Поэты ушедшего времени 4 Иван Бунин Часть 7

                ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
           ПОЭЗИЯ
           **********
           Иван Бунин издавший несколько поэтических сборников и получивший за
  них две Пушкинские премии,долгое время имел в литературном сообществе
  репутацию старомодного пейзажиста.В годы его молодости русская поэзия искала
  новые формы для самовыражения,и приверженец классики Иван Бунин выглядел
  консервативным на фоне Брюсова,принесшего в лирику "дыхание городских улиц"
  или раннего Блока с его неустроенными героями,внедряющегося в самую гущу
  жизни.Как писал в своей рецензии Максимилиан Волошин,откликнувшийся на
  бунинский сборник "Стихотворения" (1903 - 1906 год)издательство "Знание").Иван
  Алексеевич оказался в стороне " от общего движения в области русского стиха".
  В тоже время,по словам Волошина,с точки зрения живописи поэтические картины
  Ивана Бунина достигли конечных точек совершенства".

  В лирике молодого поэта чувствуется влияние Якова Полонского,Аполлона Майкова,
  Алексея Жемчужникова,Афанасия Фета.Критик Константин Медведский при анализе
  произведений лауреатов Пушкинской премии за 1903 год привёл несколько цитат из
  бунинского сборника "Листопад",в котором обнаружена "школа Фета",- речь в
  частности,идёт о таких строчках:Бушует полая вода"- Шумит и глухо и протяжно./
  Грачей пролётные стада/ Кричат и весело и важно:Кроме того,современники Ивана
  Алексеевича связывали его поэтические зарисовки с пейзажами из поэтических
  произведений Тургенева и Чехова.В первых десятилетиях 20 века критики желали
  Бунину быстрее избавиться от "перепевов" и выйти на самостоятельную дорогу в
  поэзии.
  Основной темой в ранних стихотворениях Ивана Бунина была природа с её
  временами года," седым небом" и лесами на дальних косогорах".Позже пришёл
  черёд философских размышлений,когда среди элементов пейзажа появились погосты
  и надгробия,а лиричный герой обратился к космическим кораблям,начал искать
  ответы на вечные вопросы:"И меркнет тень,и двинулась луна,В свой бледный свет,
  как в дым погружена,/И кажется вот - вот и я пойму/ Незримое - идущее в дыму".

  Стихотворений о любви у Бунина немного,но интимные переживания его персонажей
  стали своеобразным прологом к прозаическим произведениям Ивана Алексеевича,
  написанного гораздо позже.К примеру,в его любовной лирике есть та
  чувственность,которая свойственна герою "Митиной любви"(Я к ней вошёл в
  полночный час,/Она спала - луна сияла"),а также печаль,проступает в рассказе
  "Легкое дыхание".(Погост,часовенка над склепом/.Венки,лампадки,образА/И в
  раме,перевитой крепом,- Большие ясные глаза")

