Почему все врут, что любят Тарковского?
Автор Анна Макарова
Все разговоры киноманов рано или поздно сводятся к Андрею Тарковскому. Его фильмы стали мерилом «умного» кино и даже интеллектуального уровня собеседника. Существует даже негласное правило: о Тарковском либо хорошо, либо никак. А можно ли не любить или не смотреть его картины и при этом оставаться киноманом и эстетом в глазах окружающих? И почему вообще кино Тарковского получило сакральный статус?
Гений или пустышка?
Фильм, как и любое другое произведение искусства, всегда проходит через наше субъективное восприятие. Поэтому не так просто разделить кино на гениальное и посредственное.
Как вообще отличить выдающегося режиссера от посредственного? Почему у Сарика Андреасяна всегда такие плохие фильмы?
Конец цитаты.
Автор Анна Макарова обнаруживает одну весьма интересную вещь; у многих есть сомнения в классической гениальности Тарковского. Автор в статье предлагает расслабиться и воспринимать такое кино как нечто потустороннее, которое должно само влезть в экстатическое удовольствие от увиденного.
Полная чушь! Никак не влезет. Тарковский не созерцательный автор. Он хочет, чтобы зритель умел думать.
Возьмём один только "Солярис". Сам Станислав Лем приезжал к Тарковскому спорить о кинематографической модификации сюжета. Рассорились, Лем обиделся и уехал. Почему два гения не сошлись?
Да потому, что наш Тарковский оказался глубже. Гениальность Лема состояла в том, что он впервые опроверг тест англичанина Тьюринга на предмет идентификации разумности. Человек не единственный вариант разумности, - этот лозунг Лема впервые зазвучал на нашей планете столь уверенно и однозначно. При этом Лем не смог обойти и следующий вопрос, а что же тогда такое человек? Ответ тоже заметен у Лема, но опосредованно и неакцентированно.
Тарковский понял ещё одно обстоятельство, которое звучит у него очень громко как колокол в "Андрее Рублёве". Взаимоотношения Криса и Хари это рафинированные любовь и совесть. "Верни Хари!" мысленно орёт Крис океану в фабуле сюжета.
Этим в апофеозе Тарковский пытается донести до океанского разума, что любовь и совесть это высшие достижения человека во всех его космических мучениях. Хочешь до конца понять человека, - пойми его высшие инстинкты - любовь и совесть. Тарковский в этом пафосном акценте достойный приемник Достоевского.
В "Солярисе" Тарковский встал на плечи титана и прыгнул ещё выше. Таки даже титаны такого не прощают, и это - тоже человеческое.
Остаётся поразительным явлением, что Тарковский - плод русской социалистической системы. При всех её примитивно политизированных недостатках она была способна на такое. Собственно понять, почему такое получилось, - тоже вызов современности.
Замечу, что в таком аспекте современное ЛГБТ, которое разрастается в мире - это мерзость, дикость и подонство. Такое стоит ли объяснять космическому Океану?
ПС
Рецензентам о пользе занудной классики
Всё мы ведём свой род, конечно, от Адама,
Но Дарвин тоже всё писал не сгоряча,
У каждого есть шанс произойти от обезьяны,
Прочтя хотя бы "Смерть Ивана Ильича".
Свидетельство о публикации №223091601188
И не было бы Вашего резюме.
Хочется спорить, значит интересно. Спасибо!
Александр
Александр Старостин 3 23.10.2023 18:20 Заявить о нарушении