В трех соснах

От автора:
Несколько лет назад я перебралась из Питера жить на дачу — благо не 6 соток в садоводстве, и удобства мы себе устроили городские. В конце концов, настало время жить как хочется. Мне, как писателю, комфортнее вдали от городской суеты, к тому же жизнь на природе ежедневно дарит положительные эмоции. А недавно я сама себе устроила целую бурю разных эмоций, об этом и рассказ.


У нас в грибной год далеко ходить не надо: шоссе перешел — и вот он, лес. Небольшой: если приблизительно, то треугольник со сторонами три, три и шесть километров. Теоретически заблудиться невозможно — с запада Залив, с севера и юга лесные дороги, на востоке шоссе, а за ним и дом. Но практически очень легко «закрутиться» и бродить, пока не выйдешь на дорогу или не наткнешься на одну из двух лесных тропинок. Всего двух, потому как лес – сплошь камни да валуны, и попадаются такие глыбы, что впору «Медный всадник» на них водружать. У нас под Выборгом немало подобных лесов. В некоторых местах земли вообще не видать, только камни — вот и скачи по ним козочкой. Ясное дело, в таком лесу деревьям укорениться трудно и от сильного ветра они падают, создавая дополнительные препятствия. Так что гулять в наш лес никто не ходит, лишь самые ловкие и выносливые — и то за делом, то есть за грибами. В великую сушь грибы там не растут, и два прошлых года мы в лес и не ходили, зато это лето выдалось дождливым, и в конце августа грибы ка-а-ак пошли!.. Дочка в выходные сбегала и принесла целый пакетище подберезовиков, красных и с десяток белых. Около часа вдвоем их чистили: эти на варку-жарку, эти на сушку.

Дочка уехала, а у меня внутри все зудит: хочу не меньше грибов притащить. В понедельник были дожди, побежала во вторник. Небо с облачками, но вроде капать не собирается. Только в лес вошла, глаза разбежались: моховики, подберезовики – и серые, и крепыши-черноголовики. Не говоря уже про сыроежки, но мы их не берем. Знаю, вкусные, но пока до дому донесешь – в труху превратятся. Спросите, почему в лес с корзиной не ходим? Ходили раньше, но корзины у нас на 15 кг, а когда такая наполняется, скакать по камням становится жуть как неудобно. Поэтому – мешочек полиэтиленовый. На этот раз я от жадности два в карман сунула.

Бреду по лесу, насобирала почти целый пакет: в основном подберезовики покрепче, с десяток красных и штуки три белых попалось. Поскольку уже знала, что много червивых, каждую ножку отрезала, брала только чистые грибы. Таким образом ложились они ровно и пакет становился все тяжелее. Достала второй, и тут как раз получше грибы пошли - то тут красный угляжу, то там. Но углядеть мало – до него еще добраться надо, а в нашем лесу прямых путей нет — приходится обходить большие камни, сваленные стволы, продираться сквозь полузасохший ельник. Развлечение не для слабосильных и слабонервных, но для таких упертых и жадных до грибов, как я – в самый раз. Кстати, поэтому я предпочитаю ходить в лес одна. В компании приходится то и дело пробираться на зов партнера, вместо того чтобы грибы искать.

Второй пакет был наполовину полон, когда раздался телефонный звонок. Опустив свою ношу на землю и положив нож на пакет, достала телефон, и, разговаривая с подругой, пошла в сторону, где что-то краснелось под поваленным стволом осины. Оказалось - молоденький красный. Поглядела рядом – еще один крепыш, и еще, еще, еще… Сообщаю подруге о находке, попутно выворачиваю грибы и, пристроив их на сгиб левого локтя, оглядываюсь и замечаю белый — да какой красавчик! Пробираюсь в обход поваленного ствола к нему, продолжая разговаривать; беру, смотрю вокруг – и вижу еще несколько. Говорю подруге, что сейчас их сфоткаю, по вотсапу ей пришлю, и отключаюсь. Грибов оказалось пять — молоденьких, идеальных. Еле пристроила их к красным, которые уже были в охапке, и стала осматриваться, ища свои пакеты. Не видно. Вокруг покрытые мхом камни, валуны, поваленные деревья — вроде бы там, где положила пакеты, место было поровнее, но в какой стороне его искать? Солнце едва просвечивает сквозь серые облака, но я, беря трубку, не запомнила, где оно было.

