Наступление на Аланию

    Известно, что Осетия, как Алания – это плод геополитических интересов начала XVIII века, между Османской и Российской империей и Персией. «Интересы трех больших государств: России, Турции и Персии сталкивались на перешейке между Чёрными Каспийскими морями. Россия, призываемая на помощь христианским народонаселением, не могла позволить усилиться магометанскому влиянию, особенно турецкому; а теперь, в эпоху преобразования, имевшую целью развитие промышленных сил народа, к интересам религиозным  и политическим присоединялся интерес торговый, стремление обезпечить русскую торговлю в стране, издавна обогащавшей купцов московскихъ…», с.164. Вестникъ Европы. Журналъ истории, политики, литературы. Третий годъ. Том II. САНКТПЕТЕРБУРГЪ.1868.
Турции хотели противопоставить Кабарду и незнаемую Осетию. Для этого были придуманы легенды о Кабарде и Осетии.
   Итог известен. Осетинам, которые приняли христианство, приписали всю историю тюркских народов имевших этнонимы: скифы, сарматы, саки, массагеты, асы-аланы. Для осетин вначале все эти игры были непонятны. Их перерождение в скифов-сармат, ас-аланов получило новый толчок с депортации кавказских народов: карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей в 1943-1944 гг. Один из апологетов новой псевдо-науки «Аланизма» В.И. Абаев в 1949 году писал: «В осетинском языке довольно много тюркских слов. После иранских и кавказских тюркские элементы составляют самую заметную и многочисленную группу староосетпнской лексики.
Такие слова, как qoerccyga 'ястреб', qaz 'гусь', coqqur 'кривоглазый', arqan
'аркан', argonaq 'волкодав' и др. заимствованы из севернотюркских языков
(южнотюркским чужд гортанный согласный g). Из этих же языков
усвоены слова biroeg 'волк', tewa 'верблюд', диг. ninoeg 'малина' и др.,ср. уйгур. Ъйгй 'волк', уйгур, tiva 'верблюд', алтайское nanagh 'малина'.
В южнотюркских эти слова либо отсутствуют, либо имеют иную Форму.
В новейшее время осетины соседили непосредственно только с одним тюркоязычным народом: балкарцами.
Однако, относить все тюркские слова в осетинском за счет заимствования из балкарского совершенно не приходится.

Во-первых, потому, что многие из этих слов в балкарском совершенно не встречаются.

 Во-вторых, потому, что культурное и языковое влияние балкарцев на осетин в силу объективного соотношения сил было и не могло не быть совершенно ничтожным.
Следовательно, осетинский должен был соседить в прошлом с какими-то другими севернотюркскими языками…»  В. И. Абаев. Осетинский язык и фольклор. Том 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК УКССР. Москва -1949 - Ленинград.
Приведенные термины В. Абаевым, даны именно в той огласовке, как их называют балкарцы, хотя Абаев и пытается это отрицать.
Такая версия Абаеву была необходима для того, чтобы показать, что  «Осетины-аланы» жили на Дону, на морях Черном, Азовском.
И, следовательно, и скифы-сарматы, асы-аланы это осетины. Такая версия укладывалась в канву официальной исторической науки, как аксиома, такая же, как, что без лекций о поступательном движении марксизма-ленинизма удой  у коров молока не увеличивались, так и любая научная работа без признания иранизма скифов, сармат, саков-массагетов, ас-алан считалась априори антинаучными работами. И не удивительно, что открывая любую практически ссылку о скифах, сарматах, аланах и др. найдем, что это предки ираноязычных осетин без оглядки на несостоятельность такой версии, возникшей хилой и бесформенной, только на утверждении  «Генеральной линии…» на право владения теми или иными территориями.
   Оставляя тему геополитических интересов и исследование географии расселения осетин, для другой исследовательской работы,  укажем лишь на некоторые вопросы, которые нам необходимы для освещения нашей темы о термине «КАРАШАУДАН».
Отметим, что реки Восточной Европы до появления пресловутой кодовой закорючки осетинской «Дон» назывались не на осетинском языке и не на иранском. Всем известна роль Крымской Татарии, наследницы Золотой Орды. И в связи с эти и Крымскотатарские названия рек: «Джем-Эмба; Джаик или Яик – Урал; Этиль, Эдиль или Итиль – Волга; Кубан-Кубань; Тон-Дон; Озю-Днепр; Турла –Днестр; Аксу – Буг…», с.44; Халим –Гирай-султан «Розовый куст ханов, или история Крыма». Симферополь.2008. Первое издание 1909. И другой источник: «КРАТКАЯ ВСЕОБЩАЯ  ГЕОГРАФИЯ» В трехъ частяхъ. Часть I. Издание ТРЕТIЕ. САНКТПЕТЕРБУРГЪ.1826., отмечает следующие названия: «Днепръ, - (по древнему Бористенъ); Донъ, (по древнему Танаисъ)…», с.130. Эти издания и эти названия наглядно показывают, что до середины XVI века, эти реки не имели других называний, и следовательно следов ираноязычных осетин в Восточной Европе не было и нет. Интересной на наш взгляд является исследование «ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗСУЖДЕНIЯ о ПРОИСХОЖДЕIЯ НАРОДОВЪ, населявщихъ въ среднiе веки Польшу, Россию и земли между Касспийскимъ и Чернымъ Моремъ, также Европейскую Турцiю на севере от Дуная сочиненныя Петромъ Фридрихомъ Сумомъ, Камергеромъ и Королевско-Датскимъ ИсторIиографомъ». Москва. 1846. Согласно исследованиям П. Сума, а они на наш взгляд весьма объективные писал: «Если мы обратимъ вниманiе на положенiе перваго местопребыванiе Пацинаковъ (Печенегов-тюркский народ. Х.Т.), и видимъ, что они жили в смежности съ Исседоннами, отъ которыхъ происходятъ нынешнiе Манджу, Тунгузы и некоторые другiе народы, живущiе далеко от востока къ Великой Татарiи, и съ Массагетами, отъ которыхъ произошли известные въ среднiе веки Гунны и Турки, а теперь Туркоманны… Вероятнее, впрочемъ, что Пацинаки произошли, или были в сродстве съ Гуннами…», с.8. Данная цитата дана только для того, чтобы показать, что в средние века в рамках (500-1500) лет ираноязычные осетины не расселялись в Восточной Европе и естественно, не могли дать рекам Ирано-Осетинские названия. Каковым было положение осетин в средние века на Центральном Кавказе, который они якобы занимали от моря до моря.

Будет небезынтересно упомянуть Лаомкоса Мелкокондилы.
Византийским греческий историк из Афин (1430-1470).

