Почему так

        Котик

        Она пришла на приём с проблемами. «Вот чего-то там болит в спине и не даёт нормально жить и работать…».
        Положил на массажный стол и помимо слабых спинных мышц увидел сильнейший правосторонний сколиоз позвоночного столба, причём настолько сильный, что грудная клетка буквально выпирала под правую руку. Молодая, красивая, а такое безобразие. Дополнительно проявлялись боли в пояснице, грудном отделе позвоночника. Походу обнаружилась тугоподвижность шеи.
        - Где же вас так угораздило?! - сокрушался я. - Или в аварии побывали? Сколько вам: восемнадцать, двадцать?
        - Нет! - засмеялась она. - Это я так хорошо училась и усердно за уроками сидела, а дома всё время на одном боку лежала. То книжки запоем читала, то в телефоне зависала. Так почему-то и получилось. А вообще мне аж двадцать один.
        Сказала, будто уже полжизни прожила.
        - Не «аж», а «всего лишь», - поправил я. - Вы только жить начинаете, а уже такое безобразие в спине с далеко идущими последствиями на всю оставшуюся жизнь.
        Несколько дней я «приводил её в порядок». А по ходу массажей объяснял, почему возникает сколиоз, что от него ждать, и как с ним дальше жить. К концу лечебного курса ей стало намного лучше, и головой она уже свободно вертела на все стороны, не боясь за свою шею.
        На прощание дал ей дельный совет:
        - Вот вы уже знаете почему у вас появился сколиоз, и как он будет себя проявлять в дальнейшем. После массажей, а тем более лечебной физкультуры, что вы по ходу делали, стало легче, но не факт, что теперешнее состояние продлится долго. ЛФК ; это хорошо, но лучше всего для вас тренировки на тренажёрах. Спину нужно укреплять в первую очередь. Методично, аккуратно и грамотно закачивать. Иначе опять будут болезненные проявления и очередные походы к массажисту. А я вам объяснял, чем тренажёры лучше лечебной физкультуры и массажей вместе взятых. Слышите, Котик?
        Котик – это у неё фамилия такая. Память моя на имена скверная, да и всех клиентов за годы работы разве упомнишь, а вот фамилию её смешную запомнил. Как такую не запомнить?
        - Я понимаю, - согласилась она. - Всё правильно вы говорите, только мне далеко к вам в зал ездить. Я на другом конце города живу и там же работаю. Не получится у меня.
        - Ради бога! Не обязательно ко мне. Я не настаиваю. Занимайтесь, где вам удобно. Но тренируйтесь регулярно. Это в ваших интересах.
        Она ушла. Прошло года два, а может больше, и я почти забыл о том случае. И вот, трудясь над очередным клиентом, слышу, как кто-то осторожно стучится. Дверь открывается, и заглядывает она с перекошенным от боли лицом.
        - О, Котик! - удивился я. - Какими судьбами? Что случилось?
        - Как хорошо, что вы на месте! - с облегчением выдохнула она. - Я ваш номер телефона потеряла. А тут на выходные поехала родителей проведать в район. Они мне на радостях сумку с продуктами нагрузили. Я её взяла, и у меня что-то в спине стрельнуло и сильно заболело. Я с автовокзала на свой страх и риск сразу сюда. Боялась, что вас не застану, ведь времени много прошло. Хорошо, что вы на месте и никуда не переехали. Поможете?
        - Вам исключительно повезло. После этого человека у меня как раз свободное время. Подождите минут тридцать.
        Когда она легла на стол и предоставила свою спину к осмотру, я был ошарашен:
        - А где мышцы, Котик? Я их не вижу. Я же просил вас укреплять спину, но она ещё слабее стала. Сколиоз вижу, никуда не делся, а мышц нет. Спинка двенадцатилетней девочки, откровенно говоря.
        Она возмутилась:
        - Как? Я ходила, и до сих пор хожу! Честное слово!