Спокойно, говорю я себе. Далеко уйти за пару минут разговора невозможно — я всего лишь неспешно пробиралась через камни и бурелом, значит, моя основная добыча где-то рядом. Вот только дополнительная связывает руки, надо ее пристроить на видное место и искать мешки с грибами. Сказано – сделано. Выложив грибы (не меньше 15 красных и белых) на валун ростом примерно мне по середину бедра, я отправилась на поиски и буквально через три шага наткнулась на семейку красных, а затем на семейку белых. Психология грибника не позволила оставить их на месте – пропадут, сгниют (гнилых и правда, полно было вокруг), поэтому, вывернув по всем правилам грибки из грибниц, я присоседила их к оставленным на камне, водрузив на вершину кучки самый крупный красный гриб – чтоб издалека видно было.

Пакеты я не нашла, зато насобирала еще охапку (только красные и белые крепыши) и… потеряла кучку, пристроенную на камне! Началась легкая паника. Черт побери, ведь обидно: насобирала отличных, как никогда, грибов (только один раз было что-то подобное по объему и количеству) — и потеряла в трех соснах? Точнее, в елях, березах и осинах – живых, а также виде сухостоя и бурелома.

Заметив невдалеке огромный валун и решив взобраться и осмотреть окрестности — авось угляжу потерянное, — я двинулась к нему, прыгая по камням и перелезая через поваленные стволы. Такой вот лес! Даже к противоположной, более пологой стороне камня пришлось в обход пробираться, иначе никак. Положила у подножия грибы и ползком забралась на самый верх. Видно далеко. Поворачиваюсь туда-сюда и вижу свою кучку на камне! Буквально метрах в двадцати, но совсем в другой стороне, чем предполагала. И опять прямо туда не пройти. Запоминаю приметы направления. Вначале ровно по земле поваленный ствол, затем слева большой камень, а почти рядом с грибами наполовину склоненная засохшая береза. Сползла с камня на пятой точке. Подхватила грибочки, пошла, и опять: красный, белый, другой – ну не могу я таких красавцев не взять! Решила снять ветровку и складывать грибы в нее. К тому моменту, когда добралась до кучки на камне, набралось на приличный пакет.

Положила ветровку с грибами возле камня. Уф, надо передохнуть. Соображаю: если я с одного валуна углядела эти грибы, то может с другого все-таки увижу оставленные из-за разговора по телефону пакеты? Метрах в двадцати-тридцати как раз подходящий камень, чуть пониже прежнего. Смело оставляю грибы и ветровку возле склоненной березы (считая это отличной приметой) и отправляюсь покорять пространство, отделяющее меня от большого валуна. С трудом взбираюсь на него, кручусь во все стороны, и не один раз. Тут как раз солнце на минуту выглянуло, и я вроде бы замечаю вдали что-то белое — вдруг это мои пакеты? Сползаю на землю и бреду приблизительно в том направлении —естественно, обходя большие камни и уж совсем непроходимый бурелом. Солнце скрылось, но немного просвечивает, поэтому направление я не потеряла, только вот пакеты не нашлись, а кучка грибов на камне вкупе с наполненной грибами ветровкой опять потерялись, на сей раз окончательно.

В панике и злости я мечусь в разные стороны, пробираюсь к каждой склоненной березе – оказывается, таких немало – но ничего не нахожу. Обидно до чертиков! На следующий день мне ехать в Питер к сыну с внуком, хотела побаловать их грибками! Да еще небо затянуло серым так, что солнце не просвечивает, и непонятно с какой стороны дом. Но так или иначе надо уходить из леса: я порядком устала и пить хочется, а сегодня надо мной явно леший издевается.

Побрела наугад, ориентируясь на рельеф и приблизительно представляя, что дом в той стороне, где места повыше, а здесь низина. Дважды теряла направление — когда солнце просвечивало, оказывалось, что иду не туда — в результате вышла не на ту тропинку, к которой стремилась, и довольно далеко от дома.

Вы думаете, без пакетов и ветровки я вернулась с пустыми руками? Как бы не так! Нет, честно, больше я грибы не искала. Но в нашем лесу, если под ноги не смотреть, можно так навернуться! А под ногами – грибы. Как назло, прямо под ногами белые и красные! А моя «собирательская» натура такова, что, если нет грибов или ягод, я хотя бы корягу симпатичную из леса притащу, или желудей соберу. С детства запомнила: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». В соответствии с этим принципом я и живу, по максимуму беря природные дары. Нечего добру (в виде грибов) пропадать… Лучше я сама наемся в охотку и всех накормлю, а еще их заморожу, замариную и насушу. А зимой жареной картошечки с грибами отведать, или блинов с грибной начинкой – это ж песня!

