Моления Преподобного Паисия Святогорца 1924 - 1994
О живых
- "Господи Иисусе Христе, помилуй раб Твоих" и
- "Пресвятая Богородице, спаси рабов Твоих"
О живых и о всем мире:
- "Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих" и "Пресвятая Богородице, помоги рабом Твоим".
В числе других прошений Старца были следующие:
- Чтобы Бог благословил и исполнил благие пожелания людей.
- Чтобы всё удачно сложилось у людей, творящих благое, чтобы Бог
воспрепятствовал лукавому действию бесов или недоброжелательных
людей.
- Чтобы Бог сохранил благонравных людей от ловушек людей лукавых,
пользующихся простотой и добротой людей Божиих.
- Когда кто-то просит у Бога чего-то хорошего, чтобы Бог это дал во
благо человеку.
- О совершенном искоренении вражды при примирении после обид и
ссор.
- Чтобы Бог сохранил людей от всякой опасности.
- Чтобы люди сосредотачивались во время молитвы и ум их соединялся
с Богом.
- Чтобы Бог благословил людские труды, чтобы были угодны Богу
- Чтобы Бог подавал терпение и снисходительность людям, которые
вынуждены находиться рядом с людьми коварными и несправедливыми.
- Чтобы Бог подал людям рассудительность для духовного преуспеяния.
- Когда по нашим грехам найдёт на нас гнев Божий для нашего
наставления и исправления (эпидемии болезней, смертность среди людей).
- Чтобы Бог помиловал народ, когда по нашим грехам бывают
постоянные войны.
- Чтобы подал Бог просвещение людям, дабы не уклонялись от пути
спасения.
- О людях, изувеченных преступниками.
- Об освобождении пленных из вражеских тюрем.
О народах:
- Господи, приведи к познанию истины не знающие Бога народы.
— Помяни, Господи, все народы, держи их в Своих объятьях, покрывай их Своим святым покровом и храни их от всякого зла и от войны.
И нашу возлюбленную Элладу /Россию/ держи в Своих объятиях день и ночь, покрывай ее Своим Святым покровом и храни ее от всякого зла и от войны.
- Боже, просвети народы, и примири их между собой, чтобы был мир
между людьми.
О рабах Божиих:
— Помяни, Господи, рабов Твоих, находящихся на войне.
— Боже мой, не оставь рабов Твоих, которые пребывают вдали от Церкви. Пусть Твоя любовь подействует на них и приведет их к Тебе.
....
- О безумных, заражённых злобой, которые делают зло людям.
О христианах:
Помяни, Господи, владык (президентов, министров... - Старец имел в виду, наверное, христианские страны. - Б.С.) и помоги им править по-христиански.
Чтобы грабители переменили намерения, раскаялись и вернулись ни с
чем.
Чтобы Бог умягчил сердца богатых и они благотворили бедным.
Чтобы покаялись и возвратились к Богу удалившиеся от Него люди,
ради своего спасения.
Чтобы жестокосердые властители раскаялись, стали милостивыми и
не мучили народ.
Чтобы преступники раскаялись.
Чтобы Бог просветил непослушных и непокорных людей, которые
смущают и будоражат народ, производя бесчинства и раздоры.
Чтобы от людей отошли колдовские чары.
Чтобы люди покаялись и исповедали свои грехи.
Чтобы Бог успокоил возмущённый народ и не было гражданской
войны.
Чтобы Бог подал людям покаяние и утешение с упованием, дабы
спаслись.
- Помяни, Господи, всех, находящихся в тюрьмах, анархистов, наркоманов, убийц, злодеев, воров, просвети их и помоги им исправиться.
- Чтобы Бог помешал злым людям, намеревающимся совершать
убийства.
- О тех, кто подвергается опасности, живя среди варварского и
неверного народа, дабы Бог их сохранил, а соседей просветил к
усмирению нрава и познанию Бога.
- Чтобы в людях исчезло зло и они не мучили бы напрасно своих
ближних.
