Люди Солнца - 4, Глава 18

После разговора с Эей голова у меня шла кругом. Я направилась в оранжерею, и уселась на одну из расставленных в центральном проходе скамеек. Я пыталась осмыслить услышанное, но так и не смогла прийти хоть к какому-то чёткому умозаключению.

Несколько раз ко мне подходили и спрашивали, не нужна ли помощь, но мне было не до общения, и я отвечала им жестом, обозначающим у тану отрицание.

Я собралась было обсудить всё это с Дейном, но увидев его, тотчас передумала, настолько измотанным и переутомлённым он выглядел. Не всё так просто с этими Изгоями...

Я долго не могла заснуть, ломая голову над тем, что мне довелось узнать. В моем сознании почему-то всплыл вдруг рассказ Дейна о том, как они поступили с человеком, совершившим на Заре двойное убийство. Но мне ли осуждать их? Я вспомнила евангельскую притчу, как имеющего соринку в глазу критикует имеющий в своем целое бревно, и горько усмехнулась.

И тем не менее, разве не мог этот убийца покаяться и стать совсем другим человеком? Я вспомнила рассказ епископа Марка о невероятном преображении хорошо знакомого мне Нора Сайрена. А потом подумала про напавшего на меня Мерка тен Соро. Если бы он остался жив, может, он тоже мог бы измениться? Или такие люди не меняются? А Герни тен Заро?

Я обратилась к своим давним историческим изысканиям о гонениях на христиан на Старом Айрине. Что же, им не нужно было сопротивляться гонителям, отнимающим и губящим их детей? Эта мысль вызвала во мне яростный протест. Как можно бездействовать, когда на твоих глазах уничтожают беззащитных? Это, пожалуй, едва ли не самый мерзкий и подлый грех, апофеоз трусости и бездушия, делающий возможным беспрепятственное усиление и торжество зла. Но где же та грань, которую нельзя переходить в борьбе со злом?

Наутро я отправилась разыскивать Эю.

- Я хочу поговорить с твоим отцом!

Эя кивнула в ответ и активировала свой инт на запястье, тану обычно носили их в виде браслета.

- Он освободится через полчаса! О чём ты хочешь с ним говорить?

- Я вряд ли смогу сейчас точно сказать. Может, он даже разозлится на меня, потому что я собираюсь задать ему много вопросов, и некоторые наверняка будут неприятными! Пойми, я хочу расставить все точки над и!

Эя только улыбнулась в ответ.

- Я, кажется, обещала рассказать, как мы докатились до жизни такой! – с этими словами она развела руками, словно обнимая окружающее пространство.

Да, с Изгоями всё действительно оказалось очень непросто. Те, кто первыми решились покинуть терзаемую захватническими войнами Иттана Одану, осознавали ли они вообще, во что ввязываются? Не пожалели ли, высадившись среди мертвых камней и льда, оказавшись в абсолютно смертоносных для всего живого условиях, вынужденные надеяться лишь на собственные силы, ресурсы, знания? 

Первые переселенцы обосновались на самом большом астероиде, почти планете, где даже имелась атмосфера. Сначала им пришлось бороться только с природой. И в этой первой битве за выживание, где уцелели далеко не все, им пришлось на время забыть о своих разногласиях. Которые тотчас расцвели буйным цветом, едва Изгои создали хоть как-то обустроенные поселения с более-менее надежными системами жизнеобеспечения.

Общины сотрясались конфликтами, порой раскалывались и гибли. Случалось, одни, более могущественные, подчиняли себе другие, но еще чаще те присоединялись по собственной воле, потому что вместе легче выжить. Ничто, казалось, не могло помешать столь типичному для человеческой истории доминированию сильнейших и самых агрессивных, с последующим формированием иерархических структур власти и в конечном итоге государства.

- Но этого не произошло по одной очень простой причине! – изрекла Эя. - Только особенные, абсолютно неординарные люди способны ради свободы покинуть биосферную планету, навсегда забыть о комфорте и обречь себя на тяжелейший каждодневный труд до конца жизни! Среди них не нашлось невежественных и  равнодушных обывателей! Ведь именно с тупого молчаливого согласия таковых к власти приходят подлецы и негодяи и создают систему насилия и подавления, которую потом очень сложно, практически невозможно сломать. Потому что она коверкает людей с самого рождения, не позволяя им стать слишком здоровыми и умными, слишком сильными и самостоятельными, и начиняет их ложными знаниями о человеческом обществе и мире вообще!

