Ангел Таша. Часть 3. Загряжские. Мама

               
              Попытка субъективно-объективного исследования.

     Имя Наташе Гончаровой подарила мама, Наталья Ивановна, - своё имя.
 
     Это были уже пятые её роды, нелёгкие, болезненные. Преодолевая боль, она вспоминала рассказ Александры Степановны о другой страдающей роженице - её родной маменьке с необычным именем Ульрика, о её мучительной смерти. Красавица Ульрика фон Поссе дала ей это имя, произносила его с любовью и нежностью...
 
     Женщина трагической судьбы, Наталья Ивановна Загряжская, была незаконнорождённой, и только благородство  мачехи позволило ей носить эту известную фамилию и пользоваться всеми благами богатого дворянского рода. Как видите, не все мачехи злы и жестоки. Но об этом – чуть позже.

   Загряжские гордились знатностью древнего рода. В XVIII столетии они породнились со многими богатыми семействами: Салтыковыми, Строгановыми, Разумовскими. 

     Другая ветвь родословного древа ведёт к последнему независимому гетману Малороссии Пётру  Дорошенко.
     Ему, присягнувшему на верность России, пожаловали богатую волость в Волоколамском уезде под Москвой – село Ярополец со всеми угодьями и крестьянами. Здесь он благополучно прожил последние 14 лет своей жизни и здесь же был похоронен.

       В августе 1833 года Пушкин, заехав в Ярополец, посетил могилу гетмана, о чём с улыбкой пишет жене: «Она (тёща Наталья Ивановна - авт.) живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому я ходил на поклонение».

     Ярополец принесла в приданое мужу внучка гетмана, Екатерина Александровна,  бабушка Наташи Гончаровой.

     Само название звучит язычески выразительно —  на ярых полях стояли не только псарни московских царей, но и целый зверинец, любил охотиться государь Алексей Михайлович.

  Взгляните на иллюстрацию. На берегу реки Ламы – красивая усадьба. Большой дом  со  службами. Каменная церковь Иоанна Предтечи. Боковые ворота – в форме  башен с зубцами. Лепота!

     Вот здесь когда-то и разыгралась жестокая житейская  драма…

    Предыстория её связана с отцом Натальи Ивановны – Иваном Александровичем Загряжским, дедушкой Наташи Гончаровой по материнской линии.

       Ох, уж эти дедушки, наследники богатых родов, избалованные роскошью и вседозволенностью!

     Иван Александрович  прославился не столько воинскими заслугами (хотя были и они!), сколько необузданным, пылким  нравом и непредсказуемыми выходками.

     Как и уже известный вам Афанасий Николаевич Гончаров, он был любителем красивых женщин и карт, гулякой, бретёром.

     Чтобы обуздать повесу, его женили на добропорядочной (что она доказала всей своей жизнью) девушке, Александре Степановне Салтыковой (по другим сведениям, Алексеевой). Но женитьба отнюдь не остепенила Ивана, гордившегося покровительством самого Потёмкина. 

    Отвез он жену в Ярополец, там родились сын и две дочери – София и Екатерина, а сам продолжал служить и развлекаться. 

       В Лифляндии, в Дерпте (ныне Тарту), где стоял его полк, на одном из балов увидел он юную баронессу Ульрику фон Поссе, у которой уже был муж и годовалая дочь.

     Есть предположение, что один из портретов Натальи Ивановны в музее Пушкина, - на самом деле, портрет её матери, удивительное обаяние которой через поколение возродилось в её внучке, Наташе Гончаровой. 

     В интернете под этим портретом  подписи отличаются, да и  вся история  влюблённых в деталях изложена вариативно, но основной  сюжет повторяется. 

     Не вражеская пуля – необыкновенная красота Ульрики сразила командира карабинерного полка наповал!

     Чем покорил немолодой уже офицер, напрочь забывший о собственной семье и своих детях, восемнадцатилетнюю красавицу, трудно понять, но отчаянно влюбилась и она. Скорее всего, рано выданная замуж, она не знала столь романтически чувственной, бурной страсти, какую бросил к её ногам русский ухажёр.

     Тем временем полк Загряжского отправили на Родину. И вслед за полком, не попрощавшись ни с родными, ни с мужем, ни с дочерью, исчезла окрылённая надеждами  баронесса.

      Муж разыскивал её, а может, лишь делал вид, что разыскивает. Их развели в 1782 году.

      А Иван Александрович, обвенчавшись с Ульрикой, стал двоеженцем.
    
      Однако при всей  своей самоуверенности он так и не оправдал надежд баронессы: не привёл её в светское общество – ещё была жива первая жена, и многие это знали. К тому же, судя по дальнейшим событиям, его жаркие чувства охладели довольно быстро…

    И как, вы думаете, он поступил?
Одни говорят, что мудро, заботливо (всё-таки не бросил на произвол!) - другие же  упрекают в бессердечной хитрости…
 
     Он привез беременную Ульрику в Ярополец, зная доброту первой жены.

