Ятвяжская Русь
Речь пойдет о такой исторической области как Берестейская земля или Подляшье – обширной области к западу от Бреста, ныне входящей в состав Польши.
Основная часть Подляшья с Х в. входила в состав Берестейской земли по названию города Берестье, ныне Брест республики Беларусь. Эта земля во второй половине 10-го века вошла в состав Руси. Примерно в период между 1019 годом и 1022 годом Подляшье и город Берестье якобы вошли в состав Польши.
Это было связано с польским походом Болеслава первого, который он устроил с целью оказания помощи своему зятю Святополку, который позже был назван Окаянным, а по другой версии Охаянный. Однако, согласно летописей, польский король прикарманил себе Червенские города, про Берестейскую землю ничего не было отражено.
После окончания гражданской войны на Руси Ярослав Мудрый обратно вернул Подляшье и город Берестье в состав Руси. По некоторым данным, он забрал Берестье у туровских князей, а не у польских. И эта точка зрения тоже имеет место быть.
Однако, Н.Н. Шелягович считает, что "историками не в достаточной степени разграничены исторические события с привязкой к Бресту на Западном Буге и к Бресту Куявскому.
Факт победы князя Ярослава над Моиславом и последующее разделение мазовецких земель между Ярославом и Казимиром Мазовецким позволяет утверждать что в 11 столетии часть срединной Етвязи входила в состав Киевской Руси, а значит – являлась Ятвяжской Русью."
В Берестейщине ( Подляхия) были основаны древнерусские города, такие как: Володава, Бельск, Мельник, Браньск, Дорогичин.
Эти города входили в состав Руси, а затем в состав древнерусских княжеств. Когда Русь от раздоров и опустошения Батыя ослабла, эти земли захватил себе литовский князь Ердивил. Об этом сказано в Хронике Быховца: "И устроил себе князь великий Ердивил столицу и назвался великим князем Новогрудским. И пошел из Новогрудка, и срубил город Городень, и потом пошел к Бресту, и нашел Берестец и Дорогичин и Мельник опустошенными и разоренными Батыем; и он те города срубил и начал в них княжить".
Потом была уния Польши и Литвы, после которой Северная часть Берестейской земли отошла к Короне ( Польша), а южная часть оставалась в составе Литовского княжества до третьего раздела Речи Посполитой, произошедшего в 1795 году. Но тут хищная Австрия захотела себе прихватизировать еще кусочек русской земли и так южное Подляшье вошло в состав Австро-Венгерской Империи. На северную же часть Подляшья наложила свои загребущие лапы Пруссия. После окончания Отечественной войны 1812 года, южная часть Подляшья оказалось в составе Царства Польского в составе Российской Империи, это были Седлецкая и Холмская, а затем Люблинская губернии.
Из северной части Берестейской земли в 1807 -1808 годах была образована Белостокская область в составе 4-х уездов ( Бельского, Дрогичинского, Белостокского и Сокольского) После чего в 1842 году Белостокская область вошла в состав Гродненской губернии.
Таким образом, с 1807 года по 1918 год ( с перерывом на время Отечественной войны 1812 года), Белостокская область входила в состав Российской империи. А с 1919 года когда Российская Империя была ликвидирована эта земля стала частью Польши до самого 1939 года. Снова выдался шанс вернуть эту древнюю русскую землю в лоно Руси. В сентябре 1939 года большая часть Подляшья в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа вернулась на Родину и стала Белостокской областью Белорусской ССР.
Еще до окончания войны, во время Ялтинской конференции ( 1944 год) между Великобританией, СССР и США решался вопрос относительно Подляшья. В августе 1945 года, была окончательно определена граница между СССР и Польшей, когда часть этнических украинских и белорусских территорий, в том числе Подляшье, Холмщина, Лемковщина и Надсанье, вошли в состав Польши.
Сталин будучи не славянином, не особо заботился о древних землях Руси. Он конечно не думал о том, что СССР развалится. Уступка 2/3 Восточной Пруссии Польше и всей Белосточины, теперь аукнулось России в новых реалиях нашего времени.