Согласно этому "символу Иберии" (т. е. Северной Грузии), они живут по соседству с городами (XV век). век) аланы, гу нны и эмбеки» и народ".(V - E. XIII.  руководители. Гунны.)
LAONIKOS CHALKOKONDYLES ADATA
Nem lesz ;rdektelen ;j;lag is megeml;ten;nk Laomkos
Chalkokondyles ;rtes;l;s;t. Eszerint a „jels;ib;riai (azaz ;szakgr;ziai)
v;rosok szomsz;ds;g;ban laknak (a XV. sz;zadban) az al;nok, a h u n o k ;s az embek.” (V- ;. XIII. fej.)
После падения Константинополя Халкокондилес написал свой самый важный исторический труд "Демонстрации историй" [1] (;;;;;;;;;; ;;;;;;;;).
Этот исторический труд является одним из наиболее важных источников  последние 150 лет византийской истории.
Она охватывает период с 1298 по 1463 год, описывая падение Византийской империи и возвышение турок-османов, которые составляют центр повествования, вплоть до завоевания венецианцев и Матиаса, короля Венгрии, Мехмедом II.
A gr;zok a karthv;l n;pek legnagyobb csoportja, mintegy
31.000-en vannak. „A K;ra fels;- ;s k;z;ps; forr;sa ment;n
;lnek, a szurami s;kt;l kezdve Gorin, Tifliszen ;t az Alazan ;s
a K;ra ;sszetorkol;s;ig, teh;t a tifliszi korm;nyz;s;gban, f;k;ppen
Karthalini;ban ;s Kakheti;ban. ;szak fel; csaknem a
Dariel v;lgy;ig ;s a Terek forr;s;ig terjednek; itt az essz;tekkel
szomsz;dosak, tov;bb keletnek a dageszt;ni lezgiekkel, d;len
az ;rm;nyekkel hat;rosak”, ;rja Jank; J;nos.705
Грузины - самая многочисленная группа картезианских народов, около
Их насчитывается 31 000. "Вдоль верхнего и среднего истоков Куре
они живут от Сурама до Горина, от Тифлиса до Алазани и
в Тифлисской губернии, главным образом в Карталинии и Кахетии.               К северу почти они простираются до долины Дариэль и источника пространств; здесь, в ваших очерках, они примыкают, далее на восток к дагестанским лезгам, на юге они граничат с армянами", - пишет Джон Янко.705…», с.230. BENDEFY L;SZL; A MAGYARS;G KAUK;ZUSI ;SHAZ;JA GYERETY;N ORSZ;GA. ЛАСЛО БЕНДЕФИ. ВЕНГРЫ
КАВКАЗСКАЯ РОДИНА. ГЬЕРЕТЬЯ. Будапешт, 1942.
Если мы сравним с Российскими источниками, то на 1627 год, осетины или ироны, равно, как и дигоры не отмечены на северной стороне Центрального Кавказа, как отдельный народ.

Справка

     Книга Большому чертежу или древняя карта Российского государства, поновленная в разряде и списанная в книгу 1627 года
Это 2-е издание Книги Большому чертежу, подготовленна к печати при участии А.И.Мусина-Пушкина, 1-е издание напечатано в 1773 г. Н.И.Новиковым.Книга Большому чертежу – подробное описание карты всей территории России и соседних государств XVI-XVII веков, так называемого «Большого Чертежа всему Московскому государству», составленному по указанию царя всея Руси Иоанна Васильевича после 1552 г. и перерисованного вследствие полного износа около 1600 г. Первый известный полный свод географических и этнографических сведений о России и сопредельных государствах. Вторая редакция составлена в 1627 году в Разрядном Приказе. 
ИЗДАНІЕ ВТОРОЕ. САНКТПБТЕРБУРГЪ. Въ типограФІи ИМПЕРАТОРСКОЙ Россійской Академін. 1838.
Из этой Книги Большого Чертежа в росписи по р. Терку: Терк-су, балкарское название, реки Терк-су  означающее – Быстрая  река. Именно, как Терк, отмечено ещё в 1517 г., Матвеем Меховским в книге «Трактат о двух Сарматиях».
«А въ т;хъ горахъ, по Терку, и по р;камъ по ипымъ, Пятигорскіе Черкасы,
II Кабарда, н Окохи и п Осоки [Соки], и Кугені , II Мичкгізы.
И промежъ р;ки Терка, и р;ки Куры, н тиыхъ р;къ, и по Хвалісскому морю, Грузинская д Иверскал земля, и Ширванъ, п Шамахаі'^). А отъ р;ки Кубы, отъ горъ, къ Черному морю 5 и къ Азовскому морю , и до верху р;кіі Маначи, отъ т;хъ горъ, все кочевье малыхъ Нагаевь, Казыева улусу…», с.56. КБЧ.
   В этой цитате Книги Большого Чертежа упоминаются следующие народы: Пятигорские черкесы – это балкарцы, живущие по пяти рекам: Малке (Балык), Басхану, Чегему, Череку и Терку. Место слияние «Пяти рек» в истории Кавказа отмечены, как «Бештамак» название Балкарское, означает «Пяти Горловина-Устье Пяти рек. Название – Пятигорские черкесы следует из названия – Беш Тау Эл или  «Пять Гор» образующих Кавказский хребет: Казман тау (Казбек), Дых-тау, Ушхара (Шхара), Джанги-тау, Минги-тау (Эльбрус).
   Кабарда в 1627 году располагалась 60 верст вниз от устья рек Малка и Терек.
  Ококи – Ак асы, тюркский народ  расселялся в гористой местности близкой к  Ларсу.
Осоки [Соки] – это первое на наш взгляд название осетин, которое встречается, как племенной род современных осетин. Обратим внимание на то обстоятельство, что в 1627 году, родовое имя Дигор или Сюр-Дигор не встречается. Это говорит лишь об одном, они находятся в среде «Пятигорские Черкесы» и это неслучайно.

Отметим и то, как в Книге Большого Чертежа  1627 г., определено расселение балкарцев, которых именуют Пятигорские черкесы, синоним термина Беш Тау Эл (Балкария)

«А в реку вв Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой.
А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас.
А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…», с.90, «КБЧ», 1950 г. издания.

