Сказочница. 4

                СКАЗОЧНИЦА. 4

     Три дня я была в упоении от встречи с любимыми поэтами, тем более, это событие освещала нынче не только я, но и Людмила Свирская и Наталья Томазина. Свирская взяла из моего фоторепортажа пять фото и снабдила своим великолепным поэтическим комментарием, и этот комментарий так хорош, и тон его так хорош, что я подписываюсь под ним руками и ногами:
     "Сегодня мы, как и каждый год, встретились у памятника Пушкину. Традиция у нас такая с 2014 года: общаемся, читаем стихи Пушкина и свои о нём и обо всём, крепко обнимаемся, чтоб хватило на весь год.
     Прекрасная Наталья Волкова, родоначальник и организатор этих встреч, погрузила нас в поэзию Пушкина 1823 года, как-то очень естественно отмотав назад ровно двести лет. Стихи Пушкина звучали как родник во время засухи из уст постоянных участников встреч и "новеньких" (из Донецка, Кишинёва и Москвы). Под глубоким впечатлением и поверхностным энтузиазмом прошли наши традиционные "посиделки" и в ресторанчике "Урал" после официальной части. Спасибо за фото Ирине Беспаловой".
     Но Наталья Томазина, как "новенькая" позволила себе больше "широты" в своей заметке к своему фоторепортажу:
     " Сегодня А.С.Пушкин, Наталья Волкова и Людмила Свирская собрали нас на площади Пушкина в Праге. Эта традиция существует с 2014 года, с дня открытия памятника Пушкину на Пушкинской площади.
     Звучали стихи самого Александра Сергеевича, как в русском, так и в чешском языках. Стихи о Пушкине (Булата Окуджавы и Людмилы Свирской). Со своими стихами выступили "новенькие" поэты, участники конкурса "Эмигрантская Лира. 2023" Виктор Есипов (Москва) и Ольга Котенко (Донецк), поэтесса из Кишинёва Наталья Родина.
     Прозаик Ирина Беспалова с Пушкиным в душе и на груди (настоящая пушкинская золотая медаль!) прочла малоизвестные стихи и эпиграммы Александра Сергеевича.
     Небо сначала хмурилось, и даже всплакнуло небольшим дождичком, но наше культурное мероприятие разогнало тучи! После совместного фото по традиции все двинулись "На Урал!": Пушкин и теперь живее всех живых! Он собирает вокруг себя тех, кто любит русскую литературу, и кто в меру своих сил продолжает нести её знамя, пусть и вдали от Родины, раз ей не до культуры пока..

     Во вторник мы с Наташей и Дадой пошли в новую "школку" (садик) Дады, у них, оказывается, весь июнь существует что-то вроде рабфака, по вторникам, после которого "становится ясно", кто поступит на первый курс, а кто нет, и в какую группу, и меня словно отрезвило.

     Этот садик снаружи выглядит невзрачной бетонной коробкой, а внутри там красота: на входе, через специальный покатый подъезд, обширная прихожая, разделенная шкафчиками для одежды на четыре квадрата, и кругом шары, цветы и игрушки. Потом коридор, огороженный стеклом, по коридору три двери кабинетов, за ними еще коридор, разделённый лестницей на второй этаж, массивной, деревянной, с довольно крутыми ступеньками. Нас пригласили на второй этаж. Дада играючи задирал ноги, а вот мальчик за нами, примерно дадиного возраста, буквально висел на маме, и она ему руками помогала ставить ногу на следующую ступеньку. Наташа у меня была неприлично возбуждена, и что-то рассказывала воспитательнице, сопровождавшей нас, без умолку. Третьим вбежал резвый, абсолютно здоровый на вид, мальчишечка, за которым мама едва поспевала. Четвертым вошёл папаша с маленькой очень хорошенькой девочкой и дочерью постарше, в возрасте "пуберты" (подростковом). Девочка сразу же рванула к куклам, где уже присел Дада.
     Всё это время воспитательница монотонным, равнодушным и каким-то заученным голосом твердила: родители во время "подготовительного" периода адаптации детей к социальной среде должны находиться возле детей и отвечать за них в полном объёме, потому что воспитатели ещё не приняли эту ответственность на себя. Последним въехал на небольшой каталке мальчик с совершенно рассеянным взглядом, за ним мама, толкавшая эту каталку, а за ней - второй воспитатель, крупная женщина с улыбающимся лицом.
     - Я погляжу - у вас здесь "клид" (покой), - весело сказала она, оглядев детей, мирно забившихся каждый в свой угол (Дада выбрал куклу с блестящими волосами, и отошёл от девочки, которая обложила себя всеми оставшимися куклами, на середину комнаты, на ковёр), - это очень хорошее начало, знаете ли!
     Она прошла к шкафчику у стены, достала чистые белые листы, карандаши и мелки, и усадила хорошенькую девочку рисовать прекрасные цветы. Она подошла к резвому абсолютно здоровому мальчишечке и положила перед ним на круглый столик коробку с коллекцией минеральных камней. Она взяла высокую деревянную подставку с шарами, которые медленно начинали бег на самом верху и по желобам скатывались вниз всё быстрее, пока не падали в лунку, и поставила её перед мальчиком в каталке (мама сидела рядом на детском диванчике). Мальчик осмысленно стал смотреть на шар, и следил за ним не отрываясь. Первая воспитательница продолжала сидеть на кожаной кушетке у входа и бубнить с совершенно отсутствующим видом: у нас в виде групп используются четыре помещения, это, где мы находимся, не самое большое, но очень удобное, для группы в семь-девять детей, второе поменьше, для трёх-четырёх малышей, третье маленькое, для одного-двух
детишек, и наконец, самое большое, на полноценную группу из двенадцати-четырнадцати дошколят.
     - Смотри! - толкнула меня дочь в бок (все мы, родители, сидели на детских стульчиках, отставленных от детских столиков), и взглядом показала на Даду.
     За две минуты до этого разбросав с полки какие-то резиновые коврики, Дада, пыхтя, принялся их складывать обратно. Причём, если коврик ложился на коврик кривовато, он его подравнивал.
     - О! - воскликнула вторая воспитатель, оторвавшись от мальчика, который еле передвигал ноги по лестнице - она ему помогла влезть на красавца коня-качалку, - это и называется социализация! Если все наши дети научатся складывать игрушки после того, как наиграются с ними, это будет большим шагом в нашем подготовительном курсе!
     И тут вошла директор. Ещё крупнее. Ещё улыбчивее.
     - Ну-ка, родители, похвастайтесь, что ещё умеют делать ваши дети? Какие у них любимые привычки? Кто из них что предпочитает в пище? Хорошо ли кушают?
     Наташка, уже перевозбудившаяся, подскочила к ней и начала тараторить:
     - С нашим беда! Ест только то, что знает! Причем, знает вплоть до "этикетки"! Вот брумики, казалось бы! Кусочек кекса! Но он бывает с ванилью, с шоколадом, с клубникой, с молоком! Попробуйте подсунуть Даде шоколадный вместо "с молоком"! Он даже пробовать не станет! Из зловредности может откусить и выплюнуть!
     - Наташа, - сказала я, подходя к ним вплотную, - что это ты развоевалась?! Позволь и другим помахать шашкою!
     - Моя мама, - осеклась дочь, - Бабушка Дады! Представляете?!
     - Бабушки - наше всё! - засмеялась директор.


Рецензии