Кладбищенская церковь Аткарск

Кладбищенская  церковь во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи- Ивана Постного


   За более чем 110 лет, ничего нового о незначительных объектах и событиях нашего небольшого города найти невозможно. И если бы учёный- краевед российского значения не составил сборник «Город Аткарск. Материалы для историко- географического описания Саратовской губернии по рукописям и исследованиям Члена Императорского Русского Географического Общества Александра Николаевича Минха, с 15 рисунками», то истории до 1908 года у Аткарска не было бы.  Конечно, она была, но, мы бы о ней никогда не узнали.
   А сейчас можно прочитать о зданиях, быте, истории, составе населения и православной вере Аткарска.
   Так, есть немного сведений о Кладбищенской церкви Ивана Постного- Усекновения главы Иоанна Предтечи.

   Первое поселение было в районе юго- востока города (Мичуринские кладбища) на холме, окруженном озёрами и рекой Еткарой (Иткарой), площадью примерно до 12 десятин- 12 га.  На вершине высокого дуба была устроена кровать- помост, на которой помещался караул, нечто вроде пикета, извещавший тогдашних жителей о случившихся нередких тогда набегах  дикой орды и разных шаек бродяг.   «В делах Аткарской городской думы нет определённых указаний о времени поселения Еткаринской слободы: но в документе 1839 года говорится, что «начальное поселение на градской степи города Аткарска сделано неизвестно откуда пришедшими людьми христианской веры, в бывшем в то время лесе,  звались они пахотными солдатами и кем поселены неизвестно; были они в ведомости Петровской воеводской канцелярии, содержали свои караулы от набегов заволжских Киргиз- Кайсаков и Кубанцев, разорявших часто прежнее селение, забиравших в плен людей, скот и имущество.
   Этот поселок носил тогда название от речки Еткары, село Еткара. (Иткара)
   Со временем, когда стала жизнь несколько спокойнее и жители понемногу более и более начали прибывать и заселять близлежащие местности, на возвышенном песчаном бугре (это был главный посёлок) была устроена часовня  во имя Иоанна Предтечи.

   Около этой часовни стала собираться один раз в год ярмарка 29- го августа под названием Иоанна-Предтеченской или Ивана Постного.
               
