Божественная комедия - Фауст - Мастер и Маргарита

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума,
исследование сохранения живого произведения театрального искусства,
исследование информатики слова и мысли © К. Мира.

Заметка

Дорога совершенствования:
Вечные смыслы и высшие ценности, сознание автора и произведение
«Божественная комедия» - «Фауст» - «Мастер и Маргарита»

        «... истый человек в своём стремленьи смутном
        Всё ж правый путь в сознании несёт»
        («Фауст» Гёте)

Данная заметка о вечных смыслах и высших ценностях и их освещении в произведении через авторское сознание на примере произведений «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Фауст» Гёте и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова – результат размышлений в связи с несколькими параллельно проводимыми исследованиями – по философии воплощения духа и разума, информатике мышления, сохранению живого произведения театрального искусства. Так или иначе все исследования перекликаются и пересекаются, и от «Философии духа» Гегеля и общения философа с Гёте мысль перемещается к «Фаусту» и общению писателя с Шиллером, и всё вместе – к тому главному, той высшей цели, которой посвятили свои жизни эти благороднейшие людские души и умы – освещение истины и пути совершенствования людей в нашей общей жизни.

И одной из дорог помимо философии и религии является прочерчиваемая литературными произведениями линия пути совершенствования. И в контексте всеобщности для жизни людей и масштаба её охвата предлагается рассмотреть освещение дороги совершенствования в литературе на примере связи произведений «Божественная комедия» Данте Алигьери - «Фауст» Гёте - «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова - авторы и герои их произведений через трагедию своей жизни несут свет зания для совершенствования людей, через свои страдания и рождение произведений о вечном. И жизнь духа и разума этих людей, дарящих знание совершенствования, направлены на сохранение и передачу истины, как и идущие этим верным путём «закрепляют зыбкие явления в непреходящие мысли, и радует их богатство живой красоты» [1] - как раз я печатала эти строки, когда сидела рядом с любимым дубом и смотрела на его листья, которые, красота и чудо, опадут, но дуб ещё останется.

О романе «Мастер и Маргарита» я писала, что это «Книга, в которой всё» - Михаил Афанасьевич чувствовал эту всеобъемлющую мощь в «Фаусте» - и это произведение о всей человеческой жизни. Постижение замысла в целом, но выходящего за рамки произведения, - также является отдельным подходом в исследовании. Так Гёте в «Фаусте» даёт «Пролог в театр», который направлен на трансляцию монументального смысла произведения о всей человеческой жизни, но «лишь немногие могут проникнуться органической целостностью драмы» [1] - то, о чём волновался автор «Фауста», но надеялся, что если не всё, то хотя бы что-то из этой истины западёт в душу и разум людей. К примеру, ранее в заметках о постановке романа «Мастер и Маргарита» я более анализировала детали, поскольку апробировала разные подходы к сохранению живого произведения театрального искусства в подготовке к охвату и сохранению всего произведения, в чём и состоит цель разработки.

Это колоссальная связь правды жизни, сути вещей в мире, высших ценностей и вечных смыслов, передаваемых через авторское сознание и произведение. А потому постичь суть произведения – окунуться в информационное пространство авторского сознания и ту часть действительности, которую представляет само произведение, связанное с жизнью. И когда произведение вмещает вечные смыслы, направляя к ним человеческую жизнь, нужно устремиться той дорогой совершенствования, которой в каждое время светочи духа и разума направляли людей – мыслители, философы, писатели – те же люди, но люди мира во все его времена.

Цепочка «истина» - «авторское сознание» - «произведение» - «совершенствование человека» - и снова – «истина» - вычерчивается и в настоящем, и сквозь время. И чтобы те вечные смыслы постичь в произведении, нужно обратиться и к мышлению автора – через него связываются объективная суть и произведение, её же транслирующее. В исследованиях нейрографики мышления я также стремлюсь охватить особенности хода мысли, и прочувствовать работу авторского сознания можно на примере приёма, который извлечён мной из ремарки К.С. Станиславского в режиссёрской партитуре применительно к части текста «Отелло»: «надо очень чётко разделить этот монолог по мыслям…» [2]. Представьте себе, что за текстом произведения вы стремитесь прочувствовать сопровождающие его мысли. Это мощный приём, позволяющий добраться до сути произведения через сознание, и, наоборот, через произведение постараться прочувствовать и познать авторское мышление, и таким образом помимо прямого прочтения захватить ещё больше той необъятной части смыслов.

Так примечательны воспоминания и пояснения современников и друзей Гёте, позволяющие проникнуть в ту информационно-творческую сферу поэта: Гёте уехал в Италию, чтобы «среди классического мира усвоить себе строгую форму, в которую укладывались высокие созерцания этого мира» [1]. Для меня таким городом-душой является Санкт-Петербург, где собственный дух парит в любые состояния стихии вокруг. Это содержание духа раскрывается в процессе творчества и запечатлевается в произведении. В мировоззрении Гёте учёные выделяют такие основополагающие концепт области устремлений разума и души как восприятие природы в её единстве и целостности, интерес к жизни как феномену, и пишут о том, что поэт именно не описывает, а являет, передаёт чувства, и о том, что «он всегда лирик - и в драматургии» [4]. Это родной мне концепт, а точнее тот же взгляд спустя поколения. И то мировосприятие, сознание автора «Фауста», может продемонстрировать символический образ: когда Гегель написал «Философию духа», Гёте подарил философу золотистый прозрачный стеклянный сосуд с вложенным в него кусочком тёмной ткани, и когда два предмета были соединены, сквозь этот светлый цвет прозрачного стекла можно было наблюдать тёмно-синий цвет вселенского пространства [3].

И все произведения образуют целостность, как в приведённом примере с соединением формы-сосуда и его содержания, и устремляются навстречу друг другу: описание в «Фаусте» попытки сбить человека с пути совершенствования и добродетели трансформируются в «Мастере и Маргарите» во встречное движение, в котором та противоположная этим устремлениям сила возвращает на духовный путь других людей, сбившихся с дороги, а крепкий духом и разумом никогда с него не собьется и продолжит им следовать всегда, даже сквозь все круги препятствий «Божественной комедии» - единение авторов в их совершенствовании людей с раскрытием вечных смыслов и освещением высших ценностей жизни, которая и сама является одной из них. И если люди поймут неизмеримую ценность жизни и созидательной деятельности, то и совершенствование человечества станет той непрерывной линией, тем сквозным действием, но длинной в общечеловеческую жизнь, устремлённой в своём пути к совершенству в бесконечность. Мы мыслим теми же словами, но есть ли такие люди в настоящем? Надеюсь.

Продолжение заметки далее см. здесь же

2023, Ксения Мира, проекты популяризации знаний и исследования интеграции науки и искусства.

Литература

[1]  Фауст. Трагедия Гёте. Первая часть. / Гёте. Перевод А.И. Мамонтова. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1897. – 345 с.
[2]  Станиславский К.С. Режиссёрский план «Отелло». Москва-Ленинград: Государственное издательство «Искусство», 1945. - 392 с.
[3]  Куно Фишер. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Полутом первый. Перевод с немецкого издания пр., доц Н.О. Лосского. С.-Петербург: Издание Д.Е. Жуковского, 1902. – 760 с.
[4]  Берковский Н.Я. Драматургия Гёте. Лекция. Лекция. Публикация по записи Н.К. Телетовой / Театр и литература. Сборник статей к 95-летию А.А. Гозенпуда. - СПб.: Наука, 2003. - 719 с.


Рецензии