        - А результат? Если бы вы столько времени правильно тренировались, то никакой сумки не боялись бы поднять. Уверен, что вам и раньше родители её нагружали, но почему-то теперь, спустя годы, она оказалась вдруг настолько тяжёлой, что позвонки просто «поплыли» от нагрузки. А держать их нечем. Не так ли? Не хочу показаться хвастуном, но мои клиенты за два года тренировок вообще забывают про боли в спине. Разве что только банальная крепатура как следствие хорошо проведенного тренинга. Где и как вы тренируетесь?
        - Три раза в неделю. Тренажёрный зал «Сенсей» напротив «Петроцентра». Знаете?
        - Допустим. А вы тренируетесь самостоятельно или с тренером?
        - Ну, я прихожу в назначенное время. Спрашиваю что мне делать. Тренер направляет к тренажёру, я им там двигаю, потом говорит, чтобы я на другом потренировалась. Я иду и там ещё работаю. И так по нескольку раз.
        - И так каждую тренировку три раза в неделю?
        - Ну да. А что не так?
        - А он во время занятий вёл тренировочный лист, в котором составлен ваш комплекс, где отмечаются результаты по каждой тренировке? А он периодически менял вам упражнения, а он стоял над вами и «гавкал», чтобы вы правильно выполняли движения и до отказа? А он уделял пристальное внимание вашей спине с учётом сколиоза и необходимости её укрепления?
        Котик в растерянности отрицательно покачала головой.
        - Вот теперь пойдите к своему тренеру и задайте вопрос: «Почему я, занимаясь уже два года, не смогла поднять сумку с продуктами, которую раньше не боялась поднимать? Где мышцы на моей спине? Где, в конце концов, результат моих пыхтений на тренажёрах?». Бьюсь об заклад, судя по вашей худобе, они там ещё навязывали всякие бады с препаратами для похудения плюс всевозможные диеты. Не так ли?
        Можно было даже не сомневаться в её ответе.
        Этот случай с Котиком пример того, как порой бездумно и глупо люди тренируются в залах. Да и сами тренеры ничего не знают о теории стресса и мышечной памяти, никогда не читали и не анализировали труды Ганса Селье и Майкла Ментцера. «Раздуют» себя анаболическими стероидами для показушной важности и сидят всю оставшуюся жизнь на «химии», дабы не терять презентабельный вид. А клиенты, глядя на такой «результат», думают, что те знают что-то такое, чего им неизвестно. Вот и ползут по проторенной кем-то дорожке, наступая на одни и те же грабли. Беда, да и только! А что в результате?

        Подружки

        Две подружки лет по тридцать пять-тридцать семь регулярно занимались в нашем зале. Одна, та, что помощник депутата «местного разлива», сильно худая, просто кожа и кости. Другая, та, что врач-педиатр», слегка полненькая, но рыхлая. Больше года я наблюдал, как они, самозабвенно махая гантелями и дёргая тренажёры за рычаги, пристально вглядывались в свои отражения в зеркалах. И так через день по два-три часа.
        Тут же я со своими подопечными. Объясняю, рассказываю, требую, заставляю, считаю….
        Как-то одна из подружек подошла ко мне и спрашивает:
        - Говорят, что вы ещё и массажист.
        - Есть такое, - отвечаю ей.
        - А вы могли бы глянуть мою спину. А то где-то болит вот тут, - машет рукой позади себя.
        - И  у меня тоже! - подключается её подруга.
        Пока моя клиентка отдыхает между упражнениями, я ложу одну на мат и привычными движениями ставлю позвонки грудного отдела на место. Та же история со второй.
        - Ой, как хорошо! Даже дышать стало легче! - удивляется одна.
        - И прям тепло по спине пошло. А что это с нами такое было? - интересуется другая.
        - Всё банально просто. Из-за слабых мышц и связок позвонки сползли, нарушив соосность. Не факт, что они останутся на месте. Боли опять вернутся, если не закачивать спину.
        И тут понеслось:
        - Как это «слабых мышц»?! Мы же регулярно тренируемся! Вот в интернете целые комплексы расписаны! Мы их тщательно выполняем! Что вы такое говорите!