- Чтобы укротил Бог бунтовщика, который творит зло.
О защите:
Чтобы Бог защитил солдат, идущих на войну.
Чтобы Бог защитил жителей от вражеских военных отрядов,
дабы не причинили зла людям и не разорили хозяйство.
Чтобы Бог защитил населённые пункты от нападения грабителей и вражеских
отрядов.
Чтобы Бог смирил врагов и изменили они свои злые намерения.
Чтобы смирил Бог варваров, когда они окружают населённый пункт и угрожают
жителям, чтобы ниспроверг их злые намерения
Чтобы Бог разгромил варваров и смирил их дерзость, когда убивают
невинных женщин и детей.
О людях, имевших серьезную нужду, или о каких-то особых нуждах:
- о детях — "о всяком человеке, грядущем в мир", — чтобы они сохранили в этом мире целомудрие.
- здесь же о тех, кто хранит свое девство, — к их числу относимся и мы сами (монахи).
- о священнослужителях и о том, чтобы не знающие Бога народы пришли к познанию истины.
Молился Святому покровителю своей обители (можно города или страны), - моли Бога о нас.
О братии (мирянам - о родственниках и близких - христианах. - Б.С.):
- Господи Иисусе Христе, помилуй раб Твоих, или - Господи Иисусе Христе, помоги рабом Твоим, и: Пресвятая Богородице, помоги рабом Твоим, или: Пресвятая Богородице, спаси нас.
- Кресте Христов, спаси нас силою своею.
- о болящих: Господи Иисусе Христе, помози рабом Твоим, и Пресвятая Богородице, помози рабом Твоим.
Святым, к которым чувствуем особое благоговение.
Например: Святой Арсений Каппадокийский, моли Бога о мне грешнем (или, допустим, свт. Луке Крымскому, или другому, которому мы молимся о даровании нам здравия. - Б.С.).
— Боже мой, не оставь рабов Твоих, которые пребывают вдали от Церкви. Пусть Твоя любовь подействует на них и приведет их к Тебе.
— Помяни, Господи, нашу Церковь, отцов Церкви (священнослужителей) и верующих людей.
— Помяни, Господи, рабов Твоих, которые страдают от рака.
— Помяни, Господи, рабов Твоих, которые страдают от малых и великих болезней.
— Помяни, Господи, рабов Твоих, которые страдают от телесных увечий.
— Помяни, Господи, рабов Твоих, которые страдают от душевных увечий.
— Помяни, Господи, детей из неблагополучных семей.
— Помяни, Господи, неблагополучные семьи и тех, кто развелся.
— Помяни, Господи, сирот всего мира, всех, кто испытывает боль, и всех, к кому в этой жизни отнеслись несправедливо, вдовцов и вдов.
— Помяни, Господи, всех, кто путешествует по морю, по суше, по воздуху, и сохрани
— Помяни, Господи, гонимых рабов Твоих, где бы они ни были.
— Помяни, Господи, рабов Твоих, которые оставили свои дома, которых выгнали с работы и которые мучаются.
— Помяни, Господи, мучающиеся, оставленные, онеправдованные, исстрадавшиеся семьи и богатно подай им Свои милости.
— Помяни, Господи, рабов Твоих, которые страдают от душевных и телесных проблем всякого рода.
— Помяни, Господи, рабов Твоих, которые попросили у нас, чтобы мы за них молились.
— Помяни, Господи, бедняков, тех, у кого нет крова, и беженцев.
Кажется, полезно узнать темы прошений святого, чтобы они как-то откладывались в разумной памяти души и затем присутствовали в сознании при повторении краткой молитвы, например " Господи Иисусе Христе, помилуй раб Твоих".
По Кипрской проблеме св. Паисий советовал "устраивать на Кипре духовные военные базы, чтобы разогнать военные базы турок, англичан и американцев». То есть на кипрскую проблему Старец смотрел как на проблему духовную
Старец хотел, чтобы христиане были патриотами Родины.
Он резко отзывался о тех, кто принимал противохристианские законы.
