Описание лезгин у французского географа Э. Реклю

Описание «лезгин» у французского географа Э. Реклю (1884)

«Большинство народов, населяющих долины к востоку от Чечни, объединяются под общим названием *[Lezghi], или [Lezghians]. В татарском языке этот термин объясняется как "разбойники" или "мародеры", хотя более вероятно, что это старое национальное название, так как грузины и армяне с незапамятных времен применяли к этому народу форму [Lekki] или [Leksik]. Число лезгинских племен, постоянно меняющихся в результате войн и миграций, оценивается от пятидесяти до пятидесяти пяти, хотя Комаров, придерживаясь основного деления, на своей этнологической карте Дагестана указывает владения только двадцати семи племен. Все они имеют ярко выраженные диалекты, отличающиеся гортанными звуками, чрезвычайно трудными для произнесения европейским языком. Услар и Шифнер объединили их в несколько языковых групп, главными из которых являются язык [Avars] в Западном Дагестане, [Dargo] и [Kura] на востоке. Таким образом, большинство племен, не имея возможности общаться между собой, общаются между собой на третьем языке — арабском, как правило, на западе, и на тюркском диалекте Адербейджана — на востоке. Из всех лезгинских народов наиболее известны аварцы, живущие на восточной границе владений чеченцев и составляющие более одной пятой всего населения. Большинство авторов считает, что они, вероятно, являются родственниками аваров, которые основали на Дунае большую империю, свергнутую Карлом Великим. Но, по мнению Комарова, аварский язык имеет недавнее происхождение.

В Дагестане слишком мало пахотных земель, чтобы полумиллионное лезгинское население могло жить за счет земледелия и животноводства. Но они умело обрабатывают землю, их огороженные и хорошо обводненные участки дают хорошую кукурузу, фрукты и овощи. Однако для восполнения дефицита местных ресурсов им приходилось полагаться на эмиграцию и грабеж. Поселившись на обоих склонах Кавказа, они могли проникать на северные равнины Терека и Сулака или в плодородные южные районы Грузии.

Не менее смелые и даже более стойкие, чем чеченцы, они имели тот недостаток, что были разбиты на множество свободных племен, часто враждовавших друг с другом, а цветки их молодости привыкли, подобно швейцарцам и албанцам в прежние времена, наниматься в наемники ко всем окрестным царствам. В войне они проявляли большую дикость, чем черкесы, и, в отличие от них, уносили в качестве трофея правую руку пленников, когда вынуждены были их бросить. Лезгины никогда не воевали сообща, только в последней битве с русскими, защищая свои очаги и алтари.

Все они магометане, за исключением [Dido] из долины Верхнего Койсу в Анди, которые имеют репутацию дьяволопоклонников, так как пытаются задобрить злодея жертвоприношениями. Несмотря на то, что лезгины много пьют вина, курят табак, соблюдают традиционные христианские и языческие обряды, они являются не менее ревностными суннитами, и только благодаря своей горячей вере смогли на долгие годы забыть родовую и племенную вражду и объединиться в газавате — священной войне против неверных. Сплотившись вместе с чеченцами вокруг своего земляка Кази-Муллы, а затем вокруг его подопечного Шамиля (Самуила) из племени койсубу, они не раз оттесняли русских на равнину, часто вынуждая их оставлять свои более развитые военные поселения и изолированные гарнизоны на холмах.

Их сила заключалась главным образом в духе свободы, которым они были вдохновлены и который поддерживался подвигами их легендарного героя Хаджи-Мурада, прославившегося в войнах с аварскими ханами. Но когда аристократия наибов, или правителей, постепенно восстановилась, народ, попав в рабство к своим вождям, перестал с прежней энергией бороться с русскими. Окруженные с трех сторон все более сужающимся железным кольцом крепостей и военных колонн, изрезанные огромными военными путями, они охотно сдавались, когда половина их численности погибала от болезней, голода и меча. В 1859 г., когда Шамиль сдался, число его сторонников сократилось до четырехсот вооруженных человек. В течение года, после завоевания, старые семейные ревности возродились, и лезгинские районы стали главной ареной кровавых распрей и убийств. В округе Кайтаго-Табасарана, к западу от Дербента, убит или ранен каждый третий из трехсот жителей, и он имеет печальную славу прибежища для убийц больше, чем любой другой район империи.

А по соседству с ними живут мирные [Ukhbukanes], или [Kubichi], которые занимаются в основном ковкой оружия для окрестных горцев. Незаменимые для всех, они одинаково уважают свой нейтралитет. Это трудолюбивое племя претендует на европейское происхождение, но их национальное название [Frenghi], или [Frenki], то есть франки, не оправдывается ни их чертами, ни их речью, которая является диалектом [Dargo]. В любом случае это очень небольшая община, насчитывавшая в 1867 г. едва ли 2 тыс. человек, проживавших в 400 домах. Некоторые из магалов, или племенных конфедераций, достигли значительного процветания благодаря общей солидарности и индивидуальной свободе».

Автор перевода: ‘Али Албанви

*Примечание: данный географ, как и большинство российских авторов периода Кавказской войны ошибочно причисляет к лезгинам прочие дагестанские народы.

Литература

1. Elisee Reclus. The Earth and Its Inhabitants. Asia. By ;lis;e Reclus. Edited by E. G. Ravenstein, F. R. G. S., F. S. S., ETC., and A.H. Keane, B.A., memb. of Council, Anthropological Institute. Pt.2 VOL. I. Asiatic Russia: Caucasia, Aralo- Caspian Basin, Siberia. Illustrated by Numerous Engravings and Maps. New York: D. Appleton and Company, 1, 3, and Bond Street. Т. 1. 1884. P. 83–85. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35dxFM, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2023). — Яз. фран.


Рецензии