Ихтиандр

        Мой  сосед по дачному участку Анатолий Сергеевич Иванов. Наше знакомство состоялось еще в начале 70-х годов, тогда новый  сосед сразу произвёл на меня приятное впечатление. Открытое лицо, светлые, наполненные голубизной глаза, улыбчивый, внятно говорит, любит шутить, балагурить, совсем не прочь выпить, да к тому же ещё и неоднократный чемпион СССР по подводному плаванию. А уж, когда я узнал, что он работал дублёром Владимира Коренева в фильме «Человек – амфибия», зауважал его ещё больше.
 
       Я прекрасно помню, как с другом давился в очереди за билетом в кинотеатр “Россия” на этот фильм. Помню, какое впечатление на меня произвёл фильм, актёры: Симонов, Козаков, Коренев, Вертинская, музыка Андрея Петрова. Какие потрясающие съёмки безо всяких 3D, особенно подводные съёмки с Анатолием Ивановым.  Он создал живой образ Ихтиандра. Его стройная фигура в обтягивающем, переливающемся перламутром одеянии, его пластика, артистичность движений, его естественность сделали кадры подводной съемки уникальными, завораживающими. После окончания спортивной карьеры Анатолий стал преподавать в ГИТИСе на кафедре физкультуры и прошёл путь от преподавателя до профессора.
        Вот такой у меня сосед, при этом, что особенно приятно, безо всякого выпендрёжа. У всех членов нашей семьи с самого начала установились добрые отношения с ним и с его супругой, за годы соседства не было даже намека на  конфликт, ссору. Не всегда так везёт с соседями.

       Любовь к плаванию сближала меня с Ихтиандром ещё больше,  ведь я со школьных времен занимался этим видом спорта, хорошо и подолгу плаваю разными стилями. А ещё нас объединяла страсть к бане. В Москве эту страсть я удовлетворял в Олимпийском бассейне на проспекте Мира, где Анатолий вел  занятия со студентами ГИТИСа, но не только. По крайней мере, я на эти занятия исправно приходил. Заканчивались они всегда походом в сауну. Знатная была баня с большой купелью, в стенки которой были встроены водяные пушки для гидромассажа.  Цикл водно-банных процедур иногда заканчивался совместным посещением близлежащей чайханы или какой-то другой харчевни.   
        На даче мы по возможности регулярно встречались в моей бане. Построена  она была  ещё в советские времена в нарушение всех запретов и ограничений по строительству на садоводческих участках. Банька получилась хорошая, 100-110 градусов набирала за час с небольшим. Банный ритуал – это святое и мы его аккуратно выполняли. Парились с вениками, поддавали жару-пару травяными настоями. Ну, и конечно, разговоры, рассказы, анекдоты и всё это под пиво, под водочку.

       Была у Анатолия одна интересная особенность. Когда он находился в хорошем, благом настроении, а этому всегда предшествовали застолья, он вдруг неожиданно начинал петь на итальянском языке. То есть,  так мог подумать только тот, кто не знает итальянского. Толя раскусил фонетические  особенности итальянского и на ходу конструировал звуки, которые внешне вызывали ассоциации с итальянским  языком. Голос у него сильный, по тембру скорее тенор.  Первый раз я услышал его пение как раз в нашей баньке. Мы  уже раз пять посетили парную и оттягивались за столом в предбаннике и вдруг Толя запел. Да так громко, к тому же, как мне сначала показалось, на итальянском языке. Его пение смахивало на исполнение какой-то оперной арии. От своего вокала он кейфовал, это было хорошо видно по его расплывающемуся от счастья  лицу.  Больше всего мне понравилось в его пении, то, что он безо всяких комплексов, легко и свободно импровизировал, придумывая слова а’ля Италия и мелодию, которой нет в природе. Гениально!

       Однажды вечером в метро на станции «Маяковская» я случайно повстречался с Ихтиандром. Он был навеселе, видимо только недавно встал из-за стола. Увидев меня, он заулыбался и в качестве приветствия запел на своём “итальянском”, да так громко, что люди останавливались. Голос улетал под своды станции и возвращался. Толя пребывал в состоянии эйфории от собственного пения и от того, что народ слушает его. Когда он закончил свою арию, полукругом стоявшие люди зааплодировали.

       В последние годы у Ихтиандра возникли сложности со здоровьем, но он держался, шутил, пел. Я, встретившись с ним однажды в Кубинке, узнал о его проблемах и, чтобы успокоить и поддержать Анатолия,  сказал, что голос – самый верный признак здоровья. Если в голосе остались прежними тембр и сила, значит всё в порядке. Если заметны изменения в голосе, значит нелады со здоровьем. При этом я попросил его спеть. Толя хмыкнул и запел на “итальянском” в полную силу, мощно, ярко. Я его похвалил, а он признался, что после такой психотерапии ему стало легче и лучше.
 
       Ихтиандр  уплыл в неизведанное никем море вечного покоя  в 2021 году. Светлая память о тебе, Толя, я храню, сохранится она и в  памяти  людей живущих и будущих поколений, потому что Ихтиандр остаётся жить  на экране.


Рецензии