Написав статью об одном замечательном политическом деятеле, он не только хотел помочь восторжествовать истине. Тогда, как и сегодня, была острая необходимость показать людям идеального национального деятеля — чтобы дать образец для подражания современным политическим вождям, а также чтобы помочь людям сформировать правильные политические критерии при выборе правителей нашей страны.
Переживший переселение народа и войну, Старец из собственного опыта знал, что«мирное и безмолвное житие» — это великое благословение.
Он говорил: «Отечество — это большая семья». Он не желал Родине национального величия, славы и крепости — в мирском смысле этих слов, но желал ей мира, ее гражданам — духовного преуспеяния и нравственной жизни, необходимых для того, чтобы Бог нам помогал. (Это надо понимать с рассуждением, п. ч. у России и Греции (маленького государства) разные судьбы. - Б.С.)
Греку, жившему в Америке, горячему патриоту, который пытался сделать что-то для блага Эллады, Старец посоветовал подъять духовный подвиг, чтобы освятиться самому, и сказал, что если это произойдет, то он сумеет и Элладе помочь правильно и духовно.
Живя вне мира, он радел о благе Отечества как немногие, а вклад Старца в защиту национальных, территориальных интересов Греции трудно переоценить.
Одного премьер-министра Греции, проводившего разрушительные для народа и Церкви действия, Старец публично порицал.
Когда один из президентов Греции приехал на Святую Гору Афон, Старец посоветовал святогорским монастырям не принимать его, потому что он подписал закон, легализующий аборты.
Старец почитал хороших педагогов за то огромное дело, которое они делают, а также благоговейных, имеющих идеалы военных.
Но, главным образом, Старец помог Отечеству своей молитвой. Это видно из тех его уставов, которые приведены выше.
Он первый подавал пример такой молитвы и побуждал к ней других: «Давайте будем молиться, чтобы Бог просвещал тех, кто занимает в государстве ответственные должности, потому что такие люди могут сделать много добра».
«Накануне выборов я сидел на деревянной кровати в архондарике и творил молитву Иисусову.
В ту самую ночь Старец явился во сне одному женатому священнику в миру и строго сказал ему: «Батюшка, что ты спишь? Вставай и молись — Отечество в опасности».
Спасения нашего народа Старец ждал не от людей, но от Бога. Он говорил: «Если бы Бог оставил судьбу нашего народа в руках политиков, то мы бы погибли. Но Он дает им не всю власть, а лишь до какого-то предела, чтобы стало явным расположение каждого».
О политиках, которые делали зло нашему народу, Старец говорил: «Со спокойной совестью я прошу Бога дать этим людям покаяние и забрать их в иную жизнь, чтобы они не успели сделать большего зла и чтобы Он восстановил /сильных верой вождей народных/».
........
Кроме обязательного монашеского правила, которые Отец Паисий совершал по чёткам, он ещё совершал свои монашеские всенощные молитвенные бдения, которые не требуются от мирян, но основной принцип полезно понять:
Первую из трёх основных частей своих молитвенных бдений преподобный о. Паисий посвящал прославлению Бога :
- Слава Тебе, Боже (старец молитвенно повторял это сотни раз, от мирян требуется намного меньше),
и затем Пресвятой Богородице (по времени в три раза меньше):
- "Радуйся, Невесто Неневестная".
Вторая часть отдавалась молитвам о себе:
- Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного,
и
- Пресвятая Богородице, спаси мя.
Также часть времени Иоанну Предтече, святому покровителю обители, святому дня и своему святому, например:
- Крестителю Христов, моли Бога о мне (о том, чтобы Бог даровал нам покаяние).
Третья часть бдения посвящалась молитве о живых:
- Господи Иисусе Христе, помилуй раб Твоих и
- Пресвятая Богородице, спаси рабов Твоих,
- Крестителю Христов, моли Бога о ...(о том, чтобы Бог даровал нам покаяние), святому дня и своему святому.
- Здесь мы можем поминать и имена людей, которые нуждаются в помощи.
