Неуловимый призрак Борис Петрович
Услышав характерную канонаду орудий и шквальный стук «максимов» в округе, местные шахтёры говорили уважительно:
«Даёт наш «Борис Петрович» фрицам прикурить...»
Провожая взглядом уходящий в сторону Дебальцево бронепоезд «За Родину» №2, жители окрестных сёл передавали друг другу:
«Пошёл наш «Борис Петрович» в гости к немчуре…сейчас начнётся…».
И радовались, когда в сумерках приходила эта грозная крепость целая и невредимая на свою обустроенную базу на станции Баронская.
Речь шла об особом бронепоезде «За Родину» № 2/10 64-го Отдельного дивизиона бронепоездов.
О нём знали на всех участках фронта. Стальная крепость день и ночь обрушивала на врага ливень из стали и свинца, вызывая у него страх и ужас.
Своим огнём и стальной грудью бронепоезд задержал в 1941 году продвижение немцев в Донбасс на участке Дебальцево-Попасная.
Так, как особый бронепоезд «За Родину» №2 имеет непосредственное отношение к нашему краю и нашей местности, в которой исколесил сотни километров, беспощадно громя фашистскую нечисть, стоит обратиться к истории создания бронепоезда, как боевой единицы и формированию его героического экипажа.
Шёл второй месяц войны.
С фронта поступали тяжёлые и неутешительные вести.
Рабочие и служащие Коломенского наркомата тяжёлого машиностроения, Брянского завода «Красный Профинтерн» и Луганского завода имени Октябрьской революции, в ответ на вероломное нападение фашистской Германии, решили построить своими силами в неурочное время два бронепоезда, вооружить, укомплектовать добровольцами и передать Красной Армии.
Первый, построенный к концу сентября 1941 года Особый бронепоезд № 1, предназначался для ведения боя при обороне Москвы, куда к тому времени враг нацеливал свои силы.
Но в первой половине октября, в районе Можайска, он был расстрелян и полностью уничтожен огнём наступающих немецких танков.
9 августа 1941 года на заводе «Красный Профинтерн» состоялся митинг, где выступило партийное руководство завода с просьбой к рабочим ускорить строительство бронепоезда № 2.
Выступил, только что прибывший с фронта, комиссар Александр Енин, где он участвовал в тяжёлых оборонительных боях под Смоленском, Ярцевом, Ельней и имел уже боевой опыт.
После окончания митинга началась запись добровольцев-заводчан в состав нового бронепоезда.
Из 150 желающих, было отобрано комиссаром Ениным только 72 человека, в основном коммунисты и комсомольцы.
В первую очередь отбирались специалисты: дизелисты, наладчики, машинисты, артиллеристы, пулемётчики, путейцы и ремонтники.
12 августа Александр Енин подписал первый боевой приказ о зачислении в списки бронепоезда и назначении их боевых расчётов.
Прибыли в Брянск и кадровые офицеры.
Это были первые командиры подразделений бронепоезда:
техник-лейтенант Шутов, младший техник Попов, лейтенанты Смоткин и Метлюк, командир взвода управления Новокщёнов, лейтенант Мартынов – адъютант штаба, младший лейтенант Шуман – командир взвода бронедрезин.
Брянск всё больше становился прифронтовым городом.
И когда немцы подошли к Жуковке, что в 40 км от Брянска, строительство бронепоезда пришлось прервать.
Было принято решение об эвакуации недостроенного бронепоезда вместе с рабочими и материальной частью на Украину в город Ворошиловград.
18 августа 1941 года эшелон с платформами будущего бронепоезда «За Родину» прибыл в Ворошиловград на паровозостроительный завод имени Октябрьской революции.
Директор завода В.А. Вельнер и парторг М.Н. Хахарев обеспечили семьи добровольцев денежным довольствием и разместили их в квартирах и бараках нового городка завода. Также были выделены бараки для казарменного размещения личного состава.
Воскресным днём пятого сентября добровольцы двух заводов, составлявшие личный состав бронепоезда, в торжественной обстановке приняли присягу.
К моменту принятия присяги бронепоезд уже стал полноценной боевой единицей.
Бронепоезд «За Родину» был грозной силой.
Его боевая часть состояла из бронированного паровоза, бронеплощадок с 76-миллиметровыми орудиями, пушками, бортовыми пулемётами системы «Максим» в шаровых установках, бронированных платформ противовоздушной обороны с крупнокалиберными и спаренными пулемётами, бронеавтомобилей, железнодорожных дрезин и другой техники.
На личном вооружении экипажа были пистолеты, револьверы, винтовки, карабины, ручные пулемёты.
Во время обучения личного состава особое внимание уделялось боевой подготовке артиллеристов и меткой стрельбе по целям в момент молниеносных налётов.
Учебные стрельбы обычно проходили в степи за Вергункой и в районе станции Лутугино.
Командиром бронепоезда был назначен бывший преподаватель Ленинградского высшего танкового училища Аким Леонтьевич Бондаренко, который прибыл в Ворошиловград в первых числах октября.
Комиссар А.Н. Енин был вызван в Москву, в Наркомат, для доклада о готовности бронепоезда к боевым действиям.
