Опять про море

Для того, чтобы буксир мог выполнять работы по своему «призванию», мне, как новому старшему механику, потребовалось приложить усилия к восстановлению работоспособности главного и вспомогательных дизелей- в первую очередь. Прислали кадры на должности мотористов двух молодых парней, из которых один только в теории знал какую работу на должности ему придётся выполнять, т.к был выпускником морской школы вспомогательного флота ВМФ(Кронштадт), а второй был вчерашний выпускник профтехучилища. Принимал я свои обязанности у моториста, т.к прежний механик уволился прежде. В оборудовании механического заведования, Сергей- так его звали, разбирался, свою работу знал и делал её исправно, но объяснить что и как надо делать не мог. У него был рекордно маленький словарь для объяснения ремонта механизмов. Слово: дудух- означало как процесс разборки, также сборки и монтажа.  Одновременно, этим же словом Сергей называл неисправность агрегата или узла. В общем: у Эллы Щукиной используемый запас слов был значительнее. Сам Сергей был добрым и безобидным, договориться, как и понять его- было легко и я даже пытался весьма усердно удержать его от увольнения. Но его любовь к водовке стала поводом к прощанию с Сергеем. В короткое время, я с двумя новыми мотористами, закончил необходимые работы по вводу в строй оборудования: значительных неисправностей, нужно отметить, что не было.  Параллельно с ремонтом, объяснял молодым специалистам их обязанности: «вахтенного моториста».
Спустя, примерно как месяц по времени после работы на судне, заполняю я вахтенную документацию и технические формуляры: последние штрихи перед началом работы… . Заходит в мою каюту шеф- начальник ОВФ кап. 3ранга Комаров Виктор. После приветствий говорит: завтра выходим на «калым»- отправлять в последний путь «Курсант»*.
- Мы накануне великих дел Володя, предупреди своих, чтобы не опаздывали к 08.00 завтра.
- Выходим, так выходим,- будем готовиться, Виктор (к этим отношениям на «короткой ноге» положил начало сам начальник).

Немного о Викторе.
Служил в Потийской ОВРе** на МПК. Во время событий начала распада СССР- вздумал он, как в старые добрые времена половить в р. Риони рыбу гранатой РГ42. Рыбалка та удалась на славу, да только и его поймали- 2года дали. После отсидки восстановили на службу в родную бригаду кораблей, только уже базирующуюся в Новороссийске. Событие крайне редкое: уголовная статья закрывала возможности, однако, с учётом личности В. Комарова, как офицера и как человека- послужили ему добрую службу. Жена не оставила- дождалась.
Общаться с Виктором было легко: говорил понятным языком, располагал к себе.

Итак, после напоминания о выходе буксира на завтра, Комаров зашёл в каюту двух (других не было)матросов, третий- не из их компании был в отпуске, сказал этим двоим, что они уволены и до утра чтобы съехали «на зимние квартиры».

История с увольнением связана была с зависимостью Андрея и Валеры от наркотиков, что и стало известно, особенно после одного случая.

По госконтракту между Россией и Кубой, на причалы Восточного р-на порта привозили тростниковый сахар и выгружали из трюмов судов прямо на брезент постеленный на причале- под открытым небом. Горы из сахара- коричневого цвета- были видны далеко вокруг и привлекли внимание Андрея и Валерия. В один вечер, они сидя за дозой эффедрина, рассудили промеж собой добраться до этих сахарных копий и отщипнуть малую толику в объёме нескольких мешков.
На шлюпке с буксира, ночью, они преодолели расстояние от причала СРЗ, где находился РБ-69, до портового причала. Наполнили шесть мешков и вернулись. Поняв, что обнаружены пограничниками, стали поспешно выносить украденное через проходную. Уже с последним мешком, набитым под завязку, с весом в 80кг- Андрея остановила охрана, пояснив это тем, что с поста погранотдела предупредили о хищении сахара двоими неизвестными в шлюпке. Поняв, что попались, Андрей растолкал своим мешком стоящих на пути двоих охранников- бывших десантников- убежал от них не бросив груз. Валерий, следом за сбежавшим товарищем, принёс охранникам документ: справку о том, что владельцем сахара был некий кап. 2ранга, накопивший его в течение 2х лет: пайковой, то есть.
Так как  хипиш поднялся немалый, то замяли его на серьёзном уровне, без шума: в справке липовым было всё, за исключением печати и углового штампа войсковой части. Оказалось делом замаранной репутации: как этот и другие бланки строгой отчётности оказались в ненадёжных руках.

Сразу, после этого происшествия я сидел в компании: Валера и Андрей со своей девушкой. Они все приняли дозу, что запомнилось: Андрей, зависимость которого от наркотиков выражалась в виде этой неестественной силы: проявленной в борьбе с сильными парнями и бегстве с места конфликта с грузом в 80кило. Щемило сердце  видимое: Андрей, рослый и плечистый- видный некогда парень, выглядел болезненно худым, но самым трогательным была проявленной в его глазах и в знаках внимания, которые он оказывал своей девушке: любовь. А ей нравилось его, Андрея, внимание- выглядела хорошо- понимала, что имеет внешние данные чтобы нравиться. Грустно стало мне от того, что я не нашёл в себе нужных слов для них.