        - Спокойно, девушки, - тушу я «пожар» их возмущений. - Интернет – это большая куча мусора. Туда сбрасывается всё: и хорошее, и плохое, и откровенное дерьмо. Там «каждая жаба хвалит своё болото». То, что вы занимаетесь, я вижу. Но очень важно как заниматься. Вот вы – худенькая, и наверняка хотите подкачаться, набрав вес. А вы, скорее всего, хотите похудеть и укрепить свои мышцы. Не так ли?
        Подружки закивали головами.
        - Так чего же вы одну и ту же гантель одно и то же количество раз целый год мусолите? Мало того, что у вас отсутствует индивидуальный подход к достижению цели в тренировочном процессе, так ещё ваши мышцы, не ощутив желанной нагрузки, давно уснули, напрочь потеряв способность прогрессировать. А ведь они – корсет для ваших позвонков.
        Несколько минут они «переваривали» сказанное. Чтобы до них окончательно дошло, я добавил:
        - Короче говоря, вы годами топчитесь на месте, застынув в развитии. Пустая трата времени и денег.
        И тут одну из них, и что интересно худую, буквально прорвало:
        - Вы что хотите, чтобы я взяла потяжелее гантели и стала такой, как он?! - тычет пальцем на плакат Арнольда Шварценеггера на стене. - Ни-ког-да! Тут лишнее не знаешь как скинуть, а вы предлагаете добавлять вес.
        - Вот-вот! - запричитала в унисон её подружка. - Если мы через день по три часа будем ещё и тяжести таскать, то у нас совсем сил не останется. Тоже мне сказали!
        - Простите, но, если заниматься разумно с пониманием того, что делаешь и результативно, то вполне достаточно одного часа два раза в неделю. Поверьте, я так тренирую своих, и они о болях в спинах уже давно забыли.
        Обе перевели взгляд на мою подопечную.
        - Вот именно, - подтвердил я, - таскает, как вы сказали тяжести, раза в три больше ваших и совсем не гипертрофированная, как Арнольд. Кстати, это бывшая учительница географии на пенсии. Ей пятьдесят восемь лет. Впечатляет?
        И тут их опять прорвало со старой «песней»: «А вот в интернете говорится…», «А вот мы подписаны на канал титулованной звезды бодибилдинга...», «А вот все наши знакомые так тренируются…», «Да вы вообще как-то не правильно тренируете…».   
        - Послушайте, уважаемые! Самая главная ваша мышца находится вот здесь, - я постучал пальцем по голове. - И прежде, чем что-то делать, копировать, повторять и так далее, вы должны чётко осознавать что вы делаете и почему нужно делать столько. И ещё – бодибилдинг, да и вообще любой тренировочный процесс – это, по сути, продолжение медицины, физиологии и анатомии, а не отвлеченное занятие. Вот вы сколько подходов делаете?
        - Ну, пять.
        - А почему пять? Почему не три или скажем десять? А в каждом подходе сколько раз?
        - Ну, двенадцать-пятнадцать.
        - Опять же: почему не пять или двадцать пять. Чем объясните? А если достаточно двенадцати, то зачем тогда пятнадцать?
        - Так в интернете рекомендуется.
        - Я вам могу десятки различных рекомендаций найти в интернете, и в каждой будет своя цифра. А ведь человеческие организмы, несмотря на рост, вес, возраст, пол и так далее устроены одинаково и соответственно подчиняются одним и тем же законам анатомии, физиологии, биохимии, стрессовости, в конце концов. А такой разброс в рекомендациях по количеству подходов и количеству движений в них говорит лишь о незнании этих самых законов. Человекам свойственна стадность: я так делаю, потому что так делают все. А незнание законов приводит или к перетренированности или недотренированности. Короче говоря – к отсутствию результата.
        Мои заумные речи не произвели на них должного впечатления. Чуть ли не махнув рукой в мою сторону, они, молча отвернулись и с утроенной энергией углубились в тренировочный процесс, продолжая истязать ту самую трёхкилограммовую гантельку, усердно заглядывать в интернет и оценивать свои отражения в зеркалах.