Доложив о состоянии бронепоезда и настроении его команды, Енин попросил ещё добавить кое-что из вооружения.
На его просьбу откликнулись незамедлительно. Комиссар получил два мотоцикла с колясками, 85 пистолетов «ТТ», 15 ракетниц.
Было поддержано предложение придания бронепоезду и десантной роты.
На Украину комиссар Енин вернулся с заместителем командира бронепоезда капитаном А.П. Цуповым.
Приказом народного комиссара обороны особый бронепоезд «За Родину» №2 был передан в распоряжение Южного фронта, штаб которого находился в Ворошиловске (Алчевске).
В Военном Совете было принято окончательное решение о формировании на бронепоезде десантной роты в количестве 250 человек.
23 октября 1941 года на подъездных путях завода имени Октябрьской революции состоялась торжественная церемония передачи готового бронепоезда команде и вручение ей боевого Красного знамени.
Боевое знамя подняли на паровоз и установили в рубке.
«По бронеплощадкам!» - скомандовал Бондаренко.
Задраили люки и двери. Бронепоезд превратился в одну сплошную стальную баррикаду. Лязгнув сцеплениями, медленно, набирая скорость, он вышел за ворота завода.
Ночью, выполняя приказ штаба фронта, бронепоезд «За Родину» вышел на боевой участок Родаково – Дебальцево – Алмазная в распоряжение 12-й армии.
Через три дня, на этот же участок, на станцию Кипучая, прибыла полностью укомплектованная, вооружённая пулемётами, миномётами и стрелковым оружием десантная рота.
Большинство бойцов состояло из запасников, которые сами изъявили желание служить на бронепоезде.
Десантная рота состояла из двух взводов.
Командиром «летучей» роты был назначен очень инициативный и сообразительный младший лейтенант Заикин, комиссаром, призванный из запаса, политрук В. Ильинский.
В конце октября 1941 года обстановка на Донбассе оставалась чрезвычайно тяжёлой. Наши войска продолжали отступать, оставляя один за одним населённые пункты шахтёрского края.
В день прибытия бронепоезда на станцию Родаково, 23 октября, радио сообщило тяжёлую весть о том, что после упорных боёв нашими войсками оставлен город Таганрог.
Немцы рвались к «воротам» Кавказа – Ростову–на- Дону.
Бронепоезд «За Родину» получил приказ охранять железную дорогу Родаково – Дебальцево – Алмазная, артиллерийским огнём подавлять огневые точки и военные объекты врага по линии фронта Дебальцево – Вергелёвка – Волноваха на правом фланге и Дебальцево – Чернухино на левом.
По всему радиусу действия бронепоезда были выставлены передовые наблюдательные посты.
Они появились на станциях Депрерадовка, Баронская, Мануиловка.
Командный пункт с радиостанцией на бронемашине, которую водил Аваков, разместился на станции Баронская, а штаб бронепоезда – в Кипучей.
На участок Баронская – Ворошиловск была выслана для патрулирования бронемашина Павленко.
По ветке Ворошиловск – Родаково - Ворошиловград курсировала, управляемая Андреевым, мотодрезина .
Десантная рота контролировала все железнодорожные пути, входные и выходные стрелки, мосты, водонапорные башни и другие сооружения от Родаково до Дебальцево.
25 октября 1941 года, в ночь перед первым боем, командование бронепоезда выслало разведывательные группы для выяснения обстановки на данном участке фронта.
Разведка вернулось под утро и доложила – все населённые пункты вокруг заняты гитлеровцами.
Рано утром решили дать свой первый бой.
Быстрым манёвром вывели бронепоезд в район станции Дебальцево-сортировочная и, прорвавшись на территорию, занятую противником, весь день непрестанно курсировали по железнодорожной ветке Депрерадовка-Боржиковка-Алмазная, уничтожая массированным артиллерийским и пулемётным огнём живую силу и технику противника.
Уже ночью, когда бронепоезд стал отходить на свою полевую базу, немцам удалось взорвать путь.
Командир Бондаренко заметил, как сами, без специальной команды, по распоряжению путевого мастера В. Пузакова, покинули своё бронированное укрытие бойцы-ремонтники из взвода тяги и приступили к работе.
Немцы, почувствовав, что бронепоезд может стать их лёгкой добычей, усилили огонь.
Вокруг взлетали фонтаны земли, по броне секли свинцовые ливни. Бронепоезд вёл беспрерывный ответный огонь.
Через 10 минут в нижнем люке показалась голова Пузакова:
«Путь отремонтирован, можно ехать. В роте без потерь…»
Окутанный дымом, ведя яростный огонь, бронепоезд вырвался из опасной зоны. В одной из вылазок разведчики бронепоезда, во главе с командиром взвода лейтенантом Шуманом, захватили в плен сонного немецкого лейтенанта вместе с денщиком-поляком, умеющего разговаривать по-русски.
Пленный дал очень ценные сведения о расположении огневых точек и важных объектов под Дебальцево.
Распорядившись отправить пленного немецкого офицера в штаб армии, Аким Бондаренко вызвал к себе командира взвода управления лейтенанта Новокщёнова и поручил ему проверить показания пленного на местности.
