Пушкин Смерть от женитьбы
(кстати, того, кто некстати тронул холодное сердце и жаркий le corps его женки)
Пушкина погубила его женитьба
(кстати, на той, которая его не любила, не полюбила, а потом перестала и уважать, и которую он вынужден был выкупать из семьи невестой)
Чтобы убедиться в этом, надо знать:
1) отклики персон, близко его знавших, на решение так жениться и на такой
2) мнение самого Пушкина о своем роковом для него решении после 4-х лет гона женихания
Это мнение жениха изложено им поэтически и прозаически в авральных (ради денег) трудах болдинской осени 1830-го
Достаточно одного = последовательности творений осени:
БЕСЫ + ЭЛЕГИЯ - ГРОБОВЩИК
Это все одно = откровения мыслей о предстоящей женитьбе и ее последствиях в строгой смысловой последовательности:
вой роя ясновидящих бесов – элегическая молитва погибающего - похороны в гробу
Тесты осеннего апокалипсиса Пушкина-жениха:
1. БЕСЫ:
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
Написано сразу с дороги в первых же числах сентября (завершено 7.09.30). Это откровеннейшее предельно апокалипсическое описание состояние вроде бы счастливого жениха, который упорно (как никогда) добивался руки Натали. Однако трех с момента помолвки месяцев близкого общения с Гончаровыми он понял куда рок его завел и какова теперь его судьба
А следом на следующий же день 8 сентября
2. Он пишет ЭЛЕГИЮ («Безумных лет угасшее веселье...») = молитву, написанную в архаичном жанре, который он пародийно высмеял в романе Евгений Онегин:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,— печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Пророческое откровение:
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
С поразительным финалом всегда надеющегося на чудо павшего духом пленника и умирающего бойца, так и не встретившегося с Любовью-Логосом:
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
3. 9-го сентября Поэт завершает поминки по себе любимому, а триаду мыслей о неизбежном возмездии за грех такой женитьбы на нелюбящей да еще и с помощью денег автобиографической прозой - повестью «Гробовщик» (*), которая переполнена говорящими символами о личном скорбном житие:
- год событий повести – 1799 – год рождения автора и начала гробовщической карьеры героя повести
- герой этот - с инициалами «А.П.» как у реального автора (надевшего посмертную маску усопшего И.П. Белкина)
- герой Андриан Прохоров – имеет прототипа – соседа Гончаровых с его невестой - гробовщика в новой лавкой с гробами у Никитских ворот старой Москвы
- вывеска на воротах двора с лавкой гробовщика имеет инициала «А.П.» - чем не А. Пушкин
- гробовщик переезжает с Басманной (где обитали Пушкины) на Никитскую (где жила Невеста и Мадонна **) – будто это сам А.С. …
(*) мотивация написания Гробовщика со всей его откровенной автосимволикой была проста как ПЖ: получил горе-жених письмо от Н. Н. с настоятельной просьбой – от предложения не отказываться, не отступать = согласна выйти замуж и без приданого… Женитба с «приданным наоборот».
Вступил жених во владение сельцом Кистенево: «мужеска полу 474 души, леса, угодья…». Приложены два листа присяги кистеневских мужиков. Был в гостях у соседей Новосильцевых, удивили дочери: Татьяне и Онегину - «счастливый конец». Пушкин не согласился: «Ну, нет, он Татьяны не достоин…». Он к уготовил ей казнь – принятие обета верности (не без фирменной иронии – хотя бы на бабий век…). Но с компенсацией – муж = князь и генерал, правда покалеченный
(**) Гончаровский дом, одноэтажный, с двускатной кровлей и мезонином, деревянный, выходил на Большую Никитскую торцом в три окна. Справа от дома ворота прорезали длинный сплошной забор, отделявший от улицы двор с хозяйственными службами, тянувшимися вдоль Скарятинского переулка и Малой Никитской улицы. Под мезонином располагалось крыльцо с навесом, по сторонам от него — соответственно три и шесть окон. В этом доме и прошло все московское девичество Натальи Гончаровой. (см. Наталья Гончарова. Старк Вадим Петрович)
- гроб – это финал жития, ибо по персонажу повести Готлиба Шольца «мертвых без гроба не живет», а Пушкин понимает, что «брак холостит душу» (его отклик на сообщение о женитьбе Баратынского Е.А.) и что потому ему как поэту конец … вот и герой повести – ГРОБ. Это гроб для стихов , это гроб для мертвеца сочинителя да еще и с пляской макабр …
Веселая картина … Просто нечего сказать = откровенно, сжато, лаконично … без насморка соплей
Мощнейшее творение гения, который знает Что его ТЕПЕРЬ ждет, но упорно в немыслимой схватке с Роком и Судьбой на ЭТО идет
Пуля любовника жены поручика д-Антеса была закономерной предугаданной поэтом точкой в его личной несчастной жизни поруганного оклеветанного гения, который сам эту точку и поставил в конце своего предложения
Свидетельство о публикации №223091700315