опус 04 палата

В данной работе показана привязка грановитой палаты московского кремля к календарно-астрономической системе измерения времени в сакральном плане мироздания, с помощью пригоризонтной обсерватории.

Характеристика объекта
= = = = = = = = = = = = =
Грановитая палата = наблюдательный пункт пригоризонтной обсерватории кремля || 18 окон = предельное количество элементов пригоризонтной обсерватории, позволяющее наблюдать предельное число событий, необходимых для лунно-солнечного календарирования времени. Строение смещено к юго-западу от центральной точки треугольной плоскости кремля. В XVI веке это было самое высокое каменное строение Москвы. Там заседали Земские и Вселенские соборы. Это было основное место работы императорского и московского руководства. Общая высота 2-этажного здания = 20 м. Первый этаж предназначался для технических и хозяйственных нужд, второй этаж = квадратный зал площадью 495 м/кв, высотой 9 м.

Характеристика грановитого календаря
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
01. так как здание стояло на высшей точке крепости, все стены кремля из палаты были открыты для обзора
02. до дворца, пристроенного к палате с западной стороны, у палаты было 24 окна || 4х4=16/низ || 2х4=8/верх
03. до стен кремля от палаты на запад было 190 м
04. до стен кремля от палаты на восток было 340 м
05. если за точку отсчета принять центр палаты, то в западном направлении до стены было 200 м
06. если за точку отсчета принять центр палаты, то в восточном направлении до стены было 350 м
07. при шаге зубцов 2 м и расстоянии до наблюдателя 200 м, угловой шаг шкалы в западном направлении = 0,58 градуса
08. при шаге зубцов 2 м и расстоянии до наблюдателя 350 м угловой шаг шкалы в восточном направлении = 0,33 градуса
09. вблизи дней равноденствия смещение = 0,4 градуса в 1 сут
10. если наблюдать из палаты, то от восхода до захода, солнце смещалось на 1 зубец за 1 сут
11. так происходило изо дня в день из года в год
13. это видел и царь и любой боярин, который сидел на заседаниях в палате на своем постоянном месте
14. многие бояре жили в кремле
15. из своих жилищ бояре видели регулярность этого движения солнца, хотя участки шкалы и угловые размеры были с других точек наблюдения иными
16. за несколько лет такого наблюдения стало понятно, что направление восхода и захода солнца годится для того, чтобы на его основе вести календарь
17. чтобы закрепить определить начало года, надо выбрать точку наблюдения и точку шкалы = мерлон на стене кремля
18. самым естественным вариантом было выбрать не мерлон, а сквозное окно в одной из башен кремля
19. на восточной стене для этого подходила башня Константина и Елены
20. на западной стене для этого подходила башня Колымажная/Комендантская
21. в качестве точки наблюдения (глаз наблюдателя) необходимо выбрать одно из верхних окон палаты
22. если остальные окна занавесить шторами, то после захода, при прохождении солнца в определенные дни через «ловушку», сквозное окно в Колымажной башне или аналогично, чуть раньше восхода при прохождении солнцем ловушки в башне Константина и Елены, зал грановитой палаты должен был на несколько минут освещаться.

Эффект восхода и захода светила
= = = = = = = = = = = = = = = = = =
Для начала определим длительность эффекта. Солнце за сутки вблизи дней равноденствия смещается на 0,4 градуса. Угловой размер (диаметра Солнца), наблюдаемый с Земли = 0,55 градуса. Во время восходов и заходов солнце визуально кажется крупнее из-за того, что этот размер увеличивается приблизительно вдвое за счет искривления солнечных лучей в атмосфере. Так что наблюдаемый размер солнца становится около 1,1 градуса, и на собственный размер солнце будет смещаться почти 3 суток. Полное смещение солнца, которое будет нас интересовать, это угловой размер солнца плюс угловой размер ловушки (сквозного окна в башне). Время, необходимое для прохождения этого расстояния - отношение этого полного смещения к угловой скорости перемещения солнца. Размер ловушки должен быть значительно меньше углового размера солнца (скажем, 0,1-0,2 градуса), чтобы не вносить заметную дополнительную погрешность в измерение. Так что время, в течение которого будет наблюдаться эффект, составит 3 суток, если солнце удачно попадет в ловушку, эффект будет наблюдаться 4 суток, если солнце попадет неудачно (сдвинутое в первый день на 0,2 градуса). В этом случае эффект одного дня разделится на два. В первый и последний, четвертый день наблюдаемый эффект будет заметно короче по времени, поскольку в ловушку будет попадать только край солнца.