        Так продолжалось недолго. Не добившись желаемого результата, они сменили зал на более «крутой» и «навороченный», наивно полагая, что, если пересесть с легковушки на джип, но не знать правил движения, можно быстрее добраться к намеченной цели.   
 

        Они не знают

        Подобных случаев в моей многолетней практике много. Человек куда-то регулярно ходит, что-то там таскает, пыхтит, вроде трудится (тренируется), а в итоге или незначительные улучшения или полный ноль. Я как-то не придавал этому внимания – не мои клиенты, потому и не задумывался. Своих забот хватает. Но вот последний случай заставил меня поразмыслить. Почему так?
        Она позвонила, чтобы записаться на диагностику. Спинка у неё постоянно болит и не даёт нормально жить. Казалось бы обычная история, но….
        Пришла молодая особа, худая, выше среднего роста. Безжизненная пакля редких волос, выпаленных краской, морщинистая кожа лица асфальтного цвета с ямками и сыпью, заметная сутулость даже в новомодной одежде. Зато ресницы наращенные, губы накачаны сардельками, брови набиты. То на ноге, то на руке, то на плече и шее тёмно-синими островками грязи наколки. Вдобавок золотые цацки в носу, на языке, по всему периметру ушей, и, как позже выяснилось, в пупке. Короче, весь антураж современного дебилизма. Вот такой получается диссонанс – этикеточка с обёрточкой блестящие, яркие, а конфетка внутри гнилая.
        Беседую, чтобы понять кто передо мной. Выясняется, что периодически попивает алкоголь (ну, как все), курит электронные сигареты (как же без них, это же сейчас так модно), заядлая кофеманка-сладкоежка (а что тут такого – всего несколько чашечек в день), и на фоне всего этого она считает себя суперспортивной особой, так как через день посещает тренажёрный зал, борясь там за своё здоровье минимум по три часа. Но вот, зараза, почему-то спинка у неё всё время болит! Эта (да простит меня читатель) «фифа» пытается усидеть на двух стульях своей худосочной попой: регулярно с наслаждением себя травит, и одновременно хочет быть здоровой. Ах, да! Она ещё до ужаса боится поправиться на лишние полкилограмма, тщательно считает потребляемые калории, сидит на новомодных разрекламированных диетах, и верит в различные суперсовременные добавки, витамины и прочую подобную хрень. Кроме личного косметолога, тренера и диетолога у неё ещё и личный психолог. Всё есть, самое продвинутое и якобы передовое, и она сама всегда в тренде, но вот, блин, почему-то спинка болит!
        Ложу на стол, осматриваю спину и что я вижу: заметный сколиоз, старческая сутулость, кости и кожа, убитая целлюлитом. Мышц практически не видно. Конечно, они-то есть, но настолько дряблые и неразвитые, что хочется плакать. И после всего этого, она удивляется непроходящей проблеме. Ах, я же вся правильная и спортивная, а тут вдруг такое….
        И вот уже у меня ступор: как же так, человек ходит в зал три раза в неделю, а на теле полный ноль? Силюсь понять изо всех сил, потому что подобных случаев в моей практике, как уже говорил, воз и целая тележка. Через какое-то время снисходит откровение, я бы даже сказал, полное трагизма.
        Во-первых, фифа не знает, что мышцы, в частности мышцы спины, это не только упругость и пропорциональность фигуры. Это ещё и корсет для позвоночного столба. Когда они натренированы, они не дают сползать позвонкам, раздавливаться межпозвонковым дискам, проявляться так называемым грыжам. К тому же мышцы спины кормят весь позвоночный столб. Он питается не отдельно, а через мышцы, которые его окружают. Кстати, они же и питают покрывающую их кожу. Не кремы, которыми её пытаются обильно мазать снаружи, а кровь из рядом лежащих мышц. Человек устроен так, что всё, что он кушает, пьёт и чем дышит, всё вначале попадает в кровь, которая разносит эту жидкостно-воздушную смесь по кровеносным сосудам ко всем органам. Но подавляющая часть сосудов и артерий пролегает именно в мышцах. Шевелим мышцами – улучшается кровообращение залегающих под ними костей, связок, сухожилий и расположенной над ними кожи. Но фифа этого не знает, и не хочет знать, что регулярным всасыванием в себя никотина, кофеина, алкоголя, сладостей и прочего дерьма она не только себя отравляет и закисляет, но накапливает эти яды, что в долгосрочной перспективе будет разрушать её организм всевозможными болячками. А нарушенные из-за этого процессы регенерации и выведения токсинов сводят на нет все её тренировочные старания.         
