Жизнь и судьба моих двух бабушек

   
      3 июня 2023 года мне исполнилось 85 лет, который я считаю юбилеем, так как являюсь поклонницей  ЦИФРЫ, а не слова.
    Обе мои бабули имели дворянское происхождение и соответствующих мужей.
По отцовской линии бабушкой была Елизавета Дмитриевна Доменики – гречанка с русскими корнями. Её мужем был шляхтич – военный топограф Российской  империи в Ашхабаде. Первым мужем Елизаветы Дмитриевны был пожилой грек от которого она убежала со своими двумя дочками трёх и пяти лет к молодому офицеру Российской армии Вышенскому В.П., который удочерил двух дочек и дал им свою фамилию.
    По материнской линией бабушкой была Александра Ивановна Смирнова – дочь графа Ивана Камчатова и Агрипины – крепостной крестьянки,  которая  исполняла главные роли в театре графа из рода Романовых. Но молодые супруги умерли от туберкулёза в возрасте 28  лет после рождения третьей дочери. Первую дочку – Александру Ивановну выдали замуж за Смирнова Кузьму Александровича – сына Александра Кузьмича Смирнова (1838-1910) – генерал – лейтенанта Российской Империи. Матерью Кузьмы Александровича была дочь Екатерины Ивановны Капустиной – старшей сестры Дмитрия Ивановича Менделеева. Кузьма был один из любимых племянников учёного и по его рекомендации окончил  экономический факультет Петербургского университета.
      Александра Ивановна родила мужу четверых детей. Первым ребёнком была моя будущая мама Мария Кузьминична (1901-1992).
     Она вышла замуж за Владимира Александровича Вышенского  (1895-1968) -  вдовца с маленьким сыном в 1924 году. Мария предохранялась, боясь обидеть маленького мальчика, но несмотря на желание мужа родить ему дочку, родила второго сына - Виктора в 1931году.
      Обе мои бабушки потеряли своих мужей во время гражданской войны в 1920 году и превратились в учителей советской школы, как и моя мама в 1921 году по призыву В.И.Ульянова – ЛЕНИНА. 

       В 1934 году, когда мои будущие родители работали в институте ВИР под руководством великого учёного генетика академика Николая Вавилова, по доносу одного из младших научных сотрудников были признаны  «врагами народа».
       Отца сослали на каторжные работы по добыче урановой руды в Чибью, а маму с двумя детьми в Астрахань под надзор НКВД. Бабушка Александра – пенсионерка поехала с мамой, чтоб помочь с воспитанием внуков, а  бабушка Елизавета уехала к своей старшей дочери от первого мужа в город Сталино, бывшему Донецку – центру Сталинской области УССР.
       В 1936 году благодаря политике И.Сталина о преобразовании природы в республиках средней Азии и Казахстане, Лаврентий Берия нашёл среди врагов народа моих образованных родителей  владеющих не только фотоаппаратом , но и геодезией и переправил отца из ГУЛАГА в Чибью в город Чимкент Южно-Казахстанской области на строительство ирригационной сети и Большого Ферганского канала, которому в 1939 году благодарный народ присвоил имя СТАЛИНА.
       Бабушка Елизавета Дмитриевна родила своему любимому мужу четверых сыновей, где первым был мой отец, который мечтал о дочери, потому что считал, что род или ген мужчины передаётся через детей дочери. Моё появление на свет привело родителей в восторг и подняло с колен.

      С бабушкой Елизаветой я познакомилась в 1943 году после освобождения Донецка от фашистов, когда её старшая дочь привезла мать в Чимкент, опасаясь репрессий за работу в госпитале во время оккупации г. СТАЛИНО немцами. Волосы бабушки и тётя Маруси были белоснежными, а головы постоянно тряслись. Мне было 5 лет и родители поручили водить бабушку в туалет во дворе потому , что она ослепла на один глаз и сказала маме , что если ослепнет второй глаз она отравится . так как в её кольце под изумрудом хранится сильный яд. Но через год, после отъезда тёти Маруси бабушка выбросила кольцо в наш глубокий туалет, больше не вставала с постели и умерла в марте 1947 года.
        Бабушка Александра трудилась и ходила за хлебом по карточкам с 1941 года, а также с моей помощью собирала конский навоз по дорогам для изготовления кизяка для отопления квартиры  зимой и приготовления еды во дворе в тёплый период года. Она умерла осенью 1948 года от рака матки, но лежала только 1 месяц не ела, а только пила и кричала.
На иллюстрации фото нашей семьи в день Победы 9 мая 1947 года, после похорон бабушки Елизаветы.

        Я родилась с пороком сердца и в детстве переболела всеми болезнями, включая корь, малярию и геморрой. Но моя младшая сестрёнка 1940 года рождения родилась здоровой и исполнила мечту отца, её единственный сын "родил" ТРЁХ чудесных сыновей и в прошлом году оплатил мне операцию от катаракта и глаукомы

      Вчера посмотрела по РТР программу «Жизнь и Судьба» в день 70-тилетия настоящего ДОКТОРА  А.Мясникова,  который доказал, что ему не 70, а 35 лет – 5о% от 70-ти.
      Ну , а я по традиции завершу свои воспоминания шуточным стишком:
Надо, граждане ХОДИТЬ
И мозгами  ШЕВЕЛИТЬ!
А иначе – ПРОПАДЁШЬ
И к АЛЬЦГЕЙМЕРУ придёшь...


Рецензии