Стили и мысли

Ряд приёмов использования литературному языка для изображения своих мыслей и идей называется стилем писателя. Сравним несколько эпизодов из романов "Тихий Дон" и "Поднятая целина" с похожими по смыслу эпизодами из рассказов и повестей Ф. Крюкова.

Живописные картины писателя Федора Крюкова
В своих произведениях писатель Фёдор Крюков при описании природы степи, которая была для него родной, часто показывает картины наполненные красками, запахами, звуками, движениями, чувствами и эмоциями героев.

 Например, в повести "Гулебщики" герой рассматривает степь: "Одна степь широкая и зелёная, как море, раскинулась  кругом. Утреннее солнце ярко блестело  в молодой зелени. Травы пестрели и переливались  различными тонами. Далеко, на самом горизонте, они синели, как седые курганы, задумчиво поднимавшиеся там в тонком голубом тумане. Ближе они становились тёмно-зелёными, а ещё ближе светлыми и пестрели самыми разнообразными цветами. Цепкая и тягучая повитель с бледно-розовыми цветочками переплела жёлто-зелёный, только что начинающий белеть, ковыль. Тёмно-лиловая высокая, с густым запахом богородицкая травка поднимала  свою махровую головку из лохматого овсюка, зелёный красавец пырей  с пушистый головкой и молодой чернобыль перемешались с жёлтым дроком, румяной червонецей и крепким, приземлистым белоголовом. Звенели жаворонки, свистели перепела, красивый, пёстрый стрепелок с дребезжащим свистом, чирикая, поднимался с дороги и вился, летая кругом. Копчик  трепеща  крыльями повисал в воздухе, схватив кузнечика  или ящерицу, с весёлый пронзительным писком  улетал в соседнюю балку. Коршун  или белый линь важно и степенно плавал в высоте и иногда застывал в одной точке. Чистый и живительный степной воздух, благоухающий острым и тонким запахом поля, широкий неоглядный простор, яркая зелень, цветы- всё это он чувствовал, видел, слышал, всё это вливалось ему в грудь живительный струёй и захватывало дух сладкой и томительной болью". Эта картина степи изображена не просто красками, но они изменяются,  переливаются от одного тона к другому. Все растения, цветы, птицы и животные показаны в движении. Описаны чувства героя от разглядования степи. Пейзаж читатель воспринимает через краски, звуки, запахи, движения и ощущения героя(картина 5-D)
Можно перечислить краски в изображении степи: зелёный, синий, седой, голубой, бледно-розовый, желто-зеленый, белый, темно-лиловый, жёлтый.
Запах: густой, чистый воздух, острый и тонкий запах поля.
Звуки: звенели жавороноки, свистели перепела, свист, чириканье, писк.
Движение: стрепелок вился и летал кругом, копчик схватил ящерицу и повисал в воздухе, коршун плавал в высоте.
Чувства героя повести: все вливалось в него живительной струей и захватывало дух сладкой, томительной болью.

Повесть "Зыбь" начинается с изображения станицы весенним утром, когда жители в первый раз после зимы выезжают на посев. Здесь опять читатель видит перед собой картину 5-D:краски,запахи,звук,движение и настроение. "Пахло отпотевшей землёй и влажным кизячным   дымом. Сизыми  струйками выползал  он из труб и долго стоял в раздумье над соломенными крышами, потом нехотя спускался вниз, тихо стлался  по улице и закутывал бирюзовой вуалью вербы в конце станицы. Вверху, между расстрёпанными косицами  румяных облаков, нежно голубело небо: всходило солнце.
И хлопопливым, весёлые шумом проснувшейся заботы приветствовало восход всё живое население станицы. Неистово орали кочета, мягким медным звоном звенело вдали каганье гусей, вперебой блеяли выгнанные на улицу овцы и ягнята-как школьники, нестройным, но старательным хором поющие утреннюю молитву; в кучах сухого хвороста сердито-задорно считались между собой воробьи".
1.краски: сизый дым, бирюзовая  вуаль вербы, румяные  облака, голубое небо
2.запахи: отпотевшая земля, кизячный  дым
3.звуки: орали кочета, каганье гусей, блеяли овцы, считались воробьи
4.движение: дым выползал  из труб, стоял, спускался вниз, стлался  по улице, закутывал вербу; всходило солнце
5.чувства: всё живое население станицы хлопопливым и весёлым  шумом приветствовало восход солнца.

