О битве военно-морских разведок
***
Наткнулся на эту интереснейшую тему случайно, прочитав на одном норвежском морском форуме:
"Хорди Комас" 11 дек. 2022 г., 9:44
Привет всем,
Советское грузовое судно «Ельна» (или «Ельня» или даже «Эльна») числится в списке как часть операции FB: отправление отдельных советских торговых судов в западном направлении из Быклуской бухты на севере России в Рейкьявик. Этот корабль вышел 25 ноября и прибыл туда 11 декабря 1942 года.
Я понятия не имею, что это был за торговый корабль, так что может кто-нибудь знает его регистр, год постройки или что-то еще?
Большое спасибо
Джорди
Быклуской бухтой они называют губу Белушью на Новой Земле. Что за операция FB - как-то она осталась вне моего внимания, да и интерес норвежцев к этому пароходу, почему именно к нему?
И вот что удалось узнать через несколько часов поисков:
Обычно считается, что следующий за PQ-17 конвой, PQ-19 , был отменён потому, что союзники не могли гарантировать его безопасность. Почему не могли? А вот что пишется в англоязычном источнике.
Конвой PQ 19 был отменен, потому что флот метрополии направил корабли в Средиземное море для операции "Факел" (8–16 ноября 1942 г.), которую пришлось бы отложить на три недели, если бы корабли были предоставлены для PQ 19. Сорок кораблей были готовы отправиться в СССР в составе конвоя PQ 19, но эта операция конвоя была приостановлена британцами, к ужасу США и гневу СССР. Предложение о том, что некоторые корабли тем временем должны плавать независимо, получило поддержку, и британский судовладелец Дж. А. Билмейр предложил авансовые денежные премии в размере 100 фунтов стерлингов каждому из офицеров и 50 фунтов стерлингов для добровольцев из личного состава. Русские также просили, чтобы два советских корабля, стоящих на якоре в Исландии, были отправлены обратно в Архангельск независимо друг от друга.
Это и было названо операцией FB. Тактика самостоятельных плаваний напоминала «патрулирование и самостоятельные плавания» времен 1-й Мировой войны , которые в 2004 году Ричард Вудман назвал «абсурдным приемом», который был «совершенно бесполезен». Кто такой этот Вудман?
Вышел в отставку в 1997 году после 37-летней службы на море и ставший плодовитым писателем и военно-морским историком.
Так ли была бесполезна и абсурдна операция FB? Организация её была такова: В рамках этого предприятия противолодочные траулеры действовали из Хвальфьордура на юго-западе Исландии и из Архангельска в СССР в качестве спасательных судов: четыре траулера из Хвальфьордюра патрулировали с 29 октября по 14 ноября и три траулера из Архангельска патрулировали с 1 по 6 ноября. С 30 октября по 17 ноября к траулерам присоединились две подводные лодки из патрулей у берегов оккупированной немцами Норвегии.
Интересно сопоставить успешность прохождения маршрута иностранными и советскими судами.
Корабли из Исландии: Richard H. Alvery (прибыл 7 ноября),
Empire Galliard (прибыл 7 ноября),
John Walker (прибыл 8 ноября),
6640-тонный Empire Gilbert (потоплен U-586 капитан-лейтенанта Дитриха фон дер Эша 2 ноября. ),
Джон Х. Латрон (вернулся 2 ноября),
Чамли (потерпел крушение у Южного мыса, Шпицберген, 6 ноября),
Хью Уильямсон (прибыл 11 ноября),
7455-тонный Empire Sky (потоплен U-625 капитан-лейтенанта Ганса Бенкера 6 ноября. ),
Empire Scott (прибыл 18 ноября),
7176-тонный William Clark (потоплен U-354 капитан-лейтенанта Карла-Хайнца Хербшлеба 4 ноября),
Daldorch (возвращен 6 ноября),
Briarwood (возвращен 6 ноября) и
Dekabrist (пропал без вести, предположительно потоплен).
Т.е. из 13 дошли только 5, а 3 были попросту возвращены в порт выхода по разным причинам, остальные погибли. На этом фоне то, что из 23-х, отправившихся из СССР, дошли до Исландии 22 выглядит довольно-таки удивительно. Так что Вудман похоже погорячился.
Наши суда отправлялись из губы Белушья, Иоканьги и Колы. "Ельня", точнее, "Ельня II", ушла из Белушьей с экспортным грузом 26 ноября 1942 года и прибыла в Акурейри (Исландия) 5 декабря.