После проверки данных, которые подтвердились,бронепоезд вышел на позицию и уничтожил мощным огнём огневые точки фашистов.
Дерзко, инициативно и смело действовали разведчики бронепоезда.
Неоценимую помощь оказывали им водители бронемашин. Бронемашины с разведчиками неожиданно появлялись в тылу врага и также стремительно исчезали, нанося противнику заметный ущерб.
Однажды, бронемашина под командованием Ивана Желудкова, совместно с разведчиками Лапиным и Петруниным, отправились обследовать железнодорожный путь.
Миновали одну станцию, другую.
Приближались к большому селу Комиссаровка. Есть ли в селе немцы, разведчики ещё не знали.
Неожиданно по бронемашине был открыт огонь со стороны Комиссаровки. В ответ заработал башенный пулемёт бронемашины. В коротком бою разведчики уничтожили около 20 гитлеровцев.
Как выяснилось, позже, село ещё не было занято немцами. Бронеавтомобиль был атакован лишь немецкой разведкой.
Враг тоже не дремал. Гитлеровцы вели интенсивную разведку, организовывали диверсии, забрасывались шпионов.
В одну из ночей наши разведчики, под командованием командира отделения Николая Петрунина, у села Комиссаровки повстречали старика.
«Мне то вас, сынки, и надо, – торопливо начал рассказывать старик. – Бабу одну я тут видал. Уж дюже подозрительная баба. Идёмте, я вас на её след наведу».
Разведчикам удалось задержать подозрительную женщину, а неподалёку, в овраге, была найдена работающая радиостанция, которую захваченная врасплох шпионка даже не успела выключить.
В другой раз бойцы взвода разведки десантной роты выловили трёх сигнальщиков, которые ночью подавали световые сигналы немецким самолётам.
Огромную помощь бойцам бронепоезда оказывали жители близлежащих шахтёрских посёлков и железнодорожных станций.
Наш «Борис Петрович», так любовно называли бронепоезд шахтёры и жители прифронтовой полосы. Большая половина команды состояла из добровольцев, выходцев из Донбасса.
Очень часто местные жители доводились родственниками или близкими знакомыми бойцам бронепоезда.
И когда стальная крепость уходила на передовую, участвуя в тяжёлых боях, жители тех станций, на которых недавно стоял «Борис Петрович», с особой тревогой и переживаниями прислушивались к отдалённым голосам битвы.
Внезапные налёты бронепоезда наводили ужас на врага. Едва на горизонте появлялась грозная стальная крепость, как немцы начинали беспорядочную стрельбу.
Несколько раз «Борис Петрович» попадал в критическое положение, но всякий раз выходил целым и невредимым.
Боевое везение было пока было на стороне экипажа бронепоезда.
Перед ноябрьским праздником командир бронепоезда Бондаренко получил приказ из штаба Южного фронта срочно прибыть в распоряжение командующего 18-й армией.
Через Алмазную, Родаково, Лихую шли на Ровеньки в сторону Ростова.
В начале ноября немецкое командование, передислоцировав и усилив свои резервы, начало мощное наступление.
Главная ударная сила гитлеровцев – первая танковая армия Клейста нацеливалась на Новошахтинск – Шахты, стремясь прежде всего перерезать железную дорогу Москва – Ростов.
Ведя генеральное наступление на Москву гитлеровцы планировали ударом по Ростову отвлечь значительную часть наших сил.
Завязались ожесточённые бои.
Бронепоезд «За Родину» не знал передышки. Командование то и дело бросало его на самые тяжёлые участки фронта, закрывая тем самым бреши в обороне.
Ежечасно бронепоезд подвергался обстрелам. Опасней всего были самолёты. В одиночку и целыми группами настойчиво охотились стервятники за бронепоездом.
Не успевали остыть крупнокалиберные пулемёты на бронеплощадках, как снова раздавалась команда «Воздух!».
Начиналась настоящая игра со смертью.
Машинист А.Г. Гарбузов, мастер своего дела, то убыстрял до предела ход бронепоезда, то резко тормозил, не давая самолётам прицельно вести атаку.
Защищая стальную крепость беспрерывно вели огонь по самолётам зенитчики.
Бронепоезд ближе к зиме, в целях маскировки, перекрасили из защитного в белый цвет и, когда выпал первый снег, стальная крепость была почти незаметна с воздуха.
Бой с самолётами – самый страшный для бронепоезда бой. Стоит повредить путь и крепость превратится в неподвижную мишень.
21 ноября 1941 года немцы заняли Ростов-на-Дону.
Советское командование пыталось сдерживать с севера наступление немцев, но силы были не равны.
Танковая армия Клейста вышла к Новочеркасску, но сходу взять город ей не удалось.
Приказом штаба 9-й армии бронепоезду «За Родину» предписывалось выйти на передовую, чтобы своей огневой мощью и действиями своей десантной роты поддерживать передовые части наших войск и охранять железную дорогу Новочеркасск-Шахты.
Стальная крепость «За Родину» совместно со своей десантной ротой участвовали в освобождении Ростова.
Рота оставила бронепоезд и по приказу командования влилась в одну из пехотных частей, наступающих на Ростов.
