Попутчики

«Один не разберёт, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мёд.
Кому-то мелочь дашь — навек запомнит,
Кому-то жизнь отдашь, — а он и не поймёт».
/Омар Хайям/


В одном из произведений, уже нашего времени, некий автор  сравнил земную жизнь с путешествием в поезде, в купе которого человек  комфортно разложил  свои пожитки,  и разглядывает попутчиков….
Некоторые едут с ним долго, а кто – то, совсем короткое время – один только миг….
Кого - то человек сразу забывает, а некоторых попутчиков,  нет - нет, да и вспомнит….
Воспоминания  открывают окно в наше прошлое…
Но надо ли писать об этом прошлом и о тех «попутчиках»?

Надо!
  -  Дабы остался след от  тех людей, которых, может быть, никто больше никогда и не вспомнит… за суетой дней и лет….
-------------------------
- Одна наша милая прихожанка часто путешествовала, и с каждой поездки привозила всем знакомым небольшие подарки, - книги.
Судьба распорядилась так, что эта красавица во цвете лет ушла в Вечность после того, зловещего Ковида.
Родственники её выполнили последнее завещание покойной:
-«Всю мою духовную литературу передайте отцу N».
Что они и сделали….
Получив объемную сумку с трудами святых, я стала расставлять фолианты на книжной полке священника.
И тут меня привлекло издание мемуаров  Д.С. Лихачева (1906 -1999 годы), в хорошем оформлении и с фотографией.
И, что - то очень знакомое, - промелькнуло в моей голове….
Наугад открыла страницу, а там красивая открытка…, адресованная… - мне….
И тогда – то, я и припомнила разговор с этой сестренкой, - при её жизни.
Она спросила меня  (тогда):
«Матушка, а вы читали о жизни ученого – Дмитрия Лихачева?».
Ответила - … мимоходом:
«Да, и даже поминаю его с супругой Зинаидой … много лет».
А той девушке, верно, очень хотелось поделиться прочитанным, и узнать мое мнение….
Так, как в этой книге, ученый описал пронзительные, психологические портреты людей, и их поведение во время блокады Ленинграда.
 Как я жалею, что не поговорила  с этой сестренкой …тогда, ведь она так ждала этого….
………..
Но вот… - дивно:
- Спустя полгода, -  и уже из Вечности, - она, обратилась ко мне с тем же вопросом….

Теперь я, конечно, нашла время, и прочитала «Воспоминания Д.С. Лихачева» от корки до корки, и удивилась глубине написанного тем ученым, а именно анализу межличностных отношений соотечественников на срезе  целого века.
Эх, прочитать бы это раньше.
«Как часто, в жизни ошибаясь,
Теряем тех, кем не дорожим.
Чужим понравиться желая…».

Как же полезно было знать мне это тогда, когда сестренка вопрошала?
А потом… она, … - так удивленно посмотрела на меня своими детскими глазами….
Мне… же,  – … - лично мне, не хватало  того душевного сострадания на добрые дела….
«Одни делают живые дела,
а другие мертвые – мертвящие,
с радостью «духа» в угоду себе
и своим страстям…»

---------------------

В нашем храме, лет десять назад, появилась некая женщина.
Сидит в уголочке и плачет.
Ну, плачет и плачет….
На вопрос нашей сестрички:
-«Что с ней?».
Я, по привычке, - ответила:
  - «Все мы в храм приходим со скорбями.
  - Может, умер кто у неё?»,-
Оказывается, этой женщине отрезали газ к дому, и грозились отключить свет….
… - Родной сын отказался от неё.
А огромная опухоль на шее дополняла безрадостную картину жития - бытия.
Помощи ждать ей было неоткуда: ложись и помирай….
- Разрулила наша сестренка со своими единомышленниками проблемы женщины с газом и светом.
- Потом нашла  добрых прихожанок, которые помогли больной в уборке по дому, а наши алтарники - скосили сорняк в рост человека во дворе.
В больницу женщину не брали, так как не было необходимого заключения по заболеванию:
- Результаты анализов следовало отвезти в онкологический центр, аж -  в Пензу, где их должны были расшифровать.
- А потом снова ехать за этим пакетом.
Замкнутый круг, - и неразрешимая проблема, для брошенного всеми человека….

В тот раз, -  я поехала с нашей подвижницей к «дорогим пензякам» в онкологический центр ….
Но не обошлось тогда  без происшествий.
Как писал преподобный Дорофей Палестинский (620):
- «Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением».
……………………………….
Заехали мы с ней в город.
Смотрим, а впереди нас, - медленно катится чье - то колесо.
Весело смеемся с ней над этим….
И вдруг, нас стали подрезывать справа машины.
 Водители из  окон, активно жестикулируя,  и делая круглые глаза, -  крутят пальцем … - у виска.
Вроде бы, у нас все в порядке, но на всякий случай, - остановились.
А нам, какие то парни, уже катят колесо.
Да сами его и прикрутили со словами:
-«А, блондинка!
- Смотри, красавица, будь внимательна в следующий раз.
Чудом, ведь спаслась…».
Ух!
На этот раз, - пронесло.
Слава Богу!
Перед поездкой  в Пензу, сестренка заезжала в СТО Аткарска, где  и меняла резину… -  на летнюю….
Вот так.
Доверяй, но - проверяй.

Документы болящей аткарчанки, после расшифровки отправлены были из Пензы сразу в Саратов, а оттуда пришел ей вызов на госпитализацию.
Наша подвижница её отвезла… в больницу и забрала потом домой….
Прошло с тех пор ровно десять лет.
Та женщина сейчас на группе, получает хорошую пенсию.
Родные, ждавшие её близкой смерти, стали  вдруг … - добрыми, и сын объявился….
В общем, все устроилось….

Много лет, та сестренка была рядом, как попутчик, и я воспринимала её, что она будет всегда, - всегда….
Ан, - нет….
………………
Очень я дорожила дружбой с одной сестрой во Христе.
Была даже посаженной матерью на её Венчании.
Объездили мы с ней десятки святых мест, купались в целебных источниках, чистили картошку в древних монастырях….
Но, когда надо было найти соответствующее фото для некролога, то я просмотрела в её аккаунте почти 2000 изображений, но нигде … - меня не было.
Человек часто воображает себе виртуальную картину, и проецирует свое видение на окружающих.
Но каково бывает разочарование, что даже 2001 места не нашлось тебе в жизни того человека, которого ты считал ближним.

Воистину, мудро  и на века сказал древний философ:

«Кому-то мелочь дашь — навек запомнит,
Кому-то жизнь отдашь — а он и не поймёт».
/Омар Хайям/

Белова О.В.
2023 год

PS:
«Дружба — не награда за ум или вкус, а орудие Божие, с ее помощью Господь открывает нам красоту другого человека. Этот человек не лучше сотен прочих, но мы увидели его. Как и все доброе, красота эта — от Бога, и потому в хорошей дружбе Он ее умножит».
© Клайв С. Льюис

 


Рецензии