Ориентация рассматриваемых башен относительно Грановитой палаты определит дни в году, когда каждая из них позволит наблюдать эффект. В дни равноденствий солнце должно заходить на западе, а всходить на востоке с погрешностью менее 0,2 градуса (половина от суточного смещения солнца). Колымажная башня находится от Грановитой палаты почти точно на западе, на 1-1,5 градуса (в среднем ~ 1,25) смещена к северу. Это сдвинет средний день (второй) из трех, во время которых наблюдается эффект, на три дня от дня равноденствия в сторону летнего солнцестояния (1,25 / 0,4 = 3,1). Башня Константина и Елены смещена к северу от восточного направления приблизительно на 9 градусов. В результате этого эффект на этой башне можно наблюдать сдвинутым на 23 сут от дней равноденствия в сторону летнего солнцестояния. Заседания естественнее проводить в вечернее время, чем рано утром, к тому же дни, когда наблюдался эффект на Колымажной башне, ближе к дням равноденствия, что делает метод чувствительнее. Так что, для измерений, очевидно, использовалась Колымажная башня. Эффект наблюдался 3 дня, если попадание солнца в ловушку было удачным. Весной это были 3 дня после дня равноденствия: через двое суток, через трое, через четверо. Осенью дни, в которые на-блюдался эффект, предшествовали дню равноденствия. Они были за двое, трое, четверо суток до дня осеннего равноденствия. Так что получившаяся обсерватория вполне позволяла практически определять дни осеннего и весеннего равноденствия, хотя и с некоторыми дополнительными сложностями. Как это происходило практически, разберем позже. Начало нового года предполагалось каждый раз определять в обсерватории. Никто заранее его не планировал и не вычислял. С новолуниями дело обстояло именно так. Отличие было только в том, что новолуние мог наблюдать каждый, а здесь вопрос решался в единственной на всю планету обсерватории. В достаточно большой империи с уже развитым делопроизводством это оказалось неудобно.

На периферии не знали, как датировать документы, пока не приходило распоряжение из центра. К тому же всплыл непростой технический вопрос, как объяснить на периферии, с какого именно момента начался новый год, если гонец добирался до места несколько дней, и считать дни, проведенные в пути, не умел. Нужна была общая точка отсчета. Единственное приемлемое техническое решение состояло в том, чтобы в письме указывать точную длину в днях закончившегося года (за точку отсчета принимать начало прошедшего года). Тогда на месте могли вычислить день, с которого начинался новый год. Два - три года работы такой системы продемонстрировали крайнее ее неудобство, но сделанные ежегодные расчеты показали, что год все время оказывается одной длины - 365 суток. Очередной, собранный по этому поводу, Земский собор принял решение сделать длину года декретной - 365 суток, а не определяемой по факту измерения весеннего равноденствия. Это был достаточно серьезный переворот в сознании, масштаб которого с нынешнего уровня культуры оценить непросто. После этого каждый уже сам мог вычислять начало нового года и правильно датировать документы. На несколько последующих лет сложностей с определением начала года не стало. Однако на смену одной проблеме постепенно пришла другая проблема. Год, длиной в 365 суток, достаточно сильно отличался от природного солнечного года. За каждые четыре года набегала погрешность, смещавшая день весеннего равноденствия еще на сутки от официального начала года.