Посмотрим, соблюдается ли эта закономерность в романе "Тихий Дон" в описании Петрограда 1917 года, города далекого от родной степи писателя? 
Картина Петрограда дана глазами офицера Листницкого. "Закуривая, Листницкого медленно тронулся по тротуару". Какие же используются КРАСКИ в картине Невского проспекта? Дома на проспекте подробно не изображаются. Листницкий отмечает, что дом не отличается один от другого: пятиэтажный, облицованный дымчатым камнем, "крутые громады строений". Густая толпа на проспекте "пенилась мужскими соломенными шляпами, котелками, кепками, изысканно-простыми и нарядными шляпками женщин. В общем потоке мелькала зелёным демократическим пятном фуражка военного и исчезала, поглощенная переливами разноцветных красок". "По стальному, с сиреневым оттенком, неяркому небу правились тучи. Молочно-белые гребни их зубчатились рельефно и остро"."На тротуарах, ленивые, оливково-желтые, лежали теневые пятна от парусиновых тентов, натянутых над входами в магазины и кафе".
ЗАПАХИ:
-пахло нагретым асфальтом, перегаром бензина, близким морем, волнующим невнятным запахом дамских духов и ещё какой-то разнородной неделимой смесью запахов, присущей всякому многолюдному городу.
ЗВУКИ:
-разноголосый гул, перевитый смехом, автомобильными гудками, криком газетчиков.
ДВИЖЕНИЕ:
-толпа пенилась,
-фуражка мелькала,
-со взморья волной шёл бодрящий свежий ветерок,
-ветер, раскачивая, трепал выжженную парусину,
-пятна на тротуарах шевелились, рвались из-под шаркающих ног людей,
-правились на юг тучи.
МЫСЛИ, ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ:
-над городом висела парная преддождевая духота,
-бодрящий свежий ветерок,
-Листницкий испытывает стеснение за помятый китель и несвежую фуражку.
-затем он с радостным удовлетворением впитал в себя разноголосый гул и почувствовал себя
в этой толпе своим, близким,
-анализирует свое раздвоенное чувство и решил "война и то, что пришлось пережить там, отдалили его от сытых и довольных.
Как видно, картина Невского проспекта изображена с той же закономерностью, как картины природы в произведениях Фёдора Крюкова. Одновременно в одной картине описываются краски, запахи, звуки, движение, чувства, мысли эмоции.

