Библиотекарь Елизарова Песнь об утраченной Памяти

     Если не читали – обязательно прочтите. Много времени не займет. Даже если вам не повезло посмотреть сериал, тем более прочтите, потому что книга лучше, причем любая (старая «бородатая» шутка).

     Я не буду пересказывать содержание книги, а просто напишу о том, какой смысл лично я увидел в этом произведении поэта, писателя, композитора и барда Михаила Елизарова.

     На мой взгляд роман «Библиотекарь» рассказывает о наследниках уничтоженного в процессе чудовищной геополитической катастрофы Советского Союза. Причем, наследники – это не только физические лица, но и группы лиц, даже целые государства.

     После крушения СССР люди осиротели, утратив нечто важное, что было частью каждого совсем недавно, буквально вчера. А сегодня это взяли и отняли.

     И вот тут писатель Громов пишет Книги – наследие великих предков недостойным потомкам. Послание представителя поколения самоотверженных, храбрых победителей, которые ценой более чем двадцати восьми миллионов жизней сумели отстоять Родину в 1945 году, - представителям поколения трусов и предателей, которые в 1991 году под крики «фашизм не пройдет» допустили разделение, нарушение границ, смену идеологии, предательство властей, неисполнение присяги, уничтожение Родины. Одни это сделали, потому что плохо в школах учили марксизм. Другие потому, что поверили в скорую возможность стать миллионером, чтобы вокруг были не товарищи, а холопы. Третьи сделали все расчетливо, тщательно подготовившись, все рассчитав, чтобы успеть воспользоваться результатами мошеннической приватизации и набить карманы за счет наивных дураков - соотечественников.

     Первым читателем Книги Громова стал Валериан Михайлович Лагудов. Он закончил филфак, работал в отделе критики литературного журнала. И вот после знаменитой хрущевской оттепели пришел к Лагудову в отдел писатель-фронтовик по фамилии Громов и принес свою книгу «Нарва» - Книгу Радости.  Лагудов взял книгу домой и прочел, став первым, кто познал Радость.

     Напомню, что из-под пера писателя Громова вышло семь книг: «Пролетарская» (1951) – «Книга Силы» (редкая, поскольку самая старая), «Счастье, лети!» (1954) – «Книга Власти» (тоже не самая часто встречающаяся из Книг), «Нарва» (1965) – «Книга Радости», «Дорогами труда» (1968) – «Книга Ярости», «Серебряный плёс» (1972) – «Книга Терпения», «Тихие травы» (1977) – «Книга Памяти».

     Седьмая книга – Книга Смысла называлась «Дума о сталинском фарфоре» была написана в 1956 году, но ее уничтожили (кроме единственного экземпляра) в рамках борьбы с «культом личности». 

     1951 год – это год сильной восставшей из пепла и разрухи войны страны, Родины народа-победителя. Товарищ Сталин мудро и точно ведет Советский Союз в Эпоху позднего развитого социализма. У Москвы уже достаточно силы, чтобы поддерживать Северную Корею в войне против капиталистических марионеток с южной части полуострова. Силы столько, что ею можно поделиться с потомками, оставить в наследство, как было оставлено в наследство ядерное (и не только) оружие.

     Книга Силы преобразует моховских старушек, в которых проглядываются черты членов КПРФ. Вроде бы идеи социализма и коммунизма известны, но в силу возраста и чахлого здоровья подводит память, в головах каша, маразм крепчает, а силы нет совсем. В недавнем прошлом моховские старухи – женщины-товарищи, строившие совместно с товарищами-мужчинами светлое будущее, плечом к плечу, победившие нацизм. А теперь лишь бледные тени былого величия. Книга Силы воскресила моховских бабушек, превратив их в одну из сильнейших библиотек Вселенной Громова.
     Как раз Силы не хватило, да и не хватит никогда КПРФ, чтобы прийти к власти в России, возродить Советский Союз и построить такой коммунизм, когда каждому по потребностям, а от каждого по способностям.

     Между тем именно старухи собирают ВСЕ семь книг, читают Книгу Смысла, чтобы передать Вязинцеву полномочия Вечного Чтеца. Возможно, Елизаров тем самым намекает, что у КПРФ нет сильного лидера, способного повести за собой в верном направлении. Религиозная «Неусыпаемая Псалтырь» может быть заменена достойным человеком, который всех поведет за собой.