Официальное начало года опережало весеннее равноденствие
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Первоначально это ощущали только те, кто имел доступ в обсерваторию - царскую палату, и их это не пугало, поскольку надо было еще понять, носит это смещение дня весеннего равноденствия относительно начала года случайный или систематический характер. Через 30 лет стало понятно, что смещение систематическое. Позволял ли уровень культуры того времени предложить систему високосных годов, сказать сложно. Делить и умножать еще не умели. Поэтому правильно сформулировать и обсчитать наблюдаемый эффект было совсем непросто. Б.Годунов - это гений своего времени, продвинувший культуру цивилизации очень далеко. Если бы у него не было в этой части иных проблем, возможно, он и справился бы с задачей, но перед ним стояли гораздо более важные политические задачи, к тому же, власть он потерял и последние 10 лет жизни провел в заточении. Поэтому в Коране он настаивает на том, чтобы вернуться к лунному циклу. Причины этого не указаны, но мы их знаем из исторической концепции: политическую - переход на точку отсчета от представителя своей династии, и технологическую - погрешность солнечного календаря.

Один раз Б.Годунов перевел летоисчисление, сделав его от собственного рождения. В ТИ (традиционная история) зафиксировано всего одно событие по этой календарной шкале, это «переселение пророка в Медину» (622 от р.х.). По шкале от рождения Ивана IV в 622 году Б.Годунова уже не было в живых, поэтому иных вариантов для его переселения просто не остается. Такая датировка этого события могла быть дана только по шкале от рождения самого Б.Годунова. Введение нового календаря оставило незначительный след в истории, но для нас оно оказывается интересным с двух точек зрения:
1) оно показывает технологию перехода с одного солнечного календаря на другой солнечный календарь при действовавшей тогда культуре и традициях. Начало года остается прежним, просто меняется номер текущего года, что смещает начало летоисчисления. За раз не более одного изменения. Причем в данном случае полная аналогия с тем, как происходил переход с одного лунного календаря на другой лунный календарь при смене императора. Здесь же менялась правящая династия, соответственно отсчет от рождения одного основателя династии сменялся отсчетом от рождения основателя новой династии
2) шакала от рождения Б.Годунова позволит восстановить предшествующие шкалы

Через 60 лет после введения солнечного календаря начало нового года сместилось уже более, чем на две недели, что стало заметно и без обсерватории по вторичным сезонным признакам. В 638 (1655 по гкс) году императором короновался Константин I. Представители Великого Рязанского княжества начали переговорный процесс с Московией об отказе от солнечного календаря и переходе на лунный календарь на основе прежней традиции = от даты рождения мирового императора. Политический интерес Московии был против этого, политический интерес Астрахани был за. Окончательное решение оставалось в компетенции законодателей, и приниматься оно должно было не из политических, а из технических соображений, Подготовительный переговорный процесс тянулся много лет и завершился I Вселенским собором в 649 (1666 по гкс) году.

Вселенский собор, определив практически дату весеннего равноденствия по действовавшему тогда календарю, из-за неточности солнечного календаря принял решение перейти на лунный календарь от рождения Константина I. Текущему году в соответствии с традицией надо было приписать такой номер, сколько лунных лет на тот момент было мировому императору. Никто лунного календаря не вел, делить и умножать еще не умели, но путем сложений и вычитаний число лунных годов, прошедших от дня рождения Константина I (16.11.622) до текущего момента законодатели вычислить сумели. Мировому императору во время проведения собора шел 325 лунный год. Этот год и оказался вписан в ТИ как год проведения I Вселенского собора. Мир перешел на лунный календарь. Однако с учетом уже сложившейся традиции и накопленного опыта при ведении солнечного календаря он стал непрерывным сквозным, продолжавшимся и после его смерти. История I Вселенского собора в ТИ очень наглядно показывает технологию формирования полуправды, которая потом оказалась вписанной в официальную историю. Согласно ТИ проходил собор в Никее в 325 году. Его основной темой было упорядочение определения даты Пасхи во всем христианском мире. Весеннее равноденствие в году проведения собора пришлось на 21 марта. Римляне же неверно определяли день равноденствия и считали, что он приходится на 18 марта.

Начнем с места проведения. Единственным местом на планете в то время, где можно было практически определить день весеннего равноденствия, был Московский Кремль. Так что настоящее место проведения собора ни малейших сомнений не вызывает. А «никея» по-арабски - это обустройство. Решался важный вопрос устройства цивилизации. Пасха в то время тоже никого не могла интересовать, поскольку религия и христианские ритуалы складывались много позже, а календарь, по которому жить цивилизации, был исключительно важным практическим и политическим вопросом.