Свободный и абсолютно бесцензурный информаторий Изгоев бурлил от возмущения. Какой смысл покинуть Одану, навсегда проститься с родной землей, ежечасно рисковать жизнью и работать не покладая рук, если опять будет воспроизведен тот мрачный порочный круг, очередной цикл формирования, развития, деградации и неизбежной гибели еще одного несправедливого общества, построенного на лжи, манипуляции и подавлении?

Это было время жарких дискуссий и ожесточённых споров, в которых мучительно рождался образ будущего. Главная линия раскола ясно и бесповоротно разделила  людей по тому типу общественного устройства, который они отстаивали.

Первые считали, что всякий, кто хочет возвыситься над остальными – опасен для общества. Вся полнота власти, контроля, право на применение силы должны быть распределены между всеми гражданами.

Вторые, напротив, утверждали, что без жестких властных структур всё утонет в бесплодных спорах и воцарится хаос. А за этим неизбежно последует проигрыш в конкурентной борьбе и поглощение более сильными соседями.

Увы, их борьба выплеснулась и за пределы информатория, несколько раз дело доходило до вооруженных столкновений. Кроме того, сторонники иерархии всё время пытались прогнуть под себя общины, прибегая и к убеждению, и к манипуляции и обману, а порой, и к силе.

Единственное, что объединяло враждующие стороны – убеждение в том, что разыгравшаяся в Иттане трагедия не должна повториться. Пусть новое общество будет выстроено таким образом, чтобы формирование тоталитарной системы по образцу колоний общественных насекомых, с полной ликвидацией свободы воли, являлось бы абсолютно невозможным. И это удалось осуществить.

Почти все члены свободных общин уверены, что это случилось исключительно благодаря одному человеку. Риф Арну был инженером, дизайнером, художником, но остался в истории как великий мыслитель. Он полагал, что по-настоящему справедливое общество может быть  построено только думающими и нравственными людьми, отвечающими за свои дела и слова.

Желая хоть отчасти способствовать этому, он носился с идеей выстроить информаторий таким образом, чтобы специальная программа анализировала всю информацию, относящуюся к каждому конкретному человеку – факты, его собственные слова и мнения о нем других людей на предмет логичности и непротиворечивости. Таким образом, если кто-то одним говорил одно, а другим другое, либо его слова в дискуссиях и личных переписках не состыковывались с позицией, отраженной в его аккаунте, это противоречие немедленно выявлялось и его аккаунт маркировался соответствующим образом.

 
Сначала Рифа не воспринимали всерьёз. Но, когда зашли в тупик, прислушались. Тем более в одной из общин уже попробовали это реализовать и даже усовершенствовать: там стали анализироваться не только данные из информатория, но также звуко- и видеозаписи, и все документы, касающиеся как профессиональной деятельности человека, так и его участия в управлении общиной или взаимодействии с другими общинами.

Поначалу не всё было гладко, но со временем систему получилось отладить, и она стала мгновенно и безошибочно выявлять лжецов и манипуляторов.

- Именно это и спасло нас! – закончила Эя. - Люди стали чувствовать себя в безопасности и могли доверять друг другу.

- Но ведь это жуткий тоталитаризм! – возмутилась я. – Постоянная слежка за всеми, разве это нормально?

- Знаешь, как это дисциплинирует? С детства привыкаешь отвечать за свои слова! К тому же система абсолютно прозрачна! Любой может зайти в информаторий и посмотреть коды программы! У нас все разбираются в таких вещах! И совершенно невозможно, чтобы какой-то человек или организация могли использовать полученную информацию в личных целях, скрывая от остальных! И, конечно же, никто никогда не вмешивается в частную жизнь людей, в их семью.

- Всё равно это выглядит не самым достойным образом! – не соглашалась я.

- Тэми, пойми, у нас не было другого выхода! Главное, мы всё-таки выжили, и сохранили свою свободу. Кстати, Риф Арну говорил, если мы избежим создания иерархических структур, привыкнем к самоуправлению и абсолютной честности,   обязательно придёт время, когда всё это больше не понадобится. Понимаешь, мы – свободные люди! Над нами нет никакой власти! Мы просто можем взять и отменить это, когда захотим! Некому нам запретить и воспрепятствовать! Знаешь, мне даже кажется, что именно вы положите начало каким-то важным переменам, которые приведут к тому, что наше общество станет ещё более совершенным!

