РЛА. Золотое Кольцо 2020 - Глава XXIV
Я даже не представлял, когда составлял маршрут, что привел наш экипаж в четвертый «земной Удел Пресвятой Богородицы», коим почитается женский Серафимо-Дивеевский монастырь (после Иверии, Афона и Киево-Печерской Лавры). И пусть по историческим меркам монастырь совсем молодой — ему чуть меньше двух с половиной веков, но история его создания богатой рязанской помещицей, которая дала монашеский обет после ранней потери мужа и заложила Казанский собор в Дивеево на собственные средства по видению Богородицы поистине удивительна.
Агафье Семеновне Мельгуновой, в монашестве матушке Александре, дважды являлась Пресвятая Богородица. В первый раз она повелела матушке Александре уйти из Киева на святые земли в Россию, где обещала ей указать место, «где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Моё там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою». Именно в Дивеево, когда матушка шла из Мурома в Саров, Божья Матерь явилась ей второй раз и повелела именно здесь основать обитель такую, «равной которой не было, нет, и не будет никогда во всём свете. Это четвёртый жребий Мой во вселенной».
Вот в такое чудесное место завела меня и судьба, волею карт и услышанных ранее разговоров. Обитель действительно представляет из себя неописуемо красивый комплекс из восьми храмов, последний из которых — Благовещенский собор, открыл свои двери лишь в 2019-ом году. Одной же из самых почитаемых святынь монастыря является Святая Канавка, которая по велению все той же Богородицы явившейся Серафиму Саровскому была вырыта силами исключительно сестрами, а миряне могли только носить землю и отсыпать вал. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста. Каждый день, после вечернего богослужения, сестры обходят Канавку с молитвой «Богородице Дево, радуйся». Разумеется, прошли по Канавке и мы. Также как и вокруг Светлояра — думая о своем и прося милости у Богородицы.
Читая эти мои воспоминания, вы, наверное, можете подумать, что я глубоко верующий человек, но будет нечестно, если я вас не поправлю. В отношении меня нельзя сказать, что я сильно воцерковленный или даже просто верующий человек, хоть и крещен. Однако, к вере (именно к вере, а не к религии) я отношусь с большим уважением. Я не знаю наизусть молитв, я не узнаю с первого взгляда лиц на иконах (ну, кроме Николая Чудотворца, одного из православных покровителей путешественников), но в таких местах что-то во мне просыпается. Могу часами сидеть рядом с соборами и церквями и пытаться слушать. Хотя бы себя.
В такие моменты я вспоминаю, как году в январе 2005-го, еще будучи некрещеным, я два дня просидел в Троицком Соборе в родном Псковском Кремле, в уголке, на скамейке. Два дня, от открытия храма и до его закрытия. Простыми человеческими словами, безо всяких молитв, без перерывов и еды, я просил Бога о ребенке. Даже плакал. Тихо, смиренно, но не скрывая слез. И Бог дал мне сына. Пусть через два года, но я до сих пор пребываю в уверенности, что не зря сидел тогда в храме. И только после рождения Игоря, после его крещения, еще через два года я покрестился сам, так как почувствовал, что готов. Вот такой силой обладают подобные места. Я верю в эту силу.
А еще, из мирскиз впечателний, можно вспомнить, что здесь мы встретили известного российского телеведущего и генерального директора православного канала «Спас» Бориса Корчевникова. Первым его увидела моя сестра, но подходить к нему мы не стали — рядом с ним степенно шел серьезного телосложения священник, а чуть впереди двигался и человек с камерой. Борис Вячеславович работал, и мы не стали ему мешать. Завершив свою прогулку, мы, нагруженные впечатлениями и напитавшиеся святостью этого места, двинулись в дальнейший путь.
От Дивеево до Мурома всего полторы сотни километров, и до следующей точки мы буквально долетели по местным дорожкам менее, чем за два часа. Здесь мы совершенно случайно обнаружили один из древнейших русских монастырей, Спасский-что-на-Бору или Спасо-Преображенский, первое упоминание о котором датировано 1096-ым годом, а предания возносят дату его основания к 1015-ом году. Это самые ранние упоминания монастыря в России.
Этот мужской монастырь на высоком берегу Оки по праву стал в моем списке самым благоустроенным и ухоженным, с большим отрывом опередив все, что я видел ранее. Несмотря на вечернее время, мы долго ходили и восхищались практически идеальными рядами капусты разных сортов и видов, будто на картинке, аккуратно подвязанными крепкими кустами с помидорами, морковными и огуречными грядками, и множеством невероятной красоты клумб с потрясающими цветами. Здесь же были яблони, и груши, и сливы, неистово кричавшие нам о великолепном урожае своими спелыми плодами.
Вдоль стены монастыря расположились вольерчики с коллекцией разнообразной домашней птицы, состоявшей из многообразия кур и даже павлинов. А еще здесь был очень милый ослик и вечно голодные (по собственному опыту знаю) овечки, которые тянули свои мордочки сквозь ограду в надежде получить хоть сочный листик, хоть хлебную горбушку.
Завершила же наши впечатления от этого замечательного места часовня-костница, внутри которой хранятся черепа из поруганных захоронений на территории этого монастыря в бытность его в начале XX-го века казармой НКВД. И, конечно, сопровождающая любую часовню-костницу надпись «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы». Кстати, эта часовня была построена, как вы догадались уже в этом веке, при благоустройстве монастыря.
Близилась ночь. Мы успели еще закупить в монастырской лавке местного хлеба и выехали в сторону Владимира, прекрасно понимая, что ночевать нам придется где-то на природе. Нам снова повезло и спутниковые карты предоставили нам великолепное место под соснами на берегу реки Судогды в районе деревни Лаврово, чуть в сторону от трассы. Ужинали мы уже в полной темноте, освещая «полевую кухню» светом фар и собирая ветки для костра при помощи фонариков. Планы на следующий день были поистине наполеоновские.
Свидетельство о публикации №223091501184