        Во-вторых, фифа ходит в зал через день, практически там прописалась. А где же её мышцы? Она не знает, что единственно важным условием для роста мышц, изменения их качественного состояния является стресс, которого они ещё не испытывали. Будет стресс, они начнут под него подстраиваться и, следовательно, меняться в лучшую сторону. Можно хоть каждый день ходить в зал и ничего не получать взамен. Важно не сколько часов ты занимаешься, а как. И ещё ; сколько дней после полученного стресса твои мышцы восстанавливаются. А она думает, что чем чаще ходить в зал, тем лучше. К тому же купила абонемент, потратив несколько тысяч денег. Её там убедили, что абонемент – это выгодно, потому как по абонементу одно занятие стоит дешевле, чем отдельно взятая тренировка. Но за месяц пятнадцать тренировок нужно выходить. Иначе, если не прийти, тренировка пропадает ; хитрый маркетинговый ход всех крутых тренажёрок. А ей с её щуплым телосложением всего-то нужно одна грамотная стрессовая тренировка и три-четыре дня отдыха! За месяц набежит всего лишь семь-восемь тренировок или того меньше с учётом ежемесячных женских дел.
        Если бы она в зале полноценно тренировалась, то ей бы сил не хватило ходить туда через день. Она бы уже в порошок стёрлась. Что же она там тогда делает целых три часа? По большому счёту ничего толкового. Одевает новомодные тренировочные лосинчики с топиком, повязочку на лобик, часики на ручку, которые пульс меряют и шаги считают, фирменные кроссовочки. И всё должно быть яркое и открытое, чтобы всем были видны её золотые цацки по всему телу и оригинальные наколки. Она же туда идёт себя показать, других посмотреть. А ещё там обязательно селфи нужно делать и на своей страничке в инсте выставлять, чтобы все видели какая она стройная и спортивная. Что-то там тренирует из того, что найдёт в интернете. Как? А читайте в предыдущем рассказе. Это, если сама. Ну, а если с тренером, то я ему не завидую. Задача тренера – не только составить грамотный индивидуальный комплекс для клиентки, но и вести тренировку. Образно говоря, стоять над ней и «гавкать», чтобы она выкладывалась на все сто. Как говорила одна из моих клиенток: «Если бы вы надо мной не «гавкали», я бы ещё на десятом разе все кинула. А так двадцать раз повторила».
        Но на фифу нельзя «гавкать». Она не терпит даже малейшего насилия над собой. Она создана для любви и денег. И эти деньги она платит тренеру, чтобы он мягко ей подсказывал и постоянно восхищался её результатами. А если он будет «гавкать», то останется без работы. Она быстро его поменяет на более лояльного. Их в элитных залах хватает, и их зарплата напрямую зависит от количества набранных клиентов. Поэтому ни-ни на неё кричать, ни-ни её заставлять, ни-ни её нагружать. Она лучше знает как и сколько себя любимую напрягать. Отсюда и результат, а точнее его отсутствие.