Далее начинается полуправда. Собор проходил, когда действовал солнечный календарь = это правда. Год проведения 325 = это правда. По хиджре 325 лунный год начался в первой половине марта, а закончился в первой половине апреля 1666 григорианского года. День весеннего равноденствия как раз и могли практически измерять во время работы собора. Эффект попадания солнца в «ловушку» наблюдался три дня, при удачном попадании равноденствия. Такие удачные попадания были в 1594 и 1784 годах. При неудачном попадании равноденствия эффект наблюдался четыре дня, с ослабленным эффектом в первый и четвертый дни. Прошло 72 года с введения солнечного календаря. Весеннее равноденствие сместилось на 17,44 суток || за 128 лет смещение составляет 31 сутки, и должно было еще приходиться на 18 марта. Но дробный остаток 0,44 почти равный половине показывает, что попадание в это равноденствие было неудачным, и эффект должен был наблюдаться четыре дня. Представители московского княжества настаивали на том, что днем равноденствия надо считать 18 марта. А их оппоненты, желая максимально опорочить солнечный календарь, утверждали, что равноденствие было 21 марта.

В ОИ (официальная история) суть событий переиначена. Византийцы как бы правильно измеряли день равноденствия, а «глупые римляне», уже несколько веков пользовавшиеся солнечным календарем, не умели определять весеннее равноденствие и ошибочно считали его приходящимся на 18 марта. Римлянами, если вспомнить, что Москва это «Третий Рим», представители московского княжества тоже названы как бы ни без оснований. Так что в ТИ по поводу этого собора «почти все, правда». Однако, отличие научной истории от антинаучной состоит в том, что кроме самого факта, даже если он и оказывается «подтвержден» источниками (как это делается, мы выше видели), всегда еще ставится вопрос: «почему так, а не иначе?». Соответственно создатели ТИ, получив в доказательства своей версии «настоящие данные из протоколов собора», успокоились на этом, нисколько не озадачившись вопросом, а как цивилизация дошла до того, что день весеннего равноденствия стал приходиться на 21 марта. Не было у них такой задачи. В научной же истории именно этот вопрос оказывается основным, а источники, поскольку совершенно строго доказать их подлинность невозможно, хоть и учитываются, но отходят на второй план. В результате, из-за сильного смещения дня весеннего равноденствия от 01 марта, в древности люди отказались от солнечного календаря из-за его неточности. А фальсификаторы истории, решая текущие политические задачи середины XIX века, опираясь на «исторический факт» || «измеренное византийцами равноденствие, пришедшееся на 21 марта», два столетия спустя всю цивилизацию перевели на неестественный календарь. Зачем это делалось, понять несложно. Григорианская реформа проводилась для того, чтобы сделать Россию исторически отсталой, перехватить у нее все ее культурные достижения древности, в частности оторваться от российской календарной истории. Европа становилась преемницей древней культуры, а отсталая Россия оставалась на задворках Европы, отставала во всем, даже в календарях.

«Исторический факт», что в 325 году весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, позволял почти идеально решить эту задачу. Юлианский календарь отстает от природных часов за 128 солнечных лет на сутки. Соответственно к середине XIX века должно было получиться смещение на 12 суток. Весеннее равноденствие в високосные годы должно было приходиться на 09 марта (так по современному юлианскому календарю). Реально же оно приходилось на 08 марта. Чтобы поправить это небольшое несоответствие, провели дополнительную календарную реформу, изменили длины месяцев, представив это в ТИ как две отдельные древние календарные реформы. Сначала изменили длины четных и нечетных месяцев, сделав нечетные длиннее, как бы в честь Ю.Цезаря. Потом еще поменяли длины месяцев, с августа по декабрь, как бы в честь Октавиана Августа. В результате этого февраль стал короче, притом же начале нового года - 01 января, весеннее равноденствие по юлианскому календарю середины XIX века сместилось на 09 марта. Юлианский календарь стал текущим календарем.