Давайте проследим судьбу этого парохода дедвейтом 5340 т. Размерения: 103.0 x 14.41 x 6.57 м. Построен в 1903 году в Британии, до 1923 года под названием "Карл 1-й" принадлежал французской судоходной компании. Во время 1-й мировой войны познакомился с атаками немецких подводных лодок на Средиземном море в составе конвоев союзников, но торпеды его миновали. В 1923 году был продан бельгийцам под названием "Арлон".
Но в Бельгии не задержался, в 1931-м перешёл в руки англичан, вернулся, так сказать на родину под названием "Ременхэм". А как же он стал советским? История такова - в 1935 году его купили эстонцы под названием "Леннук". Когда Эстония в 1940 году была присоединена к СССР, судно находилось в Британии, команда возвращаться в СССР отказалась. Что оставалось делать бедным англичанам? Конечно, наложить на него руку и передать в распоряжение британского Министерства пароходства и военного транспорта.
9.09.1940 г. при стоянке на р. Темза попал под бомбы германской бомбардировочной авиации и затонул. Англичане его подняли, восстановили и 18.08.1941 г. передали СССР. Получил название "Ельня". В составе конвоя PQ-1 прибыл в советское Заполярье и служил здесь военным транспортом вплоть до перехода в Исландию в рамках операции FB. После Исландии совершил несколько коротких рейсов у восточного побережья США и летом 1943 года убыл через Панамский канал на Дальний Восток СССР, где получил название "Котлин". До конца войны совершал рейсы между США и советскими дальневосточными портами. Ему повезло не стать жертвой ни японских, ни американских подводных лодок, что иногда происходило на Тихом океане. Потом работал в Сахалинском пароходстве, в 1956-м пошёл на слом - где бы вы думали? В Таллине. Эстонцы таки отыгрались за его утрату :)
Вот это всё интересно норвежцам, а вам?
***
Большую роль в охоте за арктическими конвоями сыграла борьба между морскими разведками противников. О наших успехах в этом деле мне ничего не известно, но вот англичане таки сумели справиться с немецкой шифровальной машиной "Энигма" и к середине 1941 года могли читать сообщения Люфтваффе и подводных лодок Кригсмарине на Севере и получать довольно точные сведения о немецких вылетах. Иногда компьютеры предсказывали атаки за двадцать минут до того, как их обнаруживал радар.
Немцы тоже не сидели сложа руки. Немецкая разведывательная служба B - Dienst ещё в 1939 году взломал несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских сил и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из британских радиосигналов. В 1941 году B-Dienst считывал сигналы главнокомандующего западными подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволяло подводным лодкам перемещаться в «безопасные» зоны. B-Dienst взломала британский военно-морской шифр № 3 в феврале 1942 г. и к марту 1943-го считывали до 80 процентов трафика, который продолжался до 15 декабря 1943 г.
В начале сентября финская радиоразведка расшифровала передачу советских ВВС, в которой раскрывался маршрут конвоя, и передала ее немцам.
Получение развединформации из радиоэфира началось ещё в 1-ю Мировую войну. Немцы, как всегда, были впереди. Их радисты обнаружили, что могут отслеживать перемещения Королевского флота благодаря радиообмену между его кораблями, а также с берегом. Была создана система специальных станций контроля за эфиром под управлением Службы наблюдения ( Beobachtungsdienst или B-Dienst). По мере того, как практика шифрования сообщений становилась все более распространенной, B-Dienst также развивала навыки криптоанализа.
После войны в ней было всего 6 служащих. Однако одним из них был Вильгельм Транов, бывший военно-морской радист и ветеран военного времени B-Dienst, который изначально продемонстрировал свой талант, взломав сверхсекретное закодированное сообщение, отправленное на его собственный корабль, когда его офицеры не могли его расшифровать.
Назначение нового энергичного начальника, капитан-лейтенанта Хайнца Бонатца, привело к добавлению к службе дополнительных людей и постов прослушивания и позволило B-Dienst размещать команды на борту кораблей. К началу следующей войны у Кригсмарине была современная и эффективная система радиоперехвата, которая в конечном итоге оказалась критически важной в грядущей морской войне.
Вильгельм Транов, назначенный главой отдела криптоанализа английского языка, возглавил атаку на коды и шифры Королевского флота, расшифровав их 5-значный военно-морской код в 1935 году.