    Не стал ничего объяснять – вместе с  полком немедленно отбыл на Кавказ. И с тех пор в Яропольце больше не появлялся. Несчастная Ульрика была на грани жизни и смерти…

     Александра Степановна, будучи старше, мудрее соперницы, увидела глубину её отчаяния, пожалела и…  простила. Окружила заботой.

      Ульрика родила, дочку назвали Натальей. Пережитые страдания, мучительная болезнь унесли здоровье и жизнь баронессы, когда ей не было и тридцати...
   
    А мачеха, полюбив девочку, как собственного ребёнка, была ласковой и внимательной. Вначале Наталья считалась воспитанницей, но Александра Степановна,  думая о будущем сиротки, добилась  для неё равенства в правах наследства с  родными детьми. И это ещё раз подтверждает благородство её души.

       Дочери не ссорились, жили дружно. Когда подросли, семья переехала в Петербург. Девушки стали фрейлинами императрицы Елизаветы Алексеевны. Роскошная жизнь! Балы и развлечения! Интриги и драмы!

     Младшая  из сестёр привлекла внимание фаворита императрицы Алексея Охотникова. Неизвестно, случайно или нет, но Алексея смертельно ранили, когда он выходил из театра, а девушку подозрительно быстро выдали замуж за влюблённого в неё Николая Афанасьевича Гончарова и отправили молодожёнов в родовое имение мужа.

      Правда, на венчании  присутствовала вся семья императора Александра I. Большая честь! Замысловатую причёску новобрачной украсил царский подарок – дивные бриллиантовые заколки.
 
     И это было последнее радужно счастливое событие в её жизни.

     На родине мужа, в Полотняном Заводе, Наталья Ивановна полностью погружается  в семейный быт. Женщина властная, с решительным характером, она распоряжается и дворней, и мужем.

    Почти каждый год появляется на свет очередной ребенок.

В 1808 (1 мая)  родился старший, Дмитрий,
  1809 (4 мая) – Екатерина,
  1810 (22 мая) – Иван,
  1811 (27 июня)– Александра,
  1812 (27 августа)– Наталья,
  1815 (11 февраля) – Сергей.
  Последней в 1818 году родилась Софья, умершая вскоре после рождения.

    Шестеро детей растут, и каждый требует внимания и хлопот.

      Неожиданное возвращение взбалмошного Афанасия Николаевича изменило размеренную жизнь. Вновь вся власть, все деньги переходят к нему. Он бессчётно тратит капиталы на себя, на любовниц и развлечения.
 
     Сильно осложнила существование болезнь мужа, его буйные припадки.

    Всё это расшатало нервы Натальи Ивановны, она стала вспыльчивой, несдержанной, раздражительной. Дети росли, а денег, выделяемых на содержание, не хватало – приходилось экономить.

      Дочерей она воспитывала в неизменной строгости, требуя беспрекословного подчинения. Осердившись, могла и накричать, и оскорбить, и пощёчин надавать.

     Быть может, поэтому Наташа Гончарова никогда не вспоминала своё детство, не  рассказывала о нём.

      Фанатически религиозная, Наталия Ивановна привечала и кормила множество богомольцев и странниц, проводила часы в особой молельной комнатке, моля о помощи Господа.

          Сватовство Пушкина приняла в штыки, потому что меркантильно жаждала выдать красавиц дочерей за богатых и знатных и этим, естественно, поправить материальное положение семьи. К тому же, репутация поэта, надо прямо сказать, не внушала доверия - и не только ей.

      Но родились внуки, и, видя, что дочь по-настоящему счастлива, она стала относиться к зятю с теплотой. Тем более, что он не требовал ни приданого, ни денег, данных когда-то взаймы. Намекал, правда, но не требовал, как Жорж Дантес за Екатерину. И старших дочерей, по просьбе Натали, забрал в Петербург, поселил в своей квартире - какую обузу снял с её плеч! 
     После смерти Пушкина, Наталья Ивановна до конца своих дней носила траур, молилась за упокой его души

      Чтобы замолить грехи, она каждый год пешком совершала паломничество в Иосифо-Волоколамский монастырь, неделями жила там, делала богатые вклады. Во время одного из богомолий она умерла и там же, в монастыре, похоронена.

              Продолжение на http://proza.ru/2023/09/22/1607


Рецензии
Элла,здравствуйте! Сходство Натали Пушкиной с бабушкой я сразу
заметила. Сначала немного "запуталась"в Натальях, прочитала
второй раз- поняла ху есть ху.
Читать вас-одно удовольствие. Над каждым произведением
витает дух теплоты,сердечности,эрудиции автора. Я вас
воспринимаю как кого-то из ваших героинь,на столько многогранен ваш талант.

С искренней симпатией и уважением

Анна Куликова-Адонкина   01.05.2024 08:49     Заявить о нарушении
Сходство лишь внешнее, Аня.
Слава Богу, характер совершенно не такой неуравновешенный.
С улыбкой,

Элла Лякишева   02.05.2024 11:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.