Абба, Авва

«Подтверждая то, что мы — дети Бога, Творец послал в наши сердца Духа Своего Родства, взывающего: «Абба! Отец!» (Послание к Галатам 4:6). Понятие "Абба" (Авва) встречается в Новом Завете, например, в Марка 14:36, Римлянам 8:15 и Галатам 4:6, и используется только Иисусом (в описании евангелистов) и апостолом Павлом. В каждом случае "Абба" переводится с греческого языка «Отец» (ho Patr). Слово "Абба" (Даниил 5:2, 11, 13, 18) имеет параллели с короткой формой на иврите "Аб", от которого "Абба" ("Отец") является производным. Павел использовал наименование "Абба" (ho Patr) при обсуждении статуса верующих как «сыновей» («детей») Бога в Послании к Римлянам 8:15 и Галатам 4:6.

В Евангелии от Марка 14:36, незадолго до своего ареста, Иисус начинает молитву в Гефсиманском саду со слов «Абба, Патр» — «Авва, Отец». Иисус также использовал слово Patr, обращаясь к Небесному Отцу в Евангелии от Иоанна 17:1: «Отец (Patr), час пробил, прославь сына Твоего, чтобы сын Твой прославил Тебя». Обучая людей молитве (Матфея 6:9–13 и Луки 11:2), Иисус взывал к Богу Нашему Отцу "Patr" и призывал нас поступать так же.

В Матфея 6:9 Иисус подчеркнул важность святости в обращении к Отцу: «да почитается Святыней Имя Твоё» (см. также от Луки 11:2). То есть в том, чтобы называть Бога Отцом, Аввой, должны быть выражены любовь, почтение и осознание Святости в обращении к Тому, Кто превосходит Своим Светом, Праведностью, Любовью, Чистотой и Славой всех во Вселенной, во всех пространствах и во всех временах. Поэтому обращение к Богу словом "Абба" ("Авва") не означает "папочка, или пап", а: "Мой Святой Отец на Небесах, я буду слушаться Тебя (Вас)".

В своем эссе «Абба — не папа» в Journal of Theological Studies Джеймс Барр (James Barr) пишет: «Если бы авторы Нового Завета хотели использовать слова «папа», они могли бы легко выразить это, но на самом деле они прекрасно понимали, что смысл заключается не в «папе», а в «Отце». Семантика слова «Абба» ставит акцент на «Отце», а не на «папе». Это не детское выражение, сравнимое с «папой», но более взрослое, торжественное и ответственное обращение к Отцу. Майкл С. Хайзер (Michael S. Heiser) пишет: «сокращение термина "Абба" до детской ласковой терминологии неправильно и лишает это слово важной смысловой категории».

Даррелл Бок (Darrell Bock): «верующие никогда не должны использовать этот термин в духе неприглядной фамильярности при обращении к Богу, но с полным осознанием Святости Нашего Небесного Отца». Обращение к Богу как к «папе» или «папочке» ошибочно. Наш Бог Отец является Владыкой и Творцом всего сущего, Открывателем тайн и Судьей всех. Он – Господь Всевышний, Которого нужно почитать Святыней. Он — великий Царь над всей Вселенной и всеми живыми существами (см. Пс 47:2).


Рецензии