Островский в Буффе заговорил о легкомысленности

За полтора столетия пьесы Александра Николаевича Островского переживали взлёты и падения. Одни тексты всегда более или менее держатся в топе, а другие порой не пересекались с актуальной действительностью; не все пьесы были понятны, например, в советское время. Несколько лет назад поднимался вопрос, как стимулировать театры ставить Островского, поскольку казалось, что интерес поугас. Да и традиционные рассказы учителей про «луч света в тёмном царстве» звучат более архаично, чем диалоги малообразованных мещан и купеческих дочек современного Островскому Замоскворечья, плотно перекрывая шаблонами смысл произведений гениального автора.

К счастью, двухсотлетний юбилей «отца русского театра» многие коллективы отметили премьерами в разных стилях и жанрах. Летом театр «Буфф» представил свою четвёртую постановку по тексту Островского! И, хотя углубляясь в творчество великого драматурга понимаешь, насколько его язык современен, сюжеты интересны и архетипичны, тем не менее, идея музыкальной постановки по Островскому интригует. Как это вообще возможно, не будет ли «против» материал «о жизни захолустья»?

Как говорят, хороший режиссёр может поставить даже товарный чек, и уж тем более не проблема создать музыкальную комедию по пьесе Островского. Притом с самого начала спектакля понимаешь, что текст пережил очень деликатную редактуру, немного сокращены диалоги, но без радикального вмешательства. Островский уникален тем, что от пьесы к пьесы даёт шанс на счастье тем, чей «поезд» уже, кажется, ушёл: например, в пьесе «Богатые невесты» автор выдаёт замуж женщину, которая была содержанкой, или в трилогии про Бальзаминова такому чуднОму персонажу пара находится! А в «Поздней любви»? Разве не дурной жених — адвокат, подмочивший себе репутацию гулянками, мот и игрок? А лирическая героиня — бесприданница, засидевшаяся в девках! И что? Эти двое обретают смысл жизни друг в дружке и, вероятно, впереди ждёт их «честная жизнь». Премьера по этой пьесе в «Буффе» в постановке заслуженного артиста РФ Михаила Смирнова названа «Островский#Любовь» — как дань уважения автору.

«#Любовь» в оформлении Яны Штокбант без излишеств, да и цвета простые: белый, серый, чёрный, вкрапления красного. С одной стороны, намёк на позапрошлый век есть, но, в то же время, события спектакля можно воспринимать и вне времени. Благодаря обилию белого постановка воспринимается светлой, воздушной, лёгкой.

Спектакль существует на стыке жанров — драматического и музыкального. Такое сочетание всегда влияет на стиль игры, но здесь получается гармонично и естественно. Стилизованные старинные русские романсы оказываются не притянуты за уши, а отражают настроение героев, всё к месту, ничего случайного. Героиня Островского разбитная вдова Варвара Харитоновна Лебёдкина здесь становится певицей. Богемный образ жизни, поклонники, «спонсоры» — то, что понятно и сегодня и объясняет образ жизни Варвары и Николая. В роли Лебёдкиной Маргарита Таничева — яркая, талантливая, с характером, с необычным низким тембром голоса. Её героиня вертит всеми, кто попадается на пути. Она и передвигается в основном вместе с кордебалетом: где она, там и праздник. В паре с ней интеллигентный Андрей Подберёзский в роли Николая выглядит убедительно и мы верим, что за такой дамой многие пойдут и будут стараться заслужить её внимание. Подберёзский — артист харизматичный, обаятельный; почему в него влюбляется Людмила (Екатерина Портнягина), понятно и, можно сказать, ожидаемо. Но также понятно, почему за Лебёдкиной ухаживает мама Николая (роль исполняет заслуженная артистка РФ Елена Зубович), при этом не считая, что сын может завоевать такую барышню — как часто родители уверены, что дети сами не могут сделать выбор, что кто-то со стороны лучше знает, что взрослому «ребёнку» нужно! Это «двойное дно» узнаваемо и понятно.

Если вспомнить, например, постановку Егора Перегудова по этой пьесе в театре «Современник», то там ведёт Людмила в исполнении Алёны Бабенко. В постановке Михаила Смирнова акцент смещается на Николая. Именно он принимает решения, он выбирается из своей запутанной жизни. А поскольку Николай здесь красивый, аристократичный, то и зритель понимает, что он не злодей. Но на этом история не заканчивается. По большому счёту, спектакль посвящён разным видам легкомысленности.

Маргаритов (заслуженный артист РФ Мурад Султаниязов) рассказывает, как лишился всего из-за неосторожности. Людмила, дочь Маргаритова, легкомысленна по-своему: она готова отдать всё ради любви, не думая о последствиях. Николай всеми героями воспринимается как эталон несерьёзности, да и «мучительница» его, Лебёдкина, тоже барышня рисковая и бездумная и очень плохо кончит — разве что выйдет замуж за какого-нибудь «педанта» и вдруг остепенится. Пока же она в долгах и отдавать не хочет. Купец Дороднов (заслуженный артист РФ Михаил Трясоруков), кажется, ворон не ловит, но и он здесь неожиданно швыряется деньгами, приговаривая: «Бери, все берут, страна такая!». И все эти рассказы встают «в линеечку»: смотрите, какие люди существа безответственные, как легко в долговую яму идут за развлечения.

Островский в музыкальном театре, как и в драматическом — живой, и его комедия отличается от многих прочих содержательностью и убедительностью сюжета. И, пока есть такая возможность смотреть Островского в «Буффе», — это определённо стоит сделать.

Автор текста: Ирина Пекарская, член Союза театральных деятелей РФ, завлит камерного драматического театра «Левендаль»

Опубликовано на портале "Субкультура"29.09.23


Рецензии