Баба Лиля

  Баба Лиля жила одна, в  низеньком  старом  домике. В конце двора два сарайчика. Заглянув  туда,  я не смогла удержать улыбки. Если коротко  – то это  «мелкооптовая база». По строгому взгляду бабушки поняла, это все нужные вещи!  Рядышком  занял «апартаменты»  красавец - петух со своим семейством.  Такое вот хозяйство. А в домике чисто, уютно. Салфеточки кружевные кругом.  Окошки украшают веселые огоньки цветов.  Современное достижение  - газовая форсунка.  Муж у нее давно умер.  Зайду к ней, посидим, побалакаем. А уходить не хочется. Так хорошо, спокойно у бабули.  Теперь конечно  жалею, что мало беседовали о жизни, о ее жизни. У бабы Лили два сына, один живет недалеко, в городе, а другой живет в Латвии.  Оба сына женаты, имеют детей. В Латвии - внучка, учится в институте. Как  - то  баба Лиля пожаловалась мне.
- Что же это такое, чем наша фамилия плохая? Сидоровы - хорошая фамилия. А внучка поменяла ее на латвийскую. Теперь она не Сидорова, а какая - то там, не выговоришь.
Что сказать бабуле? А она опять.
- Не пойму я, чем наша фамилия не угодила. Вижу я, сильно это задело старушку.
- Политика такая в Латвии. Да не любят там  русских. Выживают  наших. Хотят, чтобы люди свою Родину забыли.
- Если так, то как же там жить - то, а скажи?!
- Баба Лиля, они же  давно там живут, привыкли. Ты не переживай. Плохо совсем станет, уедут. Бабуля долго еще охает и причитает, все  из – за фамилии.
- А чем еще внучка занимается?
- Когда занятий нет в институте, она на дудочке играет.
Я удивилась.
- На какой дудочке?
- Красивая такая, дорогая, в Москве покупали. Она костюм одевает, стоит на улице
  и играет.
- Поняла я, костюм национальный  латвийский?
- Ну да, туристы денежку ей в коробку кладут. Опять вздыхает. Я так понимаю – жалко ей внучку.
- Знаешь, ба, сейчас многие студенты, подрабатывают, кто как может.
Молчит, вздыхает и платочком вытирает слезы.

  Прошло два дня. К нам приехали родственники и еще гости. И так получилось, что мне спать негде. На полу я не могу, в беседке на улице, холодно, весна не лето, времянки у нас нет. К родителям далековато идти, не хочется стариков беспокоить.  Пошла к бабе Лиле.
- Ба, можно я у тебя ночевать сегодня буду, а то гостей полон дом.
- А не побоишься?
- А чего бояться?  Мой дом, вон из твоего окошка видно.
- Ночуй, раз такое дело. Вечером я собралась к соседке. Немного посидели.
- Я поздно ложусь - говорит баба Лиля.
- А я в десять уже укладываюсь, мне рано вставать.
- Кошку я выгоню на ночь. Ляжешь вот на эту кровать. А я на кухне. Ночью не выходи во двор, по нужде - то. В сенцах ведро стоит.
- Бабуль, да я как убитая, всю ночь сплю.

  Подошла к окну. Посмотрела на огни своего дома. Еще не спят. А у меня уже глаза слипаются.  Заснула  без проблем, как дома, без всяких мыслей. В середине ночи проснулась от тряски. Кто - то свирепо тряс мою кровать. Я увидела маленькие, покрытые редкими волосиками ручки, уцепившиеся за железную головку кровати, больше ничего. Еще поразила меня ненависть, которая накрыла меня с головой, заполнила все пространство. Испуга не было, только легкое удивление. Все - таки я сильно устала за день, поэтому быстро заснула. Утром я ничего не сказала, а просто поблагодарив хозяйку, ушла домой. И пошло, закружилось, дом, работа, но те ручки я не могла забыть.
Прошел месяц. Сидим с бабой Лилей. Подумалось, ну что молчать, старушка не засмеет же меня. Однако с большой опаской я спросила.
 - Баба Лиля, а как же ты живешь с ним? Улыбнулась, сразу все поняла.
 - Так, я привыкла, а тебе что, спать не дал?
 - Нет, кровать немного потряс и все. Только злой он очень был.
 - А, не любит чужих людей  в доме, это да. Поначалу я боялась. А он что придумал. На кухне, видела какая табуретка тяжелая? Вот, а он берет ее и стучит ею об пол, всеми четырьмя ножками. Грохот такой стоит ночью! Я решила так - да пусть себе стучит, я спать буду. Правда два раза молитву читала. Все - таки боязно. А потом не стала на него праздновать. И он поутих. Так иную ночь стукнет два - три раза и все.
- А кто он?
- Да полагаю домовой, кто еще то?

   Через несколько дней я принесла бабе Лиле мороженое.
- Баб Лиля давай блюдечки.
Я поставила на стол баночку варенья, положила две пачки пломбира.
- Ой, да ты что, столько принесла. Я не съем все.
- Ба, так одна пачка тебе, а одна мне. Мы с тобой вдвоем подзакусим. Знаешь как вкусно - мороженое с вареньем. Попробуй!
Заулыбалась.
- Ну, тогда другое дело, доставай ложечки!

 
  А потом не стало бабы Лили.
 Умерла. Жалко.


Рецензии
Хорошо. Прямо про моих бабушек Астраханских. На фотографии бабушка на мою бабу Маню похожа, какой я её в последний раз видел в 96-ом году, ей тогда 86 стукнуло... Да и вообще всё знакомо из детства. Домик, одинокая бабушка Маня, куры во дворе, ночное ведро-нужник в сенцах. Страх перед разными домовыми детский). Спасибо за тёплые ассоциации).

Степан Астраханцев   25.11.2023 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв! Я очень рада, что вам понравился рассказ. Вам творческих успехов. Всего доброго!

Валентина 10   26.11.2023 13:25   Заявить о нарушении