Кроме всего прочего, несколько интересных моментов из ТИ в связи с I Вселенским собором все же удается извлечь:
1) получено подтверждение сделанного расчета о работе обсерватории, согласно которому в «неудачные годы» эффект попадания солнца в ловушку наблюдался 4 дня || в удачные годы он будет наблюдаться 3 дня, как и должно быть по расчету
2) если эффект в 1666 году наблюдался с 18 марта, то в год введения солнечного календаря он должен был наблюдаться с 01 марта по календарю 576 (1594) года; получается, что никто не пересчитывал начало года на настоящий день равноденствия, а началом года был объявлен первый из дней; если сделанные выше расчеты по дням, в которые наблюдался эффект, верны, то начало года в 576 (1594) году было не в день равноденствия, а на два дня позже; термин «равноденствия» в ТИ относился не к самому дню равноденствия, а к первому из дней, когда наблюдался эффект попадания солнца в ловушку

Вопрос: почему вычисление момента перехода с хиджры на солнечный календарь дало не 01 мар, а 16 мар 1784 года:
1) день весеннего равноденствия в 622 году, за 46 лет пользования солнечным календарем без високосных лет, сместился на 11,5 сут и 16 янв по нему было сдвинуто относительно естественного начала года
2) 16.11.622 не было датой новолуния, а было датой рождения императора Константина I, зафиксированное по действовавшему тогда солнечному календарю; нулевое новолуние, от которого следовало вести начало хиджры, было за несколько дней до того
3) все это вместе обеспечило отклонение на 15 суток

Инструменты для календарирования времени
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
1. нулевая точка = центральный столб палаты
2. фиксаторы времени = окна палаты: 16 (4х4) + 8 (2х4) || 16 х 8 = 128 лет (медлеровский цикл)
3. фиксаторы времени = окна палаты: 24 (6х4) = 24 час
4. координаты места по времени = 16+8 (координаты времени относительно двр и дор)
5. горизонт обсерватории = 2235 м (длина крепостной стены)
6. маркеры/шкала обсерватории по мерлонам = 1045 шт || делимости числа «1045»
7. маркеры/шкала обсерватории по башням = 19 шт || К-19 лет = цикл метона || К-57 лет (19х3) = цикл галлейный
8. площадь палаты = 495 м/кв || 11х45 = 33х15 = 55х9 = 99х5
9. К-11 лет = календарь солнечной активности

Пригоризонтная обсерватория
= = = = = = = = = = = = = = = = =
Обсерватория научная современная = учреждение, размещенное в здании особой конструкции, оборудованное специальными инструментами для астрономических, метеорологических, магнитных, сейсмических, календарных наблюдений. Древний мир знал обсерватории другого рода. Их называют «пригоризонтными обсерваториями луны, солнца, планет, комет, звезд». Они не были оборудованы приборами, однако на них про-изводились наблюдения, с высокой степенью точности.

Устройство пригоризонтной обсерватории
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Горизонт = место между небом и землей, где солнце можно наблюдать незащищенным глазом || на солнце у горизонта можно смотреть без фильтра. В годы активного солнца именно у горизонта хорошо видны пятна на солнце. Их можно считать, наблюдать за их движением по диску, видеть угол наклона оси вращающегося светила. Горизонт = особое место в поле зрения человека. Обращенный к нему взгляд претерпевает искажение линейной перспективы. Наше восприятие, как бы увеличивает все предметы, близкие к горизонту и находящиеся на горизонте. Луна и Солнце выглядят вблизи горизонта большими, чем в более высоких точках небесного свода. Причина тому не оптические эффекты, обусловленные состоянием атмосферы || эти эффекты есть, но они проявляются совсем иначе; например, сплющиванием и дрожанием нижнего края светила, а психофизиологическими причинами = особым устройством человеческого мозга. Эта истина подтверждается инструментальными измерениями. Рисунок горизонта с натуры будет отличаться от фотографии, т.к. рисунок более рельефен и на нем больше деталей. Это свойство человеческого восприятия диктует особые условия археоастрономических наблюдений. Работать нужно не с фотографией или видеозаписью, а с натурой = там же и так же, как работали древние коллеги.