Инт просигналил, что кто-то пришел, и Лела переключила экран на входную дверь. Это был Тар, она вскочила и бросилась вниз по лестнице, чтобы его встретить.

Она открыла дверь и тану вошел в дом. Девушка обняла его, как принято у арья после долгой разлуки с друзьями. Тар, обычно робко и неуверенно отвечавший на подобные выражения чувств, обнял ее в ответ на удивление крепко.

- Тебя просто не узнать! – восхищенно произнесла Лела после того, как они поприветствовали друг друга.

- Я очень много ходил пешком, загорел, наверное, – принялся объяснять тану.

- Да, и волосы у тебя посветлели, стали почти как у арья, – согласилась Лела. – Но дело не в этом. Ты как будто стал выше ростом! И просто светишься уверенностью и силой!

- Может, это потому, что я теперь знаю, что мне делать!

- Так это же замечательно!

- Да! Я должен вернуться домой! Нет, не в сам Иттан, а к Изгоям, туда, где я родился...

Лела взглянула на него в крайнем изумлении, не в силах вымолвить ни слова.

- Знаешь, Тэми была права! Там мое место! Но я не понимал этого тогда. Недоумевал, что я там буду делать? Я побоялся, что не справлюсь, не оправдаю надежд, которые на меня возлагают. Я так и не смог перебороть себя...

- Я знаю, – ответила Лела. – Я так и подумала!

- Правда? – лицо Тара озарилось улыбкой. – А я боялся, что ты станешь меня презирать... Решишь, что я струсил, а еще не захотел расставаться с комфортной жизнью...

- Ну что ты! – рассмеялась Лела. – Я же знаю, что ты не такой!

- Ты правда так думаешь? – переспросил тану.

- Конечно! У нас ведь не принято обманывать друг друга! Знаешь, я так рада тебя видеть!

- И я тебя тоже! Очень! – отозвался Тар.

- Что ты теперь собираешься делать?

- Буду учиться. Пойду в лицей.

- А в какой?

- Я долго думал, и понял одну вещь. Я знаю совершенно точно, что я не хочу убивать и разрушать! Я хочу спасать и созидать! Я буду исцелять людей от травм и болезней!

Лела не сводила с тану глаз, завороженная исходящей от него доброй и светлой силой. Казалось, этот свет озарял и ее, наполняя душу чистой радостью и желанием восхищаться стоявшим перед ней победителем. Она шагнула ему навстречу, Тар обнял ее и привлёк к себе.

Свершилось. Он прошел этот путь – путь обретения себя. И, больше того, он замер вдруг, озаренный предчувствием, что настанет час, когда он сможет помочь пройти по нему и другим.


Рецензии
"...на самом большом астероиде, почти планете, где даже имелась атмосфера"
Где-то от 800 (что ли) км в поперечнике у астероида становится достаточно гравитации, чтобы всё стягивать с такой силой к центру так, что он "выправляет" свою форму в шар - всё, что меньше, может сохранять неправильную форму. Но вот с атмосферой сложнее. Знаешь, почему Марс растерял свою атмосферу?
Он во-первых, меньше Земли, и притяжение у него слабее (а он 6 ККм в поперечнике всё же). А во-вторых, чтобы атмосферу сохранить, нужно магнитное поле, которое защищает планету от солнечного ветра. Создаётся оно трением за счёт отдельного вращения ядра внутри планеты. Оно защищает атмосферу планеты от солнечного ветра (северное сияние - это вот как раз "тёрки" солнечного ветра о магнитное моле земли). У Земли оно есть, а вот Марс застыл и вращение ядра у него прекратилось. поэтому солнечный ветер сдул с него почти всю атмосферу (1% остался).

Роман Дудин   30.09.2023 20:19     Заявить о нарушении
Да, я в курсе про магнитное поле. Вообще интересно было про всё это читать. Дальше еще буду писать про терраформирование и молодое поколение арья, коснусь этой темы.
Кстати, в Солнечной системе на некоторых спутниках планет-гигантов имеется разреженная атмосфера, а на Титане, если не ошибаюсь, спутнике Сатурна она вроде как даже довольно плотная.

Тэми Норн   30.09.2023 20:30   Заявить о нарушении
Ну планеты-гиганты - это газовые гиганты. Они по сути и есть одна атмосфера. Которая на глубине постепенно сжимается и превращается в жидкость, а что в ядре. никто только мне знает.

Роман Дудин   30.09.2023 20:38   Заявить о нарушении