Во время войны в качестве офицеров запаса были набраны ученые и бизнесмены, владеющие языками, и был учрежден шестинедельный курс обучения. В течение нескольких лет B-Dienst расширился до более чем 6000 сотрудников. Транов, как гражданское лицо, стал главным криптоаналитиком и оставался на службе на протяжении всей войны. Среди его новых достижений был взлом в течение шести месяцев нового военно-морского шифра и к маю 1940 года взлом кода британского торгового флота, что позволило командованию подводных лодок отслеживать и предвидеть маршрут союзных конвоев.
К весне 1940 года работа B-Dienst продвинулась настолько далеко, что они смогли прочитать практически всё, что имело важное значение в связи с операцией по захвату Норвегии . Например, их успешность составляла 30-50% перехваченного шифротрафика.
Новый британский Naval Cypher No3 появился в июне 41-го. Немцы смогли «прорваться» в него в декабре 41-го. К февралю 42 г. они практически воссоздали его и до 15 декабря 42 г. читали большую часть трафика (иногда до 80% перехваченных сообщений). В декабре усовершенствование шифра отбросило их назад, но с февраля 43-го они снова смогли читать сообщения.
Тут надо понимать, что имеет значение время расшифровки. Какой от неё толк, если удастся прочитать о том, что уже произошло?
Наибольший успех был достигнут в 1943 г. С февраля по июнь они часто расшифровывали сигналы за 10-20 часов до указанных в них действий. Кроме того, с февраля 1942 года по июнь 1943 года они почти каждый день могли расшифровывать ежедневные данные о расположении подводных лодок Адмиралтейства. Таким образом, Дёниц мог размещать свои группы подводных лодок в то время и в том месте, где они могли бы нанести наибольший ущерб.
Во время послевоенных допросов адмирал Дёниц признал, что B-Dienst предоставил половину оперативной информации, которую Кригсмарине использовал в боевых действиях. Это был рекорд, не сравнимый ни с одним другим немецким разведывательным агентством.
Но в ноябре 1943 года мощные бомбардировки Берлина нанесли тяжёлый урон B-Dienst, большая часть материалов была уничтожена. Пришлось перебираться на новое место. Тем временем британские шифры всё усовершенствовались. Англичане заметили, что на изменение маршрутов конвоев немецкие "волчьи стаи" реагировали незамедлительно, а значит, приказания на эти изменения ими читались. Британцы подозревали, что их коды небезопасны, но окончательное доказательство они получили только тогда, когда начали «взламывать» Enigma в 1943 году.
История Энигмы началась задолго до войны. Это электромеханическая роторная машина, появившаяся на рынке в начале 1920-х. Она была доступна широкому кругу покупателей (хотя стоила при этом недёшево) и использовалась в первую очередь в коммерческих целях. Германская армия внедрила машинные шифры в начале 1928 года и первоначально они использовались только в сухопутных войсках и ВВС. А "расколоть" шифры вероятного противника желают все, в том числе хотело этого и польское агенство "Бюро шифров", однако Энигма оказалась им на тот момент не по зубам.
Тогда в 1932 году было решено устроить курсы по расшифровке кодов для сотен студентов и научных работников с целью выявить талантливых дешифровщиков. Отобрали наиболее многообещающих, среди них был Мариан Реевский ; математик, выпускник Познанского университета, кроме того, год стажировавшийся в Геттингене (Реевский в совершенстве владел немецким).
Как всегда, немалую роль сыграл "человеческий фактор". В конце 1931 года немецкому аристократу Гансу Тило-Шмидту, сотруднику шифровального отдела штаба немецких вооруженных сил, было поручено уничтожить устаревшие списки кодов Энигмы, включая настройки Энигмы для различных дней. По какой-то причине, вероятно, финансовой, он решил продать эти коды Гюставу Бертрану, агенту французской разведки. Бертран немедленно создал специальную группу для анализа полученных данных, но информацию сочли устаревшей и бесполезной, к тому же данных было недостаточно даже для того, чтобы понять, с чего начать.
После этого Бертран решил передать документы полякам и британцам. Реевский, в чьем распоряжении уже была «гражданская» копия Энигмы (купленная в Германии), сразу же понял, что успех близок. Он использовал материал, полученный от Бертрана, и, сравнивая имеющиеся тексты с шифровками, смог вычислить формулы, которые позволили устанавливать соединение проводов и роторов в той версии Энигмы, которую использовала германская армия. Для этого потребовалось знание теории перестановок высочайшего уровня.
