Путь к Я через Ты - терапевтическая новелла
Эта новелла будет терапевтичной для вас, если:
• вы находитесь в процессе само-познания или развиваете в себе философский взгляд на мир
• вы хотите понять глубинные смыслы взаимоотношений
• ваши отношения развиваются по однотипному сценарию, «не клеятся» и вы устали от этого
***
Мы - и говоря «мы» я имею в виду каждого человека в отдельности, но если человек в отдельности принадлежит к какой то малой , затем средней и большой группе таких людей, то где то в итоге этих переплетений может оказаться, что все, каждый человек с другим каждым человеком имеет что-то схожее, общее, единое, например, у всех нас один большой дом — наша планета, на которой живем мы.
Мы идём своей дорогой, каждый из нас протаптывает здесь свой путь, более или менее сложный, витиеватый, радостный или безопасный. Это зависит от многих факторов, но в конечном счете, можем ли мы судить о трудности пути, не зная душу идущего? Может нам показаться, что ему совсем легко идти, а ему, на самом деле, идти совсем трудно.
В конечном счете путь ведёт нас к целостности и завершённости, ибо душа мира — А;нима му;нди, говоря на языке древних римлян — существует по своим законам и стремится к упорядоченности всех систем, входящих в неё.
Наша психика — словно микро-космос, который также живет по своим правилам. Один мудрец как-то сказал: психике плевать на ваше счастье, она хочет целостности.
Так идёт по Земле Душа. Радуется и грустит, очаровывается и разочаровывается, любит и ненавидит, злится и смеётся, плачет и мечтает, испытывает вину время от времени, иногда стыд, иногда покой, часто интерес, реже равнодушие. Многое другое... Душа поёт и танцует, фантазирует и видит сны. Ещё один мудрец говорил, что «сон — это скрытая маленькая дверь, ведущая в самые потаенные и сокровенные уголки души и открывающаяся в космическую ночь».
Приходит день и - как гром среди ясного неба - наша Душа встречает Другого.
Другой, непохожий на нас самих или любых других таких других, очаровывает нас. Манит, интересует, влечёт. Мы говорим: «какой он красивый // он понимает меня как никто другой // мы так похожи»... Другой становится блестящим желанным новогодним шаром из наших детских фантазий.
Мы видим красивым то, что трогает наше сердце, потому что в нашем сердце есть эта красота и ее можно направить на Другого — тогда и он становится таким для нас, отражающим содержание нас самих. Другой помогает нам видеть эту красоту. Недаром мудрецы мира говорят, что красота в глазах смотрящего. Но ведь не только красота в этих глазах, согласитесь: в них есть боль и страх, в них стеснение и растерянность, в них бунт, злость и жёстокость, злорадство, недовольство, обида... Все они хотят быть увиденными, замеченным, получить своё право на существование. Другой помогает нам и в этом. Он становится вместилищем наших чувств, состояний и желаний, особенно тех из них, которые нам сложнее всего в себе принять.
Тогда приходит ещё один день и - как гром среди ясного неба - Другой вызывает в нас комплекс сложных чувств, он уже не так красив и притягателен, оказывается, не так интересен, а даже местами глуп, прост, слаб, порочен. Душа разочарована, душа недовольна и всеми силами пытается вернуть то, что у неё было: прежнее очарование. Она хочет, чтобы Другой снова стал тем самым, изменился «в лучшую», как ей кажется сторону, прозрел...
Помните притчу про женщину, которая разглядывала в окно соседку, что вешала белье? Соседское белье казалось грязным и женщина сетовала на это, высказывая возмущение и недовольство своему мужу.
Но однажды утром она удивилась, увидев, что белье стало чистым: оказалось, ее муж помыл окна в их квартире.
Метафорические глаза - окна в квартире - прозрели, омылись, прочистились — и вдруг д-р-у-г-о-е стало чистым. Без усилий внешнего другое изменилось усилием изнутри внутреннего.
Точно поэтому мудрец учил нас: «всё, что раздражает в других, может вести к пониманию себя».
Но это очень трудное занятие, часто на него не хватает желания, сил или мужества, поэтому проще обвинить Другого в том, что это он не такой, что он перестал быть тем самым красивым содержанием, что он разочаровал нас.
Если желания власти много в обоих, происходит большой конфликт, ведь каждый желает переделать другого под себя, мало кто хочет переделываться сам, но ещё меньше тех, кто готов принять — и себя, и Другого.
Учитель писал нам: «Там, где господствует любовь, отсутствует воля к власти; там, где первостепенно стремление к власти, отсутствует любовь. Одно не является тенью другого».
Но что мы знали о любви? Мы думали это красивые бабочки вокруг нас и мерцающее опьянение внутри... Мы меняли другого на других, а затем их на следующих лишь потому что они переставали быть центром этого опьянения, они уже не пьянили нас так, как прежде.
Страсть это общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и глагол страдать. Первоначальное значение — «страдание», в котором это слово используются в выражениях типа страсти Жанны д'Арк.
Любовь — одна из главных добродетелей наряду с верой и надеждой, причём главная из них. Ведь нам также завещано что любовь — это и есть Бог. Искомый всеми Бог как центр духовного коллективного, как ориентир или спасение для индивидуального, как вместилище проекции Самости самой Души.
Так Душа, разочарованная и расстроенная, стоит на перепутье дорог. Она может все бросить, всех бросить, оборвать эту только формирующуюся нить близости и, преисполнившись отчаяния, тоски и печали, остаться так и не понятой, так и не принятой, оставленной или даже брошенной.