        Подобные экземпляры часто сбиваются в стайки. Приходят в зал как в клуб по интересам: «позвиздеть», себя показать, на других поглазеть, новости узнать, сплетни распустить, очередное селфи состряпать. После традиционного «чмоки-чмоки» начинается: «А вот я вчера…», «А вот у меня….», «А мой мне знаете что подарил…». Ну, и дальше: «А он что?...», «А ты ему что?…», «А они чего?...», «А сколько это стоит?...», «А какая это фирма?...». Короче, безудержный бабский трёп вперемешку с заглядываниями в телефоны, попутными звонками на запись к личному массажисту, визажисту, психологу, модельеру, парикмахеру, стилисту и тэдэ и тэпэ. Сама тренировка (хождения по беговой дорожке или махания  гантельками с подёргиваниями тренажёров) где-то там, в промежутках между пустым, никчёмным балабольством. На выходе они считают себя молодчинками, потому что легко выполнили все упражнения, а значит (как им кажется), они стали сильнее, крепче, сексуальнее…. Ведь они ходят сюда через день за здоровьем, тратя свои драгоценнейшие три часа.
        Фифы не понимают, что тратят свои деньги и время впустую, ведь единственным условием для изменения и роста мышц является стресс, и последние движения в упражнении должны выполняться на грани «смогу - не смогу». А для этого нужно напрягаться, трудиться, «пахать» до десятого пота, мучиться, пыхтеть, терпеть боль, если хотите. И чем больше стресс, тем дольше отдых. Да-да! Только так! И даже без особых диет, таблеток с витаминами и прочей «химии». Тогда и мышцы станут крепкими, и спинка не будет болеть, да и времени на «позвиздеть» не хватит. У них почему-то на первом месте не как правильно тренироваться, а как во время выполнения держать ручку, оттопыривать пальчик или выставлять попу, ставить красиво ножки, прогибать поясничку. То есть второстепенные факторы, которые ну никак на рост мышц не влияют.
        Ещё они жутко боятся набрать вес. Они думают, чем худее, тем эффектнее и здоровее. Стройная и тощая – это ведь разные понятия. Толстушки в зале молча завидуют худышкам, а те считают себя эталоном, потому что в свои тридцать–сорок лет умудряются влезть в штанишки для шестнадцатилетних. И безумно счастливы своей худобе. А мышц как не было, так и нет. Фифы не понимают, что мышечная ткань весит тяжелее жировой. Жир можно временно согнать, даже особо не трудясь, с помощью диет и жиросжигателей, но если тренировать мышцы, то вес будет даже немного прирастать. А это для них катастрофа. Для них цифры на весах самый главный магический показатель. И чем они меньше, тем замечательнее. «Ай-я-яй!!!! Я почему-то поправилась, на целых  -надцать грамм!!!! Надо меньше есть и больше аэробных движений». И давай мусолить беговую дорожку с орбитреком. А до накачки мышц очередь так и не доходит. Позвоночник остаётся ничем не защищённый. Отсюда и проблемы в спине.
        Кроме естественного набора веса за счёт мышц у них ещё панический страх стать гипертрофированными или по-простому ; перекачанными. «Взять тяжелее гантель? Сделать больше повторений? Вы что! Ни-ни, никогда! Я же сразу превращусь в гору мышц и стану мужланистой». Как же они далеки от элементарной физиологии, анатомии и грамотного тренировочного процесса! Какой только мусор не собирается в их головах. И где только они этот бред находят? Тут всю жизнь таскаешь «железо» и всё равно собой не доволен. А эти дурёхи, нисколечко не напрягшись, боятся перекачаться. Фантастика!      
        В большинстве своём это бизнес-леди, публичные личности, начальницы, депутатки, высокооплачиваемые блогерши с моделями, любовницы богатых толстопузиков и прочая элитная «шелуха», которая даже мысли не допускает, чтобы им было трудно, больно, тяжело, неприятно…. Ни-ни! У них всё и всегда должно быть восхитительно, тепло, красиво, удобно, уютно, комфортно, вкусно, дорого, модно, необыкновенно, популярно, в тренде, самое-самое…. Даже в зале. Они ведь на вершине жизни, они считают себя цветом нации, а значит всезнающими. На них смотрят, их боготворят, на них равняются, за ними повторяют…. Но вот, бляха-муха, почему-то здоровье пошаливает, ручки с ножками слабые, и спинки всё время болят….   

 12 сентября 2023 г.


Рецензии