Он смог понять, как работает шифр, но ведь настройки машины могли меняться каждый день. Раевский изобрел свою машину под названием Циклометр, которая подбирала ключи механически. Процесс занял больше года, но после этого ключи можно было получить минут за пятнадцать.
Каталог был готов в 1936 году и превосходно работал до 1937 года. Почти 100% немецких сообщений были успешно расшифрованы. В конце 1937 года немцы поняли, что что-то пошло не так, и изменили способ кодирования, в результате чего метод Реевского оказался бесполезным.
Тогда он создал другую машину, названную "криптологической бомбой". "Криптологическая бомба, изобретенная в 1938 году, позволяла автоматизировать и ускорить процесс расшифровки ежедневных ключей. Она замещала примерно 100 работников и уменьшала время получения кодов до примерно двух часов", ; писал Реевский.
15 сентября 1938 года германская армия вновь усовершенствовала устройство Энигмы, добавив два дополнительных роторных диска. Это в десять раз усложнило процесс расшифровки (для трех роторных дисков существовало 6 способов установки, для пяти роторов ; 60). И хотя Реевский быстро вычислил внутреннюю схему соединения новых роторных дисков, разгадывать ежедневные ключи стало намного сложнее.
Война была уже на пороге. Это подтолкнуло польское Бюро шифров поделиться своими наработками с союзниками: Францией и Великобританией. После начала войны Реевский и его товарищи через Францию и Испанию перебрались в Англию. И хотя их знания были бесценны, к британским исследованиям Энигмы они не были допущены. Из-за того, что они находились в оккупированной Франции и были арестованы армией Франко на пути в Великобританию, приглашение их на работу в Блетчли-парк – штаб-квартиру дешифровщиков Британской армии ; сочли слишком рискованным.
Идеи и разработки Реевского и его коллег из Бюро шифров легли в основу дальнейших работ по дешифровке постоянно меняющихся кодов Энигмы. После 1940 года команда "Блетчли-парк" возглавила работу по дешифровке Энигмы.
Деница нужно было постоянно информировать о действиях его подводных лодок. Это означало, что подводные лодки отправляли ежедневные отчеты о своих наблюдениях, маршруте и ситуации с топливом. Командование подводных лодок также ежедневно отправляло свои приказы. Всё это шифровалось с помощью машин Энигма, которые на флоте были сложнее, чем в Вермахте, да и вся организация связи была гораздо совершеннее. До ноября 1942 года им руководил Алан Тьюринг, математик, криптоаналитик, компьютерщик, считающийся отцом теоретической информатики и искусственного интеллекта.
В феврале 1940 года были захвачены три ротора Энигмы с подлодки U-33. Списки ключей за февраль были захвачены с немецкого вооруженного траулера «Кребс». Этот материал позволил Хижине-8 расшифровать февральский трафик в течение марта. Затем, благодаря разведывательным данным, полученным в результате этого «прорыва», они смогли раскрыть апрельский и майский трафик. Благодаря расшифровке апрельского было обнаружено, что немцы держат метеорологические корабли к северу от Исландии и в средней части Атлантики.
7 мая 1941 года был захвачен метеорологический корабль M;nchen и получены июньские ключевые списки. 28 июня 1941 года метеорологический корабль «Лауэнбург» был захвачен с июльскими списками ключей.
Еще один «щепотка» добавилась 9 мая, когда была захвачена подводная лодка U-110. Среди изъятых материалов были настройки Энигмы и короткая кодовая книга сигналов (Kurzsignale).
Эти захваты позволили Хижине-8 взломать военно-морскую Энигму и ознакомиться со структурой и содержанием сообщений. Во второй половине 1941 года расшифровки позволили британцам направлять свои конвои вокруг скоплений немецких подводных лодок. Только 5 из 26 конвоев SC, 2 из 31 конвоя HX и 3 из 49 конвоев ON были атакованы.
Резкое сокращение количества потоплений сбило с толку немцев. Они заподозрили неладное, в феврале 1942 года для подводных лодок в Атлантике была введена 4-роторная Enigma М-4. Это было намного надежнее, чем версия с 3 роторами, и сразу положило конец британскому успеху. Британские и американские попытки решить эту проблему снова и снова терпели неудачу.
Надо было строить новые, четырёхроторные "бомбы". Так выглядели эти машины: Фото на заставке.