28 ноября 1941 года 56-я армия Ростовского фронта под командованием Ремизова с юга ворвалась в Ростов, завязались уличные бои.
С севера-востока в город вошла 9-я армия Харитонова и заняла его. В боях была полностью разгромлена группа Клейста в составе 14 и 16 танковых дивизий, дивизия СС «Викинг».
Немцы отступали к Таганрогу.
1 декабря 1941 года, после месячного отсутствия, бронепоезд возвращался домой на свою полевую базу - станцию Мануиловку.
Группировка немцев под командованием Шведлера, совместно с итальянским корпусом начали наступление на Ворошиловград и, вскоре, вышли на рубеж Лоскутовка – Сентяновка - Никитовка.
Враг стремился прорваться в тыл Южного фронта.
Шли обычные боевые будни бронепоезда «За Родину».
Разведчики доложили, что путь на Депрерадовку исправен и на самой станции есть дежурный и стрелочник.
Дальше проверить путь командир Аким Бондаренко послал бронедрезину с тремя разведчиками: лейтенантом Шуманом, Григорием Стариковым и Сергеем Аваковым.
Через несколько часов на большой скорости возвращалась мотодрезина «Белка», так любя её называли бронепоездники.
Она могла двигаться, как по железной дороге, так и по грунтовым и шоссейным дорогам.
Не доехав до бронепоезда с дрезины выпрыгнул лейтенант Шуман и, пробираясь по глубокому снегу, направился к Бондаренко и комиссару Енину.
«В стороне от Депрерадовки, направляясь к Комиссаровке, движется большая колонна легковых и крытых грузовых машин. Надо бы их накрыть. Нас они не видели», - доложил лейтенант.
«Как, комиссар, превратим вражескую колонну в груду металлолома?», - глядя на Енина, спросил командир.
«Грех упускать такой случай», - ответил комиссар.
Стальная крепость двинулась вслед за «Белкой». Бондаренко в командирской рубке.
Командиры орудий Толкачёв, Горошенко, Волчков придирчиво проверили готовность своих расчётов к бою.
Один за одним командиры бронеплощадок доложили командиру о готовности к бою.
Осталась позади станция Баронская.
Стальная крепость плавно, без шума, скользит по рельсам.
Бронепоезд бесшумно подкатывается к врагу всё ближе и ближе. Уже в окулярах наблюдательных приборов видны немецкие грузовики, пушки, фигуры солдат.
Видно, как одна огромная машина, крытая брезентом, застряла в снегу. Её пытаются вытолкать солдаты.
По площадкам раздаётся голос Бондаренко:
«За нашу Родину, за кровь и слёзы родных, за родной Донбасс по фашистским оккупантам прямой наводкой – беглый огонь!»
Огневая мощь всего бронепоезда обрушилась на колонну. На месте колонны поднялась стена снежной пыли и земли.
За несколько минут боя от колонны остались искорёженные груды металла, да разбросанные взрывами силуэты солдат на снегу.
Вечером бронепоезд вернулся на станцию Баронскую.
Долго, после ужина, никто не мог уснуть – все разговоры были о прошедшем бое.
Наутро вышли снова на боевой участок.
И так продолжалось несколько суток подряд.
Бойцы едва успевали отдохнуть, как разведчики приносили новые данные о расположении противника, и стальная крепость покидала станцию Баронскую.
Особенно трудно приходилось разведчикам бронепоезда.
«Борис Петрович» действовал изолированно от армии, обстановка менялась почти ежечасно. Поэтому, чтобы не быть застигнутыми врасплох, приходилось постоянно быть начеку.
Для этого нужна была постоянная разведка на местности.
Благодаря умелой и точной разведке, скрупулёзной подготовки артиллерийских данных, обнаруживались и уничтожались огневые точки и группы противника в районе станции Дебальцево, у населённых пунктов Новой Вергулёвки и Вергулёвки.
Благодаря отваге лейтенанта Николая Новокщёнова, 7 декабря 1941 года, была обнаружена и уничтожена колонна фашистов 50-го пехотного полка вермахта численностью до 500 человек, движущегося в сторону села Вергулёвка.
Ураганным огнём бронепоезда уничтожен обоз и штаб полка.
Через некоторое время, отступающие пехотинцы сообщили, что одну из опорных станций стальной крепости Боржиковку заняли немцы.
Чтобы подробнее выяснить обстановку в район станции была выслана большая группа разведчиков, состоящая из двух отделений Николая Петрунина и Ивана Конохова.
Разведка вышла к передовой утром.
Прошли километров семь-восемь, держась правее Дебальцево.
Из балки неожиданно ударили пулемёты. Разведчики залегли, уткнувшись в снег.
Немцы, чувствуя численное превосходство, стали теснить разведчиков, постепенно окружая их.
Кольцо врагов сжималось.
«Рус, сдавайс!», - слышались призывы гитлеровцев.
«Отходите, товарищи, мы прикроем вас», - крикнул Николай Петрунин остальным бойцам, укрывшимся за насыпью.
Когда закончились патроны, враги были уже совсем близко.
«Приготовить гранаты!», - дал команду Николай Конохову, Шевченко и Богатырёву.
Четверо разведчиков бросились с гранатами навстречу немцам.