   Люди стали заселять поляну, северо-  западную сторону местности, где сейчас базарная площадь. Построили на левом берегу Аткары, напротив Базарной площади  деревянную церковь во имя Архистратига Михаила.(Это уже была Еткаринская слобода, Архангельская слобода- по названию церкви). На прежнем же месте жительства, на взгорке,  учредили  кладбище и поставили церковь во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Ярмарка около неё продолжала существовать до первой половины 19 века… На территории были лавки, шалаши, места продажи товара. Часть сбора за их использование шла на церковные нужды города.
А за Аткарой, в южной стороне, сделали деревянную церковь Петра и Павла…
Иконы для церквей малевал самоучка, добывая этим ремеслом на проживание ... Семьи были многодетные,  жили в бедности, нищете.
              Священник Аткарской Сретенской церкви Николай Петрович Прозоровский, бывший до этого 11 лет священником Кладбищенской церкви, представил клировую ведомость о Кладбищенской церкви города Аткарска в память Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна за 1906 год;  церковь эта первоначально построена была в 1787 году иждивенцем тогдашних прихожан. Как говорит предание и рассказывают старожилы до 1787 года, была в находившемся здесь поселке деревянная часовня, неизвестно когда построенная, саженях в 5- ти от нынешней церкви, где при рытье в позднейшее время, выкапывали камни, вероятно служившие фундаментом этой часовни.
   Из  переписки  благочинного Ястребова  с думою  15 марта 1839 года  речь идёт об устройстве  при  кладбищенской  Иоанно- Предтеченской  церкви новой сторожки, стоящий 1080 рублей.
               В 1845 году  старанием братьев мещан Алексея и Герасима Садовниковых церковь перестроена, в 1883 году снова исправлена, оштукатурена внутри и снабжена печами для отопления; в 1887 году, частью на средства города, частью на пожертвования, расширена двумя боковыми приделами и украшена живописями на потолках и иконами в иконостасах на средства купца П. Крюкова, священника Д. Ястребова, старосты церковного Серебрякова и других. Церковь деревянная, с такою же колокольнею; основана на каменном фундаменте, покрыта железом, престол один в память Усекновения главы Предтечи Господня Иоанна.
               В 1885году  при церкви открыт штат священно- церковнослужителей из священника и псаломщика и оным положено жалование от Городской Управы: священнику 600 рублей, вместе с законоучительством, в женском городском начальном училище, псаломщику— 180 рублей в год. Казённого жалованья причт не получает; церковь прихода не имеет. Земли при этой церкви отмежёвано священнику рядом с кладбищем 300 квадратных сажень, под постройку церковных домов. План на землю находится в Саратовской духовной консистории при деле об открытии штата.
Капитал при этой церкви:
1) в 1000 рублей— завещанный на вечное время священником Дмитрием Ястребовым с тем, чтобы половина процентов шла в пользу причта, а другая в пользу церкви,
2) 200 рублей, положенные на вечное время женою священника Д. Ястребова Еленой Семеновной Ястребовой для поминовения Иерея Дмитрия,
3) 300 рублей, положенные вдовою аткарской купчихой Меланией Дмитриевной Ивановой, для поминовения умершего мужа её, Андрея, и за здоровье.
               Вокруг кладбища есть ограда, часть которой устроена в 1899 году. В ограде кладбища есть три флигеля: один выстроен в 1900 году, с разрешения Епархиального Начальства на церковные средства и жертвы для жительства священника; второй, ветхий в 1900 году приспособлен под квартиру псаломщика и третий, выстроенный в 1892 году, на церковные средства служит для помещения сторожей.
   В минувшем 1904 году в церкви производился ремонт: перекладка печей, окраска стен и полов и подновление в живописи.
   До 1885 года штата церковно- служителей при этой церкви не было; при открытии же этого с 1885 года поступил священником в кладбищенскую церковь отец Дмитрий Иванович Ястребов, умерший в 1896 году 4 октября. С 13 октября 1896 года по 25 ноября 1906 год служил здесь священником Николай Петрович Прозоровский, назначенный затем священником новопостроенной и освящённой 12 ноября 1906 года Сретенской церкви. Его место в кладбищенской церкви заступил отец Константин Иванович Горизонтов с 25 ноября 1906 года по настоящее время.
               Особенно старинных вещей в церкви Иоанна Предтечи не имеется, сохранились лишь древнейший церковный сосуд— это потир от 1787 года, а затем лжица от 1817 года.
   Церковь деревянная с такою же колокольнею, крыта железом. Кладбище обнесено оградой; здесь же имеются три флигеля; один — для священника, второй— для псаломщика и третий для сторожей.
   На плане Минха 1908 года-  под номером 31- Кладбищенская церковь. К ней ведёт Суханов переулок (Мичуринская улица).

   Известно, что на месте алтаря до сих пор растёт сосна
   Город стоит частью на возвышенности и частью на низменности вдоль речки Еткары. Эта последняя у Набережной улицы, захватывая окончание Петровской (Советской) улицы и до кладбища в весеннее водополье затопляется разливом.

Деревянная церквушка,
А вокруг- одни кресты…
Мужики- в лаптях ходили
На погост, за две версты.
Посидят, помянут предков,
Выпьют стопку за покой.
О житье порассуждают…,
А потом идут домой.
За оградкой- матерятся:
«Помоги нам, Бог Святой…,
Чтоб сюда не попадаться,
Оттяни нам час лихой»…