  РАССКАЗЫ и ПОВЕСТИ
  **************************
  Дебют Бунина,как прозаика состоялся в 1983 году,когда в петербургском журнале
  "Русское богатство" был напечатан его рассказ "Деревенский эскиз" позже
  получивший другое название "Танька".Редактор "Русского богатства" Николай
  Михайловский после знакомства с рукописью написал двадцатитрёхлетнему автору,
  что со временем из него "выйдет большой писатель".В последние годы в разных
  изданиях были опубликованы его рассказ "Кастрюк","На край света", "Антоновские
  яблоки","Маленький роман" и другие.Критики проявляли к творчеству И.Бунина
  сдержанный интерес,упоминали про поэтические краски",присутствие в его прозе,
  однако до поры до времени ни одно из сочинений Ивана Алексеевича не
  воспринималось в литературном сообществе,как большое событие.По замечанию
  Корнея Чуковского в его ранних полу элегиях,полу новеллах..не хватает железа и
  камня".
  Перелом произошёл после выхода повести "Деревня" И.Бунин начал работать над
  ней в 1909 году,читать отрывки в литературных кружках,и о произведении
  заговорили задолго до сдачи рукописи в печать.Газета Биржевые ведомости (
  1909 год,№ 11348)писала,что новые сочинения И.Бунина,вероятно вызовут
  разговоры и полемику справа и слева".Первая часть "Деревни" была опубликована
  в "Современном мире" в марте 1910 года,а первая рецензия ещё до выхода номера
  в свет - обозреватель газеты "Утро России" В.Батуринский сумел познакомиться в
  редакции с корректорским вариантом,и опередив коллег,подготовил рецензию,в
  которой назвал повесть выдающимся произведением текущего сезона".В дискуссии
  по поводу "Деревня" включились и критики,и литераторы:автору предъявляли
  претензии в "утрате чувства художественного правдоподобия"(Г.Полонский),его
  обвиняли в том,что он "струсил собственных этюдов и эскизов"(Александр
  Амфитеатров),о повести писали,как о возмутительной,насквозь лживой книге"(
  А.Яблоновский).В числе тех, кто поддерживал И.Бунина,была Зинаида Гиппиус,
  отметившая в журнале "Русская мысль"(1911 год №6),что повесть Деревня" строга,
  проста и гармонична:"..ей веришь просто"

  Несмотря на резкость отдельных оценок "Деревня",а также опубликовавшаяся вслед
  за ней повесть "Суходол"("Вестник Европы,"1912 год №4)закрепил за Буниным
  репутацию востребованного прозаика - его произведения стали гораздо охотнее
  приобретать журналы и газеты,а Товарищество издательского и печатного дела
  А.Ф.Маркс" предложило писателю заключить контракт о выпуске Полного собрания
  его сочинений.Шеститомник был издан в 1915 году весьма внушительным тиражом -
  200 000 экз.
  В том же году появился рассказ И.Бунина "Господин из Сан - Франциско".По
  свидетельству Муромцевой,замысел произведения возник у Ивана Алексеевича во
  время их путешествия на пароходе,из Италии.Среди пассажиров началась дискуссия
  о социальной направленности,и писатель предложил своему аппоненту представить
  их судно в размере:на верхней палубе люди прогуливаются и пьют вино,а в нижних
  отсеках работают:"Справедливо ли это?" рассказ был в целом доброжелательно 
  встречен рецензентами:так,историк,литератор Абрам Дерман("Русская мысль",1916
  год №5)обнаружил в нём некоторые художественные приёмы свойственные Льву
  Толстому,- например,испытание смертью,а писательница Елена Колтоновская прежде
  находившая в прозе И.Бунина много изъянов,после выхода "Господин из Сан -
  Франциско" назвала Ивана Алексеевича "самым крупным представителем новой
  литературы".

  Более сдержанно определил это произведение Александр Измайлов,которому история
  про богатого 58 - летнего американца,отправившегося в Старый Свет за
  развлечениями,показалась чересчур растянутой по мнению критика,она могла бы
  уместиться в формат небольшой зарисовки.
  Одним из последних произведений,написанных И.Буниным в предреволюционную пору
  стал рассказ "Лёгкое дыханье"("Русское слово",1916 год №83).История про
  гимназистку Олю Мещерскую,застреленную на вокзале казачьим офицером.Была
  придумана писателем во время прогулок по кладбищу острова Капри,когда на одном
  из надгробий он увидел портрет жизнерадостной девушки.Юная героиня рассказа
  представляет собой тот особый женский тип,который всегда был интересен Ивану
  Алексеевичу.В ней есть загадочность подчиняющая мужчин,и заставляющая их
  совершать безрассудные поступки.В ту галерею роковых женских образов,
  обладающих природным даром очаровывать,входят персонажи бунинских рассказов
  "Клаша и Аглая",а также созданной уже в эмигрантской повести "Митина любовь".

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                16.09.2023


Рецензии