Закройте двери для сомнений

     Артем Матвеевич молодой научный сотрудник кафедры философии старательно вымучивал эссе, которое задал ему написать  старый преподаватель кафедры, назначенный  руководителем дипломной работы.
 Аким Калинович Благой это преподаватель, в котором на редкость сочеталось имя отчество и фамилия. Мужское имя Аким можно услышать во многих языках мира, включая иврит, русский и турецкий. Происхождение у него еврейское – это вариация имени Иоаким. Буквально его можно перевести как "созданный Богом". Отчество  происходит от  древнегреческого Каллиник, которое переводится как «одерживающий победы».Фамилия говорит за себя дарящий благо.
Он был чуть выше среднего роста, с седыми , почти белыми, волосами и капитанской бородкой. Всегда подтянутый, аккуратно одетый. Студенты обожали его лекции, на них приходили даже студенты с других факультетов. Удивительным была форма чтения лекций. Аудитория как бы погружалась на машину времени и попадала в общество различных  философов, с которыми вступали в беседу, споры сами студенты. Становились активными и начинали говорить почти все, порой удивляясь как это происходит.   Магия воздействия была такой силы, что в споры вступали и приходящие преподаватели разных дисциплин.
  Студенты ласково называли его Калинычем. Артем Матвеевич стоял перед Калинычем, который знакомился  с  заданным  эссе.
   —--- Ну, что ж ! Компьютер, Вы,  освоили на уровне начальной школы. Нырнули в поток информации и заглотили то, что не тонет  по законам физики. Но, Вы, претендуете на научную степень, стремитесь к Олимпу философии. А Вас еще не пускают к нему.
 Вы ,  стоите на старте, даже не заняв свою позицию. Оглянитесь!! Вы, на спортивной дорожке !! На Вас смотрят Боги !!!
  Через  две  недели я читаю  лекцию специально  для Вас Мы будем размышлять над смыслом жизни !!  Как написано в Википедии,  это ,  философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума. Я жду Вашего активного и достойного участия.
   Артем Матвеевич озадачился еще больше. Эссе превратилось в реферат, а это  краткое, но емкое изложение главных идей первоисточника. !! И всего одна неделя для работы, как минимум с   N количеством первоисточников.. Необходимо показать умение и способность анализировать и систематизировать материал.. а главное свою  готовность выступать, дискутировать, убеждать. По сути быть готовым к написанию кандидатской диссертации.
  Улыбка искривила лицо Артема Матвеевича  и  он, кивнув головой, пошел домой. Пройдя пять остановок метро так и не застегнув пальто, с шарфом в руках, он автоматически вошел в квартиру. Жена была на дежурстве в больнице. Кот Самсон, еще до появления хозяина, почувствовал его растерянность и отчуждение, а не услышав привычное  :
—--- Аве, Самсон !!! Лег на кресло и прикинулся спящим.
    Артем Матвеевич  достал из холодильника пакет кошачьего корма фирмы “ Мираторг “, обещающей хозяину и коту кролика в желе, и возложил содержимое на тарелку из фамильного столового сервиза, поставил на пол. С пола он поднял пустую металлическую миску и, к удивление Самсона, поставил ее рядом с компьютером  и сел в позе Роденовского мыслителя. Через некоторое время перед Артемом Матвеевичем  на столе  нарисовался Самсон стал смотреть на хозяина неморгающим  и  вопрошающим взглядом, чем  то  напомнил Калиныча  :
   —---  У меня все леге артис  !!  Я  ищу вектор  начала  исследования!!Включив радиостанцию “Наедине с музыкой “,хозяин следил за нейро фонами экрана рабочего стола.
      Неожиданно на плечи Артема Матвеевича легли мужские руки. Он повернулся и увидел  мужчину в греческом гиматионе, очень похожего на Калиныча.
   —----  Аве, Артем !!  Я Гиппократ. А  это мой друг Демокрит. На кресле возле стола сидел мужчина тоже в гиматионе и смеялся,поглаживая Самсона.
 Гиппократа считали не просто врачом, но врачом-философом, идеи которого много дают для объяснения природы человека. До нас дошла его переписка-правда, признанная поддельной. - с другим выдающимся мыслителем -Демокритом.  Жители города Абдеры, где жил Демокрит, сочли его сумасшедшим - он не любил общества, а на людях часто хохотал, видя глупость сограждан, за что был прозван «смеющимся философом». Гиппократа, как признанного авторитета, призвали подтвердить случай безумия (похоже, он занимался и психиатрией), но медик во всеуслышание заявил, что Демокрит - самый здоровый из абдеритов. Так зародилась дружба двух великих умов.
  —----    Ощущение, что жизнь наполнена смыслом, делает людей счастливее. Сказал Демокрит и засмеялся.
  —-----  Тема, вашего реферата   “Философия жизни и возможности антропологического подхода”  весьма интересна и ,Вы. должны начать ее с лекции , на которую приглашены с правом и обязанностью голоса. Гиппократ :
    —----  Мой друг прав !! Эта лекция  и есть базовая точка вектора исследования. Тема лекции это направление движения студентов к выбранной цели жизни. Это смысл их жизни, воплощение мечты стать врачами  и  они должны  попасть в морские глубины  самой человечной  науки. Но не утонуть, а профессионально спасать людей !! Изучению этой науки надо отдать всю жизнь. И  помнить главную заповедь врача  “  Не навреди !! “   или  по  латыни .”” Noli nocere  “”.   Начинать надо с моего учения, провести его через всю лекцию и  переплести с учениями других философов и завершить моей клятвой.