В ночь разведчики снова выдвинулись к передовой.
Капитан Бондаренко перед выходом приказал выяснить есть ли немцы в Новой Вергулёвке и обязательно разыскать тела погибших в бою товарищей.
Пробравшись к той зловещей балке, разведчики принялись тщательно обыскивать местность. Но поиски были тщетными.
Тел не было.
По всей вероятности, их увезли гитлеровцы.
Не доходя до деревни, их заметили.
Завязалась перестрелка.
Разведчики вынуждены были отойти и вернуться на бронепоезд.
В одну из морозных зимних ночей бронепоезд возвращался на Баронскую с огневого рубежа, где успешно выполнил задание командования.
Подходили к Депрерадовке.
Остановившись на станции, обнаружили мёртвого стрелочника и дежурного, разбитую станционную аппаратуру.
В тылу бронепоезда замелькали немцы в белых маскхалатах.
Впереди один за одним раздались взрывы.
Бронепоезд начал набирать ход, но впереди на месте пути зияли чёрные воронки – путь был взорван.
Немцы устроили «Борису Петровичу» ловушку.
Открыла огонь немецкая тяжёлая артиллерия.
Восстановительная команда путейцев, под градом пуль и разрывами снарядов, выбрасывала искорёженные взрывом рельсы и разбитые шпалы, и устанавливала новые.
Многие были ранены, но не бросали восстановительную работу.
Пулемёты и танковые башни на стальной крепости прикрывали путейцев своим огнём.
Был вбит последний костыль в шпалу и бронепоезд рванул с места, выходя из, неудачно устроенной фашистами, ловушки.
Однажды вечером, в первых числа декабря, когда бушевала сильная метель, дозоры бронепоезда сообщили, что к станции со стороны Чернухино движется какая-то пешая колонна.
Оказалось, что это подошёл занять оборону в тех же местах, где действовал бронепоезд, 591-й полк 176 –й стрелковой дивизии майора Рубанюка.
Бойцы стальной крепости с радостью встретили своих братьев-пехотинцев, помогли им расквартироваться.
«Теперь наши дела пойдут веселее. Дадим же мы жару фрицам»,- радостно потирал руки командир бронепоезда Аким Бондаренко.
Полк разместился неподалёку, в Комиссаровке, а свой штаб Иван Андреевич Рубанюк разместил у станции Баронская.
Быстро передружились пехотинцы с бронепоездниками.
Через время прибыла и десантная рота бронепоезда из-под Ростова.
Рота сразу же установила контроль над всем прифронтовым участком железной дороги вплоть до Дебальцево.
Все ждали начала активных боевых действий, но был получен приказ командования – отойти на свою полевую базу в Мануиловке для отдыха и учений.
«Борис Петрович» прибыл на станцию Мануиловка.
В тёплых и уютных бронеплощадках, вечером, бойцы писали письма родным и близким, читали книги.
В вагон-клубе бронепоезда должен демонстрироваться кинофильм или выступление художественной самодеятельности.
Вот что писала о вагон-клубе фронтовая газета «Звезда Советов»:
«На несколько часов бронепоезд «За Родину» возвратился с огневых позиций на свою базу. В паровоз набирают воду, пополняют запасы снарядов. Бойцы отдыхают. Из одного вагона доносится музыка. Бойцы уже знают, что заместитель политрука Плиш готовит очередной сюрприз.
Они спешат в вагон, где рядами поставлены стулья, на небольшой сцене - пианино, в другом углу – шкафы с книгами, киноаппарат, патефон. Бойцы собираются, усаживаются. Можно начинать кино.
Клуб работает по-боевому. Товарищ Плиш скомплектовал библиотеку, выпускает стенгазету «За Родину», где печатаются стихи поэтов бронепоезда»
На бронепоезде служил известный украинский поэт Олекса Новинский.
После непродолжительного отдыха бронепоезд «За Родину» снова проводит боевое дежурство на своём участке.
Выходить же приходилось чуть ли не каждый день.
На участке, выдаваясь вперёд, было расположено село Вергулёвка.
С территории Вергулёвки окружающая местность просматривается отлично, так как село находится на возвышенности.
В селе находились немцы.
Выбить их из села предстояло бронепоезду вместе с пехотинцами.
Задача была очень сложная.
Немцы, едва заметив какое-либо перемещение наших войск, занявших оборону по лощине, тут же открывали огонь.
Атаковать предстояло прямо в лоб, так как обходить Вергулёвку не было смысла потому, что наступающие части видны были на несколько километров на открытой местности, покрытую глубоким снегом, как на ладони.
Весь командный состав бронепоезда, вместе с майором Рубанюком и офицерами полка, долго думал над тем, как сохранить в этой атаке людей.
Из десятка вариантов был выбран один: каждый солдат получит бронированный щиток и, прикрываясь им, пойдёт в атаку.
Щитки изготовили на заводе Октябрьской революции в Ворошиловграде и через несколько дней доставили их на бронепоезд. Обучили солдат, как пользоваться щитками.
Щитки покрасили в белый цвет. Пока шло обучение солдат, разведчики с бронепоезда вели постоянное наблюдение за передним краем немцев.
