Воспоминания

  Друзья, кто любит живопись, решила показать вам одну картину, которую редко кто знает. Когда в 2010 году я впервые приехала в Париж (Франция), моя приятельница упомянула эту картину…
  Мы, устав от прогулок, забрели в бистро, отведали устриц (осенью и зимой как раз сезон устриц), пили кофе, а напротив, на улице, прямо на асфальте сидела цыганка со спящим младенцем…В тот год в Париже полиция гоняла цыган… Вот приятельница и отметила некоторое сходство цыганки с героиней картины Гуго Марле…
Вспомнилось вот и я решила вам показать эту картину:
  На краю каменного колодца сидит смуглая босая женщина. Её тяжёлый взгляд полон мрачной решимости. Картина «Сумасшедшая из Этреты» написана французским художником Гуго Мерле в 1871-м году.
  Сначала может показаться, что это мать прижимает к груди младенца. Однако на её коленях покоится завёрнутое в одеяльце полено, обряженное в алый детский чепчик. Героиня скитается не первый день: от кружевных манжет остались одни дыры, обувь где-то потеряна. Ветер треплет и запутывает чёрные кудри, то же самое происходит с исстрадавшейся душой. Атмосферу бесприютной тоски дополняет соответствующий пейзаж. Жидкая рощица на дальнем плане, холодная шершавая стена и толстая грубая верёвка многократно усиливают ощущение безысходности.
  Живописец повстречал безумную незнакомку на улочках крошечного приморского городка. Судя по рассказам обывателей, она вне брака родила ребёнка, но не смогла его прокормить. Малыш умер от голода, а безутешная мать сошла с ума и с тех пор мятущейся тенью стала бродить по предместьям, согревая в объятиях бессловесный кусок дерева.

  Когда я была маленькой, то напротив нашего дома жили мать и дочь по фамилии Шаляпины. Помню, что дочь- женщину лет тридцати пяти или сорока, звали Нюрой. Она была красивой и доброй. Зимой вместо платка и шали она носила шляпку с цветком на боку. Помню, что шляпка ьыла серо-голубого цвета. Иногда я приходила к ним в гости, несмотря на запрет моей матери и старших братьев. Мне тогда было лет пять или шесть. Бабушка Матрена-так звали мать Нюры, была молчаливой, болезненной и очень худой. А сама Нюра - невысокого роста, справная, всегда аккуратная  и улыбчивая. Помню, что у нее были очень красивые голубые глаза и пушистые ресницы. Нюра меня любила и часто гладила по голове и целовала в щеки. Мне это нравилось, потому что дома на меня мало кто обращал внимания, а мама меня никогда не целовала. Не знаю почему. Может, потому что я ей напоминала мою бабушку- мать моего отца или потому что ей было не до меня…
Так вот эта самая Нюра «души во мне не чаяла», как она часто говорила.
Почему мне не разрешали ходить к ним я узнала чуть позже, когда произошло то, чего боялась бабушка Матрена, мои родители, и все соседи. Нюра в очередной раз заболела-сошла с ума! Как я узнала позже, так бывало каждое лето. Оказывается, когда она была одиннадцатилетней девочкой, над ней надругались несколько парней, и с ней случилось помешательство рассудка. Через положенное время она родила девочку, которая вскоре умерла. И с тех пор, каждое лето повторялось  одно и тоже… Сначала на нее находила безграничная нежность и любовь к детям, а потом приступ и помешательство… Она была то совершенно неуправляемой и убегала в березовую рощу,  то ловила курицу и заворачивала ее в тряпки, как ребенка, то нянчила полено, завернутое в одеяло и тихо пела колыбельные… Когда я училась уже в четвёртом классе, умерла бабушка Матренка, а Нюру определили в Грабово, где был интернат для таких инвалидов. Я долго грустила по ней, мне ее было жалко, потому что она была добрая и беззащитная как ребенок. Раз в месяц Нюра писала нам письма и моя мама отвечала на них.
  Через насколько лет письма перестали приходить…
Вот прошло столько лет, а я вдруг вспомнила об этой несчастной и доброй красавице…
  Как запутанны бывают пути человеческой памяти! Но я уверена, что каждый встреченный в жизни человек был на моем пути неслучайно. Пусть Высшие Силы обратят Свой взор на тех, кого некому помянуть и некому попросить о прощении их грехов, и пусть Господь-Бог простит им грехи вольные и невольные.
Прости нас  Господь-Вседержитель, и прости души тех, кто пострадал от насилия и глумления, кто потерял рассудок от боли и страданий, но сохранил любовь и доброту своей души!

17.09.2023, г. Санкт-Петербург


Рецензии
Приветствую Вас, Людмила!
И картина, и рассказ - о жизни, которая бывает так разнообразна и неожиданна. Ум наш и могуч и хлипок одновременно. Где-то есть предел его ясности и когда-то он замутняется. Я теперь это знаю потому, что при инсульте искренне верил, что в стакане с чаем мне подают таракана, а в палате на соседней койке держат контрабандную птицу, привязанную за ноги к жердочке.
А вот в Париже я не был.
Очень интересную историю Вы рассказали!
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   17.09.2023 07:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте на многие годы, уважаемый Василий! Благодарю Вас за прочтение, отклик и искренние слова о своей истории жизни!
А в Париже, как и везде-земля и люди…
В Париже-устрицы, в Петербурге-корюшка, везде есть что-то свое, но в основном- земля и люди…
Благодарю Вас и желаю доброго здоровья и долголетия!

Ваша Людмила

Людмила Лазебная   17.09.2023 11:25   Заявить о нарушении