Молитва: "Господи Иисусе Христе, помилуй страждущих душевно и телесно" охватывает и усопших, говорил о. Паисий.
О всем мире:
- Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих и Пресвятая Богородице, помоги рабом Твоим.
Четвёртая часть, в таком же порядке, об усопших:
- Упокой, Господи, души раб Твоих, или Господи Иисусе Христе, упокой рабов Твоих.
- Пресвятая Богородице, помози (усопшим) рабом Твоим", или упокой рабов Твоих...
Усопшие, говорил Старец, сами себе помочь не могут, они ждут помощи от нас, подобно тому, как заключённые, находящиеся в тюрьме в жару, ждут, чтобы кто-нибудь принёс им прохладительный напиток.
Потом молился о людях, имевших серьезную нужду, или о каких-то особых нуждах, - такие молитвы приведены выше.
Ещё Преподобный говорил, что молитва: Господи, Иисусе Христе, помилуй нас! - охватывает всех людей, в том числе тех трёх-четырёх от которых зависит судьба всего мира.
Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Старец говорил:
"Всё неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой.
Сегодня мы живем во времена Апокалипсиса, и не нужно быть пророком для того, чтобы это понять. Все идет одно за другим. Мы не знаем, что нас ждет, это видно из положения, господствующего в мире. Поэтому сейчас, как никогда, нам нужно сильнее опереться на молитву и сразиться со злом молитвой. Это единственный выход. Будем просить Бога пожалеть Свое создание, хоть мы и не стоим того, чтобы Он нас жалел. Люди не смогут прийти ко взаимопониманию. Каждый станет делать то, что взбредет ему в голову. ...Да, Бог знает, что события разовьются именно так, но мы молимся для того, чтобы зло было менее болезненным и не получило распространения.
Дело нешуточное. Чудо уже то, что до сих пор мир не взлетел на воздух. Да прострет Бог свою руку — весь мир зависит от трех-четырех людей, его судьба находится в руках нескольких сумасбродов.
Необходимо много-премного молитвы, чтобы Бог просветил власть предержащих, потому что они, если захотят, могут разрушить мир. Но Бог очень легко может немного просветить и их. Если же Он просветит кого-то одного, то стоит ему только отдать соответствующее распоряжение, как все поменяется.
Просить, чтобы вследствие нашей молитвы те, кто живёт, и те, кто будет жить, пришли к почитанию Бога".
– ...Как лучше: просить милости Божией вообще или, согласно заповеди Спасителя «просите и дастся вам» , просить в молитве и о чём-то конкретном?
– Молись лучше вообще и говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй страждущих телесно и душевно». Эта молитва охватывает и усопших.
Если тебе на ум приходит кто-то из родных, то произнеси за него молитву: «Помилуй раба
Твоего (имярек)» и сразу же перейди к общей молитве за весь мир: «Помилуй весь мир Твой».
Ты можешь привести себе на ум конкретного человека, испытывающего нужду, немного помолиться о нём, а потом произносить молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас» – с болью за всех, чтобы... поезд не ушёл только с одним пассажиром.
Не нужно застревать на ком-то одном, иначе потом мы не сможем помочь молитвой ни самим себе,
ни другим.
Когда ты молишься, к примеру, о ком-то, кто болен раком, то молись о всех, у кого рак, и добавляй молитовку за усопших. Или, если ты видишь какого-то несчастного, то пусть твой ум сразу же идёт ко всем несчастным, и молись за них.
....
Молящемуся полезно просить о чём-то определённом и думать о том, что наши ближние страдают, потому что от этого его сердце уязвляется болью. А потом с болью в сердце человек возвращается в молитве от конкретного к общему и сердечной молитвой больше помогает людям.
Исполняй своё послушание и молись:
«Господи Иисусе Христе, помилуй нас», чтобы твоя молитва помогала всем людям. Это «помилуй нас» охватывает всех людей, даже и тех пятерых-шестерых – сколько их там – «великих», от которых зависит судьба всего мира.