Объекты пригоризонтной обсерватории
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Процедура восхода и захода дневного светила длится 4,5 мин и занимает на спокойном ровном горизонте 1 градус его дуги. Важные моменты наблюдения = появление первого луча = самой верхней точки солнечного диска и отрыв полностью взошедшего диска от горизонта. Не просто решить, какую из этих двух точек предпочитали древние астрономы? Теоретически не просто, а практически = предпочтение нижнего края для того, кто этим пробовал заниматься, не вызывает сомнений || предпочтительность этой точки определяется для наблюдений лунного диска. Если строго с одного и того же места наблюдать восходы и заходы солнца, отмечаясь по нижнему краю диска || событие = момент касания или отрыва солнечного диска горизонта, то легко обнаруживается, что каждое утро и каждый вечер событие совершается в разных точках горизонта. В течение года точка события перемещается по горизонту сначала в одну, потом в обратную сторону, но в пределах одного и того же сектора. Начав наблюдения весной (в месяце март), мы увидим, что Солнце восходит почти точно на востоке, но день ото дня точка события все более перемещается влево, то есть к северу, и довольно быстро: каждое утро почти на диаметр диска. Чтобы убедиться в этом, нужно поставить на горизонте вешки, отмечающие место события. Движение точки события к северу будет происходить всю весну, но суточный ход постепенно уменьшится и к началу календарного лета (в месяце июнь) достигнет едва заметной величины в одну минуту дуги. В период, близкий к 21 июня, суточный ход события сократится до полминуты дуги, после чего движение точки событий пойдет в обратном направлении. Этот момент называется «летним солнцестоянием». Слово это и сейчас в ходу (двр = день летнего солнцестояния), а между тем оно вошло в обиходный язык из практики пригоризонтной астрономии. Движение точки события к югу длится все лето, и суточный ход его увеличивается к сентябрю вновь до размера диска. А после прохождения момента осеннего равноденствия || 21 сен = в это время точка события оказывается точно на востоке. Ход снова замедляется, пока не остановится вовсе, в начале зимы || 21 дек = наступит зимнее солнцестояние. Отсюда движение снова пойдет к северу и к весне достигнет точки востока. Так было и так будет всегда. Строгая повторяемость этого процесса была замечена древними астрономами и взята на вооружение. Точки летнего (на северо-востоке) и зимнего (на юго-востоке) солнцестояния (в виду их строгой фиксированности) имели особенно большое практическое значение. Прежде всего, для точной ориентации в пространстве. В языке древних греков были географические термины, означавшие направления на летний и зимний восход солнца. Важность крайних точек события определяется потребностью в точном календаре. Дело в том, что наблюдение за событиями на горизонте = единственный реальный и доступный для древних астрономов способ определить продолжительность года. Даже для ведения календаря с суточной точностью нужны были пригоризонтные обсерватории, дающие возможность фиксировать с предельной для невооруженного глаза точностью астрономически значимые события.

События пригоризонтной обсерватории
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Число отчетливо фиксируемых астрономически значимых событий, связанных с наблюдением солнца, равно четырем: 2 (две) крайних в году точки солнечного восхода и 2 (две) крайних в году точки солнечного захода = всего четыре точки на весь поток времени протяженностью в целый год. В ритме жизни были и другие значимые рубежи = точки равноденствий. В практической жизни они были даже заметней, чем точки солнцестояний, ибо фиксировали начало и конец биологически продуктивного сезона в северной Евразии. Поэтому внимание древних астрономов привлекало и другое небесное светило = луна.

