Древнейшие цивилизации Африки

---
     Первая Цивилизация возникла 41 в. назад.
     Последняя Цивилизация остановилась 30 в. назад.
---
     В этой работе основным русскоязычном источником в круге специалистов, разрабатывающих теорию цивилизаций, я принял разработки Андрея Майданского.
     Чем отличаются Древнейшие африканские цивилизации от Древних? Обычно в качестве водораздела между ними ставят эпоху железного века, который в Африке наступает в эпоху на 5 в. предшествующих Рождеству Христова. Отличительной чертой цивилизационного развития в Африке является переход от каменного века сразу в железный век, который в Африке окончательно оформляется со 2-го века н.э.
---
     Исходя из такой градации по времени, к древнейшим цивилизациям Африки относят цивилизацию Нок в Нигерии (16 в. до н.э. – 5 в. н.э.); Ифе в Нигерии (14 в. до н.э. --  5 в. н.э.); Сао в Чаде (5 в. до н.э. – 16 в. н.э.); Пунт в Сомали (27 в. до н.э. – 12 в. назад); Керма в Судане (26 в до н.э. – 16 в. до н.э.); Даамат в Эфиопии (8 в. до н.э. – 5 в. до н.э.); Аксум в Эфиопии (5 в. до н.э. – 10 в. н.э.); Игбе-УКква в Нигерии (4-й в. до н.э. – 9-й в. н.э.).
---
     На территории Африканской Субсахары и на ближних подступах к ней к эпохе железного века начинают складываться Древнейшие цивилизации этой части Африки, которые повлияли на дальнейшую историю следующих Африканских цивилизаций.
     Эти цивилизации разделяли в те времена огромные расстояния. Поэтому они были в разных стадиях развития, были и общества, которые пребывали в ранней первобытно-общинной спячке.
---
     Такими социокультурными общностями были образования на земле Западного Судана, а также сопредельная с ним часть сахельской цивилизационной зоны, территория Нигерии, её центральная и юго-западная части, Шаба в Заире по бассейну реки Луалаба, некоторые, соприкасающиеся с Субсахарой области Зимбабве, прибрежье Тихого океана.
     В разных регионах Африки существовали локальные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять, как предцивилизации или протоцивилизации.
---
     Однако назвать процесс сложения Африканских социокультов в цивилизацию нельзя назвать цивилизациумом, поскольку они находились в разных климатических и географических зонах. Они не вылуплялись друг из друга, хотя общие черты их развития, не похожие на пути развития цивилизаций соседних материков, у них имеются.
     Сложение большинства Африканских цивилизаций происходило во время перехода к железному веку в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где сохранялись социокульты ранних стадий первобытнообщинного строя.
---
     Постепенно плотность контактов Древнейших культур Африки увеличивалась, что приводило к серьёзным колебаниям общества.
     Окончательный разрыв с древнейшими социокультами Африки стал происходить с появлением в Сахаре верблюда.
---
     На рубеже 2-го и 1-го веков до Рождества Христова торговля стала ключевым инструментом развития социокультов цивилизационного уровня. Она разрушила древнейшие социокультуроные наработки, основанные на раздельности существования африканских общин, их замкнутости, что привело к смене архетипов социального сознания, что по-новому сформировало систему отношений жителей пустыни и их оседлых соседей, где торговля стала одним из индивидуальных признаков цивилизационности. Возникает новый социокультурный институт, который по технологии использования торговых путей и номенклатуре товаров безошибочно классифицировал африканские цивилизации.
     ---
     Несмотря значительные расстояния между цивилизациями в Африке, между древнейшими цивилизациями была преемственность по многим важным принципам. Постепенно, с переходом рубежа начала железного века, за счёт торгово-культурного обмена, между цивилизациями появляется всё больше мостов.
     Из древнейших цивилизаций, достигших наибольшего расцвета, специалисты выделяют те, которые складывались в Западном Судане и в Нигерии. Социокультурные общности Центральной Африки отставали, поскольку в эти регионы железная индустрия опаздывала доходить по времени. В Восточной Африке был элемент, связанный с морской торговлей, подгонявший развитие культур взаимодействия.
---
     Контакты между цивилизациями были, но их активность максимальной была в районах соприкосновения, усиливающаяся к северо-востоку Африки.
     Основным элементом, ускорявшим развитие цивилизаций в Африке, были внеафриканские контакты с царствами Красного моря, с народами Северной Африки, с Персидским Заливом.
     Цивилизационный социокультурный очаг начала 1-го тысячелетия до н.э. изначально был сложен из местных понятий и обычаев. Постепенно торговля с городами Средиземноморья усиливают социокультурное развития, и уже ко 2-му веку до н.э. здесь складывается хорошо развитая цивилизационная система, которую сегодня называют Древнейшей Африканской цивилизации.
     Учредители цивилизации начинают воспринимать сельскохозяйственные технологии, скотоводство нового типа, охотничество отходит здесь на второй план, появляются колесницы, что свидетельствует на попытках проникновения в центр Африки. Торговцы достигают Нигера.