Ну а теперь о том когда, где и как.
1. По всей вероятности Берестейские города были основаны Ярославом Мудрым, но возможно и ранее - Владимиром Святым. И польские и белорусские историки согласны с тем что города были основаны киевскими князьями.
В статье "Дрогичинско-Брестская Русь" авторитетного историка Юрия Гаврилюка из Бельска-Подляшского : "По предположению некоторых историков, например, Юзефа Ярошевича (1793–1860), городища в Дрогичине, Мельнике, Брянске и Бельске были заложены князем Ярославом Мудрым во время похода против ятвягов, который имел место в 1038 г.
2. Современное Подляшье — северо-восточная область Польши, расположенная в части Подляского воеводства, юго-восточной части Мазовецкого воеводства и северо-восточной части Люблинского воеводства.
3. Есть версия, что на территории Подляшья жило одно из ятвяжских племен - подляшане или поляксяне, которое было ассимилировано русским православным населением. В 983 году князь Владимир покорил племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.
В 9 - 10-х веках территория Белосточины была заселена племенами восточных славян, частично дреговичами и в основном древлянами, на юге же дулебами.
Известный дореволюционный историк И.Д. Беляев писал:
Происхождение Ятвягов нам неизвестно ни по каким источникам; мы только можем сказать, что Ятвяги по происхождению своему не принадлежали ни к Славянам, ни к Пруссам, ни к Литовцам, а составляли особое самостоятельное племя, может быть остаток каких нибудь древнейших старожилов здешняго края.
Дошедшие до нас сведения единогласно свидетельствуют, что Ятвяги были самое воинственное племя; они почти никогда не отказывались от битвы и скорее готовы были пасть костьми, чем обратиться в бегство, ежели представлялась какая-нибудь возможность удержаться; а посему все битвы с ними были самые упорные и победа над Ятвягами доставалась дорого.
Но сие воинственное племя было решительно одиночным среди племен и народов, его окружающих, и за исключением редких случаев — и то только в позднейшее время — ниоткуда не имело поддержки. Что было причиной такого изолированного положения Ятвяжского племени, мы решительно не знаем.
Но, очевидно, оно зависело не от одного дикого характера Ятвягов, скорее самый характер сложился вследствие того, что это племя, может быть, остатком древних племен, уже исчезнувших в доисторические времена этого края, очутилось заброшенным между враждебными племенами пришельцев, против которых должно было упорною борьбой отстаивать свое существование и независимость и шаг за шагом отступать в глубину своих непроходимых болот и лесов и таким образом на памяти истории три столетия продолжать свое существование, памятное не победами и успехами, а только упорной и почти всегда несчастной борьбой.
После похода Ярослава Мудрого на ятвягов в 1038 году, русские летописи не упоминают о них до самого 12-го столетия, а в 12 веке, когда начались походы Волынских князей от Берестья к Зельве и Ясольде снова начались упоминания о походах на них. В 1113 году Волынский князь Ярополк Святополчич дважды: «ходи Ярослав на Ятвяги второе и победи их». После похода Ярополка, в русских летописях снова нет упоминаний о ятвягах. Под 1196 годом Волынская летопись говорит: «той же зимы ходи Роман Мстиславичь на Ятвяги, отмщеватися; ибо воевали его волость».
После убийства Романа поляками, и начавшихся беспорядков на Волыни и в Галичине, ятвяги осмелели и в союзе с литвой стали совершать походы на волынскую землю в 1205 году: «седящу Александру в Володимери, а брату его Всеволоду в Червене, Ятвяги и Литва повоевали Турийск и около Комова и до Червеня, и бились у ворот Червенских...».
Как пишет И.Д. Беляев "В 1227 году Ятвяги воевали около Берестья... В 1248 году Ятвяги воевали около Охожь и Бусовны и попленили всю тамошнюю страну, ибо тогда еще не был построен Даниилом город Холм" ... В 1250 году Конрад Лятьский прислал посла к Васильку звать на Ятвягов; но за снегом и мглою поход не состоялся... За то в следующем году Даниил и Василько пригласили Семовита Мазовецкаго, и взявши помощь у Болеслава Лятьскаго, собрались в Дрогичине и перешедши болота вступили в землю Ятвяжскую".