Сравните с Энигмой! Но дело своё они делали, внедрение новых "бомб" состоялось в сентябре 1943 года. Тем не менее, даже с этими преимуществами работа была трудоемкой, и раскрытие ежедневного «ключа» занимало несколько дней. Это ограничивало тактическую ценность полученной информации. Официальная история гласит, что сообщения старше трех дней нельзя было использовать, так как информация была слишком старой.
В период с декабря 1942 г. по май 1943 г. только одна треть «ключей» была разгадана за 2 дня или меньше. Но даже когда сообщения были расшифрованы, координаты, которые они несли, были зашифрованы отдельно с помощью дополнительной системы. В 1943 году эту систему можно было разрушить только с помощью специального анализа и частых ошибок.
Что же в итоге? B-Dienst смог разгадать коды Королевского флота в Атлантике, и нет сомнений, что без этого преимущества подводные лодки не смогли бы обнаружить конвои союзников. В первой половине 1943 года немецкие дешифровщики добились наибольшего успеха в борьбе с конвойным шифром. Они могли декодировать сообщения достаточно быстро, чтобы информация использовалась подводными лодками.
Их коллеги в Блетчли-парке также могли читать сообщения своего врага, но со слишком большим количеством проблем и значительным временным лагом. Даже когда сообщения были расшифрованы, использование немцами зашифрованных координат означало, что Хижина- 8 должна была потратить дополнительное время на раскрытие этого кода.
Однако почему тогда подводные лодки проиграли?
Ответ заключается в том, что к 1943 году подводные лодки технологически устарели. На поверхности они не могли выстоять против эскорта союзников. Корабли союзников были оснащены новыми радарами и гидроакустическими станциями, новым противолодочным вооружением. Эскортные авианосцы обеспечивали прикрытие с воздуха. Самолеты-разведчики дальнего действия с радаром также преследовали подводные лодки, уничтожая их или заставляя погружаться. Однако их скорость под водой была слишком низкой, чтобы поспевать за конвоями.
Никакой взлом кодов не мог изменить эти факты. Последнее крупное усилие командования немецких подводных лодок было разбито союзниками в мае 1943 года.
Потери были сокрушительны:
• 1942 год - 86 подводных лодок;
• 1943 год - 243 подводные лодки;
• 1944 год - 249 подводных лодок;
• 1945 год - 120 подводных лодок.
Общий численный состав подводников, погибших во Второй мировой войне, составил 28 728 человек, что равняется 75-80% от числа моряков, служивших на боевых подводных лодках.
Из всех ранее публиковавшихся материалов получалось, что англичане и вместе с ними американцы читали закодированные телеграммы немцев, а вот то, что и немцы достигли больших успехов в расшифровке перехваченных телеграмм союзников, писалось очень мало. Я практически ничего не знал о системе расшифровки немцев B-Dienst. Но когда узнал, поинтересовался в интернете. Вот что о ней написано в Википедии.
B-Dienst (немецкое: Beobachtungsdienst, служба наблюдения), также называемая xB-Dienst, X-B-Dienst и ;B-Dienst, была подразделением Военно-морской разведки Германии ОКМ, которое занималось перехватом и записью, расшифровкой и анализ противника, в частности британских радиосвязей до и во время Второй мировой войны. Би-Диенст работал над криптоанализом и расшифровкой трафика сообщений противника и нейтральных государств, а также над контролем безопасности ключевых процессов и механизмов Кригсмарине.
"Конечной целью всей оценки было распознавание цели противника путем активной идентификации данных".
B-Dienst сыграла важную роль в формировании операций вермахта во время сражений за Норвегию и Францию весной 1940 года, в первую очередь благодаря успехам криптоанализа, которых она достигла в борьбе с ранними и менее надежными британскими военно-морскими шифрами.
B-Dienst взломал британский военно-морской комбинированный шифр № 3 в октябре 1941 года, который использовался для шифрования всех сообщений между военно-морским персоналом для конвоев союзников в Северной Атлантике.,, Это позволило B-Dienst обеспечить ценную радиотехническую разведку для германского флота в битве за Атлантику.
Поток разведданных в основном прекратился, когда Адмиралтейство 10 июня 1943 года ввело военно-морской шифр № 5. Новый шифр стал безопасным в январе 1944 года с внедрением системы вычитания трафаретов, которая использовалась для его расшифровки.
Как видите, уважаемые читатели, очень много усилий пришлось приложить для того, чтобы знать тайны противника. И эта безмолвная война шла все годы перед началом Второй мировой войны, и в ходе её.
Свидетельство о публикации №223091500356