По страницам Прозы. ру 2023 год. Часть 1

Слово "самодеятельность" сейчас употребляется в основном в негативном смысле. Синонимами стали - графомания, рифмоплетство, дилетантство.
Близкие по значению: непрофессионализм, бездарность, плохо выполненная работа, посредственность...
Я ни в какие времена не бралась оценивать литературные достоинства ничьих произведений (или текстов). Оценивала их лишь как читательница (отзывы читательницы). Но профессия у меня все же есть и она накладывает отпечаток на оценку. А еще у меня есть гражданская позиция, гражданский долг и советское воспитание.
Мои профессии - педагог и политолог.
В данном случае критерий оценки чужих публикаций - степень нужности этих произведений обществу и самому автору. И - читательский интерес, и даже удивление.

Начну с самого, на мой взгляд, слабого автора - Виктора Левашова. Что удивило?
Стихи под названием "Автопортрет в приступе самокритики". Да, это непрофессионально, но это остроумно, на мой взгляд.
"Печальный алкоголик, графоман
запойный и к тому же – рефлексивный.
Четыре года, как пишу роман –
выходит беспросветно депрессивно."
Я не люблю пьющих людей. Но пусть они лучше сидят и пишут стихи, романы, музыку, а не хулиганят, не замышляют какие-то интриги или даже преступления. Как в известной поговорке: "Дьявол знает, чем занять праздные руки" (или - пустую голову)
Кстати, немало признанных талантливых творцов начинали именно с самодеятельности. И некоторые уже в очень почтенном возрасте.

О качественной и некачественной литературе в своих статьях пишет профессиональный
 литератор Вера Вестникова. И это прекрасно. Мы будем знать, что наши тексты читают профессионалы. Поэтому будем пытаться совершенствоваться. И если не дотянуться до их уровня, то во всяком случае не стать объектом осуждения. Я не пишу - "объектом насмешек", потому что, как правило, настоящие профессионалы не насмехаются, не унижают, а стараются подсказать, изменить ситуацию к лучшему.

То же самое можно сказать и о таких авторах, как Екатерина Зверева, Зоя Орлова, Лариса Малмыгина.
На странице Ларисы Малмыгиной очень удивил "Путеводитель". Какое разнообразие форм, жанров, тематики! Здесь и эпический роман, и фантастика, мистический триллер, юмористическая литература, сборник стихов... Каждый читатель может найти произведение по своим интересам. Я, например, нашла кинообзоры. Теперь мнение Ларисы для меня имеет очень важное значение при выборе сериала. С интересом прочла бы и роман или повесть, но большие по объему произведения в Интернете читать не могу.

Хотя однажды пришлось сделать исключение.
Я перелистывала страницы Прозы.ру и нашла очень страшное произведение. Это был не  ужастик, не повествование о войне или преступлениях бандитов и садистов где-нибудь в тюрьме. Это рассказ "Сложный выбор". Автор Михаил Черкасов 3.
Начиналось произведение очень мирно и обыденно: с описания повседневной благополучной жизни в поселке для богатых.
Так как произведение было большим по объёму (10 глав), полностью читать его я не собиралась, просто хотела немного просмотреть и узнать, про что повествование о богачах и как, зачем оно здесь оказалось.
Но дочитала до конца.
Про литературные достоинства не скажу (хотя прочла на одном дыхании), но для уроков ОБЖ точно порекомендовала бы. И в качестве сценария для фильма.
А также порекомендовала бы почитать идеологам - тем, кто формирует систему ценностей в обществе.
Какие ценности сейчас господствуют?
Первое - богатство; потом идут культ молодости, культ внешней красоты, культ силы и власти, могущества, безнаказанности и погоня за высоким социальным статусом. Чудовищный симбиоз. Чудовищная история.
 
Но вернемся к профессиональным литераторам Прозы.ру.
Удивила меня новая публицистическая статья Екатерины Зверевой "Литература как источник духовности" Автор обращает внимание на различие духовности и душевности. Вот цитата:"Быть правдивым среди лжецов, честным среди подхалимов, щедрым среди стяжателей... Остаться верным высоким идеям и принципам - это и есть духовность...".
А вот рассказ "История одного раскаяния" Екатерины Зверевой мне не очень понравился. Поднятая тема - важная, острая, актуальная: унижение и насилие детей в школе. Но! Мне кажется, что автор недостаточно обозначила свое отношение к действиям главного персонажа, от имени которой ведется рассказ.
Моё отношение резко отрицательное. Я не понимаю людей - наблюдателей в таких ужасных ситуациях (там в ребенка плевали другие ученики, в том числе и дочь рассказчицы).
Вопрос о том, как надо поступать в подобной ситуации, - не решен. Ребенку так никто и не помог.
И тут я вспомнила краткие высказывания еще одного автора Прозы.ру Николая Пащенко: "если хочется осудить чужую мысль, сделай паузу, может ты ее не понял". Так вот, может быть другие читатели увидят описание решения проблемы.
----------------------------------------------------
Перечитала свою работу "По страницам Прозы.ру. Часть 4".
Оказывается, я там поднимала вопрос о "самодеятельности", "дилетантстве"... И остановилась на том, что основную часть произведений на этом сайте более точно было бы назвать народным творчеством. И в настоящее время так думаю.
Хотя есть некоторые тексты, которые не дотягивают и до этого уровня. 24.09.2023


Рецензии
Уважаемая Нина!
Я тоже считаю, что самодеятельность не обязательно слабость. Это означает лишь то, что автор не зарабатывает деньги своим творчеством, а чем-то другим.
Мой дед, по рассказам матери очень хорошо пел, часто выступал на концертах. Но музыкального образования ему не удалось получить, он зарабатывал сапожным ремеслом, притом, был лучшим сапожником в городе. Есть таланты и среди любителей, как не все профессионалы обладают талантом.

Григорий Рейнгольд   25.11.2023 16:36     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, уважаемый Григорий.
Да, человек может быть талантлив в нескольких сферах. И я сожалею, что невозможно рассказать обо всех понравившихся работах на Прозе.ру

Нина Мелодина   26.11.2023 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.