Трудись и молись о тех, кто трудится. Эта молитва помогает и тем, кто работает телесно, и тем, кто работает духовно. Потому что трудятся многие, и к тому же трудятся усердно. Одни – на благо Церкви и государства. Другие – на зло: ночи напролёт просиживают, придумывая, как разрушить мир. Третьи собираются на конференции и стараются найти способ, чтобы помешать
предыдущим сделать зло. Четвёртые тоже работают день и ночь, не спят, стараясь найти разрешение общечеловеческих проблем.
Молись, чтобы Бог просветил злых и они делали меньше зла или чтобы Бог совершенно устранил зло.
Молись, чтобы Он просветил добрых и они помогали людям. Думай о разных случаях и молись о них.
Когда ум устремляется ко всем этим людям, сердце уязвляется болью, и молитва становится сердечной. Сколько людей в течение всего дня нуждается в молитве !
- Что значит молитва «поспешествуема» ?
– Нужно, чтобы тот, кто просит чьих-то молитв, и сам при этом хотел помочь себе, хотел спастись. Он должен подвизаться. То есть для того, чтобы получить помощь от молитвы праведного человека, нужно самому иметь доброе расположение.
Бог слышит молитву, совершаемую сердцем, однако и тот, за кого молятся /кто просил/, должен хотеть принять помощь. Если же он этого не хочет, то молящийся должен иметь святость Паисия Великого, чтобы он смог вывести его душу из ада. Поэтому сначала молитесь о тех, кто расположен спастись.
Я, прося Бога о различных нуждах, говорю: «Боже мой, пусть Твоя помощь будет заметна, чтобы люди получили от этого и духовную пользу. Если же она не будет заметна, то не нужно нам помогать».
Если у этого человека /о котором я молюсь, но сам он не просит о помощи/ было доброе расположение, но ему не представилось благоприятной возможности его реализовать, то он имеет право на Божественную помощь.
Пусть другие и не будут о нём молиться, пройдёт время, и Бог даст ему благоприятную возможность исправиться. Но если он попросит о помощи с самого начала, то Бог вмешается, и он исправится раньше. В противном случае он исправится позднее.
Молитвою мы даем Богу право на вмешательство.
Когда совершается сердечная, с болью молитва о нуждах мира, люди, просящие в тот час помощи у Бога, сразу же её получают.
Молитва приклоняет Бога на милость.
Пост, аскеза являются предпосылками молитвы. Но для того, чтобы молитва была настоящей, нужно испытывать боль за людей.
Ведь для многих христиан нашей эпохи желание не волноваться стало уже типиконом, образцом.
А иногда мы не молимся о том, кто болен, даже когда священник возглашает: «О в немощех лежащих». «Господи Иисусе Христе, помилуй раба Твоего».
Вся основа в качестве молитвы. Молитва должна быть сердечной и происходить от боли.
Для Бога достоинство имеет не столько количество, сколько качество молитвы.
Да если бы молитва была сердечной, то мир давно изменился бы! А потому цель в том, чтобы церковные службы совершались от сердца.
Сердечная молитва помогает не только другим, но и нам самим, поскольку она содействует тому, чтобы в нас появилась внутренняя доброта. Когда мы ставим себя на место другого, в нас естественным образом появляются любовь, боль, смирение, благодарность Богу с непрестанным Ему славословием.
И тогда, став благоприятной Богу, наша молитва о ближнем помогает ему.
Обо всём просимом нужно молиться с верою, нужно терпеть, и Бог заговорит.
Ведь, молясь с верою, человек некоторым образом обязывает Бога исполнить просимое ради этой веры. Поэтому, прося о чём-то у Бога, «не усумнимся» и будем услышаны. «Имейте веру и не сомневайтесь» , – сказал Господь. Бог знает, когда дать нам то, о чём мы просим, так, чтобы это не нанесло нам духовного вреда.