 Для нас важным обстоятельством является и то обстоятельство, что Кабардинцев, никто в 1627 году, не называет ни «Казахами ни Касогами». Это имеет принципиальное значение в связи с тем, что первое наименование кабардинцев, как «Кашконы или Кашаки (Касаки)»  появилось только в начале XVIII века от такого прозвания Кабардинцев, Дигорцами. Это говорит о том, что то, имеющиеся, мнение именно с конца XVIII  века,  что «Кабардинцы» это «Касоги» древних летописей это заблуждение от Дигорского прозвания части «Кабардинцев»- Кашконами (Касконами) от места расселения ближайших к ним кабардинцев по урочищу Кашхатау.  Об этом позже будет дано отдельное исследование. Ещё раз укажем на те,  обстоятельства, что в 1627 году, никто «Кабардинцев» - Касогами или Касахами не именовали. Кугени это (Гуены, Тюмени-тюркский род) и Мичкизы, кумыки так именовали горных жителей, современных чеченцев.
Позже в «Путешествiя Г-на Академика И.А. Гильденштедта чрезъ Россiю и по Кавказскимъ горамъ, въ 1770, 71, 72, 73 годахъ», мы находим в разделе «Осетинские округи» -  «Округ Сака».
«Округ Сака. Въ верхней  стороне Терекской реки Аредона и Дшедша, впадающего въ Рiонъ, в высокихъ горахъ…», с.29. Гильденштедт. САНКТПЕТЕРБУРГЪ, 1809.
Это всего лишь указание на документальные источники того, что «Осетины» впервые стали известны под названием «Осоки или Соки».  Здесь возникает закономерный вопрос  о времени расселения иронцев-осетин на Северной стороне Кавказа. Выясняется, что осетины-ироны в XVII веке не расселялись на северной стороне Кавказа.
Данные обстоятельства подтверждают и то, что с Кабардинцами, как с народом познакомились  первыми – Дигорцы, и произошло это не ранее первой  четверти XVIII века. Не надо путать Кабарду с Анзоровыми кабакаками. У них разная история.
Истекает данные обстоятельства из тех документальных источников, что представлены  ранее  в 1650 – х , годах в Посольских  документах: «Посольство Стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию  1650-1652», М. Полиектов, Тифлис.1926.
 В Статейном списке о пребывании посольства в Имеретiи 1650 г. 22 мая – 1651 г. 26 июля., отмечается со слов «Зазарука мурза Анзоров: Только де впредь государь укажет послом своим ходить в меретиiскую землю к Александру царю и в Грузи, и на ево де Анзорову Кабарду дорога прямая. А с его Кабарды к Александру царю на горских людей, на дигоры да на стигорцы, близко…», с.119.
Отметим, что  Зазарука мурза Анзоров отмечает о двух субъектах:  дигор и стигорцы (горских людей, то есть не дигорцев).
Сами дигорцы, так же подтверждают, что дигорцы и стигорцы разные.
«Майя в 5 день приходили из гор в Анзорову Кабарду, к Зазаруке в Кабарду, к  Зазаруке в кабаки, два человека дигорцов смотреть государевых послов, а имена их Смаил да Чибирка. Жилище их в горах, вверх по реке Урухе, а владелец у них Алкас мурза Карабгоев; а владение его четыре кабака. И за ними же де позади дигор, другое владенье, стургорцы, двадцать кабаков. А в кабаке сказали, жильцов дворов по двести и больше… А до первого де их владения, до дигор, от Зазарукина кабака половина дни ходу, а от их владенья до стиргорцев день ходу.  А от стиргорцев до грузинские до первые деревни до Гези половина дни ходу. А ныне  де та деревня за Александром царем. А переход де от их владенья до Александра царя от той деревни от Гези два дни ходу…»,
сс.119-120. Полиектов.
Здесь выясняется, что ироны-осетины на равнинах реки Дон не расселялись и соответственно они и не могли сражаться татарскими ордами, вместе с кипчаками. Присутствие Осетин-ирон на северной стороне Центрального Кавказа не подтверждается ничем и никем на 1222 год. Если забыть сказы, родившиеся в начале XIX века, что аланы это осетины и они ираноязычный народ.

Другая история Алан

ПРИНЦ ДЕРЕТЯН*
ПАПСКАЯ БУЛЛА, В КОТОРОЙ УПОМИНАЕТСЯ ГЕРЕТЯН

      Один из самых загадочных и захватывающий вопрос XXII. У папы Иоанна Авиньонского была одна из его булл.
Это потому, что папа римский - некий джеретаннианец (=Gyeretyan)
в октябре 1329 года он обратился к венгерскому принцу Азии.
Папа Иоанн XXIII в 1329 году обратился к венграм в Азии (Ungari Asiatici). По просьбе их христианского короля Джеретомимака, или Джеретаннинзка, он посылает епископа.
Действительно: эта папская булла является одной из самых недоступных в венгерской предыстории. Это был вопрос, и, как оказалось, ключ как  Кавказские венгры - до сих пор не разгаданной и даже после прояснения - истории.
Эти книги хранились в Латеранской библиотеке. (Теперь  они находятся в библиотеке Ватикана.)
А) строки абзаца Латеранского устава:
"Сообщили (то есть папе римскому) азиатские маджары
о великой славе твердой религиозности современных кайтов и алан;
эти народы, хотя и нечестивы, запутались в паутине суеверных заблуждений, которыми они окружены, — и все же они сохранили безукоризненную чистоту своей веры.
A Later;ni reges;ta bekezd; sorai:
„Besz;moltak (t. i. a p;p;nak) az ;zsiai magyarok, a
mai kaitok ;s az al;nok szil;rd vall;soss;g;nak nagy dics;s;g;r;l;
ezek, b;r istentelen, babon;s t;velyg;sek h;l;j;ba ker;tett n;pek
veszik k;r;l ;ket — m;gis meg;rizt;k hit;k szepl;tlen tisztas;g;t.

Tekint;ly dolg;ban kit;nik k;z;tt;k Jeretan, a magyar
kir;lyi v;r ivad;ka. Minthogy ; kitart;an katolikus el;lj;r;t
k;rt az Apostoli Sz;kt;l, a p;pa elk;ld;tte a semiscanti p;sp;k;t
hozz;juk, hogy er;s;tse benn;k a hitel, mell;kelt level;ben pedig
a vall;sos f;rfiakat kegyes figyelmeztet;s;nek megfogad;s;ra
intette.”
Что касается авторитета, маджара Джеретан выделяется среди них
отпрысками королевской крови. По просьбе католического священника из Апостольского Престола папа направил к ним епископа Семисканти, чтобы подтвердить их заслуги, изложенные в его письме, и
прислушаться к милостивому предупреждению религиозных деятелей, которыми он помахал.”
;) ; Vatik;ni-regeszt;kban lelt bullam;solat:
Kedvelt gyermekeinknek, Jeretannak ;s minden kereszt;ny
magyarnak, malkait;nak ;s al;nnak ;dv;zlet!
Текст из Ватикана-regestas:
Наши любимые дети Джеретан и все христиане
приветствуют маджаров, малкайту (Малкара-Х.Т.) и Алана!

Igen nagy ;s term;szetes ;r;met okozott nek;nk az, hogy
a legfels;gesebb ;gi Magvet;, aki mindenkit, akit csak k;ny;r;letess;g;nek
megismer;s;re kiv;laszt, mindig kegyelmeihez h;v
;s ;szt;n;z, s Egysz;l;ttj;nek az eg;sz vil;gra kiterjed;, sz;val
ki nem fejezhet; szeretet;vel minden egyes kereszt;ny csal;dot
folytonosan elhalmoz, titeket, kiket el;rasztott az igaz hit vil;goss;g;val,
;s a kereszt;nys;g szent forr;s;val ;jj;sz;lt ;s megismertetett
az evang;liumi tan;t;ssal ;s az apostoli igazs;ggal a
keleti vil;gr;szeken azok k;z;tt, akik m;g nem fogadt;k el a
kereszt;nys;g kegyelm;t, ;sszegy;jt;tt (t. i. mag;hoz).

Для нас было великой и естественной радостью обратиться к
всевышнему сеятелю Небес, который есть все, кого
он избирает познать только по своей милости, всегда призывает к своим милостям, и это вдохновляет, и его единородный сын распространен по всему миру, поэтому его любовь не может быть выражена в каждой христианской семье, в которой он находится. постоянно переполняющий вас, кто был залит светом истинной веры, и он возродился и открыл вместе со святым источником христианства Евангельское учение и апостольскую истину в восточной части мира, тем, кто еще не принял
Благодать христианского мира, собранная (то есть для него самого).

Ezen fel;l m;rhetetlen;l nagy ;r;met szerez nek;nk az a
tudat, hogy Te, Jeretann fiunk, Magyarorsz;g katolikus fejedelmeinek
) kir;lyainak lesz;rmazottja vagy ;s hogy te ;s m;s kereszt;nyek,
akik az eml;tett vil;gr;szeken tart;zkodtok, telve vagytok
a hit igazs;g;val ;s szent t;z;vel s v;gy;dtok, hogy katolikus
tan;t;tok legyen, aki ;dv;s szavakkal a katolikus hitben kioktasson
;s szent p;ldak;pek nyom;n form;ljon benneteket.