Князь Даниил Галицкий короновался королем Руси, согласно Густынской летописи, в ятвяжском Дрогичине, который после изгнания им оттуда ордена крестоносцев в 1238 году был включен в состав Холмской Руси. Латинские анналы указывают на коронацию Даниила не в ятвяжском, а в прусском Дрогичине… Это уже как минимум второе параллельное название событий, которое я здесь отметил.
Был момент когда ятвяги хотели войти в союз с русскими князьями: "В 1252 и 1258 годах Ятвяги за деньги были союзниками Даниила против Миндовга Литовскаго;
... За тем от Ятвягов пришел Комат, обещая Даниилу, что Ятвяги соглашаются быть у него в подданстве: но Ляхи, союзники Даниила, завидуя таковому исходу настоящей войны, стали тайно пересылаться к Ятвягам и судить им помощь, только бы они не поддавались Русскому князю. Тогда Даниил приказал воевать Ятвяжскую землю, разорил дом Стекынтов и велел выстроить в том краю на одной горе город Рай."
В 1256 году было новое противостояние с ятвягами окончившееся тем, что "За тем Даниил возвратился домой и начал готовиться к новому походу. Ятвяги, узнавши об этом, отправили к нему своих послов и детей и с ними дань, обещаясь быть у него в подданстве и строить в своей земле города..."
Потом русские летописи снова молчат о походах на ятвягов, и только в 1260 году о них упоминается: "когда к Даниилу пришла весть из Ляхов, что Татары проникли в Ятвяжскую землю; по этой вести Даниил пригласил к себе своего сына Льва, с которым уговорился послать засаду к Визне ... "
К этому времени литовцы начали проявлять усердную дерзость в связи с ослаблением русских княжеств от татарского нашествия, и по не многу начали распространять свое влияние на земли Черной Руси, а также на землю Берестейскую-Подляхию. Польский летописец Длугош пишет под 1260 годом: «Миндовг великий князь Литовский, собрал большую рать из Литовцев, Русских, Ятвягов и Жемойти, и из других неверных народов, вступил в Мазовецкую землю и страшно опустошил эту страну... В 1264 году Болеслав стыдливый государь Краковский и Судомирский, чтобы покончить с Ятвятами, опустошавшими его пограничныя владения, собрал многочисленное войско со всех своих земель и вступил в Ятвяжскую землю. Ятвяги вышли ему на встречу и вступили в битву "даже потерявши своего князя Комата, продолжали сражаться и все до одного пали в неравном бою. После этой битвы Ятвяжская земля уже более не возставала и все племя Ятвягов как бы исчезло; оно частию отдалось Болеславу и было окрещено силою, а частию соединилось с Литовцами; и с тем вместе исчезло и самое имя Ятвягов". Как высказался И.Д.Беляев : "ораторствующий Польский летописец, по обычаю своих соотечественников, хватил через-чур."
Еще бы он как раз тут со своей спесивой дерзостью намекает, что ятвяги влились в племя польское и в племя литовское и по этому как бы из глубины веков напоминает, что Белосточина, на территории которой частично проживали когда то ятвяги, есть польская земля, потому что они влились в племя польское.
Польский историк откровенно врет, так как сам себя опровергает, на самом деле ятвяги еще в продолжении двух десятков лет напоминали о своем существовании полякам, и еще как напоминали. Длугош, сам похоронивший ятвягов в 1264 году, еще несколько раз упоминает о их нападениях на Польскую землю. Под 1268 годом он говорит, что "Литовцы и Ятвяги напали на Куявию, и произвели там опустошение..." Так же по словам Длугоша в 1274 году, "Лев Данилович князь Галицкий водил Татар, Литву и Ятвягов на Люблинскую и Судомирскую землю, и произвел там страшные опустошения." Согласно Русским летописям Ятвяги в 1273 году признали над собою власть Льва Галицкого и его братьев князей Волынских. В Волынской летописи под этим годом сказано: «Вздумали князья пойдти на Ятвягов, и по наступлении зимы послали своих воевод... Воеводы, вступивши в Ятвяжскую землю, взяли Злину; а Ятвяги собравшись не посмели вступить с ними в битву."