Короче. Не имея сил оставить грибы, где росли, я стала собирать их в подол футболки, поддерживая его одной рукой. К тому моменту как я выбралась на шоссе метрах в ста от дома, для увеличения емкости тары пришлось задрать футболку так, что живот видно, и еще во второй руке я несла не уместившиеся на пузе четыре сросшихся корнем подосиновика – шляпками вниз.

Муж давно меня потерял, пару раз звонил, пока я выбиралась из леса, а увидев мою добычу, сам туда собрался. Мне сказал – ищи куртку. Я выпила чаю и повела мужа приблизительно к месту красно-белого Эльдорадо, где остались куковать два моих пакета, кучка грибов на камне и наполненная грибами ветровка. Конечно, я прихватила с собой пакет и, едва сойдя с тропинки, начала его наполнять красными, белыми и самыми крепенькими подберезовиками, попутно осматриваясь в поисках куртки. Муж где-то отстал, зато я нашла свои два пакета и нож и, решив, что трех мешков грибов достаточно, стала выбираться из леса. Опять слегка заблудилась — забралась в такой камнелом, что еле выбралась со своей сумасшедшей добычей.

Муж вернулся часа через два после меня и притащил еще два мешка грибов. Сам тоже лишнего покрутился, хотя надо мной смеялся, что заблудилась в трех соснах. Оказывается, «места стали сами на себя непохожи».

Переборка, чистка и варка затянулась до пяти часов утра. Аккурат на 8-серийный фильм «Кошка» хватило. Я его уже видела, но вместе с мужем с еще раз посмотрела краем глаза – и вам советую, качественный сериал. Маринованием занималась уже на следующий день.

А куртку я все-таки нашла, в выходные, когда с дочкой опять наладилась за грибами. Конечно, чудные белые и красные к тому времени сгнили, но ветровка, на удивление, полностью отстиралась.

Поразило, что была суббота, грибов полно, а всего одного мужика в лесу встретили. Сообщил нам, что насобирал полную корзину грибов, таскать тяжело, так он поставил ее, чтобы налегке вокруг пособирать, и потерял. Наш человек! Просил, если вдруг найдем корзину, ему покричать.

Кстати, анекдот напоследок: «Почему грибники самые доброжелательные люди? Потому что вокруг никого, а у оппонента – нож».

15.09.2023


Рецензии
Прочла с огромным удовольствием и даже, с завистью.
Родители родом из Смоленщины. А на тех скудных землях, с достаточно прохладным и влажным климатом, если уж что хорошо и росло, то только грибы.
Сама, в детстве, приезжая к бабушкам, их собирала.
Так что, могу понять азарт грибника. Кстати, мой папа, собиравший грибы уже на черноземах средней полосы, всегда срезал их ножом, стараясь сберечь грибницу.
Да и я читала, что выворачивая грибы, мы нарушаем грибницу, уменьшая этим будущий урожай. Впрочем, сейчас часто меняют рекомендации - и не только по грибам.
А раньше бы сказали, что Татьяну "лешак кружил". Он не любит, когда заходят в их владения, да еще, чтобы что то забрать. Надо было жертву какую то принести.
Хотя бы, в виде яблочка - конфетки...
Может, он куртку принял за подарок - и в итоге, отпустил.
Спасибо, за чудесный рассказ!

Татьяна Шелихова -Некрасова   17.01.2024 21:03     Заявить о нарушении
Кто-то считает, что остатки ножки могут загнить и повредить грибницу, другие говорят, что не повредят. Меня учили пошатать гриб туда-сюда и вынуть. У меня свекр был со Смоленщины - грибник заядлый. Правда, брал "не уменьем, а числом". Притащит грумадную корзину "лопухов", а в результате на одну-две сковороды еле наберется. Я для того и ножик с собой беру, чтобы червей домой не нести:)
Спасибо за отзыв, Танечка.


Татьяна Осипцова   17.01.2024 20:23   Заявить о нарушении
Осмелюсь заметить, что вряд ли остатки срезанного гриба повредят грибницу. Ведь природой наверняка предусмотрено, что не все грибы собираются, и многие просто, гниют на своем месте. В таком случае, в заповедных местах грибов со временем совсем не осталось бы. Ведь там некому выворачивать их из земли...
Впрочем, не будем зацикливаться на этой проблеме. Других, более серьезных, хватает. Удачи вам, дорогая!

Татьяна Шелихова -Некрасова   17.01.2024 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.