Кроме того, нам безмерно приятно осознавать, что ты, наш сын Джеретан, для католических князей Маджарии ты являешься потомком королей и что ты и другие христиане, те, кто находится в этих частях света, полны истины и Святого Огня веры и желания быть Католический Пусть он будет вашим учителем, который будет учить вас словами спасения в католической вере и формировать вас святыми примерами.

;ppen ez;rt al;zatos k;rv;nyekben k;rt;tek t;l;nk, hogy valakit, aki
a szent iratok tudom;ny;ban j;ratos, az ;letszents;g jog;val ;kes,
nyelvi szempontb;l alkalmas ;s mint p;ldak;p rendk;v;li, katolikus,
el;lj;r;id (p;sp;k;l) m;lt;ztassunk k;ldeni azokra a
t;jakra, hogy ugyancsak a katolikus hitben helyesen oktasson
Поэтому в смиренных прошениях вы просили нас о ком-то, кто
владеет наукой Священного Писания, отличается правом на святость,
подходит с лингвистической точки зрения и, как выдающийся пример, католик, позвольте нам отправить вас к ним, чтобы правильно преподавать в католической вере вы двое. Ибо мы желаем, чтобы семья Христова росла повсюду, но больше всего, чтобы она росла в этих землях, мы позаботились о том, чтобы по милости нашего благословения на эти земли наш достопочтенный брат, епископ Томас Донки Канди, которого вы знаете. Вот почему мы напоминаем вам, что мы призываем вас к вашим обетам и вере в Господа Иисуса Христа,
священное учение Фомы и других католических епископов, а также наших возлюбленных сыновей, братьев-доминиканцев и францисканцев
знание католической веры, приветствуйте и, насколько это возможно, более преданно слушайте, будьте в духе веры и примера Святых Отцов. Затем мы обращаемся к вам с нашими благословениями
и просим самого милосердного спасителя рода человеческого,
чтобы он залил вас росой своего благословения, оставайтесь едины в истинной вере, готовьте к добру правых и других, своими плодотворными примерами и действиями призывайте меня в семью божественного стадо. Совершено в Авиньоне, Иллинойс
3 октября четырнадцатого года.- й день.

ГЕРЕТЯН, ПРИНЦ КУМАЙСКИХ ВЕНГРОВ Маджаров

1. Az al;nokr;l tudjuk, hogy a XIV. sz;zadban a Terek
foly; ment;n laktak.7
1. Об аланах мы знаем, что в XIV в. в XIX веке на площадях
они жили вдоль реки.7

A Malkaita n;v a Malka foly; nev;b;l k;pezett latin n;pn;v. A Malka pedig a Tereknek egyik baloldali mell;kfoly;ja.
Название Малкайта - латинский этноним, образованный от названия реки Малка. А Малка - один из левых притоков Терека.

A r;gi al;nok mai ut;dai, az ossz;tek k;z;tt
van egy maikar nev; nemzets;g is. Klaproth szerint ezek
ma a Cserek foly; fels; v;zvid;k;n laknak.8
Сегодняшние потомки древних алан, среди подразделений
которых также есть род под названием майкар. По словам Клапрота,
сегодня они обитают в верховьях реки Черек8.

A Cserek pedig a Maik;nak egyik jobboldali mell;kfoly;ja, teh;t a Malka ;s a
Terek k;z;be esik. Nem lehetetlen, s;t val;sz;n; teh;t, hogy
А Терек  является правым притоком Майки, то есть Малки и
Он находится между притоками. Это не невозможно, более того, вполне вероятно, что

* Bet;szerint: lelketeket tegy;tek alkalmass;, l;lekben alkalmazkodjatok
* Буквально: приведи свою душу в соответствие, адаптируйся духом

малкаиты, упомянутые в булле, и осетинские (аланские) племена
малкар идентичны.

Булла, принц Джеретании, называет свой народ соседями с аланами и малкаитами.

Быть смежными, как следует из географического положения, они жили только к северу от квадратов и Малки, и где они жили бы в другом месте, кроме как в районе реки Кума, где венгерские географические названия в форме Маджара встречаются в таком большом количестве, возглавляемые с названием венгерской столицы.

Трудно представить, что когда идентификатор. письмо с одной стороны
в нем упоминаются аланы и малкаиты, с другой стороны, в далекой Башкирии  венгры также были бы перечислены по тому же поводу. Но сам этот аргумент опровергается пояснительным текстом, когда
он говорит, что эти три народа являются безбожными, суеверными... народами, окруженными. Только тогда эти три народа могут быть взяты в кольцо другими народами, если упомянутые народы тесно соседствуют друг с другом, в которых они живут.
Аланы и малкаиты являются близкими соседями друг друга, и земли алан были малочисленными коренными горными народами гор, так что только единственной географической возможностью может быть то, что князь Еретанский венгерский народ переселился на север от аланов и малкаитов, что относится к акватории Кумы. Конечно, мы получаем
Родники Кумы.

Ремарка

Во дворе 1326 год «Осетины – ироны, фальшивые аланы» по словам осетинских историков, покинули «северную сторону» Центрального Кавказа.

Az al;nok ;s a malkait;k egym;snak szoros szomsz;dai
voltak ;s az al;n sz;ll;sf;ldek a kisebb, bennsz;l;tt hegyi n;pek
;rdekter;leteiig felny;ltak a hegyvid;kekre, teh;t csakis arr;l
az egyetlen f;ldrajzi lehet;s;gr;l lehet sz;, hogy Jeret;ny fejedelem
magyar n;pe az al;nokt;l ;s malkait;kt;l ;szakra sz;llt
meg, ami a Kuma v;zvid;k;re utal. Ide;rtj;k term;szetesen a
Kuma forr;svid;k;t is.
Аланы и малкайты являются близкими соседями друг друга, существовали и аланские ложи более мелких коренных горных народов, они находились в горах, так что единственной географической возможностью является то, что Джеретан, князь  маджарского народа, спустился к северу от алан и малкайтов и, что относится к водам Кумы. Здесь, конечно, самое также является источником Кумы.


Правильное прочтение имени: Джеретани.

Старое венгерское слово, из группы древних болгаро-турецких названий. Сегодня мы  от промежуточного слова Gyeretyan развили дальше граб, граб - это звучит знакомо для наших ушей. (В. Е. Башкирские юрматы> Гьормату > Колония = племя "неутомимых".)12
Весьма вероятно, что слова ma gyhang, начинающиеся в средневековых источниках только потому, что они были написаны / - vei, потому что в латинском алфавите не было подходящего билета для
gy-ha.ng маркировка. Таким образом, также весьма вероятно, что буква / -this обозначает звук; и что в конце слова может быть an,
об этом может свидетельствовать, среди прочего, наше древнее христианское слово.

jeretann, ami pontos megfelel;je a magyarul Gyerety;n-aak
hangz; n;vnek.
Maga a ,.gyertya” sz; bolg;r-t;r;k eredet;, ;s valaha k;l;nf;le
vil;g;t;eszk;z;kre vonatkozhatott. Mai jelent;s;nek kor;t
meghat;rozni nem siker;lt, de Zichy val;sz;n;nek mondja, hogy
ez is nagyon r;gi. A sz; csuvas megfelel;je szint;n „gyerty;t”
jelent. A gyerty;nja nyelv;nkben a XIII. sz;zad ;ta kimutathat;.
Nev;t val;sz;n;en sima ;s vil;gos sz;n; k;rg;t;l nyerte.13
;gy: a kor t;vlat;ba helyezv;n ;s elemezv;n a sz; jelent;s;t,
meg;rtj;k, hogy Gyerety;n fejedelem neve nem annyira a
gyerty;nfa sz;v;s, ellen;ll; volt;val f;gg ;ssze, mint ink;bb a
gyertya f;nyess;g;vel ;s mint szem;lyn;v tal;n legink;bb a mai
„f;nyes, dics;s;ges” fogalmaknak felelhetett meg.
II.

