Николай Лосский. Идеал абсолютного совершенства
Передо мной книга известного философа Николая Лосского под названием «Условия абсолютного добра: Основы этики». Философ этот знаменателен уже тем, что сталкивает в одной системе классическую позитивную философию и православные богословские измышления, едва ли понимая частую несуразность с логической точки зрения этого конгломерата. Но именно «богословская», «Боговедческая» часть привлекла моё внимание, внимание философствующего богослова, а не наоборот, как это ясно у Лосского.
Я рассмотрел вторую главу книги под названием «Идеал абсолютного совершенства» и пришёл к общему выводу о том, что именно благодаря христианским ересям, начиная с Первого собора и продолжая Псевдо-Дионисием и Иоанном Дамаскиным, подобный конгломерат Лосского мог появиться на свет. Он на удивление откровенно говорит об этом, ориентируясь на тринитарную ересь: «Учение о Троичности становится фундаментом и куполом, альфою и омегою всего философского миропонимания».
Лосский играет как в апофатизм, так и в катафатизм, говоря о Боге: «Оно (Сверхсистемное) не есть личность (?), не есть разум (?), не есть единое… Имея в виду этот безконечный ряд отрицаний, принято обозначать Сверхсистемное начало, как предмет отрицательного богословия, термином «Божественное Ничто»».
Тем не менее, Лосский останавливается на термине «Сверхчто» и шпарит прямо по догматам. Тут и Господь у него сторонен сотворённому Им миру, несмотря на всеисключающее откровение Его имени «Я живущий» (то есть жизнь на Земле от Него как основы её). Тут и мир сотворён из ничего, что вообще не выдерживает никакой критики кроме смеха. Тут и человек, несущий в себе подобие образа Божьего, чужд и непричастен Богу и Божественному. И другое, оскорбляющее лично Бога, в первую очередь тринитарная ересь, на которой, собственно, и строится главная идея этой главы, если не всей книги: охваченные общим стремлением обожения, люди, уподобляясь единосущности и любви в таинстве Святой Троицы, становятся единосущным же соборным осуществлением нравственного идеала и мирового блага.
Не таким ли людям, как Николай Лосский, Господь говорит: «Вера твоя спасла тебя»?
Но ересь и обожение в какой-либо мере несовместимы. Не правда ли?
Михаил Сдвигов. 16 сентября 2023 года.
Свидетельство о публикации №223091600117