     В книге старухи, получив Силу, начинают тут же жестко «бороться за свои права», а именно мстить, убивая в первую очередь мужиков. Дисциплина, привитая в сталинские годы, позволила организоваться, построить шпионскую сеть, собрать все книги. Такое не под силу больше ни одной библиотеке. Старухи Моховой – это постаревший, побитый жизнью, пролетариат, электорат КПРФ.

     С другой стороны филолог Валериан Лагудов собирает вокруг себя интеллигенцию. Лагудов знакомится с Книгами сразу после хрущевской оттепели, когда отгремел двадцатый съезд, и наша Великая Родина, которой совсем немного оставалось до развитого социализма, под предводительством товарища Хрущева сделала разворот и стала двигаться в сторону если не капитализма, то какого-то очередного НЭПа.

     Книга Власти «Счастье, лети!» еще успела выйти в свет до двадцатого съезда КПСС. Написанная уже после смерти Сталина в 1954 году, когда решался вопрос о правопреемстве, о том, кто возглавит Советский Союз, о передаче Власти в стране. Еще оставались надежды, что страна не свернет с рельс в светлое будущее, не перескочит на запасный путь…

     Именно Книга Власти попала в руки «опущенному» Шульге, позволив впоследствии сформировать вокруг себя банду уркаганов, собирающих повсюду Книги.

     В свое время я слышал об одно эксперименте. В местах лишения свободы администрация поставила опыт – сознательно «опустили» авторитетов, передав власть в руки бывших «опущенных». Идея была исключительно гуманная – «опущенные», которые терпели унижения, получив «власть» смогут гуманнее относиться к тем, кто ниже их по социальной лестнице в МЛС. Но очень скоро администрация осознала свою ошибку, когда «новая элита» устроила в колонии жесточайшие разборки с бывшими обидчиками.

     История Шульги описывает последствия такого эксперимента, только вместо усилий администрации Шульге помогла «магия Книги Власти».

     Если Библиотека Моховой олицетворяет электорат КПРФ, Библиотека Шульги – пришедший во власть криминалитет, олигархат, то Библиотека Лагудова – объединение разрозненной и униженной советской интеллигенции. Да, хрущевскую оттепель интеллигенция восприняла, как праздник, когда сам Лагудов получил Книгу Радости. Затем Лагудову досталась Книга Памяти. Тем самым Елизаров подчеркивает, что для успешной деятельности нашей интеллигенции не хватает Радости (светлых эмоций, заставляющих трудиться и сражаться за свет в конце тоннеля) и Памяти (понимания, в каком направлении нужно работать, творить, развиваться). 

     Каждая Книга дает определенной группе людей некие «костыли», «суррогат» - замену великого чувства, качества, частицы души, утраченной одномоментно с крушением Великой Родины. Причем это не мгновенное крушение, а затяжное пике, которое начинается в 1950-е, когда Громов пишет столь нужные следующим поколениям Книги.

     Михаил Елизаров проводит сравнение персонажей: Громова и Лагудова. Громов – фронтовик, получивший ранение-увечье, но сумел превзойти себя и написал Книги, передав следующему поколению те качества, без которых потомки растеряют остатки былого величия и сгинут. Громов понимает, что люди, ушедшие добровольцами на фронт, не передали свои гены детям, которые не успели родиться. Целое поколение, которое могло бы появиться на свет от людей-героев, отдавших свои жизни на фронте в борьбе с нацизмом, так и не родилось, потому как родителей истребили немцы, австрийцы, итальянцы, финны и прочие европейцы. Выжили те, кто отсиделся в тылу, скрываясь от повесток, дезертировал, сдавался в плен. И эти люди передали свои гены своим детям, чей жизненный пик выпал на эпоху Хрущева-Брежнева-Горбачева. Книги Громова могли бы помочь, но все равно они играли роль «костылей» вместо здоровых и сильных ног.

     Лагудов же не попадает на фронт. Он достигает нужного для мобилизации возраста – 17 лет в конце 1944 года, едет в расположение части, но заболевает на всю зиму воспалением легких, или чем-то подобным. А в мае 1945 года Война уже заканчивается. Таким образом, Лагудов не успевает «повоевать», но закончив филфак и устроившись в литературный журнал в отдел критики, получает власть цензора - право выбирать, кого из писателей-фронтовиков печатать, а кого – нет. Интеллигент, алчущий личностных удовольствий, как бы становится выше фронтовика, который был готов пожертвовать своей жизнью во имя Родины.