Звуковой ряд
Пение птиц, журчание воды, шум деревьев - звуки, которые слышат герои повествований Ф. Крюкова, как правило, описываются как хор разноголосья.
Как это изображено в повести "На речке лазоревой" :
"Когда обрывалась песня слышно было... тихо покряхтывала лягушка, стонала страстным звуком. Маленькие, резвые куличики... бойко свистали, кричали, перекрикивали друг друга.
Где-то дальше, на самом горизонте протяжно и грустно пожаловался краптыль и тотчас же отозвался ему такой же горький, жалующийся голос, точно шумные человеческие голоса..."
Или в повести "Зыбь" :
"Неистово орали кочета, мягким и медным звоном звенело вдали каганье гусей, вперебой блеяли выгнанные на улицу овцы и ягнята как школьники нестройным, но старательным хором поющие утреннюю молитву, в кучах сухого хвороста сердито-задорно считались между собой воробьи".
В повести "Старая левада" :
"Над колодцем воробей звонко отбивает свое "киу-киу", с грозным жужжанием мечется вблизи большая муха, где-то в ветвях звенит синичка, за городьбой коротким, испуганным ревем промычали телята и посыпалась убегающая трель их копытец, детский смех, визг, вскрики мягко звенят в станице, чуть слышно далеко пьяная песня... "
В романе" Тихий Дон" звуки природы описаны этим же способом как хоровой разноголосый звукоряд. Часть 6 глава XLIII: "По недоступному голубому разливу небес плыли, плыли, уплывали на север ватаги казарок, станицы медноголосых журавлей. Возле Дона в займищах стон стоял от птичьего гогота и крика. По затопленным лугам, на грядинах незалитой земли перекликались, говясь к отлету, гуси, в талах неумолчно шипели охваченные любовным экстазом селезни".
Часть 8 глава 1:"Глуховорковала вода в затопленном лесу,... шуршали метелки камыша в залитах озера, в глухих заводах... чуть слышно перекликались казарки, сонно посвистывали
чирковые селезни да изредка звучали серебряные трубные голоса заночевавших на приволье пролетных лебедей. Иногда всплескивала в темноте жирующая на просторе рыба, по воде... катилась зыбкая волна, и слышался предостерегающий гогот потревоженной птицы. Но с рассветом... поднимался низовой ветер... По Дону бугрились саженные волны, бешено клокотала вода в лесу, стонали, раскачиваясь деревья. "
Ещё один пример. Разноголосье криков петухов в романе " Поднятая целина":
"Петухи,невзирая на дождь, кричали врастяжку и по очереди и бодрые голоса их сливались с чириканьем, купавшихся в лужах воробьев и писком ласточек.
Всё петухи были на редкость разноголосными. Начиная с полуночи, перекличку открывал раньше всех петух Любишкиных. Он голосил весёлым, заливистым тенором, как молодой и старательный по службе командир роты, ему солидным, полковничьим баритоном отзывался петух со двора Агафьи Дубцовой. Затем минут пять над хутором висел сплошной, непрерывающийся крик, а уж после всех, громко бормоча спросонок и мощно хлопая крыльями, генеральским сиплым басом с командной хрипотцой оглушительно ревел самый старый в хуторе, рыжий и дебелый петух Майдановых".
Из этого можно сделать вывод, что написание романов "Тихий Дон" и "Поднятая целина" не могло обойтись без писателя Ф. Крюкова.
Понятно, что звуки, которые слышит человек на природе, описать их как хоровое разноголосье может человек, очень хорошо понимающий хоровое пение. По воспоминаниям земляков Федора Крюкова, писатель в станице славился как знаток и исполнитель "на подголоске" донских песен.

Проводы в армию и свадьба
Будем сравнивать изображения проводов в армию в повести Федора Крюкова"Станичники" и свадьбы в романе "Тихий Дон". Оба события описаны как пьяная гулянка казаков в станице. Фразы о пьяных казаках в повести "Станичники" :
"Дребезжал пьяный, назойливый стариковский голос-"Мы, бывало, вон как служили! "
"... Казак стоял с рюмкой в руке, расплескивая на стол водку"
"... Никишка, нагибаясь близко к Андрею и дыша на него запахом водки... "
"... За полдень допивали третью четверть"
"От водки жгло внутри"
"Чтобы не обидеть, приходилось принимать стакан от каждого подносившего и выпивать".
Свадьбу в ТД отмечают тоже в пьяной компании:
"Петро, через меру хлебнувший водки, лежал на арбе"
"За накрытыми столами нетрезвый гуд подвыпивших гостей"
"Мутные во хмелю, похабные взгляды и улыбки"
"Дарья подвыпившая и румяная"
"Пили, чокаясь. Просто пили".
Пьяные компании описаны в двух произведениях только двумя прилагательными: красный и потный. Повесть "Станичники" :
"Выходили казаки красные, вспотевшие, с мокрыми волосами"
"Казаки стояли вспотевшие и красные".
Роман "Тихий Дон" :
"Запотевший, хмельной от водки Петро... "
" Запах смолистого мужского пота смешался с едким и пряным бабьим"
"Красная от водки, езды и солнцепека Дарья... "
"... волосы у Мирон Григорьевича Пахло потом"
"Красные лица. Гульба-одним словом".
В этих произведениях дом наполнен одинаковым шумом и гамом. В повести "Станичники" :
"Всё напились, все шумят, поют, говорят разом, не слушая друг друга". В романе ТД:
"Нетрезвый гуд подвыпивших гостей"
"Гомон ярмарочный".
Среди этих шума и пьяного говора вставлены песни казаков. Повесть "Станичники" :
"Ой, чер-ный ворон... Чер-ный ворон"-говорила песня, наполняя всю горницу тягучими звуками и покрывая говор подвыпивших казаков"
"И опять песня развертывалась, ширилась и топила звуки говора"
"И снова песня всколыхнулась суровая и печальная"
"И традиционная песня разлуки заплакала и потекла по улице".
На свадьбе в ТД звучали весёлые песни:
"Дарья завела песню. Подхватили. Перекинули в горницу:
Вот речка, вот и мост
Через речку перевоз.
Плелись голоса, сотрясая стекла окон.
Сплошной бабий визг:

Потерял, растерял
Я свой голосочек.

И в помощь старческий, дребезжащий :

Потерял ух, растерял ух
Я свой голосочек".

Из сравнения двух отрывков можно понять, что у них общее:

1. Пьяные компании изображены только как красные и потные
2. Пьяные голоса представляют собой балаган
3. Как луч света в пьяном царстве показана казачья песня.
Как видно, в двух произведениях для описания застолья использованы одинаковые приёмы.
Значит при описании свадьбы в романе "Тихий Дон" принимал участие писатель Федор Крюков.

Описание тумана
Некоторые описания природы в литературе по-образности и поэтичности можно приравнять к стихам. Например описание тумана в романе "Тихий Дон":"Над Доном на дыбах ходил туман, и пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры седой безголовой гадюкой. Пески, ендовы(седловины) в росе полыхали исступленным холодным заревом". Сравним его с отрывком из повести Ф. Крюкова "Шквал" : домики"ползли в гору, вырастали на волнистой линии седловины, разбегались по отлогому скату над буераком и скрывались в серо-зелёном  просторе степи, закутанной в серебристую дымку тумана, тонули там в далёком трепещущем мареве на границе земли и неба... ". Что общего в этих Что общего в этих описаниях?
1.Это описание движения. Туман сползал по откосу горы в яры. В другом отрывке, домики ползли в гору, разбегались по отлогому скату седловины.
2.Местность.Гора,седловина,степь или яр.
3.Цвет.Туман-серая гадюка. И другой отрывок: туман серебристый, степь серо-зелёная.
4.Конец отрывка.Пески,ендовы,лес полыхали исступленным холодным заревом. В другом отрывке: домики тонули в далёком трепещущем мареве на грани земли и неба.
Можно сказать, что описания тумана похожи и часто используются одни слова. А вопрос:"Какой отрывок лучше?", просто не имеет смысла.
Ещё на одну фразу в описании тумана обратим внимание:"В пепельном рассветном небе зыбились звезды". Так ли это ново:"Зыбились звезды"? У Ф. Крюкова часто описываются события или явления природы производными словами от слова "зыбь". Например, в повести "Зыбь" :"За баркасом зыбко вздрагивал месяц в воде", в очерке "На Тихом Дону" :"Луна зыбким, вздрагивающим кругом колебалась в воде" или "Таинственная глубина, где зыбким золотым столбом качается ясный месяц" из повести "Шквал". В этих отрывках луна, месяц предстают зыбким отражением в воде.
В повести "Без огня" так изображается вечернее небо:"Долго горела сизо-багровая заря. Неровный месяц поднялся в побелевшем  небе, - бледное золото его на серой синеве зыби задрожало маленькими розовыми червонцами". После этих описаний ночного неба до фразы "Зыбились  звезды" только один маленький шаг.
P. S. Можно заметить, что первый раз наречие "дыбом" не к волосам применил Мамин - Сибиряк.  "Бойцы" 1883 год:"Около них дыбом вставала "Дубинушка" и тяжело бурлили  неволи". "Горное гнездо" 1884 год:"... В воздухе дыбом поднимался тысячеголосный крик". У С. Т. Аксакова "Рассказы и воспоминания охотника" 1855 год:"синие ледяные глыбы встают на дыбы", у М. Булгакова "Ханский огонь" 1924 год: "... мысли встали на дыбы".


Рецензии