Лейтенант Новокщёнов, перебравшись в первую траншею пехоты, со временем, установил какой распорядок дня, часы смены караулов, систему огня, огневые точки и опорные пункты обороны гитлеровцев.
Началась атака на село.
Пехота Рубанюка и десантная рота бронепоезда достигли окраины села.
Стальная крепость выкатилась на открытое пространство, чтобы поддержать наступающих.
До Вергулёвки километра полтора, поэтому бронепоезд ведёт огонь прямой наводкой.
Заработала дальнобойная артиллерия немцев по бронепоезду. «Борис Петрович» постоянно вынужден был менять позиции, чтобы на попасть под огонь орудий противника.
Атака началась на рассвете, когда немцы ещё спали.
Солдаты, одетые в маскхалаты, по-пластунски, подбирались к позициям врага, двигая перед собой белые заградительные щитки, которые издалека были почти еле заметны.
Уже к десяти часам утра село заняли части 591-го полка под командованием Рубанюка и десантной ротой бронепоезда.
«Помогли щитки, - говорил Рубанюк. – У меня, буквально, единицы убитых».
С помощью орудий бронепоезда было уничтожено более шестисот гитлеровце, уничтожен штаб полка, разбито несколько орудий, танк, выведено из строя десяток машин, оборонительные узлы.
Через час после боя пришла радиограмма из штаба дивизии, в которой объявлялась благодарность всему личному составу бронепоезда.
Позже многие бойцы и командиры были представлены к правительственным наградам, а бронепоезду «За Родину», как войсковой единице, было присвоено звание гвардейский.
Оставалась еще станция Боржиковка, где закрепились гитлеровцы.
Командир полка Рубанюк вызвал командира и комиссара 1-го батальона и приказал:
«Во взаимодействии с «Борисом Петровичем» надо овладеть станцией».
Командование батальона и бронепоезда быстро согласовало все вопросы взаимодействия.
Успех боя должна была обеспечить внезапность.
Боржиковку решили атаковать за час до наступления темноты, с тем чтобы за ночь закрепиться.
При этом учитывался и тот фактор, что немцы не особенно охотно ходили в контратаки ночью.
К назначенному времени роты скрытно заняли исходное положение для броска.
Бронепоезд «За Родину» на предельной скорости выскочил из-за посадки и, с расстояния 500 — 600 м от станции, открыл артиллерийский огонь прямой наводкой по зданию, где засели немцы.
Во время артиллерийского обстрела станции бронепоездом, продолжавшегося 10—15 мин, роты 1-го батальона, наступавшие вдоль полотна железной дороги, приблизились вплотную к зданию станции, где засели гитлеровцы.
Как только бронепоезд прекратил огонь, пехота с криком «ура!» устремилась в атаку.
Часть фашистов бросилась наутек, а остальные вышли навстречу атакующим с поднятыми руками.
По всему Южному фронту ходила о бронепоезде «За Родину» добрая слава. О нём не раз писали газеты армии и фронта.
Гостили у команды «Бориса Петровича» и корреспонденты газеты «Коммунист» - органа Центрального Комитета ВКП(б)У и «Комсомольской правды».
Когда на Южный фронт прибыла бригада кинооператоров Центральной студии документальных фильмов, то Военный Совет фронта направил их на прославленный бронепоезд.
Кинодокументалисты Левитан, Мазрухо и другие товарищи прожили на бронепоезде около двух недель.
Вместе с бойцами они участвовали в боях, наблюдали, как ведётся огонь с закрытых позиций, были свидетелями боевых действий десантной роты.
В результате был снят документальный фильм о боевых буднях бронепоезда «За Родину» №2.
Он демонстрировался в «Боевом киносборнике» № 19 за февраль 1942 года.
Однажды утром, возвращаясь на базу, после очередного боя, командир Аким Бондаренко получил тревожную весть о том, что под Дебальцево, на станции посёлка Октябрьский, попал в окружение 175-й стрелковый полк, входящий в состав 71-й бригады НКВД.
Бой шёл на окраине посёлка Октябрьский.
Немцы, проведя стремительную атаку, замкнули в кольцо два батальона 175-го стрелкового полка НКВД, постепенно сжимая его.
Командуя десантной ротой бронепоезда, политрук Ильинский умело организовал систему миномётного огня.
Увлекая за собой личный состав роты, прорвав немецкую оборону и вклинившись в её глубину, обеспечил выход из окружения батальонов 175-го полка.
Младший лейтенант Зрыбняк на бронемотовозе Еракова, совместно с пулемётчиками, обеспечили ликвидацию огневых точек, как на водонапорной башне, так и в близи её, чем обеспечили дальнейшее продвижение атакующей пехоте.
После выхода из окружения батальонов 175-го полка пулемётчик Александр Фильченко прикрывал отход десантной роты.
Огнём своего пулемёта уничтожил более взвода гитлеровцев. Последним покинул огневую точку, несмотря на огонь противника.
За этот бой Фильченко награждён орденом Красной Звезды.
За решительность и отвагу, проявленные в этом бою большая группа бойцов бронепоезда была награждена орденами и медалями.
Весь экипаж и десантная рота стальной крепости получили благодарность от командующего 12-й армией.