За долгие месяцы стоянки у причала, как я узнал от Комарова, впервые буксир вышел на выполнение задания.
-Учись управлению: стал показывать действия по управлению буксиром- Виктор.
- Я занял место: а он прекрасно управляется- вальсирует вокруг центральной оси- послушен и движется как профессиональная танцовщица: сказал я в восхищении. Эту способность давал крыльчатый*** движетель- легко выполняющий сложные манёвры.
- А-то, стой на управлении и слушай как совершаются переходы по порту(стал мне разъяснять правила) .

Когда подошли к «Курсанту», стоявшему на якорях, невдалеке от береговой черты, закреплённому швартовыми концами правого борта- глубина в этом месте не позволяла стоять ближе. Кроме нас, по носу от «Курсанта» портовый буксир-кантовщик.

День был непогожий, было объявлено штормовое предупреждение, поэтому я задал Виктору естественный вопрос: почему не перенесли эту работу до лучших погодных условий?
- На выходе из бухты- видишь- морской буксир-спасатель. Там на верху не интересует наша погода. «Курсант» должен быть отправлен на утилизацию уже сегодня- куда- нас не касается.
- Так у нас же нет ни одного матроса, чтобы принять швартовные.
- Володя, у тебя есть матрос, целый капитан 3ранга- что не доверяешь мне- будущий капитан-механик этого буксира. Выучить тебя на штурмана в Ростовской мореходке заочно- формальное получение сертификата. Ну всё- сопли жевать некогда- матрос Комаров пошёл принимать кормовой. Заодно покажем портовикам: как надо работать,- что-то совсем нерешительно они стоят в стороне.

Подойти к «Курсанту» близко для приёма швартовного конца оказалось делом непростым- южный ветер накатывал большую волну на левый борт учебно-тренажёрного судна, в сторону берега.
Швартовная команда на судне оказалась не подготовленной к работе: отсутствовали бросательные лини необходимые для принятия нами, на буксире, швартового конца. Бросить «гашу»**** с учётом немалого веса конца на расстояние более 5метров, у них не получалось. Поэтому пришлось с риском для столкновения подходить ближе. Удар борт о борт всё- же произошёл- продавили участок леерного***** ограждения на палубе ходовой рубки буксира. Комаров при этом изловчился удержаться на ногах, и с пятой попытки принять швартовный. Закрепил его на кормовом кнехте******.

Буксир- кантовщик- наш напарник по работе- не смог принять носовой конец. Поэтому мы оказались главными ведущими: раскачав в разные стороны корпус «Курсанта» присевшего на грунт- повели его на выход из Цемесской бухты- кормой вперёд. Буксир- союзник кантовал носовую часть на удержание судна против ветра.

Потом были другие «шабашки»: перегоняли из порта на внешнюю якорную стоянку к судам, и обратно- баржу с ёмкостью для операций с ГСМ.

В один день, Виктор поделился личным. Сидели вдвоём в кают-компании буксира.
- Тут, групповой инженер-механик Татьяна, желает познакомиться с оборудованием буксира. Год как она в должности, и до сих пор её не интересовала эта тема. А заинтересовала по одной причине: мы с ней близкие друзья и я в начале сказал, что женат и никогда её(жену) не оставлю, хотя и не так красива как ты, Таня. Сколько натерпелась от меня в совместной жизни- любя меня, всегда была верна.
- В общем, к чему я клоню: мало ли чего, может понравитесь друг другу- считаю её хорошей женщиной. Завтра приедем вместе: води по экскурсии куда хочешь.

Моя работа на РБ-69 подходила к концу. Последней и единственной работой буксира за всё время: приём и размещение плавпричалов для прибывающих кораблей в состав НВМБ. На ходовой рубке был уже другой офицер в должности начальника ОВФ, с которым мы были знакомы по совместной службе в одном из соединений ЧФ. Сразу после этого, я ушёл на другую работу.

Виктор Комаров уволился, достигнув пенсионного возраста и прошёл на работу в лоцманскую службу порта.

«Курсант»: нефтеналивное судно, служило в качестве учебно- тренажёрной базы Новороссийского высшего инженерного морского училища.
ОВРа: бригада кораблей охраны водного района.
Крыльчатый движетель: выполняющий функции гребного винта, но другой конструктивно.
Гаша: петля на швартовном конце.
Леерное ограждение: ограждение из металлических тру.
Кнехт: чугунная тумба для крепления швартовного конца.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
Я люблю море, но только у берега и в теплое время года, т.е. на отдыхе. И с трудом представляю, как можно оказаться на буксире, или на судне, один на один в открытом море, да еще и штормовую погоду. "Поэтому пришлось с риском для столкновения подходить ближе. Удар борт о борт всё- же произошёл". А Вы так спокойно описываете истории во время работы и службы на море, очень интересно. Особенно, понравилась история с сахаром.
Спасибо за творчество из жизни моряков. Удачи!

Лидия Мнацаканова   04.11.2023 23:34     Заявить о нарушении
Лидия, благодарю за интерес и отзыв к рассказу из жизни.
Приятно очень, что понравилось.
С уважением,

Владимир Араба   04.11.2023 22:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.