   Около Деревянной Церкви Архангела Михаила были захоронения. Берег Аткары ежегодно в половодье стал обваливаться,  из подмытой кручи показывались сгнившие деревянные гробы и человеческие кости; подобные гробы и кости попадались во время рытья подвалов при лавках на нынешней базарной площади в 1871 и 1872 годах, и все они были собраны и похоронены при церкви Иоанна Предтечи.
   О  Иоанно- Предтеченском кладбище написал и  бывший ученик Аткарского городского 4- х классного училища П. Я Садовников (17 лет). В своём очерке 1907 года об этом кладбище говорит следующее: «Древнейшее кладбище бывшей Еткаринской слободы было в средине XVIII столетия на том месте, где теперь находится Базарная площадь, от неё ближе к реке Еткаре. Неизвестно, когда оно переведено на нынешнее место к церкви Иоанна Предтечи, но можно предполагать, что это совершилось во 2- й половине или в конце XVIII столетия.
               Приведу здесь краткое описание этого кладбища, касаясь и памятников, представляющих некоторый интерес по своим надписям и времени их постановки.
       Кладбище разделяется на две части: старое и новое. Старое обнесено деревянной оградой, которая в нескольких местах совсем не существует и содержится крайне небрежно. Много есть памятников временем и беспорядочно разбросанных. Много решётчатых оград,  окружающих памятники. Из всех указанных выше памятников я опишу только достойные внимания.
       Так: перед церковью находится небольшая квадратная ограда, в средине которой на небольшом каменном пъедестальчике с обращенными к небу глазами помещается небольшая статуя ангела, окрашенная бронзой, с надписью «здесь покоится прах Аткарского мещанина Григория Николаевича Ледовского, сконч. 27 сентября 1897 года от роду 55 лет и сына его Сергея Григорьевича, сконч. 13 апреля 1900 года от роду 27 лет».
   Далее возвышается пятиглавый с золочёными верхушками памятник с надписью «Николай Матвеевич Аносов скончался 27 января 1902 года 34- х лет от роду».
   Есть памятники 1845 года, но уже надпись изгладилась и все они каменные, представляющие круглые колонны. Много плит 1860— 70- х годов, так перед церковью каменная плита с надписью: «под сим камнем покоится прах колл. ассесора Варсанофия Васильевича Рудольфова, сконч. 1878г. 29 июня, 44 лет».   
               Старинный памятник в виде каменного гроба с надписью: «скончав, младенец— дух ангельский— здесь жить не захотел, в объятии сонма ангелов отсюда отлетел— 1858 г. февраля 2- го дня».
   Небольшая деревянная ограда с крестом, на котором прибита железная доска: «здесь покоится почтово- телеграфный чиновник Петр Алексеевич Шагин 13 июля 1900г. 33 лет».
               «Почто,  о мил друг,  расстался с нами,  своих детей оставил сиротами. Услышь наш горький вопль! Услышь, пожалей, проснись и посмотри на плачущих сирот твоих ! Они рыдают, слезами горькими могилу обливают».
   Аткарского купца Иванова каменный 4- х угольный памятник с довольно глубокой нищею, в которой лежит металлический венок и привешена лампада; с боковой стороны памятника вделан в стене фотографический портрет покойного за стеклом.
      Схожий с последним памятник поставлен над могилой госпожи Виноградовой её мужем: в большой нише, посреди венка металлических незабудок, помещён фотографический снимок глспожи Виноградовой в гробу и перед ним лампада; ниша затворяется стеклянной дверкой.
       Кроме того, есть ещё несколько красивых памятников: как Володи Минх (сына бывшего земского начальника Петра Петровича Минх) и других.
               Старое кладбище все изрыто могилами, так что при рытье новых часто выкапывают истлевшие кости. На кладбище дорожек нет и лишь тропы; ни деревьев, ни кустов около могил нет.
               В юго- западном углу нового кладбища стоят на одной могиле рядом два деревянных креста, окованные жестью, под которыми погребены девица Евгения Камнева 16 лет и Павел Решетов 21 года, скончавшиеся 13 ноября 1899года  (с  немного изменённой надписью):

   «Яви, о Боже, суд Твой правый, прими моление моё,
Прости за подвиг их кровавый и дай им царствие Твоё,
Увижу ль я тебя, мой братик, и встречусь ли  когда с тобой?
Взгляни, родители- то плачут, в тоске… Покинул их покой.

