Сорока и сорок. Охота на слова

Сразу оговорюсь, что основную идею с отношении слова СОРОКА я позаимствовал у Комиссара Катара, писателя Геннадия Владимировича Пантелеева. Читал  его  миниатюру  ещё в апреле 2019 года и понял, о чём говорила моя мать с соседкой, матерью подруги моей сестры. Я и тогда понял,  о чём речь они вели. Но тут разговор стал намного яснее.

У нас в гостях была моя сестра, это был октябрь или ноябрь 1955 года, она была уже тяжёлая и приходила позвать мою мать на день рождения  своей свекрови. Мы вышли на улицу её проводить. Она ещё не скрылась в переулке, как к нам подошла с ведрами, полными  воды, соседка тётя Галя Сырейщикова. Мать ещё заметила, что хорошо, что не с пустыми вёдрами. Полные вёдра – к удаче. Поздоровались. Кивнув в сторону переулка, где скрылась моя сестра, тётя Галя спрашивает у матери:
- Валька-то у тебя сорока?
На что мать ответила в таком же тоне:
- Не волнуйся, далеко до срока.
Я понял, что говорили о беременности сестры, но почему её сорокой назвали, мне стало ясно только теперь, хотя вся информация есть в открытом доступе.

Кстати, утверждение Льва Николаевича Толстого из романа «Война и мир» было заметным  явлением и в кыштымских семьях. Помните? «По поверию, что чем меньше людей знают о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притворяться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту».

Кыштымцы старшего поколения не говорили о беременности близких, находили другие слова, намекали. Именно в такую обстановку попала моя мать, когда пришла в воскресенье на день рождения к сватье. Вали не было, но никто ничего не говорил, а её, оказывается, на лошади ещё утром через озеро по льду увезли в роддом. В тот же день она и родила. А через день или через два в школе отменили занятия из-за морозов, и я через озёро по льду пошёл навестить её в роддом и увидел племянницу через окно.

Слово Комиссару Катару: «Первый год жизни человека - это сорок недель, или СРОК ничего не делания. Бултыхайся себе в околоплодных водах, да соси соки с мамки, которая есть сорока-белобока.
Это потом так птицу назвали, а вообще это женщина на сносях с округленными боками.
Левой рукой она поддерживает живот, а правой делает различные дела.
 Левая рука это сорока, а правая рука ворона.
Ярмарка потому и Сорочинская, что там торговали в разнос, с левой руки, правой предлагая товар.
Сорока — прячет, ворона — ворует и отдает спрятать сороке. Мы по сей день бумажник прячем во внутренний карман под левую руку».

Вот почему соседка назвала  мою сестру СОРОКОЙ, она вынашивала сорок  недель свою дочь Галю. Вот ведь совпадение: соседку звали Галей, сватью звали Галей ( по документам - Клавдией), и племянницу мою назвали Галей.

Похоже,  из уважения к таинству рождения человека в счёте стали использовать слово СОРОК вместо четыредцать, по аналогии с двадцать, тридцать или пятьдесят.

В словаре Владимира Ивановича Даля два гнезда СОРОКЪ и СОРОКА. Оба и прочитаем, думая о том, почему русский язык богатый, великий  и могучий. А мы, наше чиновничество и якобы культурная элита, заменяем нередко бриллианты из нашей речи на стекляшки-англицизмы.

