Поклонница навсегда

 
         

                1

По истертым ступенькам Ксения поднялась на второй этаж, отперла обитую дерматином дверь, быстро скинула пальто, стряхнув снежинки на пол. Снег в этом году выпал рано, весело было смотреть, как от снежных хлопьев побелели   деревья и тротуары.
 -Это ты, Асенька? - послышался из комнаты  голос.
- А кто же еще , бабушка.
Ксения отправилась на кухню, зажгла газ под чайником. Вода быстро закипела. Девушка поместила  чашку чая рядом с бутербродами на подносе и понесла бабушке.
- Ты поздно стала возвращаться, Ася! - в бабушкином голосе прозвучали драматические ноты.
Ксения упрямо закусила губу, не желая давать отчет, куда ходила, что делала.
- Асенька, достань, пожалуйста, мой ридикюль,- попросила бабушка.
- Чай остынет, - пожала плечами Ксения и, стараясь не натолкнуться  на изъеденный жуком-древоточцем  буфет, подошла к секретеру,  достала парчовую сумочку.

Получив желаемое, старая женщина выпрямилась, на ее бледном с голубоватым оттенком лице появилась торжествующая улыбка;  отодвинув седую прядь со лба, бабушка стала перебирать записки и письма, но вскоре  прикрыла тяжелые веки:
- Не могу найти ту тетрадку, о которой весь день думала. Поищи на  полке рядом с Ростаном, может быть, я туда сунула.
- А ты сегодня выполняла упражнения для ног? - резковато  спросила девушка.
- Почему ты говоришь со мной в таком тоне? Как поживает Костя?  Я его не видела целую вечность.
- Бабушка, он был у нас позавчера.
- Ты что-то путаешь. Знаешь, Ася, я только одного хочу:  чтобы   твой   брат  поступил в университет. А тебе надо поскорее выйти замуж.
- Ах, бабушка, странно ты рассуждаешь, я не думаю, что в наше время семья - это для женщины все. Нужна профессия.
- Я тебе советую иностранные языки. А предложение тебе еще никто не сделал?
Ксения  вздохнула:
- Сколько раз  можно повторять: я не хочу замуж!
- Ты руками не размахивай! Я в твои годы тоже так говорила: не пойду да не пойду замуж. Стихи писала, философией увлекалась, женихов на расстоянии держала. Не веришь?
- Ты раньше ничего такого не рассказывала, бабушка.
- Ася, открой форточку, у нас душно.
Ксения выполнила просьбу, укутала старческие ноги пледом. Бабушка пожевала   тонкими губами.
- Так о чем мы говорили? Да,  в молодости я одним поэтом была увлечена, он был красивый, знаменитый, по нему многие вздыхали, я тогда встретилась с ним…
- И что же? - внучка  уставилась на бабушку, словно впервые увидела, - между прочим, ты могла бы мемуары написать.
- Найди мою голубую тетрадку, у меня  еще  несколько тетрадей потолще,  в коленкоровом переплете, так  ты их не бери.  Ах,  у меня в левом боку заболело!
 Девушка  принесла старушке грелку и лекарство. И тонкую голубую тетрадку  нашла.
 Позднее, когда бабушка заснула, Ксения открыла тетрадку, исписанную изящным бабушкиным почерком.

       2

Я стояла возле дома, каких много в этом районе, но этот дом  был для меня особенным:  в нем живет мой поэт.
 Стемнело, огни рассеивали темноту. У меня вряд ли хватит решимости подойти, заговорить с ним, кровь прихлынет к щекам, голос задрожит, слова пропадут при одном его  взгляде  на меня.
Тогда в Собрании,  где он читал свой новый цикл,   я почти не улавливала смысла стихов,  отдаваясь звучанию  его голоса, музыке строф.    Потом к нему хлынули потоком   молодые  почитательницы.
И вот  я   здесь, в надежде увидеть своего кумира. Возможно,  он уже ушел  или  намеревается  поработать  дома. Несмотря на то, что похолодало,   я упрямо продолжала стоять.  Мне повезло.

От  знакомого фасада  отделилась высокая фигура   в длинном пальто. Поэт  рассеянно   посмотрел по сторонам и   быстро направился  к главному  проспекту.   Я тихонько последовала за ним. Темным  подсвеченным  полотнищем трепетало городское пространство,   в поднебесье сгущались облака со звериным оскалом. Он шел-летел вперед,  мимо  завитков чугунных оград  к Неве. Я с отчаянной решимостью следовала за ним, хотелось зажать ладонями гулко бьющееся сердце, чтобы оно не выдало моего присутствия. Приблизившись к мосту, поэт внезапно обернулся, и  я,  увидев его пристальный  взгляд,  зажмурилась.