Душа также может открыться опыту. Эмпирически это означает забрать себе все проекции, возложенные на Другого, присвоить внутрь то, что хочется видеть вовне, потому что оно сладкое и им хочется наслаждаться; и то, что не хочется видеть вовне, потому что оно горькое и от этого хочется избавиться.
Но мудрец говорил: «Мало ценного в том, чтобы знать, когда другой совершает ошибку. Гораздо интереснее знать, когда ты сам совершаешь её, ибо тогда появляется возможность как-то её исправить. То, что мы могли бы исправить в других, как правило, обладает сомнительной полезностью, если вообще хоть что-нибудь дает...»
Если мы в итоге всех переплетений оказываемся в одинаковой точке с каждым другим и в действительности имеем что-то схожее, общее, единое, то будет несложно найти в себе и ту зависть, которая так пугает в другом, ту злость, которая отталкивает от другого и то злорадство, которое осуждается в другом, найти в себе тот стыд, который в другом выводит из равновесия, то высокомерие, которое в другом кажется нам нечестным, и, конечно, ту несправедливую гордыню в другом - очень даже можно отыскать ее в себе самом, а ещё глупость, поверхностную меркантильность и излишнюю простоту...
Но кто же хочет, а главное, отважится искать их у себя? Кто-то подумает: зачем?
Когда мы идём внутрь, когда погружаемся в глубинные храмы своей души, помогаем осуществить замысел той самой А;нимы му;нди, упорядочить законы и системы. Так достигается тот желанный баланс и уравнение нашего сознания с космическим бессознательным, благодаря чему высвобождается энергии самой жизни для развития, творчества, роста, радости, созерцания и красоты — для жизни как таковой. Для жизни, свободной от проекций и ожиданий.
«До тех пор пока ваше бессознательное не станет сознательным оно будет управлять вашей жизнью и вы будете называть это судьбой».
Так, однажды, Другой становится зеркалом, в котором отражаемся мы сами. Мы смотрим в него и злимся, мы хотим убежать и считаем, что зеркало кривое и лживое, нам кажется, мы все про него узнали и больше нам нечего делать здесь.
Но секрет в том, что зеркало всегда было правдиво, а мы сами про него ничего ещё так и не узнали.
Время должно идти. Работа Духа должна совершаться. Труд Души на пути само-познания щедро одаривает ее в один такой день, где вдруг - как гром среди ясного неба - Другой открывается нам собой. Он открывается в своей истинной, подлинной таковости, Таковость, как некая татха;та — понятие ещё одной религиозной философии, определяющее истинные свойства или подлинное существо объекта или явления, не замутнённое внешними иллюзиями.
— Какой он красивый от того, что он такой. Непохожий. И в этом красивый. Отдельный. И в этом красивый. Другой. Он Другой.
Удивительно, но в этом осознании колоссальным образом меняется сама Душа. Конечно, это осознание не мгновенно, к нему наша Душа шла время — долгое ли, короткое — своё. Так Другой меняет нас изнутри, не меняя нас извне. Так вода точит камень, хотя камень кажется жёстче, крепче, прочнее воды. Так мы меняем Другого. Не меняя его, а меняясь сами. В этом и весь секрет.
Учитель говорил нам: «Встреча двух личностей подобна соединению двух химических веществ: если возникает какая-либо реакция, изменяются оба».
Так, Другой проходит трансформацию в глазах Души: от желаемого блестящего елочного шара из детской фантазии — и эта метафора не случайна, ведь столько союзов распадается от того, что каждый, будучи не отделённым внутри себя от детских ран и потребностей, находясь в инфантильной идеализации и во власти родительских комплексов, не сумел признать реальность другого — от детской фантазии Души Другой переходит в Злое Зеркало, куда не хочется смотреть.
Да-да, теперь-то мы с вами знаем, что имел в виду учитель, когда говорил: « Тот, кто смотрит в зеркало вод, видит прежде всего свое собственное отражение. Идущий к самому себе рискует с самим собой встретиться. Зеркало не льстит, оно верно отображает то лицо, которое мы никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной, за актерской личиной. Зеркало указывает на наше подлинное лицо. Такова проверка мужества на пути вглубь, проба, которой достаточно для большинства, чтобы отшатнуться, так как встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным».
Душа, отважившаяся посмотреть в зеркало и увидев в нем отражение своей Тени, не убежать, испугавшись, а идти вглубь — обретает богатством целостность, ибо интегрирует теневые содержания внутрь, а не проецирует их более вовне.
Богатством на этом пути будет и открывшаяся красота непохожего, отдельного, не вовлекающего и не вовлекающегося в симбиоз, из которого нет жизни и индивидуальности, открывшаяся красота близости и дистанции, открывшаяся красота противоположности.
Так, блестящий Шар из детских фантазий, вначале превращается в кривое Зеркало, а затем, если обоим удасться выдержать напряжение, становится окном в мир Другой Души.
Это путь Трансформации нашей Души, который невозможно пройти без встречи с Другим. Так путь к Я лежит через Ты.
Психе стремится к целостности, так Другой даёт нам возможность и помощь к ней прийти.
Прийти также к отношениям близости без отыгрывания, в которых нет места власти, зависти, ревности и вражде. В которых есть желание, чтобы Другой достиг наивысшего блага для развёртывания своего психического потенциала. В которых двое, взаимно сильных и зрелых, взаимно отдельных, соединяются в танце под названием Любовь.
Не даром мудрые мира сего сказали нам, что истинно любящие сердца могут творить чудеса, ибо аура их становится магнитом колоссальной силы...
***
Аудиоверсию этой и других терапевтических новелл можно прослушать в моем ТГ-канале "Терапия души словом"
Психолог Дарья Арсюта
Свидетельство о публикации №223091500942