джеретан, что является точным эквивалентом венгерского Геретян – как свеча.
Слово "свеча" имеет болгаро-турецкое происхождение и когда-то было разновидностью, оно может относиться к осветительным приборам. Возраст сегодняшнего отчета пока не определен, но Зичи говорит, что, вероятно, он тоже очень старый. Чувашским эквивалентом этого слова также является "свеча". означает. Граб в нашем языке появился в XIII веке. он был обнаружен еще в XIX веке.
Вероятно, он получил свое название из-за своей гладкой и светлой коры.13 итак: рассматривая с точки зрения эпохи и анализируя значение этого слова, мы понимаем, что имя князя Гиретяна - это не столько имя это связано с прочностью и сопротивляемостью граба, а не
с яркостью свечи, и как личное имя, пожалуй, больше
всего оно могло бы соответствовать понятиям "яркий, славный".
II.

Ремарка
С балкарского языка – Чирахстан – Лампада для света.
Венгерские ясы, оказываются вовсе не осетины-асы.
Джеретани – Джараштан. Джарашты. Место брода в местности Бештамак. Между городом Моздок и ст. Екатериноградская.


Моисей Хоренский о венграх куманах

Хореней Мозес33 "География Армении"знаменитое упоминание о существовании кумайских венгров мы узнаем об этом в начале пятого века. Соответствующий текст его подробная информация звучит примерно так:
"В Северной Салмадее проживает много народов, а именно хазары.",
гунны, бульчи, басилы, абказы, кум-, или кума-венгры и масагеты”34.
Расцвет творчества Хоренея приходится на 30-50-летний возраст
мы можем быть уверены, что цитируемая им запись -Кр. она датируется примерно 460-480 годами нашей эры.
Северная часть цитируемого текста - это Дон, Волга и
Холмисто-пологий регион между Кавказским хребтом. Народное название булч соответствует болгарскому слову, на хаситок педи;, вероятно, означает аланы.

Иоганн Эфесский церковная историясогласно его данным, родина аланов давным-давно называлась Барсалия, так она была названа, от Barsil вар. basil = Алан.35

НАЗВАНИЕ РЕКИ КУМА

Понятно, что название "Куммагьяр" наиболее тесно
ассоциируется с названием реки Кума. Этот Иран Хоренеи
своим сообщением о "кум- или кумо-венграх" не оставляет никаких
сомнений. Итак, давайте посмотрим, что мы знаем о названии реки Кума.
Исследование Клапрота38 прояснило, что нынешнее название реки  - это древняя форма ( ; , даже известная сегодня черкесам как Гумис).
В подкумке тоже есть жвачка. или Гумех - сегодняшнее черкесское имя.39
Поскольку латинские и арабские источники нашей кумайской крови
Оно записывается как cummageria и Kummadlr, и поскольку
эти названия являются всего лишь фонетическими названиями тамошнего народа, его транслитерации могут заключаться, без сомнения, в том, что название реки Кума происходит от мадьяр Кумма, оно звучало как Кум-мк (а не Гум).
Название не является древним венгерским словом, но, по-видимому, связано со словами Wun< Кун.40 Это было имя, данное родственникам енисейцев-остятам, в XVIII веке. в XVIII веке вымерли арины, турки. Логическая связь, таким образом, у меня была, и на этот раз название Кум примерно так и сообщается: Вода Гуннов, река Гуннов.
Мистер Дарвас сказал, что может быть другой вариант.

Это потому, что слово кум на тюркских языках означает песок, песчаную пустыню, оно означает запустение. Кара-кум, Кизил-Кум, Муджун кум, Самен-кум, Ак-кум, Шиб. Поэтому он считает возможным,
что название Кума имело такое первоначальное значение: пустыня-,
Песчаная река. Это предположение подтверждается уже упомянутым названием Kumestan supports. Это то, что местные жители называют
пустошами региона Кумар.
Абу-И ' - фида, известный арабский географ и историк, кума
Город Маджар в 1321 году, Кум-мадср. Он упоминается как "Мадзар близ Кумы"50.
Ибн Батута, один из величайших арабских путешественников, *
город эль-мадз. он описывает его как р.51.

Особенно новости Абу-л'Фиды очень важны в нашем случае,
потому что время и буква - это наиболее полное соответствие
С соответствующими данными францисканского монастыря от 1320 года.
Францисканский женский монастырь и епископы
формы имен, встречающиеся в папских буллах, включают:
Майериенсис, Маджерия, Майериенсем, Магер и Куммагерия.
В XVIII ВЕКЕ. и XIX. в XIX веке уроженцами этого района
ногайскими татарами и, как следствие, русскими, бывшими
джнаджарами, рядом с руинами Мадзара был построен новый, все еще существующий город (Майзсар) был назван.52 по мнению Дьюлы Немет
"Топоним Мадзар образует второй слог а-джи в русском языке алак…
 
Отчет о путешествии Рубрука (полный адрес: De Moribus Tartarorum.
Itinerarium Senien fis) мы встречаемся в нескольких местах
упоминание о кумайских венграх. Таким образом, несомненно, в кумаменти речь идет о венграх XVIII века. название: "Русичи,
и хонгари, и аланты, и мари Каспио", 82 Русские, венгры, аланы и Каспийское море". Текст
студентам не пришло в голову, что на этот раз
мы встречаем тот же порядок в списке народов, с которым
до XXII. Булла папы Иоанна XXIII от 3 октября 1329 года, даже приказы
великого хана Оготая.
В этой главе Рубрук рассказывает о том этапе своего путешествия, когда они путешествовали от Хан Сарага до хан Бату.

Народы
В нем упоминаются в том порядке, в котором они ценятся: от русских
они пришли к венграм кумаи, от них к аланам, последние уже жили прямо на берегу Каспийского озера.

ГЕРЕТЯН - ЗА СПАСЕНИЕ СВОЕГО НАРОДА

Принц Гьеретян правил около 1330 года, то есть через добрую сотню
лет после установления монгольской власти на Кавказе. Перед ним стояла трудная задача: он должен был сохранить, защитить и спасти свой народ от монголов и других родственных тюркских рас, опасающихся слияния с народами.

Ремарка

Г-н Дьюла указывает, что тот, кто читает небрежно написанные тексты из арабских букв, чувствует себя по-домашнему уютно, это не стоит
на его беду, гарданты, упомянутые Nndr(z). ill. mrdal,

они также называются аланами соответственно., знайте меня по имени абказ.