Иногда мы просим о чём-нибудь у Бога, но не имеем терпения и волнуемся. Нам стоило бы волноваться, если бы наш Бог не был сильным, но раз мы имеем Всесильного Бога, у Которого такое великое множество любви, что Он питает нас Своею Кровью, то нашим волнениям нет оправданий.
– ...А как Вы молитесь о какой-то нужде ?
– Основа всего в том, чтобы стало больно. Если не больно, то можно часами тянуть чётку, но молитва не будет иметь никакого результата.
Если человеку больно за то, о чём он молится, то он и одним лишь воздыханием совершает сердечную молитву.
Многие, когда люди просят их молитв, не располагают временем и молятся о нуждах этих людей одним лишь воздыханием.
Я не говорю, что не нужно молиться, но если случилось так, что времени нет, то воздыхание о чужой боли есть сердечная молитва. То есть по своей силе оно равно целым часам молитвы.
К примеру, ты читаешь письмо, видишь нужду, воздыхаешь и потом молишься. О, да это великое дело! Ты ещё не взял трубку, ещё не набрал номер, а Бог уже слышит тебя!
Настоящая молитва – это не удовольствие, не «нирвана», она начинается с боли. Что это за боль ? Человек мучается в хорошем смысле этого слова. Ему больно, он стонет, страдает, о чём бы он ни молился. Знаете, что значит «страдать» ? Да, он страдает потому, что соучаствует в общей человеческой боли или же в боли какого-то конкретного человека.
За это соучастие, за эту боль Бог воздаёт ему Божественным радованием. Конечно, человек
не просит Божественного радования, оно приходит как следствие, поскольку он соучаствует в чужой боли.
– А с чего нужно начинать ?
– Человек о чём-то узнаёт, например о том, что произошёл несчастный случай. «Ах !» – воздыхает он, а Бог тут же даёт ему утешение за это малое воздыхание. Он видит, как кому-то больно, и тут же сострадает ему, утешаясь Божественным утешением от Бога, и не остаётся с этой горечью боли.
Тогда ближний получает помощь от его молитвы.
Или же он размышляет: «Бог дал нам столько, а что сделал для Него я?»
– ... А как молящемуся понять, что его молитва помогла ближнему?
– Молящийся узнаёт об этом по тому Божественному утешению, которое он ощущает в себе после совершенной им сердечной, исполненной боли молитвы.
Однако сначала боль другого человека нужно сделать своей болью, а после этого совершать и сердечную молитву. Любовь есть Божественное свойство, она извещает ближнего. Так и в больницах – если врачи и медсёстры действительно страдают за больных, то это является самым действенным лекарством из всех, которые они им дают. Больные ощущают участие к ним и чувствуют уверенность, безопасность, утешение. Тому, кто страдает, не нужны ни наши многие слова, ни наши поучения. Он
понимает, что тебе за него больно, и это помогает ему. Боль – это всё. Если нам больно за других, то мы забываем себя, свои собственные нужды.
– ...Когда я страдаю за других, мной овладевает тревога и я не могу молиться.
– По этой тревоге видно, что в тебе живо человеческое начало (о. Паисий разговаривает с инокиней). Я, чем большую боль испытываю за других, тем больше молюсь и духовно радуюсь, потому что я говорю обо всём Христу, а Он приводит всё в порядок. И я вижу, чем больше проходит лет, тем более на убыль идёт телесная бодрость, но бодрость душевная умножается, потому что любовь, жертвенность, боль за ближнего дают многую душевную силу. Вот, погляди-ка: вчера вечером, когда вы совершали бдение, у меня было не очень-то много бодрости, но я получал силу от чужой боли. Всю ночь до Божественной литургии я простоял на ногах, принимая народ. Потом в храме я опять стоял на ногах, но, несмотря на это, не чувствовал усталости, потому что мне было больно за людей и эта боль давала мне силу. Так и ты – молись и радуйся. Бог всё устроит.
