Операция Берлин

В первые два года войны, до потопления линкора "Бисмарк", немецкие тяжелые корабли активно действовали на просторах Атлантики, заходя при случае даже в Индийский океан. Вершиной их успехов стала операция "Берлин" - поход немецких линейных кораблей "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в Атлантику в январе - марте 1941 года. Потопив два десятка транспортов, корабли благополучно избежали преследования английского флота и ушли в оккупированный немцами Брест.

Первая попытка прорыва в Атлантику "Шарнхорста" и "Гнейзенау" была предпринята немцами в конце декабря 1940-го года, когда на линкорах закончили ремонт повреждений, полученных во время Норвежской кампании. 28 декабря корабли вышли в море, но попав в жесточайший шторм вынуждены были вернуться, так как на "Гнейзенау" под ударами стихии был поврежден корпус и вышли из строя системы управления огнём. Линкоры вернулись в порты Балтийского моря и встали на ремонт. В ходе него, по настоянию командира, "Гнейзенау" для улучшения мореходности переделали носовую часть.

22 января эскадра под командованием вице-адмирала Лютьенса (того самого, кто поведет в последний поход "Бисмарк") покинула Киль и через датские проливы вышла в Северное море, взяв курс на север вдоль норвежского побережья. Англичане, чья разведка в Швеции чувствовала себя как дома, немедленно об этом прознали и 25 января вывели в море Флот Метрополии. Линкоры "Нельсон" и "Родней", линейный крейсер "Рипалс", 8 крейсеров и 11 эсминцев под командованием адмирала Тови взяли под контроль пролив между Шотландией и Исландией. Утром 28 января произошел визуальный контакт между немецкими линкорами и британским легким крейсером "Найяд". Лютьенс (флаг на "Гнейзенау") немедленно развернул корабли на обратный курс и дал полный ход. Англичане тоже обнаружили противника, но удержать контакт не смогли. Последовавшие поиски результата не дали и Тови счел сообщение ошибочным.

Оторвавшись от противника, немцы повернули на север, где у самой кромки полярных льдов к востоку от острова Ян-Майен произвели дозаправку топливом с танкера "Адриа". Из-за погоды операция растянулась на 4 дня и закончилась 2 февраля. Расставшись с судном снабжения, немецкие линкоры на большой скорости устремились на юго-запад огибая Исландию с севера. Чтобы ещё больше запутать противника, 1 февраля из Бреста вышел тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" с задачей действовать на маршруте Фритаун - Гибралтар. Но вернемся к отряду Лютьенса.

Удачно миновав Датский пролив, немцы 5-6 февраля вновь провели дозаправку с танкера "Шлеттштадт" и, несмотря на сильный шторм, начали поиск конвоев на маршруте между Канадой и Великобританией. В 8:35 8 февраля с "Гнейзенау" за¬метили конвой НХ-106, шедшего из Галифакса. Посланный на разведку "Шарнхорст" обнаружил, что конвой далеко не беззащитен - в охранении шел старый линкор "Рамиллиес", вооруженный восемью 381-мм орудиями. Имея расплывчатый приказ не рисковатьЮ Льютенс, имевший в на двух своих кораблях 18 283-мм орудий, отказался от атаки, несмотря на протесты более решительного командира "Шарнхорста". В свою очередь, с кораблей конвоя видели только "Шарнхорст", который англичане приняли за "Хиппер". Таким образом, адмирал Тови все ещё не знал ,о том какая угроза нависла над британскими коммуникациями.

Между тем, немецкий отряд отошел в пролив Дэвиса (между Канадой и Гренландией), где снова встретился с "Шлеттштадтом" и присоединившемся к нему танкером "Эссо Гамбургом". Из-за плохой погоды дозаправку удалось осуществить только 14-15 февраля. Затем корабли спустились к югу, на широту Ньюфаундленда, и продолжили поиск. 22 февраля удача наконец улыбнулась немцам - был обнаружен идущий на запад кон¬вой. Увидев немецкие линкоры, суда бросились в рассыпную. Используя для поиска бортовые самолеты, немцы утопили 5 кораблей. Понимая, что его отряд обнаружен, адмирал Лютьенс решил изменить район патрулирования и увести свои корабли к северо-западному побережью Африки и поохотиться на конвои на маршруте Кейптаун - Гибралтар. Для этого 27-28 февраля снова была проведена дозаправка, на этот раз с судов снабжения "Эрмланд" и "Бреме". На них же были переведены 180 пленных с потопленных судов. К этому времени линкоры прошли уже 11000 миль - половину экватора.