Это связано с тем, что nndr - это неправильное написание этнонима as, а mrdat - это avgaz.128


К идентификации Duba = Дунай также предполагалась отсутствующая Тиса.
Вот как выглядит раздел 3/a, правильный перевод данного запроса.
Для краткости я хочу доказать это следующим образом,
что Itil = Voga, в свою очередь, Дуба-Кубань.

Река ИТИЛЬ означает Волгу, потому что со славянской (русской) территории на территорию Хазар и в Каспийское море.
(15. Раздел III), также была названа не только река Волга, но и лежащая рядом с ней столица Хазар (прародительница современной Астрахани).

В приказе Оготая Волга также упоминается как Идил.
В собственноручно написанном письме монаха Юлиана о его втором путешествии он упоминает, что является одной из частей татарской армии"... река Этил Вдоль границ Руси, с востока к Суздалю
приближаясь".

Этил здесь обозначает Волгу.147 Также Рубрук (ст. 1. ниже) говорит о Волге под названием Этилия.*

5. Река ИТИЛЬ, как самая большая река в Европе, определенно
должна быть больше, чем Дуба.

6. Гардизт и Ибн Руста ясно заявляют, что Итиль впадает в Хазарское море, то есть в озеро Каспи. Поскольку ни один
Ни Дон, ни Днепр, ни какая-либо другая крупная многочисленная южнорусская река, ни одна река в Этелеке не несет свои воды в Каспито,
очевидно, эти отождествления неверны.

В названии Дуба скрыто название реки Кубань.

Следующее доказательство. Текст названия скважины* можно прочитать по буквенным фактам о Дубе
(а) меньшая из двух упомянутых рек,
Б) находится слева (к западу) от населенных венграми районов,
В) вдоль побережья с одной стороны венгры, лицом к ним
аланы,

г) над аланами, на берегах реки, возвышаются высокие горы - вот откуда берется река.

Все эти данные настолько безошибочны, что я удивляюсь, как может быть какая-то другая идентификация !
Название Дуба означает реку Кубань, потому что:
1. 15. Из раздела ясно, что Дуба из двух упомянутых
рек является меньшей, поэтому она не может быть такой же, как Ак-Туба.
Также на основании упомянутого раздела: если одна из двух рек
тот, что побольше (как мы видели, ИТИЛЬ = Волга), справа (то есть на востоке) она протекает в венгерской сельской местности, а Дуба находится слева (на юго-западе).;
(1. Гардения 12. а на берегах этой реки обитают аланы (nndr, as) очевидно, что они не могут быть одинаковыми. Дуба с Доном тоже.
Дунай - как это видно - в данном случае,
какое бы очевидное объяснение вам ни понравилось, идентичность Дуба = Дуна (если только одна диакритическая точка имеет другое расположение по желанию), 150 даже не могут быть словами.
название, когда X-XIII вв. в XIX веке это в первую очередь затронуло Волгу! Потому что, потому что река Дон, из-за своей своеобразной линии, называлась Волгой (ниже Сталинграда), она считалась притоком АК-Тубы, притока Волги.

2. Аланы населяют один из берегов Дуба. (G. 12. Раздел III).
Венгры встречаются на берегах реки со своими соседями. (G. 13. Раздел III). Высокая гора возвышается над Аланами (Кавказ), за горой (раздел G. 13), соответственно. в нижней части горного хребта, рядом с побережьем (Аль-Бакри 14. по другую сторону горы раскинулась страна абказов.
3. То, о чем говорят Гардизи аланок и оба автора "абказокрола", идеально соответствует нашим знаниям. Всеволод в своих исследованиях, весьма вероятный вывод случилось так, что родина аланов в далеком прошлом была гораздо более обширной на Западе,
включая также верховья Кубани151.

4. Начиная с точного описания абказа и Абказии (Ал Б. 14. очевидно, что у алан есть горный хребет, на северо-восточной стороне которого они должны были жить (два народа были отделены друг от друга всего 10 днями пути) (Г. 14. раздел), и так много, потому что путник должен подняться на Кавказский хребет!


Другие

у нас есть данные о том, что народ нндр-аланан является Dup. побережье занято, он удерживал его, так что ни о Доне, ни о Дунае не может быть и речи, это все о верхней Кубани.

5. Восточный источник, о котором идет речь, до сих пор был введен в заблуждение его интерпретаторами предположением, что река Дуба - это левая рука венгров, она принадлежит славянам (G. 12. Раздел III).

2. Az al;nok a Duba egyik partj;n laknak. (G. 12. szakasz).
A folyam partj;n tal;lkoznak ;ssze a magyarok al;n
szomsz;daikkal. (G. 13. szakasz). Az al;nok felett magas hegy
(a Kauk;zus) emelkedik, a hegy m;g;tt (G. 13. szakasz), ill.
a hegys;g als; r;sz;n, a tengerpart mellett pedig (Al Bakri 14.
szakasz), teh;t a hegys;g t;ls; oldal;n, az abk;zok orsz;ga
ter;l el.

Аланы населяют один из берегов Дуба. (G. 12. Раздел III).
Венгры встречаются на берегах реки со своими соседями. (G. 13. Раздел III). Высокая гора возвышается над Аланами (Кавказ), за горой (раздел G. 13), соответственно. в нижней части горного хребта, рядом с побережьем (Аль-Бакри 14. по другую сторону горы раскинулась страна абказов.
Абу; Уба;йд Абдуллах ибн Абдул-Азиз аль-Бакри (1014—1094) — арабский писатель, происходил из древнего и знатного арабского рода. Известен как аль-Бакри.


Продолжение следует

Хадис Тетуев, историк, 16.09. 2023 г.


Рецензии
- "Присутствие Осетин-ирон на северной стороне Центрального Кавказа не подтверждается ничем и никем на 1222 год."

- Да ладно Вам придумывать всякую ересь - грузинские и армянские средневековые летописи Вам в помощь.

Подобно Баграту IV, женившемуся на аланской царевне Борене, Давид III женился на дочери «главаря» — хана кипчаков Шарукана Гурандухте. И этот брак, естественно, имел далеко идущие политические расчеты. Вскоре Давид III приглашает своего тестя помочь ему против тюрок-сельджуков. Половцы согласились, но потребовали, чтобы «овсы дали им дорогу». Следует полагать, что отношения между половцами и аланами в это. время были еще враждебными, и этим объясняется нежелание алан-овсов пропускать степняков через свои земли. Нет сомнения, что аланы, знали, куда и зачем должны проследовать половцы, и тем не менее их не пустили.
Давиду III самому пришлось отправиться в Овсетию договариваться. «Овсы и кипчаки, по предложению царя Давида, отдали друг другу заложников, учинили друг с другом обоюдное согласие, утвердили между собою мир и любовь. Давид открыл крепости Дариальские и все врата Овсетии и Кавказа и по этой безопасной дороге провел великое множество воинства» (26, с. 36) — всего 40 тысяч воинов кипчаков. Как считают грузинские историки, это произошло в 1118 г. (67, с. 117).
Т.е. очевидно, что овсы-осетины уже и в 1118 году занимали северные склоны кавказского хребта и уже тогда контролировали Дариальские врата. А это задолго до нашествия татаро-монголов и Тимура.
http://libking.ru/books/sci-/sci-history/1073676-77-vladimir-kuznecov-ocherki-istorii-alan.html

Андрей Троицкий 2   14.12.2023 10:55     Заявить о нарушении
Ваша ссылка и ваши "сочинения" лишены всякого смысла в том, числе и научного. Повторы антиалано литературы, это не доказательство существование "Овсетии Осетинской" до XVIII в., то трудов Вахушти. Следите за моими публикациями. Скоро и очень скоро, я опубликую, то о чем вы и догадываетесь и не думаете вовсе.

