Пушкин Смерть от женитьбы

Пушкина убила не пуля д-Антеса
(кстати, того, кто некстати тронул холодное сердце и жаркий le corps  его женки)

Пушкина погубила его женитьба
(кстати, на той, которая его не любила, не полюбила, а потом перестала и уважать, и которую он вынужден был выкупать из семьи невестой)

Чтобы убедиться в этом, надо знать:

1) отклики персон, близко его знавших, на решение так жениться и на такой
2) мнение самого Пушкина о своем роковом для него решении после 4-х лет гона женихания

Это мнение жениха изложено им поэтически и прозаически в авральных (ради денег) трудах болдинской  осени  1830-го

Достаточно одного = последовательности творений осени:
               
                БЕСЫ + ЭЛЕГИЯ - ГРОБОВЩИК
 
Это все одно =  откровения мыслей о предстоящей женитьбе и ее последствиях в строгой  смысловой последовательности:
 вой роя ясновидящих бесов – элегическая молитва погибающего -  похороны в гробу

Тесты осеннего апокалипсиса Пушкина-жениха:

1. БЕСЫ:

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

Написано сразу с дороги  в первых же числах сентября (завершено 7.09.30). Это откровеннейшее предельно апокалипсическое описание состояние вроде бы счастливого жениха, который упорно (как никогда) добивался руки Натали. Однако трех с момента помолвки  месяцев близкого общения с Гончаровыми он понял  куда рок его завел и какова теперь его судьба

А следом на следующий же день 8 сентября

2. Он пишет ЭЛЕГИЮ («Безумных лет угасшее веселье...») = молитву, написанную в архаичном жанре, который он пародийно высмеял в романе Евгений Онегин:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,— печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Пророческое откровение:
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

С поразительным финалом всегда надеющегося на чудо павшего духом пленника и умирающего бойца, так и не встретившегося с Любовью-Логосом:

И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

3. 9-го сентября Поэт завершает поминки по себе любимому, а триаду  мыслей о неизбежном возмездии за грех такой женитьбы на нелюбящей да еще и с помощью денег  автобиографической прозой - повестью «Гробовщик» (*), которая переполнена говорящими  символами  о личном скорбном житие:
- год событий повести – 1799 – год рождения автора и начала гробовщической карьеры героя повести
- герой этот -  с инициалами «А.П.» как у реального автора (надевшего посмертную маску  усопшего И.П. Белкина)
- герой Андриан Прохоров – имеет  прототипа – соседа Гончаровых с его невестой -  гробовщика в новой лавкой с гробами у Никитских  ворот старой Москвы
-  вывеска на воротах двора с лавкой гробовщика имеет  инициала «А.П.» - чем не А. Пушкин
- гробовщик переезжает с Басманной (где обитали Пушкины)  на Никитскую (где жила  Невеста и Мадонна **) – будто это сам А.С. …

(*)  мотивация написания Гробовщика со всей его откровенной автосимволикой была проста как ПЖ: получил горе-жених письмо от Н. Н. с настоятельной просьбой – от предложения не отказываться, не отступать = согласна выйти замуж и без приданого… Женитба с «приданным наоборот».
Вступил жених во владение сельцом Кистенево: «мужеска полу 474 души, леса, угодья…». Приложены два листа присяги кистеневских мужиков. Был в гостях у соседей Новосильцевых, удивили дочери: Татьяне и Онегину  - «счастливый конец». Пушкин не согласился: «Ну, нет, он Татьяны не достоин…». Он к уготовил ей казнь – принятие обета верности (не без фирменной иронии – хотя бы на бабий век…). Но с компенсацией – муж = князь и генерал, правда покалеченный

(**) Гончаровский дом, одноэтажный, с двускатной кровлей и мезонином, деревянный, выходил на Большую Никитскую торцом в три окна. Справа от дома ворота прорезали длинный сплошной забор, отделявший от улицы двор с хозяйственными службами, тянувшимися вдоль Скарятинского переулка и Малой Никитской улицы. Под мезонином располагалось крыльцо с навесом, по сторонам от него — соответственно три и шесть окон.  В этом доме и прошло все московское девичество Натальи Гончаровой.  (см. Наталья Гончарова. Старк Вадим Петрович)


- гроб – это финал жития,  ибо по персонажу повести Готлиба Шольца «мертвых без гроба не живет», а Пушкин понимает, что «брак холостит душу» (его отклик на сообщение о женитьбе Баратынского Е.А.) и что потому ему как поэту конец … вот и герой повести – ГРОБ.  Это гроб для стихов , это гроб для мертвеца сочинителя да еще и с пляской макабр …


Веселая картина … Просто нечего сказать = откровенно, сжато, лаконично … без насморка соплей

Мощнейшее творение гения, который знает Что его ТЕПЕРЬ ждет, но упорно в немыслимой схватке с Роком и Судьбой на ЭТО идет

Пуля любовника жены поручика д-Антеса  была закономерной  предугаданной поэтом точкой в его личной несчастной жизни поруганного оклеветанного гения, который сам эту точку и поставил в конце своего предложения


Рецензии