---
     Однако все эти заморские новации постепенно разрушают консервативные цивилизационные социокульты Древнейших цивилизаций Африки. Торговля словно магнит притягивает к себе наиболее энергичных представителей правящих элит.
     С появлением верблюжьей тяги консервативные общества Древнейших Африканских цивилизаций стали очень быстро распадаться. Вместе с верблюдами началась активная миграция новых элементов в тела цивилизаций. Переход на новые социокультурные системы происходил очень быстро, в течение истории одной семьи, а это около 50 лет. Уже через сто лет бывшие учредителя цивилизации с многовековой историей перешагивали через остатки стен своей бывшей цивилизации, удивляясь, зачем они здесь оказались.
---
     Историки, основываясь на материалах археологии, утверждают, что переход от Древнейших Африканских цивилизаций к древним, от бронзы на северо-востоке Африки к железу, был инициирован транссахарскими торговыми и военно-политическими контактами, который начался около 3-го века до н.э. Доказательства этого перехода концентрируются в основном по дорогам того времени, где формировались технологии железного века. Это были, к примеру, ремесленнические посёлки плавильщиков, рудники в Мавритании и Марокко.
     Кроме рудников дороги связывали и города, многие из которых сложились задолго до наступления эпохи Древних Африканских цивилизаций с их трансафриканскими торговыми путями и верблюдами. Причём, многие города на торговых путях по своим социокультурным особенностям сильно отличались друг от друга, что мотивировало исследователей более кропотливо заняться поиском центров этих культур, среди которых могли оказаться и цивилизационные, объединяющие многие народы и государства.
     И действительно, комплексные археологические исследования в Мали и Гане позволили отодвинуть на целое тысячелетие время создания городских комплексов на территории этих стран в Дженне, в дельте Нигера.
---
     К примеру, ранее считалось, что цивилизационная система Древнейшей Ганы началась с началом транссахарских торговых путей, связанных с западно-суданским цивилизационным очагом в конце 1-го тысячелетия до н.э.
     Оказалось, что ранее, не меньше, чем в начале 2-го тысячелетия до Рождества Христова, когда ещё не было крупных торговых путей через Сахару, здесь, в долинах Нигера уже существовал хорошо организованный социокультурный комплекс с развитой экономикой на основе мены, куда входила не только разного рода зелень, что было обычно всех культур и цивилизаций Африки, но также и предметы с высоким уровнем вложенного в них труда. На обмен предлагались железо, медь, изделия из них, мясо.
---
     1-е тысячелетие до н.э. в Африке историки характеризуют усилением миграционных процессов, которые связывают с получением кочевыми народами новых технологий для передвижения, а также с улучшением сети дорог. Прибывающие в благодатные места мигранты, как правило сходного менталитета и социокультурных навыков, начинают постепенно дестабилизировать социальную и политическую ситуацию в этих регионах.
     Аборигены стали отступать всё выше по склонам гор, а их места занимали вновь прибывшие. Люди, прибывающие с востока Африки уже были частично метисизированы, это не были негроиды, просто чёрные, светло-чёрные. Но они были лучше развиты в технологическом и индустриальном смысле. Часть местного населения предпочитало не уходить, но при этом они попадали в зависимость лучше организованных митисов. Зарождается земледельческое рабство.
---
     Однако и новые земледельцы постоянно подвергались давлению восточных миграций. Постепенно они выработали способность противостоять этому давлению, создавая хорошо организованные социокульты, близкие к раннеполитическим.
     Таким образом, Древнейшая Гана к первой четверти 2-го тысячелетия до н.э. становится одним из доминантов возникшей социокультурной тенденции, напрямую ведущей к возникновению здесь нового цивилизационного очага, по своим характеристикам уникального.
     К одной из таких уникальных цивилизаций, мало связанных с поздними трансафриканскими торговыми маршрутами, историки относят цивилизацию Нок, возникшей около 5-го века до н.э., когда верблюды сюда ещё не заходили.
---
     Рядом с цивилизацией Нок, почти на том же генокультурном основании, во времена немного более поздние, чем Нок, существовала цивилизация Ифе, где основным народом, учредившим эту цивилизацию, был народ йоруба. Обе цивилизации отмечаются реалистической скульптурной традицией.
     Здесь же, в Нигерии, археологи после тщательных поисков в начале 80-х годов 20-го века находят цивилизацию Игбо-Уква, которая также относится к Древнейшим Африканским цивилизациям, возникшие и развивавшиеся лишь благодаря локальным торговым контактам, практически без участия трансафриканских коммуникаций метисной генетики. Учредители цивилизации владели сложным литьём из железа и бронзы ранней цивилизации с высокой художественной культурой, с весьма совершенной для своего времени технологией обработки железа и бронзы. Время существования цивилизации Игбо-Уква -- 4-го века до н.э. – 9-й в. н.э.
     Цивилизация Сао также не была тесно связано ни с цивилизацией Нок, но с цивилизацией Игбо-Уква. Развивалась она на территории Чада. Ареал распространения был не велик по нынешним размерам, он был в радиусе до 100 км. Начало цивилизации исследователи относят к 5-му в. до н.э., конец приходится на 16-й в. н.э.
++++++++++++++++++++


Рецензии