Таким коротким наслажденьем, скажи, доволен будешь ты?
Каким уверен убежденьем? Давно ль лелеял ты мечты?
    Любви веленьем дороживший,  послушно, как невольный раб,
Зачем оковы наложил ты, неверный совершая шаг?

Мы не увидимся с тобою,  и не подаст мне голос брат,—
Душа моя и свет немилый  невольным трепетом объят.
Так спи с надеждой твёрдо зная, что ты любил и был любимым!
На сердце с вечною мечтою, могильным сном, непробудим.

   Скажу несколько слов о трагической смерти двух молодых существ, зарытых рядом в этой могиле: Павел Решетов, сын зажиточных родителей, и Евгения Камнева, красивая мещанская девушка небогатых родителей, страстно любили друг друга; родители Павла не соглашались на брак его с Евгенией. В набор 1899 года молодой человек был принят в рекруты и оба влюблённые решили покончить с собою,— потому купив острый нож, Павел при свидании со своей возлюбленной около своего дома, перерезал ей горло и нанёс себе тяжелую рану в горло, от которой через несколько часов и умер.
   Н. П. Прозоровский добавил мне следующий рассказ: В бытность его священником кладбищенской церкви Иоанна Предтечи сторож Рябцев несколько лет тому назад рыл со своим товарищем могилу, причём докопался до истлевших костей и кусков сгнившего дерева, возле которых выкопал стеклянную бутылку, плотно закупоренную. Рябцев любил сильно выпить и начал высматривать с товарищем содержимое, причём в ней была желтоватая жидкость; откупорив посуду, молодцы попробовали содержимое, это оказалась старая водка, недолго думая, могильщики уселись на край вырытой ямы и принялись опоражнивать излюбленный напиток, опьянев настолько, что проснулись только на другой день утром.
Случаи зарывания в могилах с трупами сосудов с водкой очень редки.»

   Берег Аткары, где стояла первая деревянная церковь Архангела Михаила,  ежегодно в половодье стал обваливаться, из подмытой кручи показывались сгнившие деревянные гробы и человеческие кости; подобные гробы и кости попадались во время рытья подвалов при лавках на нынешней базарной площади в 1871 и 1872 годах, и все они были собраны и похоронены при церкви Иоанна Предтечи.

Интересно, а кто- то считал кладбища?
Первое-  под базаром,
На Мичуринской- второе, старые на  юго- западе., у "ножниц" старые татарские, у барановского переезда немецкие- венгерские и новые мусульманские, есть захоронение "погибших от ран", под домом «Коммуны", под домом Гоголя 22, на стадионе, Французские на Заречной, в парке-  останки борцов революции,  Залинейные, Новые...

Сохранилось несколько фото Кладбищенской церкви.

    «Иван Постный» в народном календаре- 11 сентября.
Иван Постный пришел - лето красное увёл. На Ивана Постного- долгий пирог, репный праздник.
   В православном календаре день Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день вспоминали всех воинов, которые сложили свои головы на поле брани.
В народном календаре (29 августа по старому стилю) - Иван Постный, Иван Полетний, Полетовщик, Иван- пролеток, Головосек, Иван– осенний торжок.
   На Руси - конец лета и начало осени. В народе соблюдали особенный пост, не ели яблоки, капусту, картофель, лук, арбузы, ягоды и всё, что имело круглую форму. Потому что все это отдаленно напоминало голову и грехом считалось даже брать это в руки, не то, что резать.
Запрещалось веселиться, петь песни и плясать. Хлеб пекли не караваем, а долгим пирогом. В отличие от круглого пирога, который символизировал вечную церковь Христову, долгий пирог был вытянутым: длина  сажень (2,10 м), ширина полсажени, высота- четверть.
Внутри- творог и мак, проложенные блинами.

Светлая Память достойным.

16 сентября 2023
Тамара Порышева

На фото картина Марата Патваканяна


Рецензии