В новый район патрулирования корабли шли, соблюдая максимальную скрытность, уклоняясь даже от одиночных судов. 6 марта отряд встретился с U-124, которая входила в группу из трех подводных лодок, действующих в этом районе. Появилась возможность совместных действий. Уже на следующий день наблюдатели "Шарнхорста" заметили конвой SL-67, следующий в Великобританию, но так как в охранении шел ветеран Ютландского боя линкор "Малайя" с 381-мм орудиями, Лютьенс предпочел не рисковать и навел на противника подводные лодки. За ночь субмаринами было потоплено 6 судов, но так как "Малайя" не пострадала, то немецкий адмирал не решился на артиллерийскую дуэль. Местом дальнейших операций он избрал центральную часть Атлантики. Потопив по пути одиночный греческий па¬роход "Маратон" с грузом угля, "Шарнхорст" и "Гнейзенау" 12 марта встретились с кораблями снабжения "Уккермарк" и "Эрмланд". Пополнив запасы, все четыре корабля двинулись на север, образовав поисковую линию шириной 120 миль. Метод оказался крайне удачным. За один день 15 февраля немцы перехватили 6 танкеров: три из них были потоплены, ещё три с призовыми командами были направлены в Бордо.

На следующие судки немцы продолжили прочесывать океан гребенкой, потопив ещё 10 транспортов. С одним из них, небольшим фруктовозом "Чилиан Рифер", пришлось повозиться. Пока радист вел передачу открытым текстом, его капитан умело уклонялся от залпов немецких кораблей, а расчет единственного орудия вел непрерывный огонь, заставив немцев думать, что перед ними вспомогательный крейсер. Воистину, у страха глаза велики! ДВА ЛИНКОРА ОТОШЛИ ОТ ФРУКТОВОЗА на безопасную дистанцию и начали кромсать его главным калибром, потратив 73 283-мм снаряда - больше, чем затратили на потопление остальных судов за все время крейсерства!

Доблестный "Чилиан Рифер" еще сражался, когда на экране радара "Гнейзенау" появилась новая отметка. В 21:00 британский линкор "Родней" (9х406-мм орудий) запросил позывные у видневшегося в темноте силуэта. "Корабль его величества "Эмерод" - ответили немцы и, дав полный ход, удрали от грозного противника. "Тихоходному "Роднею" ничего не оставалось, как поискать выживших с "Чилиана Рифера". 18 марта немцы провели последнюю дозаправку в этом походе, затем адмирал Лютьенс приказал взять курс на Брест. И вовремя, так как помимо Флота Метрополии, к поискам рейдеров подключилось соединение "Н" из Гибралтара в составе которого был авианосец "Арк Ройял" с опытной авиагруппой.

Утром 20 марта самолет с авианосца обнаружил два танкера, захваченных немцами 15 февраля, и навел на них свои корабли. Немецкие призовые команды попали в плен, успев, впрочем, затопить свои трофеи. Вечером того же дня другой разведчик с "Арк Ройяла" нашел немецкие линкоры в 700 милях от Бреста и в 160 милях от соединения "Н". Лютьенс приказал повернуть на север и держал этот курс, пока самолет не улетел, а затем снова повернул на восток. Приближающаяся темнота и плохая погода не дали англичанам нанести авиаудар, а когда на следующий день немцы снова были обнаружены, над ними уже было воздушное прикрытие с французских аэродромов. В 7 часов утра 22 марта "Шарнхорст" и "Гнейзенау" вошли в гавань города Брест. Операция "Берлин" завершилась.

В ходе двух месяцев крейсерства было потоплено и захвачено 22 торговых судно общим тоннажем 115 335 брт. Дополнительным успехом, было обеспечение возвращения "Ад¬мирала Шеера". Вышедший в море 27 октября 1940 года "карманный линкор" прошел за 161 день похода 46419 морских миль, заглянул в Индийский океан и потопил при этом 16 судов. Отвлеченные действиями "Шарнхорст" и "Гнейзенау", англичане его прозевали, и, обогнув севера Исландию, "Адмирал Шеер" 1 апреля пришел в Киль. Воодушевленное успехами своих надводных кораблей, немецкое командование решило не останавливаться на достигнутом и вывести в море свой новейший линкор "Бисмарк", но на сей раз удача от них отвернулась.


Рецензии