   —---   В споре  надо  говорить  о том, что для человека наиболее важно, как, во имя чего человек должен жить.И сегодня остаются животрепещущими: существуют ли принципы, которые можно назвать самыми высокими нравственными основаниями жизни? А если существуют, то в чем они состоят? —--  говорит Демокрит —--
"Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость",
  Артем Матвеевич :
   —-     Но универсального ответа на вопрос о смысле жизни нет — нужно понять, что важно именно для нас. Для одних людей самое важное — это отношения с любимыми, для других — самореализация, а третьим важнее всего получать максимум удовольствия каждый день.
  Демокрит :
           —-  Надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь одного, делают душу слепой по отношению ко всему прочему. Привлекает полнота жизни."свиноподобны” те люди, которые стремятся к роскоши.
Гиппократ :
  —---  Определена точка начала вектора исследования !
 Progredi  !!
Артем Матвеевич :
   —-----    Спасибо !!  Сказал и хлопнул ладонью по  столу. Металлическая  миска  Самсона упала на пол  и загремела.
 Артем Матвеевич  убрал с рабочего стола компьютера  сменяющиеся  нейро фоны  и начал работать с текстом.
  Перед глазами пролетали страницы трудов выдающихся философов. Их крылатые высказывания :
      Не позволяйте поведению других разрушить ваш внутренний        мир ». - Далай Лама
“Каждый гений ». - Альберт Эйнштейн“
 “Впитывай то, что полезно, отбрасывай бесполезное,добавляй то, что уникально для тебя ». - Брюс Ли
Жизнь без опыта и страданий - это не жизнь ».
 - Сократ
Глаза и уши - плохие свидетели для людей, если у них некультурные души ». -
 Гераклит
    “Живи так, как будто завтра умрешь. Учись так, как будто тебе
      жить вечно ».
- Махатма Ганди      “Если вы понимаете, что все меняется, вы не за что будете пытаться держаться ».
- Лао-цзы…………………..
   Прошло  три дня. Голова работала как штаб  информации, которая постоянно формировалась в устную речь. Артем Матвеевич разговаривал вслух с разными интонациями, акцентами., спорил с собой.. Жена не беспокоила его. Во сне он видел себя стоящим перед аудиторией, а не сидящим  среди студентов. И только теперь он начал ощущать смысл своего решения написать кандидатскую работу, рождалось новое чувство ответственности. Аким Калинович ждал его работу, студенты ждали правду, его правду  по теме   . Он был базовой точкой их вектора  смысла жизни,  открывающим дверь в  медицину.
     Артем Матвеевич не принимал  учение   Ницше, который отрицал научное познание мира и Богом данную любовь к жизни.
На сутки он утонул в философии Ильина И.А.  Смысл жизни человека, согласно утверждениям философа И.А.Ильина, скрывается в реальной глубине души.
    Свобода это необходимое условие осознания и осуществления смысла жизни, причем речь идет именно о духовной свободе личности. Исходя из этого человек благодаря свободе осознает и реализует смысл своей жизни.
Только благодаря свободе осуществляется и обнаруживается смысл человеческой жизни, даже, несмотря на то, что свобода человека порождает столько видов зла.
    Философия Ницше это философия зла, ставшая  сегодня важнейшим теоретическим источником идеологии фашизма  на Украине.
Ницше утверждает, что становящийся мир непознаваем. Аппарат познания  человека, выработанный в ходе эволюции, предназначен не для познания, а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти.
 Как часто люди ненавидят друг друга, поверхностно относятся к другому. Будучи способными дарить радость и любовь, выбирают ненависть, ведь ненавидеть легче, да и так заведено сейчас. Ильин предлагает немного более трудный путь, но путь чистый и честный.
            Академик Иван Петрович Павлов, великий ученый, физиолог, гуманист,выделил 5 важных вещей относительно смысла и образа жизни. В разных своих статьях и письма в том числе и в работе "Письмо молодежи", написанной за год до его кончины. Павлов обратился к людям, исследователям и ученым по своей природе, которые решили посвятить себя науке и развитию человечества. .
  . “Смысл жизни должен быть, не как постоянный поиск его, а как то, чем человек реально живет, что созидательно реализует, что вдохновляет его жить.”  Павлов И.П.    Таким смыслом для врача является  сфера его деятельности, не оставляющей его равнодушным, соответствующей глубинным движениям его сердца, созидательным. Смысл жизни не ищут, его реализуют.“Цель, которую ставит человек по всей своей жизни, должна быть высокой, созидательной, недосягаемой, реализации которой не хватит индивидуальной  жизни”. Павлов И.П.     .А так и есть в среде людей, которые занимаются не просто делом по зарабатыванию денег, а любимым делом, делом жизни. Часто, даже смерть их застает за любимым делом, и они не успевают завершить всего, что задумали.Человек способен познать чувства другого и помочь ему тогда, когда сам это переживет.
  В день лекции Артем Матвеевич подал заявление заведующему кафедры на предоставление ему  научного  отпуска.
—--  Я смогу написать свою кандидатскую работу, только окунувшись в жизнь нашего народа сегодня, тогда я надеюсь обрести свой смысл жизни.
   Выйдя на кафедру перед аудиторией студентов Аким Калинович объявил :
  —---   Сегодня  ,со мной вместе,  занятие проведет мой ученик, Артем Матвеевич Емельянов.Завтра   он  уезжает добровольцем на СВО на Украину.




2023 год  Вера Ольгина


Рецензии