То есть получается, периодически ятвяги все таки признавали некую зависимость и власть русских князей. Оказывали помощь в борьбе с поляками. Хотя и русские князья ходили вместе с ляхами на ятвягов. Конечно, еще многое не исследовано в этом вопросе.
Как считает И.Д. Беляев "С сими-то мирными и послушными Ятвяжскими князьями очевидно Лев и ходил на Люблинскую и Судомирскую землю в 1274 году. "
В русских летописях, сказано, что 1279 году "в Ятвяжской земле был сильный голод, и Ятвяги прислали послов к Владимиру Васильковичу князю Владимиро-Волынскому, которые говорили ему: «приехали мы к тебе от всех Ятвягов, надеючись на Бога и на твое здоровье, господине, не помори нас, но прокорми для себя же» И Владимир из Берестья послал к ним жито с своими людьми по Бугу и Нареву, которых ночью избили Поляки под Полтовеском, а хлеб разграбили".
Из всех исследований по взаимоотношениям ятвягов с русами, поляками и литовцами, самым ненавистными врагами ятвяги считали почему то поляков. И мирных окончаний сражений больше, и просили русских не вмешиваться в их бой с ляхами, и за продовольствием к русским обратились, а не к полякам, и вместе ходили на Польшу в Люблинскую и Судомирскую землю и хоронить их по нескольку раз любят польские историки. С чего бы это?
Белорусский ученый Зверуго Я. Г. , противоречит И.Д. Беляеву, говоря об обратном:
"Начиная с VI в., возможно VII в., славянские племена начали осваивать территорию современной Беларуси, постепенно ассимилируя проживавшее здесь балто-язычное население. Славянизированные потомки балтов слились с пришлым славянским населением, внося тем самым заметный вклад в формирование древнерусской, и позже белорусской народности.
Ассимиляция балтов продолжалась до XII – XIII вв. Часть балтского населения была оттеснена на северо-запад, какая то часть наверняка была уничтожена в процессе военных столкновений основная масса продолжала жить на прежних местах.
Наиболее существенной чертой этих взаимоотношений являлся их миролюбивый характер. Убедительным свидетельством этому является сохранение на вновь занятой славянами территории гидронимического слоя балтского происхождения и повсеместное распространение смешанных славяно-балтских браков."
Так один и тот же это народ или два разные, который описывается разными авторами? Кто вводит в заблуждение непонятно. Но суть заключается в том, что этот народ был и со временем прекратил свое существование.
Ятвяги имели своих князей, как когда то были свои князья у вятичей, древлян, радимичей и прочих восточных славян. Меня в сем вопросе посетила смелая и вместе с тем дерзкая мысль, однако имеющая под собой основания. Вятичи тоже довольно долго сопротивлялись воле киевских князей. Думаю такая же ситуация происходила и на северо-западе Руси. А ятвяги скорее всего славянское племя исповедующее своих древних богов и не хотевшее подчиняться русским князьям-христианам. Выдумки всяких хронистов для того и сделаны были, чтобы придумывать как можно больше разностей и различий. Суть борьбы и такого яростного сопротивления тут скорее не в том, что они были иные ( вятичи и после принятия христианства более ста лет - только по официальным источникам не принимали до конца власть христианских князей-русов). Они не были христианами, их по летописям называли "погаными", но это вовсе не означает, что они не могли быть славянами. Их волхвы точно также, как и в Залесской Руси вели свой народ на сопротивление не просто так, и это поддерживало так долго их моральный дух.. В северо-западном углу Руси, происходило то же самое, что и в северо-восточном. Возможно долгому сопротивлению ятвягов способствовал периодический наплыв полабских славян, пруссов ( не мирившихся с властью как германцев, так и поляков-католиков). Они вливались в ряды ятвягов. Но это конечно как одна из версий. Думаю, что она имеет право на существование.
