцитат" из "вестернов" перерубаемых канатов да прыжков на веревках с колокольни на колокольню.
Да, занимательность — это необходимо… Но занимательность во имя и ради чего? Ради того, чтобы пощекотать нервы ржавым скрипом заржавелых петель на подвальных дверях? Или ослепить сполохом грандиозно снятого пожара? Или поразить лихой скачкой, во время которой всадник на полном скаку прыгает по проверенным рецептам "ковбойских лент" с лошади на крышу бешено летящего фургона?..»

Справедливые замечания. Развитие кинематографа пошло как раз по пути внешнего скрипа, эффекта, шума в ущерб ДОСТОВЕРНОСТИ.


Рецензии