То есть при духовном отношении к чужой боли приходило Божественное утешение, потому что если в
боли есть надежда на Бога, то в ней есть и Божественноеутешение. А иначе как всё это можно выдержать ! Если бы не было этого утешения, то как бы я мог жить со всем тем, что мне приходится слышать ? Мне больно, но я думаю и о Божественном воздаянии тем, кому больно. Мы находимся в руках Божиих. Раз есть Божественная правда, Божественное воздаяние, то ничто не проходит даром. Сколько человек мучается, столько ему за это и воздастся. Бог, видя на земле столько боли, видя даже и то, что недоступно нашему восприятию, тем не менее не впадает в отчаяние. «Ты больше страдаешь ? Я больше дам тебе в жизни иной», – говорит Бог и от этого радуется. А в противном случае как бы Он, так сказать, мог вынести столько несправедливости, столько зла ?
Однако, имея в виду воздаяние тем, кто страдает, Он, если можно так выразиться, может вынести эту великую боль. А нам, не видящим, какую славу восприимет наш ближний, и страдающим за него, Бог воздаёт Божественным утешением.
– Геронда, не изнуряет ли человека это переживание
за ближнего?
– Нет. Если относиться к каждой проблеме духовно, то изнурения не будет. Вначале, слыша, как кто-то страдает, человек испытывает горечь, но потом в качестве воздаяния приходит Божественное утешение, и его организм не разрушается. Горечь от мирского расстройства приводит к болезням: желудочным кровотечениям и другим, но горечь от боли за других содержит в себе Божественный бальзам и не вредит организму.
Со многим смирением говори Богу: «Боже мой, Ты меня такую, как я есть, услышать не должен. Но разве не будет несправедливым, если из-за меня станут страдать другие ? Ведь если бы я находилась в состоянии духовном, имела дерзновение в молитве, Ты бы слышал меня и помогал им. В том, что кто-то страдает, есть и моя вина. Но чем провинился мой ближний, почему он должен из-за меня страдать ? Прошу Тебя, помоги ему».
То есть всё зависит от того, на какое место по отношению к другим мы ставим себя. Ты чувствуешь своё недостоинство, но вот, видя чьё-то страдание, ты волнуешься, соболезнуешь, молишься. Я, видя, например, слепого, чувствую виновным за это себя, потому что если бы я находился в духовном состоянии, то мог бы его исцелить. Бог дал нам возможность стать святыми, совершать чудеса, подобно Ему. И мы, признавая свою великую илималую духовную болезнь, смиренно просим телесного здравия для нашего ближнего, нашего сочеловека, будучи виновными в его болезни. Потому что если бы мы были духовно здравы, то он бы давно исцелился и не мучился.
Занимая правильное по отношению к другим положение, считая себя виновными за всё, что происходит в мире, мы молимся: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас», и весь мир получает помощь. И о своём окаянстве – надо почувствовать за него боль и взыскать милости Божией. Но, конечно, если человек достиг духовного состояния, то для себя самого он не просит ничего.
Я вижу, что часто мы неправильно понимаем слова «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и из ложного смирения не говорим: «Помилуй нас», не молимся о других, лишь о самих себе. Поэтому и люди мирские иногда неправильно понимают нас, монахов, и обижаются, говорят, что мы эгоисты и заботимся лишь о том, чтобы спастись самим. «Помилуй мя» – это для того, чтобы не впасть в гордость. Одна молитва смиренного человека, который верит в то, что он хуже всех, имеет достоинство большее, чем целое всенощное бдение, которое совершается с гордым помыслом. Молясь с гордостью, мы издеваемся над самими собой.
Не забывайте о том, что мы переживаем трудные времена, и о том, что необходимо много молитвы.
Помните ту великую нужду, которую испытывают сейчас люди, помните о том великом усердии к молитве, которого требует от нас Бог. Молитесь об этом общем безумии, захватившем весь мир, молитесь о том, чтобы Христос пожалел Своё создание, потому что оно приближается к катастрофе. Пусть Он Божественным образом вмешается в эту безумную эпоху, которую мы переживаем, потому что мир ведут в смуту, в сумасшествие, в тупик. Бог призвал нас молиться о мире – мире, у которого
столько проблем! Несчастные люди, они не успевают даже перекреститься! Если не будем молиться мы, монахи, то кому мы это оставим? Во время войны солдат находится в состоянии боевой готовности: он уже в сапогах, он только и ждёт приказа. В таком же состоянии должен находиться и монах.