- Вы  кто, прелестная тень? 
Тень, приблизившись,   обернулась девушкой.
-  Это я написала Вам письмо.
Проницательные серые глаза  Поэта  хозяйничали в моей душе.
- Вы заблудились.   Вам не страшно одной? Позвольте, я провожу вас.
 
 Мы шли по пустынному мосту,  преодолевая дуновения   ветра.  Впереди  показались горделивые здания.
Бережно взяв меня за локоть, поэт провел меня в  освещенный  погребок, где в голубоватом  тумане маячили колоритные фигуры, усадил за столик.  Официант принес нам   кофе. Поэт всмотрелся в мое лицо,  в тот момент   очень печальное.
 - Расскажите о себе.
Я поднесла к губам чашку тонкого  фарфора,с трудом  глотнула горький  напиток.
- Я пишу стихи.
- Я так и думал, - улыбка тронула его  губы, - продолжайте.
Я  вытащила из сумочки помятые листки, положила на стол.
- Вот, я хотела вам показать.
Он быстро пробежал глазами тонкую вязь строк, отложил листки, нахмурился. А я не могла отвести глаз от его безукоризненного лба, нервных рук...
-Вы хотите стать поэтессой, так знайте, что сочинитель -это человек, называющий все по имени, отнимающий аромат у живого цветка.
Я  молчала . Он продолжал:
- Вы очень юны.  И  конечно влюблены.

Вспыхнув, я молча уставилась  в сторону, где возле изразцовой печи торчало чье-то лицо с нелепыми усиками. Из глубины погребка звучали скрипки. Сидящая за ближним столиком дама, бросавшая на поэта томные взгляды, поднялась и, затянутая в малиновый шелк, медленно стала приближаться.  Я  вскочила, выскользнула из  погребка.
Я шла домой, глотая слезы.  Моя  шубка плохо защищала  от  холода и  внезапно повалившего снега, взявшего в плен  город.
 
           3

Ксения  закрыла тетрадку. Вокруг  реяли,  цепляясь за  виноградные гроздья буфета,   романтические  образы.   Мысли девушки постепенно обретали стройность.
 Моя бабушка.  Она привыкла к сочувствию  окружающих,  считавших  её  страдалицей. Ещё бы!  муж погиб в начале  войны, единственный сын умер от лейкемии.  Мало кто знал,  что бабушка  писала стихи...         

Ксения склонилась над престарелой  поэтессой и,  стараясь не нарушить    ее чуткий сон,  поправила сползший  клетчатый  плед.
 Прости меня, бабушка, если  я бываю  груба с тобой. У меня это получается само собой, но я постараюсь исправиться.

Ксения вышла на улицу.  В  канале  отражались дома,  вода,   покачиваясь,    растворяла  сгустки времени, с его непохожими или повторяющимися событиями,  войнами, подъемами, перестройками.   

Девушка   думала  о   своём поэте. Она  услышала его стихи на литературном объединении ДК. Молодой человек с кудрявыми волосами читал  стихи,    близкие по настроению, читал отчетливо, ритмично. Она прислушалась. Поэт сделал паузу и выдал строчку, поразившую  присутствующих  горечью.  "Он несчастен в любви," - подумала она. 
       Ксюша встала, чтобы подойти к молодому человеку, но ее   оттеснили шумные девчонки, и  она  отступила, решив познакомиться другой раз. 

 Образ поэта З. не выходил из головы. Ксюша томилась, писала стихи, переделывала их,  ища более точные слова,  ей хотелось показать свои опусы  ему, захватившему все ее помыслы.
 На следующем  литобъединении поэт не появился. Каждое новое посещение приносило   разочарование.  Женщина в кабинете сказала ей, что З.  уехал.


В вечернем пространстве  фонари были похожи на  коней  со светящимися  гривами,      неудержимо рвались вперед,  созвучно настроению  девушки.  Она дала себе слово, что разыщет любимого, где бы он ни находился, пойдет,  полетит к нему,  как поется в песне, за тысячу верст... 

Поздняя птица, пролетая, задела нависшую над головой ветку дерева.  Ксения стряхнула снег с шапочки, с плеч. Огни продолжали звать.  Девушка,  улыбаясь, шла вперед.
 
2011 год.
 


Рецензии
Поэта, вдохновившего бабушку, звали Александр Блок. Имя поэта,чьей поклонницей стала Ксения, остается по желанию автора неизвестным.

Ирина Качалова   15.02.2024 16:58     Заявить о нарушении