Хадис Тетуев   16.12.2023 10:42   Заявить о нарушении
Ну да, конечно - свидетельства средневековых грузинских и армянских летописей - это, безусловно, чепуха по сравнению с Вашими "великими научно-историческими шедеврами". Ваши псевдо-исторические опусы просто смешны.

Андрей Троицкий 2   16.12.2023 12:01   Заявить о нарушении
Ничего оригинального не вижу в вашем героическом переписывании истории.

Хадис Тетуев   17.12.2023 16:39   Заявить о нарушении
Вы посмотрели не ту статью. Прочитайте "Кобанцы - прямые прапредки осетин" и "Происхождение осетин от аланов".

Андрей Троицкий 2   17.12.2023 17:16   Заявить о нарушении
Прежде чем писать фантазии, а пишите вы фантазии, займитесь географией, изучением рельефа, терминологией гор, флорой и фауной Осетин. И вы сразу спуститесь на землю. Не надо перечитывать тома книг. Достаточно дать ответ на вопросы, почему на осетино-иронском языке нет термина: Кавказский тур, Козел (тур) вожак,название сосны, суслика, названия перехода по ущелью, перевала, хребта. Вам, пока достаточно этих вопросов. А я вам отвечу. Отсутствие этих терминов у осетин-ирон показывает их поздний приход на Центральный Кавказ. А это так и есть. И наоборот, у балкарцев, соседей осетин, все эти термины есть, и они собственные, не заимствованные.

Хадис Тетуев   19.01.2024 15:00   Заявить о нарушении
Вы действительно считаете, что этих названий нет в осетинском языке? Они все имеются, даже балкарцы переняли у осетин, например название перевала - "афцаг" (осет.) - "афчик" (балк.).

Андрей Троицкий 2   20.01.2024 05:33   Заявить о нарушении
Всеволод Фёдорович Миллер - "Осетинские этюды" (1887 г.):

"Ближайших соседей Дигории балкарцев, племя пришлое, вытеснившее из этих мест осетин, они называют асами (Асиаг—балкарецъ, Asi — страна ими занятая), древним именем, сохранившимся в летописи в форме, ясы.. Нет сомнения однако, что не балкарцы, пришедшие в свои теперешние места весьма поздно, а осетины были ясами наших летописей; но имя прикрепились к местности и осталось за нею, не смотря на смену народности.

В настоящее время, как мы видели, осетинские поселения на Северо-западе оканчиваются верхним течением Уруха, а дальше на западе по верховьям Черека, Чегема и Баксана вплоть до Эльбруса расположены аулы горских татар Балкарского, Хуламского, Бизенгийского, Чегемского и Урусбиевского обществ. Однако личные наши наблюдения типа горских татар, изучение их преданий и обычаев а также топографических названий — рек, перевалов, ущелий, гор и т. п.—вполне, убеждают нас в том, что татары не составляют в этих местах коренного населения, но что они явились сюда с севера, с плоскости, и смешались с кореннымъ осетинским населением, оказавшим влияние на их тип, обычаи и даже отчасти на их язык. Вот некоторые данные, подтверждающие наше наблюдение.

На всём пространстве от р. Уруха до Эльбруса, по всем горным ущельям, до сих пор слышатся топографические названия, представляющие несколько изменённые осетинские слова. Так в названиях рек и ручьев мы встречаем осетинское слово дон — вода, река—в виде дон, а иногда дан, т. е. в форме более древней, из которой, по фонетическому закону осетинского языка, вышло современное дон; например, шау дон (черная река) в Балкарии, куран-данъ осет. курон дон (мельничная река) в балкарском ущелье, при соединении хуламскаго Черека с балкарским, Гар-дон (теплая вода) в Чегемскомъ ущелье, Шак-дан (оленья река)=осет. сагъи дон) там-же, Хуас-дон (травяная или лекарственная вода), Донг-ат—из донг уат—водяное место, ложе (там-же).

Перевалы во всех этих местах носят искаженное осетинское название æфцæг—шея, перевал—в форме—фчик, например: Шау-Фчикъ (сау æфцæг) — черный перевал, Джуар-Фчик (дзуар æфцæг) — Крестовый перевал, Зинки Фчик (зынг æфцæг) трудный перевал, Шари-афцак (Шари сванетск. аул). Отдельные камни носят осетинское (дигорское). название дор—камень; например: Гаги-дор, (Чегемск. ущелье), Саг-дор — Олений камень — (там-же), Гиль-дор (penis lapis), Стур-дор, Арви-дор — ныхиш = Арви дори ныхас—площадка небеснаго камня (выше а. Бизенги). Ущелья в своих названиях содержат осет. слово ком в форме кам; например: Шау кам — сау ком — черное ущелье (Чегемск.), Асиакам (осетинск. ущелье) в ущелье Ликарги, Фаза-кам—перевал в Сванетию, Мысты-кам — мышиное ущелье, Даргам т. е. даргъ ком—длинное ущелье и. друг.

Нередко в топографических названиях слышатся осетинские слова: сурх—красный, бор—желтый, орс—белый, стур— большой, хум—пашня, бауат—место, уат — ложе, место, сæр — голова, мæсуг — башня, кизг —девушка, бæх — конь, и друг. Например: гора Сурх (красная) на верховьях Нальчика и Малки близ Эльбруса. Борсайнаг—желтая скала в Чегемском обществе, Орс-фандаг — белая дорога, Джель бауат,Гештану хум, Ком-сар, (голова, начало ущелья), Шаш-бауат в (Балкарскомъ ущельи), Кизган-сар (Кизгæн сæр — девичья голова), Догъуат (место скачки), Стур-дор (в Чегемск. ущел.), Бах-малга (конский падёж) и друг.

О некогда существовавшем в этих местах христианстве, свидетельствуют топографические названия редставляющие имена святых, например: Тотур-таш (камень Тотура, т, е. св. Феодора), Аштотур (св. Феодор), название каменной часовни в Чечемск. Ущелье —Аш-Элиа (св. Илия) срав. осет. Уацилла, Байрам (св. Марая), Тотур (въ Баксанск. ущелье), Башиль (св. Василий), Жеорги (св. Георгий) и др. Сюда же относятся такие названия как: Хчауген, Джуар (крест), Джуарген, Хычау (Бог) в Баксанск. ущеле и друг

Нам лично не привелось записать топографические названия на западе, от Эльбруса в Карачае, где в настоящее время, на верхней Кубани и её притоках, живет татарское население. Но, судя по картам, и здес можно встретить в топографических названиях осетинские слова: кам (осет. ком—ущелье), дан (осет. дон), например: Улу-кам, Заг-дан (долина на верховьях б. Лабы).

Влияние туземцев—осетин на пришельцев татар сказывается и в некоторыхъ фактах языка последних. Так, наряду со своими числительными, горские татары ведут счёт парами, причем употребляют осетинские слова: дууа— пара, чуппар (Осет. цуппар)—четверка, ахсаз—шестерка, аст — восмерка, дас — десяток, дуадас — дюжина, æхсадз-двадцать, сæдæ—сотня.