Молитвою мы должны помочь всему миру, чтобы диавол не мог творить, что ему вздумается. Диавол добился сейчас неких прав. Бог не то чтобы позволяет ему делать всё, что захочется, просто Он не хочет нарушать свободу воли. Поэтому нам нужно помочь миру молитвой. Если кому-то больно за то, что царит сейчас в мире, если кто-то молится об этом, то люди получают помощь, и при этом свобода их воли остаётся ненарушенной.
Если вы видите, что вас беспокоят вопросы, которые по-человечески разрешить нельзя, если вы не возлагаете их на Бога, то знайте, что это – ухищрение лукавого для того, чтобы вы оставили молитву, посредством которой Бог может послать не просто Божественную силу, но многие Божественные силы, и подаваемая помощь будет тогда не просто Божественной помощью, но Божиим чудом. С той минуты, как мы начинаем волноваться, мы препятствуем вмешательству Бога в происходящее. Мы отдаём предпочтение логике, а не Богу, не Божией воле, предпочитая которую,
мы имели бы право на Божественную помощь. Диавол, ловко похищая любовь монаха, старается удержать его в мирской любви, в мирском восприятии и мирском служении ближнему, тогда как монах способен действовать в своём монашеском пространстве, он в состоянии работать по своей специальности, специальности «связиста», потому что это и есть то послушание, которое возложил
на него Бог. Всё же прочее, всё, что мы совершаем человеческими стараниями, относится к низшему разряду. Кроме этого, монаху лучше помогать другим своей молитвой, а не своими словами. Если у него нет сил удержать того, кто делает зло, то пусть он издалека поможет ему молитвой, потому что в противном случае он может повредиться сам. Одна добрая, сердечная молитва обладает силой большей, чем тысячи слов, когда слова не доходят до других.
Не будем в эти трудные годы нерадиво относиться к молитве. Молитва – это безопасность, молитва – это связь с Богом. Помните, что пишет авва Исаак? «Бог взыщет с нас ответа не за то, что мы не совершали молитву, но за то, что мы не имели связи со Христом, и нас обманул диавол.
Из книг: Преподобный Паисий Святогорец. "Слова". Тт. II и VI. Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Суроти, Салоники. Издательский Дом "Святая гора, Москва, 2003- 2013.
Свидетельство о публикации №223091501066
Молитва должна быть сердечной и происходить от боли.
...он страдает потому, что соучаствует в общей человеческой боли или же в боли какого-то конкретного человека.
За это соучастие, за эту боль Бог воздаёт ему Божественным радованием. Конечно, человек не просит Божественного радования, оно приходит как следствие, поскольку он соучаствует в чужой боли.
– ... А как молящемуся понять, что его молитва помогла ближнему?
– Молящийся узнаёт об этом по тому Божественному утешению, которое он ощущает в себе после совершенной им сердечной, исполненной боли молитвы.
Если нам больно за других, то мы забываем себя, свои собственные нужды.
... если в боли есть надежда на Бога, то в ней есть и Божественное утешение.
Благослови и укрепи тебя Господь!
С уважением в любви Христовой,
Наталья Ласточка 09.12.2024 21:25 Заявить о нарушении
Прочитал твой отзыв, Наталья, а перед глазами родился образ церкви, освещённый множеством свечей и лампад - горящих болью и надеждой сердец. Спасибо большое. В последние дни несколько раз возникали в памяти именно эти слова святого Паисия, не случайно.
Желаю счастья.
Борис Силуанов 10.12.2024 10:05 Заявить о нарушении
Здоровья тебе и радости во Христе Спасителе.
Наталья Ласточка 10.12.2024 13:04 Заявить о нарушении