     Обращаю внимание, что «Нарва» (Книга Радости), с которой познакомился Лагудов, была написана в 1965 году - аккурат после смещения Хрущева Брежневым в 1964-м. Книга Радости нашла филолога Лагудова, потому как эпоха Брежнева, известная как «эпоха застоя» не сулила уже ничего радостного.
 
     Книга Ярости «Дорогами труда» написана в 1968 году – во время «Пражской весны», в Чехословакию зашли войска ПЯТИ социалистических государств: СССР, Польши, ГДР, Болгарии и Венгрии. Именно в этот день 21 августа 1968 года, так называемой «Пражской весне», процессу изменений в ЧССР, пришёл конец. Можно ли считать, что события в Чехословакии были хорошо спланированной акцией западных спецслужб, среди которых ведущее место занимали Австрия, Соединенные Штаты Америки и ФРГ? Каждый ответит для себя сам. Но фронтовик Громов от событий начала 1968 года испытывал Ярость благородную. Ярость, которая позволила 21 августа 1968 года пресечь попытку переворота в Чехословакии.

     «Серебряный плёс»– «Книга Терпения» выходит в 1972 году, когда у Леонида Брежнева появляются первые признаки расстройства центральной нервной системы. Книга Терпения снимает болевой эффект от любой болезни, позволяет проводить операции без наркоза. Леонид Ильич же, наоборот, принимает чудовищные дозы снотворного, не выпуская из рук бразды правления. Если игрок в казино впал в состояние «тильта», а именно утратил контроль над собой, то в большинстве случаев игрок уйдет из казино без штанов. А вот если контроль теряет глава государства, то гражданам остается лишь запастись терпением – дальше будет только хуже.

     «Тихие травы» (Книга Памяти) выходит в 1977 году, когда СССР уже сидит на «нефтяной игле», остается 2 года до ввода войск в Афганистан, 9 лет до аварии на ЧАЭС, 14 лет до крушения СССР. Громов видит, насколько сильно отличается новое поколение от поколения фронтовиков и пишет книгу, которая передает читателю Память о чужом, утраченном счастливом детстве. То что уже разворовали, сбили государство с верного пути, выбивают последние опоры, забивают головы гражданам СССР пустышками вроде модных западных шмоток, пластинок, журналов. Книга Памяти бесценна в качестве «костылей» для нового поколения. Но опять-таки «костыли» - это суррогат, а не полноценная пища.

     Книги Громова адресованы следующему поколению, но в капиталистическом строе каждый стремится оторвать кусок повкуснее у ближнего. Книги разобраны кучками «счастливцев», которые настолько разобщены друг с другом, что дерутся насмерть ради наследия Громова, частицы того, что было в избытке у каждого в Советском Союзе.

     Отдельное внимание Михаил Елизаров уделил читальным и библиотекам, разделенным по национальному или территориальному признаку. Широнинская читальня – библиотека, в которую вступает и возглавляет главный герой. Читальня привязана к городу Широнино. По ходу действия все читатели-широнинцы погибают в бою. Кроме главного героя – Алексея Вязимцева. Возможно, что судьба широнинской читальни – возможная судьба российского народа. Ведь именно с широнинцами олицетворяют себя читатели «Библиотекаря», именно широнинцам сочувствуют, именно за них болеют и переживают.

     В романе также описывается одна читальня, которая получила разрешение на ношение самурайских мечей под видом изучения культуры Японии. Другая читальня просто записались в казаки, и ее читатели носили шашки. Книги Громова должны были сплотить народ, но на деле лишь все больше разобщали, помогали библиотекарям наживаться, купаться во власти, заниматься самодурством.

     В завершении романа главный герой пожертвовал собой, приняв бремя «Вечного Чтеца». Это бремя ему передали могущественные моховские старухи вместе с Книгой Смысла «Дума о сталинском фарфоре». И благодаря этой Книге Алексей стал тем, кто прикрыл собой Родину от опасностей, от врагов и недругов.   

     Но в реальной жизни Книги Громова не существуют. КПРФ не хватает Силы, российской интеллигенции не хватает Памяти, а у криминалитета, бизнеса и олигархов нет Смысла.

15.09.2023


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.