Молитвенный труд

Небольшой рассказ из цикла "Дневник православной христианки."

Реальная история от прихожанки Татьяны.

1.
Преподобный Силуан Афонский говорил: "Молиться за людей - что кровь проливать". Это высказывание содержит в себе несколько смыслов. Во-первых, молящийся сопереживает тому, за кого молится, сострадает ему; во-вторых, молиться за другого, это тяжёлый труд и борьба с искушениями.

У каждого христианина своё молитвенное правило. Обычно за себя, своих близких и родственников.
Но, иногда, находятся люди, которые берут на себя подвиг молиться за других. Именно - подвиг! Без всякого преувеличения. В этом небольшом рассказе описан случай именно такого молитвенного труда.

В самом начале моего прихода в Церковь, я не раз наблюдала такую картину. Подходит случайный "захожанин" к рекомендуемому приходскими бабулями молитвеннику, слёзно просит его помолиться о своей беде (сам-то не умеет, и не пробовал даже, не знает как), а молитвенник, с ужасом в глазах, отмахиваясь, напрочь отказывается. Почему ТАК?!! Не хотят помочь из вредности?
Или, может быть, для того, чтобы "захожанин" сам начал молиться и стал потом прихожанином? Как оказалось, всё гораздо сложнее. Я узнала об этом, сначала из книг и интернета, я потом испытала на собственной шкуре.

Молиться за своих это одно, это обязанность от самого Господа Бога, от этого никуда не денешься. Ещё, когда просит кто-нибудь из очень хороших друзей попросить Бога о благополучном разрешении какого-то дела или о здравии близких, тоже нормальное обычное дело.
Но бывают особые случаи. Когда просят молиться длительный период о здравии тяжело болящего, или попавшего в беду, или за новопреставленного, который, согласно Церковному Преданию, втечение сорока дней после смерти, проходит мытарства. Например, почитать Псалтирь. И вот тут, очень часто, не обходится без искушений!

2.
Далее повествование от имени прихожанки Татьяны.
Рано утром позвонила знакомая Н. Дрожащий взволнованный голос попросил:
- Помолись о новопреставленной М.
- Да, конечно, примите моё соболезнование.

У знакомой умерла мать. Она рассказала как это произошло. Я от всего сердца пособолезновала ей, и, конечно же, не отказала ей в просьбе.

На такие дела нужно брать благословение священника, поэтому я поспешила этим же утром в храм. Мне предстоял первый серьезный молитвенный труд за незнакомого человека, -- читать Псалтирь на протяжении сорока дней.

- О-о! И зачем тебе это?, - прищурив глаза, с лёгкой улыбкой, покачал головой отец Сергий. Делать что ли нечего? Искушения ведь бывают!
-  Батюшка, да, ведь, я же за верующего человека собираюсь молиться! Бабуличка - "Божий одуванчик", в храм до последнего ходила, молилась... Это же не еретик какой-нибудь! Какие искушения могут быть? Да и знакомой я не могу отказать. Некому ей в этой беде помочь! Благословите!
- Ну-ну, давай... Я-то благословлю, но ты, если что начнётся (при этих словах священник хитро улыбнулся), приходи! Подумаем, что делать тогда.

Я даже как-то немного обиделась на отца Сергия. Взяв благословение, поспешила на работу. По дороге я рассуждала про себя так: "Что же я, не молилась что ли никогда? Или в людях совсем не разбираюсь? Ну какие искушения могут быть, если покойница глубоко верующий человек, и каждое воскресение в храм ходила на службу? Часто причащалась. Да, и что я, какой-нибудь подвижник что ли великий, чтобы мне нечистый являлся? Да и молиться я планирую днём, пока светло и не страшно, а не ночью." В это момент у меня внутри зародилось какое-то нехорошее предчувствие. Но я почти не обратила на него внимание.

3.
Днём молиться не получилось, навалились непредвиденные  обстоятельства! Вечером было хлопот выше крыши с подготовкой детей в школу, потом домашние дела и ... на часах полночь!

Мой иконостас, состоящий из множества миниатюрных икон, красуется на комоде, а чуть выше, над ним, висят иконы побольше: в центре самая большая икона с ликом Христа, (родительское благословение), а другие окружают её со всех сторон! На крышке комода есть место, куда умещаются раскрытые книги. Перед этим иконостасом очень удобно молиться стоя.