Как-то разведчики доложили, что на станцию Дебальцево прибыл эшелон с боевой техникой.
Решили послать на станцию бронемотовоз, чтобы он потрепал немцам нервы.
Появление бронемотовоза на станции было настолько неожиданным, что под огонь четырёх пулемётчиков попали более сотни оккупантов.
Они заметались по станции, не зная, куда укрыться.
Когда десантники, быстро сделав своё дело, выкатились со станции, открыли огонь орудия бронепоезда.
Дебальцево было пристреляно артиллеристами бронепоезда и снаряды ложились точно в цель. Разлетались в щепки вагоны, рвались боеприпасы, горела техника, гибли фашисты.
Через несколько минут от эшелона остались одни догорающие обломки.
Немцы, неся огромные потери от действий и налётов бронепоезда, мечтали с ним разделаться.
По официальным данным, только под Дебальцево, за совсем короткий срок, огнём батарей бронепоезда было уничтожено более двух тысяч солдат и офицеров противника, много миномётов, автомашин, вагонов и складов с боеприпасами.
«Ваше бронированное чудовище неуловимо, как призрак»,- заявил на допросе пленный немецкий ефрейтор.
Все попытки гитлеровцев уничтожить стальную крепость были не удачными.
И тогда за дело взялась немецкая авиация – люфтваффе.
Целыми днями, то и дело, в небе по курсу движения бронепоезда «За Родину» №2, появлялся немецкий самолёт-разведчик «Фоккевульф-189», более известный под фронтовым прозвищем «Рама».
В войсках сформировалось что-то вроде приметы: «увидел раму – жди беды».
«Примета» была руководством к действию, так как после разведывательных полетов «Фоккевульф-189» немцы, чаще всего, совершали бомбовые налеты или артиллерийские обстрелы.
На следующий день, после налёта на Дебальцево, когда бронепоезд, удачно обстреляв укрепления противника, возвращался на свою постоянную базу - станцию Баронская, его атаковали три бомбардировщика «Юнкерс-88».
Самолёты появились неожиданно и шли на низкой высоте.
Первую атаку не удалось отбить и бомбы упали совсем рядом, не причинив вреда бронепоезду.
Самолёты пошли на второй заход. Первый «Юнкерс» шёл прямо на бронепоезд и попал в прицел крупнокалиберного зенитного пулемёта ефрейтора Пащенко.
После первой очереди самолёт загорелся и, врезавшись в землю, взорвался.
Два других бомбардировщика ушли в сторону и сбросили бомбовый комплект далеко от бронепоезда.
Вдруг, в небе, появился наш истребитель со звёздами на крыльях.
Он решительно атаковал одного из двух самолётов и сбил его. Третий «Юнкерс» поторопился к своим.
С этого дня на бронепоезд «За Родину» немцы начали настоящую охоту. Их раздражала неуловимость советского бронепоезда.
28 декабря 1941 года, вечером, бронепоезд только вернулся с передовой на станцию Баронская.
Тут же стояли и жилые вагоны десантной роты.
Решено было дать команде отдохнуть до утра.
Прицепив вагоны, бронепоезд медленно двинулся на свою полевую базу в Мануиловку.
«Сначала – баня, потом – кино», - объявил старшина.
Впереди бронепоезда на дрезине ехали парторг Герасичкин и комиссар Енин, разведывая путь.
Неожиданно из-за туч появились самолёты. Бронепоезд шёл по высокой насыпи и был отлично виден врагу.
Пятнадцать «фокке-вульфов», как по конвейеру, заходили над железной дорогой и, сбрасывая тяжёлые бомбы, пикировали на стальную крепость.
Град осколков осыпал броню. Всё заволокло дымом.
Отбомбившись, самолёты ушли.
Бронепоезд был искорёжен осколками, но броня выдержала. Тендер и паровоз были взрывами сброшены с рельс.
Впереди на пути зияла огромная воронка.
Убитых не было, лишь получили ранения командир Бондаренко, машинист Рубежанский, военфельдшер Васильев, командир зенитчиков Андреев и ещё несколько человек.
Раненых немедленно отправили в Мануиловку.
За командира остался комиссар Александр Енин.
Нужно было решать, что делать с бронепоездом. Все понимали, что самолёты утром вернуться.
Приступили к работе ремонтники. На помощь прибыл паровоз «овечка».
Бронеплощадки оттащили на станцию Мануиловка.
Сам бронепоезд пришлось отправить в Ворошиловград для замены топки, ремонта сцепления и других повреждений.
После ремонта бронепоезд снова стал в строй.
Был получен приказ бронепоезду «За Родину» №2 перейти в распоряжение начальника артиллерии и бронетанковых частей 12-й армии.
Перед самым приказом вернулся, из госпиталя в экипаж, её командир капитан Бондаренко.
Тепло попрощался с командой бронепоезда майор Рубанюк, с полком которого «Борису Петровичу» приходилось тесно взаимодействовать, выполняя боевые задачи командования Южного фронта.
«Ваша главная задача – парализовать станцию Попасную, которую немцы очень активно используют», - сказал при встрече начальник артиллерии 12-й армии командиру бронепоезда.
Бронепоезд расположился неподалёку от линии фронта на станции Садовой.