По мнению Н.Н. Шеляговича (филолога по образованию): "Наличие в современных ятвяжских (западнополесских, североволынских и подляшских) говорах многочисленных реликтов древнерусского языка позволяет утверждать, что здешнее ятвяжское население было изначально русскоязычным, следовательно, – русским или, как считал Н.И. Толстой, русинским."
4. Язык.
Э. А. Вольтер при описании говоров современного ему литовского населения Слонимского уезда подчеркивал его несомненные западнобалтские черты и приходил к заключению, что так называемые литовцы этого участка Верхнего Понеманья не являются собственно летувисами, а по своему происхождению были западные балты.
Язык ятвягов был более близок к прусскому, чем летувисскому. Мало того, согласные «s и z» сближают язык ятвягов со славянской языковой группой». Археология отчетливо свидетельствует о тесных культурных контактах славян с западнобалтскими племенами. Нужно полагать, что уже в V – II вв. до н.э. славяне находились в тесных контактах с западными балтами".
Получается, что нынешние "литовцы" (аукштайты и жемайты) не являются близкими родственниками к летописным литвинам, равно как и к ятвягам. А ятвяги и литвины имели в языке явное сходство. Но тогда возникает справедливый вопрос, так кто же такие ятвяги? Воинственное племя к себе не пускавшее никого и не подвластное никому? Воюющее со всеми соседями? Или это племя доброе, постепенно покоряемое и ассимилируемое русскими князьями еще со времен князя Владимира? А может быть это и есть летописные литвины, которые теперь белорусы?
5. Принудительно выселение из переданных территорий.
В 1914 году в Забужской Руси (Холмщина, Подляшье) русские (русины, полешуки, малороссы и белорусы) составляли более половины населения.
Но как же так получилось, что уже к 40-м года 20 века произошло значительное преобладание польского населения на территории Холмщины и Подляшья? А ответ самый простой. Поляки просто на просто насильственно выселяли русинов, малороссов и белорусов, как в ходе первой мировой войны, так и позже. Ну и конечно, не маловажную роль сыграла здесь польская колонизация этой древнерусской земли.
20 сентября 1944 года Подляшье - древняя русская земля снова подверглась испытанию историей - оно было передано Польше (народ никто не спрашивал), которая, в рамках обмена населением с СССР, начала проводить политику насильственного выселения оттуда белорусов и украинцев ( это та же операция "Висла").
Из всего вышеизложенного следует, что за период с 1914 по 1947 год, Русь снова потеряла свою древнюю и самую западную историческую область Холмско-Подляшскую или Забужская Русь. Надеюсь читатель согласится со мной в том, что период совсем небольшой, просто капля в море истории. Можно сказать, в наше время исчез народ, который в неимоверно тяжелых условиях иноземного гнета и оккупационного польского режима - тысячу лет хранил свою русскость . Но Русь еще вернется на свои исконные земли!
6. Населенные пункты русского Подляшья, находящиеся в Польше в настоящее время.
В составе нынешней Польши находится немало населенных пунктов, которые расположены на древних русских землях и в которых до насильственного выселения и уничтожения русского народа, проживали русины, белорусы, малоросы.
Подляское воеводство: Белосток, Августов, Бельск-Подляски, Хайнувка, Лапы. Семятыче, Моньки, Высокие Мазовецкие, Хорощ, Цехановец, Бранск, Князин, Шепитово, Дрогичин, Тыкоцин, Гонёндз, Райград, Клещеле, Сура
Мазовецкое воеводство: Соколув-Подляски, Мы растем, Лошице, Косув-Ляцки, Морди
Люблинское воеводство: Бяла-Подляска, Мендзыжец-Подляски, Влодава, Тересполь.
При исследовании вопроса, связанного с Подляшской Русью, мной были выявлены данные, не принятые официальной историографией, но которые способны кардинальным образом перевернуть общепринятые представления по данной теме. Поэтому считаю, что ставить точку в этом вопросе рано. Уже сейчас могу уверенно заявить, что описанные мной пределы территориального распространения Подляшской ( Ятвяжской) Руси, не являются окончательными.
Свидетельство о публикации №223091500789