СОРОК четыредесять, четыре десятка. Встарь считали сороками: первое сорок, другое сорок и пр. По преданию, в Москве 40 сороков церквей (1600), но их только около тысячи, а разделены они по сорокам на староства или благочиния, хотя в сороке и менее сорока церквей.
Соболь поныне продается сороками или сорочками, что и зовется соболь в сороках или в кошках; каждый сорочек (на полную шубу) вложен в чахол, в сорочку; выше этого парный соболь, в парах, а самый высокий одинец.
Жениха и невесту опахивали сороком черных соболей (Вел. Кн. Василия Иоанна и Елену); в награду одаряли из царской казны сороком, полсороком соболей.
 Дороги твои сорок соболей, а на правду матку и цены нет.
 Сорок лет бабий век.
Продли Бог (елку) на сорок сороков!
Что полпятаста, что пять девяноста — все те же девять сороков с девяностом.
 Что девять сороков, что четыре девяноста — одно.
Полпята сорока — два девяноста.
Сидела (или: служила) сорок лет, высидела сорок реп — да и тех нет.
Уж сорок лет, как правды нет.
И один глаз (свой глаз), да зорок, не надо и сорок.
Сорок недель хоть кого на чистую воду выведут.
Сорок недель сидела я в темнице, шесть недель в больнице, двадцать недель меня вязали, да год на виселице держали (человек).
|| Сороки, праздник 40-ка мучеников, 9 марта; пекут 40 жаворонков или колобанов, говор. сороки святые, колобаны золотые.
На 40 мучеников день с ночью меряется, равняется: это вторая встреча весны. Зима кончается, весна начинается. Сороки мучеников, еще сорок утренников (еще будет).
Гречу сеять пропустя 40 морозов после 40-ка мучеников.
Во что Сороки, в то и Петровки (в день недели). На 40 мучеников 40 птиц прилетают; сорок пичуг на Русь пробираются. Прилет жаворонков. Сколько проталинок, столько жаворонков.
На сороки прилетел кулик из заморья, принес весну (воду) из неволья.
Сороковой последний счетом, в сороке.
В сороковой день сороковины, большие поминки по усопшем.
Сороковой роковой.
Сороковой медведь охотника калечит.
|| Сороковой мот, зап. моток в 40 пасм.
Белка выходит в один год сама сороковая, со внуками, так плодовита.
Сороковая ж. очистительная молитва родильниц, через 6 недель.
Принять сороковую.
Сороковая бочка, сороковица твер. сороковуша симб. сороковка, сорокаведерная, мерная, в 40 ведр.
|| Сороковка и сороковица или сороки, в значении старинного счета сороками.
Сороковины или сорочины ж. мн. поминки, поминание, поминовение, упокойная память, молитва, в 40-й день.
Сороковина мусульманская подать, по Корану, где берется сороковая часть наличного имущества ежегодно.
Сороковинный и сорочинный, к сороковинам относящ.
Сороковицы (сороковины) все скажут, 40 недель.
В сороковины покойник обедает в последний раз за хозяйским столом (для чего и ставят ему прибор и кладут ложку).
Сорокоуст стар. сорокоустье, сорокодневная молитва в церкви, по умершем; || свернутая коленцами свеча, на эту 40-кадневную службу, колода; || свечи, ладан и вино, приносимые для сего в церковь. Сорокоустный, к сему относящ.
 Сороковик касп. тонкая бичевка, на поводки крючков или кованцев; || безмен, вешающий до пуда, сорока фунтов.
Сорокишник сар. гривенник. Сорокодневный пост. Сорококопеечный платок. Сороколетняя бабушка. Сорокоминутный труд, работа. Сороконощное бдение, пост и молитва, Сорокорублевая корова. Сорокобратчина сброд народа, застольное товарищество. Сорокабрёх м. кур. врун, лгун и хвастун (или это от сорока?). Сорокобарщина семибоярщина, бестолочь от многоначалия.
Сорокозуб см. буквица.
Сороконожка ж. насекомое Julus; || мокрица.
Сороконедужная см. будра и мотыльки. Сороконедужник см. норица. Толковый словарь живого великорусского языка


СОРОКА ж. (от стрекотать? от строкатый, пестрый?) птица Corvus pica.
|| *Болтливый человек, особ. женщина, пустоплет.
Сибирская сорока, сизая, с голубыми пежинами.
Сорока в конюшне спасает от домового.
Сорока проклята в Москве, и их там нет (за то, что унесла у великопостника лепешечку с окна; или, что выдала боярина Кучку).
 Сорока сокочет, гостей пророчит.
А сорока-белобока гостей поджидала, песня.
Береги, сорока, свой хвост! Всякая сорока от своего язычка погибает (или своим язычком сказывается).
Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
Знать сороку по язычку. Знай сорока сороку, а ворона ворону (друг, товарищ, свой).
Сорока-белобока: зеленый хвост, долгий нос!
Не живет сорока без белого бока. Сорока от сороки в одно перо родится.
Прямо только сорока (ворона) летает, да и та на кукан попадает (о проселочной езде; о правде).
Как сорока: где посидит, там и накостит.
Охоча сорока до находки (т. е. воровка).
Знает сорока, где зима (зиму) зимовать. Сорока нам на хвосту весть принесла.
Не учи сороку в присядку плясать.
Наскажет он тебе, на чьей сороке изба сидела!
Когда сорока пером вся побелеет, тогда и сокотать перестанет.
Сорока-белобока, на пороге скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила.
Сорока под стреху лезет — ко вьюге.
Не было сороки, а гости у порога!
Сорока даром не сокочет (либо к гостям, либо к вестям).
 Сорока скачет на дому больного — к выздоровлению.
Сорока под порогом, и кошка умылась: а в доме ни мучицы, ни крупицы!
Бел как снег, зелен как лук, черен как жук, повертка в лес, а поет как бес (сорока).
Рябо, да не пес; и зелено, да не лук; вертится, как бес, и повертка в лес (сорока).
Сорока под пыль летала? уполовник.
Сорока в куст, Алексей за хвост? (сковорода и сковородник).
Сенничек с кулачек, а запирка с шесток (сорока).
|| Сорока, забава с малыми детьми: водят пальцем по ладонке, приговаривая: сорока-ворона кашу варила и пр.
|| Сорока (карельск. головной бабий убор (новг. олон. твер. арх. ниж. костр. урал. ряз. тул. орл. вор. тамб.), род кички, на челе пониже, а с боков повыше; иногда по такому волоснику только повязывается шитая ширинка, и это сорока с повоем; а сорока саженая убрана шитьем, низанием, даже каменьями либо жемчугом; крылатая или с крылом: волосы стягиваются сдерихой на затылке, сорока прикрепляется сзади крыльями, лопастями; иногда спереди жемчужная подвязь, на самой сороке, она же: очелы, челышек или копытце. Это некрасивый, но самый богатый убор, уже выходящий из обычая; но мне самому еще случилось видеть сороку в десять тысяч рублей.
Морская сорока кулик-сорока, волжский кулик, жеребец, кулик Haematopus ostralegus, красноклювый, красноногий, и пестрый, как сорока.
Сорокино гнездо. Сорочьи яйца.
*Сорочий язык, болтливый.
 Сорочий щавель. растен. Rumex acetosella. — ягоды, паслён горькослад, см. паслён. Сорочьи или вороньи слезы, растн. Euphrasia officin. очная — пряжа, растен. Cuscuta, см. повилика.
 Сороча и сороченя ср. сорочата, сороченята мн. птенцы сорочьи.
Сорочить чесать язычек, резко болтать пустяки. Сорочи не сорочи, а без рубля быть!
Сорочи не сорочи, а как сорок без одной, так ступай домой.
 Сорочань ж. растен. см. дрема.
Сороковать новг. (сорока? сорок?) мужевать, мозговать, стариковать, толковать, рассуждать собща.
Сорокопуд (пудить, пухать), птичка Lanius, с виду певчая пташка, а между тем хищная; серый, большой сорокопуд, Lanius excubitor, поменьше дрозда, крылья черные, зимует; меньший, средний, Lanius minor, брюшко рыжеватое; красноголовый, Lanius rufus, еще поменьше; жулан, L. collurio, рыжебурая шея, черная спинка, меньше всех, сажает на кол (на шипы, сучки), в запас, жуков и пташек. Попался, как сорокопуд в цапки! Толковый словарь живого великорусского языка