Сразу же приступил к выполнению поставленной задачи.
Ни днём, ни ночью не было покоя немцам. После каждого огневого налёта бронепоезд менял позицию, поэтому немцам никак не удавалось его засечь.
Разведчики лейтенанта Новокщёнова всю ночь наблюдали за станцией Попасная, изучая все подходы к ней, расположение огневых точек перед выходом бронепоезда.
Станция Попасная была удачно атакована бронепоездом, снова сработал эффект неожиданности. Немцы не ждали такой наглости и напористости от советской стальной крепости.
После боя все подходы к станции и стрелки были гитлеровцами заминированы.
Начиналась весна 1942 года, кое-где видны были проталины. Сбросили свои снежные шапки вершины шахтных терриконов.
Несмотря на неудачи, немецкие самолёты продолжали активную охоту за бронепоездом «За Родину».
30 марта 1942 года на станции Марьевка они атаковали полевую базу бронепоезда, в результате чего под бомбардировку попала бронедрезина Сергея Авакова.
С ним были Губнов, Яровой и Мосенков. Все они погибли.
Тела их были перевезены на станцию Голубовка, где были похоронены.
Во второй половине мая положение на правом фланге Южного фронта резко изменилось. Весеннее наступление наших войск на юго-западе оказалось неудачным.
С тяжёлыми потерями они отходили за Северный Донец.
В июле войска вермахта вышли к Воронежу.
Немцы прорывались к Ворошиловграду.
13 июля передовые части их появились под Родаково.
Бронепоезду «За Родину» был предан ещё один бронепоезд под командование Шурыгина. Бронепоезда работая в паре, громили наседавших фашистов то в Славяносербске, то в Зимогорье.
Гитлеровцы решили разделаться с надоевшими бронепоездами.
15 июля, с утра, на разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая, появились самолёты.
Отбив их атаку, бронепоезд «За Родину» продолжал громить наступающие части врага.
Снова налёт авиации врага повторился. Во время боя было сбито три бомбардировщика.
В полдень небо словно почернело от количества самолётов в небе. Их было несколько десятков. Один за одним они пикировали, сбрасывая бомбы на бронепоезд.
Вышел из строя паровоз – бомба попала прямо в тендер.
Погибли машинист Воропаев и кочегар Корбань.
Взорвалась тяжёлая площадка и площадка ПВО. Загорелись контрольные платформы. Но бронепоезд, окутанный огнём и дымом, ещё жил и сражался.
Вместе с бронепоездом «За Родину» № 2 попал под бомбардировку «люфтваффе» и бронепоезд «За Родину» № 1 под командованием майора Шурыгина, входивший в состав 64-го отдельного дивизиона бронепоездов.
И снова новый налёт, новые взрывы. Орудийную башню встряхнуло и перекосило. Вздыбились изогнутые рельсы, сбило бронеплощадку.
Искорёженный, в дыму и огне, бронепоезд «За Родину» вёл свой последний бой.
На горевший и уже замолчавший бронепоезд, до самого вечера, немецкие стервятники, каждые 15-20 минут продолжали делать налёты, сбрасывая на него бомбы и обстреливая из пулемётов.
По бронеплощадкам передали команду «Оставить бронепоезд!»
Рискуя жизнью, командир пулемётного отделения Лутов, вынес из горящей бронеплощадки знамя бронепоезда.
К вечеру налёты прекратились. Экипаж бронепоезда вернулся к месту недавнего боя, чтобы похоронить боевых товарищей.
С болью в сердце прощались бойцы со своим «Борисом Петровичем», со своей стальной крепостью, уходя от места боя.
Искалеченный, изуродованный, сброшенный взрывами с рельс, всё ещё объятый огнём и дымом, бронепоезд высился среди луганской степи.
О бое дивизиона было доложено в штаб фронта следующее:
«Попытки восстановить железную дорогу и вывести поврежденную матчасть были безуспешны, так как наши части отошли и заняли рубеж на окраине Ворошиловграда, а противник занял станции Родаково и Черкасское.
Экипажи, сняв исправное вооружение и приборы, привели в негодность пушки и вышли к своей базе. Командир дивизиона майор Шурыгин не подорвал одну из исправных бронеплощадок бронепоезда «За Родину» № 1 из-за отсутствия взрывчатых веществ».
«Прощай. Ты был нам верным другом. Спасибо тебе. Мы за тебя ещё отомстим», - обратился один из бойцов к бронепоезду, как к погибшему товарищу, уходя с бойцами в ночную степь.
От автора:
Старший лейтенант Новокщенов Николай Иванович, погибший в последнем бою бронепоезда, был похоронен в одной братской могиле посёлка Родаково вместе с нашим земляком, жителем села Мануиловка, танкистом Антоненко Григорием Романовичем, павшим в бою за населённый пункт Родаково в июле 1942 года.
В 1967 году вышла в свет книга бывшего комиссара особого бронепоезда «За Родину» №2 Александра Николаевича Енина под названием «Стальная баррикада», в которой автор повествует о боевом пути добровольцев двух заводов, основываясь на документальных фактах, опубликованных в советской печати и литературе.
Свидетельство о публикации №223091600536