Ирод Глава 15

Мой авторский сайт: https://www.danberg.net/


                Ирод

                Глава  15 

Ирод постарел. Наследники стали взрослыми, и между ними разгорелась нешуточная борьба за трон. В центре схватки стояли Антипатр, старший сын монарха от его первой супруги Дорис, и Александр, второй царский отпрыск от любимой и убитой Иродом жены Мирьям. Не только сыновья, но и другие члены монаршей семьи – все были одержимы круговой ненавистью и взаимным страхом, покоряясь дикой воле к унижению и уничтожению противной стороны.

Шуламит. Хорошо ли ты помнишь, Дорис, как я радела за тебя, когда брат мой изгнал вас с Антипатром из дворца?

Дорис. Не забыла. Я уж не молода, но в детство еще не впала, при памяти пока. И что же ты сказать намерена?

Шуламит. А то, что в былые годы я была твоей союзницей, и сейчас по-прежнему верна тебе!

Дорис. Было, помню! Но ведь время идет, а? Может ты на меня сердце держишь, за то что Ирод мужа твоего Иосифа убил?

Шуламит. Экая путаница в голове твоей! А говоришь, дескать, при памяти ты. Причем тут Иосиф? Не ты ведь, а Мирьям с ним путалась!

Дорис. Верно. Старею. Может, и впрямь в детство впадаю. Чего ты хочешь, однако?

Шуламит. Я прежде ненавидела Мирьям, теперь ненавижу последки ее.

Дорис. И я с тобою!

Шуламит. Зато неразумный брат мой упивается воспоминаниями о Мирьям и вдобавок желает угодить знатным родичам ее.

Дорис. Плата угождающему – высокомерие, а если кто не любит – тому вообще не угодишь. Ирод же всем желает потрафить!

Шуламит. Притом никому не верит и всех подозревает! Он рад бы оставить трон Александру, дабы вернуть царство в руки благородных, но…;

Дорис. Но боится, что Александр отравит его, мстя за убийство матери!

Шуламит. Вот именно. Во мне же кипит злоба на высокородных. И Ирод, и я, и ты, и Антипатр – все мы из простых, и да сохранится наша власть над Иудеей!

Дорис. У тебя, как водится, заготовлен проект?

Шуламит. Да, заготовлен. И действовать надо всем вместе: мне, тебе, а, главное, сыну твоему.

Дорис. О, как бы я желала, чтоб Антипатр унаследовал царство!

Шуламит. Не менее твоего желаю!

Дорис. Подытожим. Стремление Ирода – завещать корону благородному Александру. Но царь знает о ненависти сына и о замысле отцеубийства. Потому и мечется монарх в сомнениях: не лучше ли казнить такое чадо, чем собственною жизнью рисковать?

Шуламит. Знающий о возможных несчастьях, уже этим знанием до некоторой степени счастлив. К тому же осведомленность Ирода нам на руку. Доведем страх царя до отемнения ума, до безрассудства, и тогда он завещает венец Антипатру!

Дорис. Антипатр с Александром и без того враги. Прольется кровь! Тебе не страшно?

Шуламит. Корону без кровопролитья не надеть! Стыдись, заячье сердце! Не спрячешься ни от кинжалов, ни от молвы!

Дорис. Кинжалы молвы – вот бедствие на все века.

Шуламит. Что нам все века, нам-то один век намерен! В него и втиснем утоление страстей! 

Антипатр. О, вы в этом зале, матушка и тетушка? Я пришел сюда для беседы с отцом, он мне назначил встречу здесь.

Дорис. Мы уйдем, сын, оставим тебя одного, дожидайся отца.

Шуламит. Но прежде выслушай нас.

Антипатр. Я готов внимать речам мудрости.

Шуламит. Шутки в сторону, дружок! Известно ли тебе, что твой родитель задумал завещать трон Александру?

Антипатр. О, ужас! Впервые слышу!

Дорис. Не корчи из себя шута и нас не дурачь!

Антипатр. Шуту все дозволено!

Шуламит. Ты сомневаешься в нас? Есть у тебя друзья надежнее матери и тетки? Ты – старший сын, и тебе положена корона!