Всё начиналось как обычно. Перед иконами и горящей свечой я прочитала начальные молитвы. Но уже на первой СЛАВЕ началось что-то страшное. Сначало появилось отчётливое ощущение присутствие кого-то постороннего в комнате. Причем этих "кого-то" было несколько!  Накатила волна холодного ужаса! По спине пробежал холодок, руки и ноги похолодели. Полное ощущение, что на меня смотрят и хотят чтобы я повернулась, и увидела "их"!
Господи, помоги! Дай сосредоточиться на молитве и не отвлекаться на искушения!
За окном истошно стали выть кошки. Кошек было много, и они находились точно у моего окна! Завывали они очень громко. Жуть просто! Во всём теле появилась какая-то дрожь!
Какая тут сосредоточенность на молитве?!! Я еле дочитала первую кафисму, причём без внимания и кое-как! Наваждение почти сразу прошло: и присутствие "кого-то", и кошки выть перестали!
 
Ну это, я просто себя накрутила! Всем известно: у страха глаза велики! Отец Сергий ещё своими намеками запугал! Кошки эти ещё жути добавили, да и час ночи на дворе,...может это даже глюки от страха и хронического недосыпания! Завтра я буду умнее, -- молиться буду днём, пока ещё никто не спит!!!

4.
На второй день неожиданно приехали сестра с своим мужем, пробыли у нас до позднего вечера, потом еле уложила детей спать, поговорили с родителями, убрала со стола, перемыла посуду,... на часах первый час ночи. Сегодня - вторая кафисма Псалтири о упокоении души новопреставленной М!

Зажгла свечу прочитала вечерние молитвы ( вечером - то не успела!). Все прекрасно: никаких наваждений! Точно, - это я вчера себя накрутила!
Открыла Псалтирь и начала читать вторую кафисму.
За окном истошно взвыл хор кошек! Точно под моим окном! В комнате присутствие "кого-то", я даже их дыхание слышу! По коже пошёл мороз! Вдобавок на крыше раздался топот, как будто по ней быстрым шагом ходили несколько человек. Такого животного страха я не испытывала никогда! Я почувствовала как на голове зашевелились волосы! Вспомнился фильм "Вий" советского производства и поседевший от страха главный герой фильма - Хома!
О какой молитве речь?!! Дотараторила до конца завершающие молитвы, и резко захлопнула книгу. Наваждение почти сразу, как и вчера, ушло, как будто ничего и не было.
Господи как же молиться? В ногах дрожь, руки трясутся, сердце колотится! Надо идти к отцу Сергию! А он в храме будет только в воскресение, а телефона его у меня нет. Что делать?
А может это просто галюцинации от страха? А?

4.
Утром посмотрела на себя в зеркало. Седины не добавилось,..вроде бы. Вышла на улицу, подошла к тому окну, где вчера выли кошки. Клумбы цветов не помяты!
"Нет, мне вчера всё это показалось!"- успокаивала я себя.

К забору подошла соседка:
- Доброе утро! Слушай, что вы ночью сегодня делали на крыше? Такой грохот был. Вам дня вчера что ли не хватило?
- Ничего не делали, спали...
- А кто же тогда по крыше бегал по-твоему?
- Кошки, наверное..., говорю, слышали же, как они орали ночью?

Господи! Даже люди слышали! Значит: не показалось! Сегодня третья кафисма  Псалтири о упокоении новопреставленной М...

5.
Началась вечерняя суета. Оказалось, что младшая дочь сделала не все уроки. Компьютер срочно нужен старшей дочери. Пока сделали уроки, приготовили вещи на утро, наступил поздний вечер! Со скандалом еле уложила всех спать пораньше! На часах одиннадцать вечера!

Вечерние молитвы прочитались, как и всегда, легко. Теперь третья кафисма из Псалтири...
Начинаю привыкать к проделкам бесятины. Взвыли кошки, и  снова присутствие "кого-то". Ну не могу молиться! Из глаз потекли слёзы.
Отошла от комода и села в кресло. Наобещала знакомой, что помолюсь о её любимой матери,- самого близкого ей человека, а сама не могу этого сделать!
Потом собралась духом и сказала себе: "Вставай и иди к иконам! Пообещала, - выполняй обещанное!
Хоть на куски тебя нечистый разорвёт, иди и молись! Рогатый делает всё, чтобы ты от страха бросила читать Псалтирь! Новопреставленной М. нужна молитвенная поддержка, она проходит мытарства!"

Пошла молиться. И стала читать дальше, стараясь не обращать внимание на вой "кошек" "присутствие" и "ходьбу" на крыше.
Уже дочитывая завершающие молитвы я ощутила спокойствие.
Давящая на уши тишина!..
Ни кошек, ни шума на крыше, ни ощущения присутствия посторонних. Ти - ши - на.

6.
Вывод один: это была проверка на мою решительность к молитвенному труду. И было это, конечно же, по попущению Божию.
А запугивал меня нечистый, чтобы помешать усопшей М. пройти мытарства.
Все остальные тридцать семь дней во время чтения Псалтири было совершенно тихо и спокойно.

TATIANA T.
15.09.2023г.

Фото: Екатерина Гавва.


Рецензии