И на закуску несколько наблюдений о счёте тарями (тройками) и сороками от Комиссара Катара:

«В одной из работ я рассказывал разницу между годами и летами. Вкратце напомню, что первый год вашей жизни это 9 месяцев созревания плода в утробе вашей мамы. То есть говоря, что вам 10-й годок, вы имеете ввиду срок 9;10=90 месяцев, что соответствует вашему биологическому возрасту от момента зачатия до момента получения вопроса: «Какой тебе годок?»

10 годков это не 7,5 календарных лет, 90 месяцев минус 9 месяцев в утробе матери, то есть время от рождения до момента получения вопроса «Сколько тебе лет?»   81 месяц будет соответствовать возрасту 6 лет или точнее 6.75, но учитываются только полные лета.

Вот, например, мне 13 мая исполнится 58 лет или 696 месяцев, для того, что бы узнать, сколько мне годков к этим месяцам нужно добавить еще 9 утробных месяцев, то есть 696+9=705 месяцев. Для получения моих годов 705 разделим на 9, что даст результат — 78.3333333333.

Да я просто библейский старец!!! Теперь вы понимаете, в чем причина долгожительства библейских персонажей?

В мире существует три огня: Огонь Небесный, или Огонь Отец, Огонь Священный, или Огонь Жертвенного Костра — Огонь Сын, Святой Дух,  или Дым с Теплом и Светом, поднимающийся от Жертвенного Костра. В современных церквях Жертвенный Костер заменен кадилом, а Святой Дух свечами.

В теле человека тоже есть три огня: Сердце — Огонь Небесный, Печень разогревающая кровь — Огонь Сын, Желудок, сжигающий пищу — Святой Дух, отдающий тепло, дым и свет небесам. Глаза светятся, дым идет из заднего прохода, а тепло мы выдыхаем. Кроме того, само тело отдает все это своей кожей.

Так вот срок в утробе матери, эти 40 недель разбиваются не на десятичный счет, а на счет ТАРЯМИ, то есть тройками или ТРОИЦАМИ. Вот так:
123 где 3 снова 1 поскольку Бог представлен в трех ипостасях.

123232323232323232301232323232323... и т.д. Где 2 в свою очередь есть сумма единиц, только в первом регистре она 1+1=2, во втором 1+3=4, в третьем она 3+3=6, в четвертом она 3+3+3=9. Четвертый регистр именуется ТРИДЕВЯТЫМ ЦАРСТВОМ, но ведь 9 это три Троицы или снова триединство, то есть все та же единица, только выше регистром или 10 — ТРИДЕВЯТОЕ ГОСУДАРСТВО или СОРОК СОРОКОВ — Рождество.

Все, кто прошел эти тари,  называются тварными или тварями, то есть творением.
То есть число 40 напрямую связано с годом и означает рождение человека, который даст жизнь другому человеку — бесконечное продолжение рода.

Счет сороками напрямую связан со счетом тарями. На Руси вообще в основе любого счета лежали тройки. Методика счёта была схожа со «счётом дюжинами», только вместо подсчёта фаланг считали суставы пальцев (переходы между фалангами), которых было всего 8. Если число превышало 8, то при достижении 8 считающий загибал один палец на противоположной руке. По достижении числа 40 все пальцы руки, фиксировавшей полные осьмушки, оказывались сжатыми в кулак».


Рецензии