Дорис. Вы с Александром враги. Он опасен, берегись его, сынок, он и на жизнь твою покуситься горазд!

Антипатр. Я осторожен, матушка – привычка скромного происхождения. 

Шуламит. Осторожность хорошо, а смелость – лучше! Твой брат ненавидит отца за кровь матери. Мне донесли, что Александр задумал отравить Ирода, то бишь одним камнем убить двух птиц – заполучить венец и отомстить за Мирьям.

Антипатр. А что отец? Не разгадал опасность? Не может быть такого! А если разгадал, то почему предназначает трон Александру?

Дорис. Завещанием в пользу Александра отец думает купить благосклонность сына. К тому же Ирод хотел бы отдать корону высокородному потомку.

Антипатр. Теперь я вижу, вы обе сведущи, почти как я!

Шуламит. А, может, даже более тебя! Я знаю из надежных уст, что Александр имеет запасной план. На случай, если не сумеет убить отца, умчится в Рим. В уши императора он выльет ушат клеветы на Ирода, добьется развенчания царя и сам усядется на трон!

Дорис. Мы справедливости хотим: не Александр, а ты должен унаследовать царство!

Шуламит. Несправедливость не всегда от действия бывает, она и от бездействия случается. Ворочай камни, а не пролеживай бока!

Антипатр. Что, по-твоему, тетушка, мне делать надлежит?

Шуламит. Выкладывай отцу все замыслы братца. Настраивай родителя подобающе. Уши прожужжи ему!

Антипатр. Вот вы и жужжите ему в уши, а мне это делать не пристало! И верных людей найдите и подбейте, чтоб со всех сторон музыка звучала! А подкупить кого – я денег дам!

Шуламит. Дружок, давно уж не молчу я! Говорила с Иродом не раз. Что верно, что неверно – не проверяю, все доношу!

Дорис. Ты прав. Мы на себя возьмем труд доводить до монарха молву и толки. А ты остерегайся злословить – целее будешь!

Антипатр. Матери любовь проста и завсегда на верный путь наставит. Кажется, отец идет. Оставьте нас.

Шуламит. Мы удаляемся.

Ирод. Начну без предисловий, Антипатр. Твой брат меня тревожит. Витают слухи в воздухе, что он недоброе против меня задумал. Я знаю, ты с ним не дружишь, но ты ведь старше и рассудительней. Что посоветуешь мне?

Антипатр. Да, отец, я не дружен с Александром. Но не стану возводить напраслину на брата. Тебя он любит, я знаю доподлинно. Бабской болтовне доверять нельзя. Александр человек прямой, а у таких всегда немало врагов, клеветой не брезгующих.

Ирод. Ты честен, Антипатр. Спасибо. К месту твои слова, хоть не рассеяли они мою тревогу.

Антипатр. От чистого сердца я говорю. Нет для меня награды выше, чем твое и Александра счастье.

Ирод. Ты знаешь о моем намерении завещать царство Александру. Не горько ли тебе, ведь ты же старший сын?

Антипатр. Об этом не тужи, батюшка! Не пристало сыну ни порицать, ни одобрять произволение отца. Родительской волей правит высший смысл, и потому она священна для меня.

Ирод. Воистину, ты честен, Антипатр. Пусть в справедливости молвы ты не разубедил меня вполне, но чувствую в тебе надежную опору, и в этом мое успокоенье.

Союз в пользу Антипатра ширился. Царь Иудеи получал всё больше донесений о преступных намерениях Александра. Единственным утешением монарху служила честность старшего сына, который продолжал уверять отца в отсутствии злых намерений в голове брата. Тем не менее, доводимая до ушей Ирода молва подвинула его к решительным действиям. 


Целиком повесть опубликована здесь:  ЛИТРЕС


Рецензии
Ну, это нормально, родные то братья принцы всегда воюют а тут сводные да от разных жён сам бог велел друг другу глотки рвать. Вернее, Дьявол, конечно, именно любая власть от него идёт. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   15.09.2023 17:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша.
С Новым годом!

Дан Берг   15.09.2023 17:36   Заявить о нарушении
И вас поздравляю с ним от души:-))с уважением.

Александр Михельман   15.09.2023 17:51   Заявить о нарушении