Луна движется по небу (с точки зрения земного наблюдателя) быстрее Солнца в двенадцать раз. Но движение это сложнее. «Охота за луной» = самое интересное и захватывающее занятие в истории астрономии. Постигнуть порядок и закономерную красоту в ее суточных восходах и заходах очень непросто || ее движение, на непросвещенный взгляд, порывисто и непредсказуемо. Тем не менее, в пригоризонтных обсерваториях с незапамятных времен умели разгадывать заячьи петли повелительницы ночи. Первый шаг, который при этом надлежит сделать, признать, что наиболее удобна для наблюдения лунных событий фаза полнолуния. Второй шаг, среди всех полнолуний нужно выбрать только те, что следуют сразу после значимых событий солнца. Это необходимо для соотнесения в едином потоке реального времени двух календарей = лунного и солнечного. Труднейшая проблема наблюдения луны заключается в том, что наступление полнолуния крайне редко совпадает со временем появления светила над горизонтом. Обычно это совершается, когда луна либо еще не взошла, либо когда она находится уже достаточно высоко в небе. Зафиксировать точку восхода луны непосредственно на линии горизонта прямым наблюдением невозможно. Для ее нахождения разрабатываются различные косвенные методы. Предположим, что мы уже научились это делать. Тогда длительное наблюдение (по одному событию в месяц, а значимые события четыре раза в год) позволит обнаружить законы перемещения лунных событий на линии горизонта. И вот эти законы:
1) полнолуния, приближающиеся по времени к моменту летнего солнцестояния, наблюдаются вблизи точки зимнего солнцестояния и наоборот || «наоборот» можно рассматривать как основное правило в отношениях между солнцем и луною на нашем небосводе
2) события луны мигрируют из года в год вблизи соответствующих «наоборотных» точек солнца в узком секторе || цикл миграции = 19 лет
- когда событие совершается в самой крайней северной точке сектора, тогда астрономы говорят о «высокой» луне
- когда оно перемещается в крайнюю южную точку, говорят о «низкой» луне
- интервал времени от «низкой» до «высокой» луны = 9 лет

Когда установлены границы и правила движения точек луны, наблюдатели могут приступать к «высшему пилотажу» в технологии пригоризонтной астрономии. Поистине виртуозной техники и ювелирной точности в сочетании с педантичным прилежанием требует наблюдение прецессии. Словари определяют прецессию, в качестве астрономического понятия, как медленное движение земной оси по круговому конусу || подобные движения совершает ось гироскопа || самый наглядный пример = ось запущенного детского волчка. Термин «прецессия» употребляется не только в астрономии. Ось этого конуса перпендикулярна плоскости земной орбиты, а угол между осью и образующей конуса равен 23 градусам 27 минутам. Вследствие прецессии точка весеннего равноденствия движется по эклиптике навстречу кажущемуся годичному движению солнца, проходя 50,27 сек в год. При этом полюс мира перемещается между звездами и экваториальные координаты звезд непрерывно изменяются. Теоретически смещение должно составлять 1,21 градуса за 5 000 лет. То есть, менее 1,5 мин за 100 лет. Значит, за 40 лет непрерывных и скрупулезных наблюдений, преданный своему призванию астроном, может обнаружить прецессию всего в 0,5 минуты. В то же время обнаружится незыблемость точек и секторов равноденствий. Человеку, далекому от астрономических забот, мало что скажут эти градусы, минуты, секунды, выраженные в цифрах с десятичными дробями. Они едва ли когда-нибудь пригодятся ему при устройстве своих практических дел. Но их стоило привести для того, чтоб показать, сколько утонченной наблюдательности, изобретательности, сноровки, прилежания, способности к пространственному воображению, к масштабным обобщениям необходимо было обладать древним астрономам, чтобы успешно использовать возможности пригоризонтной обсерватории.

18 событий
= = = = = =
На протяжении года астроному было дано самой механикой небесных тел 18 (восемнадцать) астрономо-календарно значимых событий = строго фиксированных точек отсчета, к которым можно привязать другие наблюдения: 9 (девять) восходов и 9 (девять) заходов. В каждой девятке 3 (три) события относятся к солнцу и 6 (шесть) событий относятся к Луне: 3 (три) к «высокой» луне и 3 (три) к «низкой» луне. Вот такая таблица/алфавит, где каждое событие имеет свое символическое обозначение. Астроархеология накопила множество фактов, свидетельствующих о том, что на протяжении всей древней истории, начиная со времен палеолита, разные народы земли строили пригоризонтные обсерватории, чтобы наблюдать восходы и заходы светил. Они были предельно просты: обсерватория настраивалась на одно из 18-ти значимых событий. Конкретный, всемирно известный случай использования нескольких событий на одном наблюдательном «инструменте», называется «стоунхендж».


Рецензии