Толкование на Н. З. Проклятие и благословение змея
Теперь необходимо вернуться к Евангелие. Почему же Христос призывает Своих учеников брать пример со змея, чем, по сути, благословляет его, вопреки проклятию из Книги Бытия? Если Бог говорит, что нужно брать пример со змея, значит благословляется змей, потому что нельзя благословить яблоко и отказать в благословении яблоне. Как толковать слова Христа? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться с природой этого земноводного. Змеи – спокойны, выдержаны, не делают лишних движений, не моргают, всегда одинаково невозмутимы и хладнокровны, скрыты, открывают пасть только в случаях защиты и прокормления, сторонятся человека, легко приспосабливаются к любым условиям: лес, поле, пустыня, горы, водоемы и т.п. живут и охотятся по одиночке, берут только то, что смогут съесть сейчас, ничего не собирают про запас. Помимо прочего, змеи обладают еще одной уникальной особенностью. Когда настает время линьки или сброса старой шкуры, они продираются сквозь камни или расщелины, чтобы содрать с себя старую кожу. Это очень символическое действие, по учению отцов, означает Ветхого и Нового Адама: сбрасываемая шкура – это Ветхий Адам, а новая – Новый Адам или «новая тварь во Христе» (2Кор.5:17). Камни, сквозь которые продирается змей – означают скорби и искушения земной жизни. Заповедуя брать пример со змея, Христос, несомненно, все это имеет ввиду. Кроме того, Он напоминает ученикам о Книге Бытия, в которой змей назван «самым хитрым из всех зверей». Применительно к Апостолам эти слова Учителя означают следующее. Иисус отправляет Своих учеников проповедовать Евангелие среди язычников, которых Он называет «волками», т.е. среди враждебных, полных суеверий, язычества и идолопоклонства племен и народов. Евангелие Царствия, которое им надлежит пронести до краев земли – это учение о любви к ближнему. Любовь насаждается не злобой, агрессией, спорами, местью, а кротостью, любовью и смирением, основанных на рассудительности, выдержке, терпении. Не имея качеств змея, о которых мы упомянули выше, апостолы не смогли бы выполнить свою миссию благовествования. Они просто погибли бы в окружении чуждого и враждебного им мира. Их уделом становятся: одиночество, нестяжательность, мудрость, рассудительность, способность адаптироваться в любой среде и к любым условиям, довольствоваться необходимым, ничего не собирать про запас: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:10). Эти все качества можно найти в природе змея, и в тоже время их нет ни у кого из других представителей животного мира. Поэтому благословение Христа касается не змея, как животного, а тех положительных качеств, которые он являет своей природой, данной ему от Бога. Проклятие в змее всех животных, о котором говорит Книга Бытия, не говорит о проклятии всего лучшего, что сохранилось в тварном мире после грехопадения; а благословение Господом положительных качеств змея, не означает снятие проклятие со всей земли и всего, что на ней. Это время еще сокрыто тьмой веков и ждет своего часа в Парусии.
Какие выводы из всего изученного мы можем сделать. Самый главный, как нам представляется, заключается в том, что нужно научиться видеть природу вещей, проникать взором Божественной мудрости, которую может стяжать всякий желающий и подвизающийся в любомудрии. Через внешний мир, который есть творение Божие, или проявление Бога ради Его познания, нам открыты свойства и Промысел Божий, который прежде всего направлены для человека и ради его спасения. Изучая природу, растительный и животный мир мы научаемся видеть в его красоте явление Бога Живого, Его откровения и наставления человеку. Сама природа является одним из доказательств существования Бога. Именно поэтому многие Боговдохновенные истины передаются или выражаются в символах флоры и фауны. Вспомним обозначения четырех евангелистов: человек, орел, телец, лев, а пример флоры или горчичного дерева – прообразом Царствия Небесного (Мф.13:31). Кроме того, каждый представитель фауны может своими повадками или внешним видом открывать человеку глубинные богословские истины, если проникать в их природу созерцанием, которое возможно только при содействии Святого Духа. Тогда, как говорится: имеющий глаза, да увидит. Помимо этого, наблюдая через призму богопознания за окружающим миром, человек может получить наставления и открыть истину, недоступные другим. Тогда Сам Бог будет наставлять его через Свое создание и красоту тварного мира.
Свидетельство о публикации №223091500626