Названия некоторых месяцев у горских татар доселе осетинские и христианского происхождения, таковы, например; хучау ман т. е. хуцау бон . (Божий день)—месяц Пасхи, Никколай—весенний месяц (май), Тотур (св. Феодора Тирона), Бий Ашкерги (св. Георгия), Элиа (св. Илия) и друг.

Таким образом, ряд топографических названий, как мы видели, доводит предков нынешних осетин, именно — дигорской ветви осетинской народности, до подножия Эльбруса и даже дальше на запад к верховьям Кубани и б. Лабы. Во всех долинах между Кубанью и Урухом, в тех местах где ныне живут горские татары—урусбиевцы чегемцы, хуламцы, бизенгийцы, балкарцы, — повидимому осетин помнят еще их ближайшие древние соседи черкесы— кабардинцы, если придавать значение кабардинеким адатам, приложенным Шора- Бекмурзин — Ногмовым к его истории адыхейскаго народа. Здесь в перечислении горских народностей, находящихся в зависимости от кабардинцев, упоминаются горские татары разных обществ, причем они называются осетинами. Так мы читаем в § 27: Чегемцы и урусбиевские осетины с давнего времени принадлежат Атажукиной фамилии (кабардинских князей) и никто в них не вмешивается, а князь Атажукиной фамилии требует с них дань сколько назначит, от чего они отнюдь отказаться не могут; хуламцы, безенги-осетины по очереди в год дают князьям по барану с дома; карачаевцы-осетины, между князьями нераздельные в подданстве с самых давних времен; у кабардинцев они платят князю, старшему летами в Кабарде, ежегодно 300 баранов от всех,"

Андрей Троицкий 2   20.01.2024 08:44   Заявить о нарушении
- "Отсутствие этих терминов у осетин-ирон показывает их поздний приход на Центральный Кавказ."

- Вы это серьезно? Один из авторитетнейших сегодня специалистов по кобанской культуре, В.И. Козенкова пишет: «Бесспорно, наиболее значительными были и остаются материалы, обнаруженные в срединной части Центрального Кавказа, фактически в ойкумене Казбека с его горно-предгорной и водными системами. Именно территории Северной и Южной Осетии являются собственно сердцевиной, или метрополией, этой всемирно известной группы древностей Кавказа».
http://south-ossetia.info/fenomen-iz-kobana/

"В образцах кобанской культуры были найдены палео-гаплогпруппы ДНК G2a1a. В настоящее время из довольно крупных народов, гаплогруппа G2a1 с наибольшей частотой встречается среди осетин (обнаружена у 60 % осетинских мужчин), в Дигорском и Алагирском районах Северной Осетии — до 75% субклад G2a1-P18."
http://haplogroup.narod.ru/hapg.html

"Филогенетическое дерево кавказской субгруппы G2a1a (P18) демонстрирует наличие трех четко различимых кластеров. Первый кластер, наиболее древний, является смешанным общекавказским, тогда как остальные два, более молодые, являются преимущественно осетинскими. Мы рассчитали возраста этих кланов и выяснили, что если первый общекавказский клан зародился 2870±470 лет назад, второй и третий осетинские 1460±250 и 1100±180 лет назад соответственно"
http://pero-v-bok.livejournal.com/63827.html

Т.е. возраст первого общекавказского кластера субгруппы G2a1a (P18) определенно совпадает со временем поселения на Центральном Кавказе носителей Кобанской археологической культуры, и, следовательно,мы имеем логические основания для того, чтобы обозначить этот кластер как "кобанский".

Из всего этого следует, что носители Кобанской археологической культуры (в дальнейшем - кобанцы) заселили территорию Осетии (как Северной, так и Южной) уже в XIII-ом веке до н.э. (т.е. 3300 лет назад) и у них обнаружена палео-гаплогруппа ДНК - G2a1. В то же время хорошо известно, что осетинские 67-маркерные гаплотипы группы G2a1-P18 имеют общего предка нескольких ветвей (иронского и дигорского) примерно 3025 лет назад, что вполне однозначно укладывается в хронологические рамки времени заселения кобанцами территорий и Северной, и Южной Осетий. Т.е. вывод о прямой генетической преемственности доминантных осетинских гаплогрупп G2a1-P18 от соответствующих аналогичных предковых гаплогрупп кобанцев - представляется логически вполне выверенной и обоснованной

В то же время хорошо известно, что территория проживания носителей Кобанской культуры была захвачена ирано-язычными кочевниками - аланами.

"Аланы примерно в первых пяти веках своего существования (1-5 века н.э. ) сосуществуют с местным населением кобанской культуры. Затем полностью захватывают их территорию, включают в свой состав кобанский субстрат, и становятся доминирующим почти моно-этносом на центральном Северном Кавказе."
Аланы основали на данной территории средневековое Аланское Царство, просуществовавшее вплоть до конца 14-го века н.э.. Т.е. с 1-го - по 14 века н.э. ( что составляет около 1400 лет) кобанцы проживали на территории Аланского Царства совместно с доминирующим аланским этническим массивом, что не могло не оказать существенного влияния на этническую идентичность носителей Кобанской культуры.
И в самом деле - как показали генетические исследования, доминантные гаплогруппы ДНК осетин по мужской линии - G2a1-Р18 - имеют автохтонное кавказское происхождение (выходцы из среды носителей Кобанской археологической культуры), тогда-как мтДНК по женской (материнской) линии - значительно более похожи на Персидские группы, чем на Кавказские группы, и общность происхождения осетинских женщин из Персидских групп является наиболее вероятным объяснением этих результатов. Т.е. в данном случае мы имеем очевидное присутствие в ДНК осетин аланского генетического следа - доминантной аланской мтДНК по женской (материнской) линии. Соответственно, осетины, как этнос, в преобладающем своем большинстве являются метисами: наполовину кобанцами - наполовину аланами. Т.е. по мужской, отцовской линии - осетины являются потомками автохтонных кавказцев, представителей Кобанской археологической культуры, а по женской, материнской линии - потомками ирано-язычных аланов.

За 1400 лет совместного проживания кобанцев с аланами на территории кавказского Аланского Царства, предки осетин по мужской линии - кобанцы - полностью ассимилировались в аланскую этническую среду, переняли у алан язык северо-восточной подгруппы иранских языков, культуру (традиции и верования), мтДНК аланок по материнской линии. И утратив, в следствии ассимиляции, собственную кобанскую идентичность, обрели новую этническую идентичность - аланскую, носителями которой и являются осетины по сей день. Именно потому, в средневековых грузинских и армянских летописях осетин/овсов и идентифицируют как аланов. Идентичность осетинского и аланского языков признана мировой лингвистической наукой.

Итак, подводим итог: осетины являются метисами - потомками кобанцев по мужской (отцовской) линии гаплогрупп ДНК, а также потомками аланов по мтДнК по материнской линии. Кроме того осетины являются носителями аланского языка, аланской культуры и, в целом, являются единственными на Северном Кавказе носителями аланской этнической идентичности. Т.е. аланская культура для осетин является родной материнской культурой, тогда-как отчая (по мужской, отцовской линии ДНК) кобанская культура и, соответственно, кобанская этническая идентичность были утрачены в следствии ассимиляции кобанцев доминирующим аланским этническим массивом Аланского Царства.

Андрей Троицкий 2   20.01.2024 16:49   Заявить о нарушении