Старая история на новый лад

«Пётр боролся с западными влияниями, направленными на ослабление России. Он осознавал, что Петербург мог быть оккупирован другой силой. Поэтому он создал форты. Они закрывали вход в Петербург. Не верил Пётр в доброту соседей», патриарх Кирилл (Гундяев)

Невероятно, как легко и просто на глазах у изумлённой публики, по приказу свыше, меняется наша отечественная история. Слова патриарха - яркое тому подтверждение. Это Пётр-то боролся с западными влияниями?

Речь не о том, плохо это было или хорошо, но Пётр скорее с русским народом боролся, внедряя западную культуру, традиции, образ жизни после своего двухлетнего пребывания за границей в составе Великого Посольства.
По возвращении в августе 1698 года из своего первого заграничного путешествия Петр I на первом же пиру ножницами обрезал нескольким поздравлявшим его боярам их длинные бороды, считавшиеся в ту эпоху достоинством мужчины.

Указ Петра I «О бритии бород и усов всякого чина людям» от 16 января 1705 года.
Этим же указом от 16 (27) января 1705 года устанавливалось четыре разряда пошлины:

с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 60 рублей в год
с гостей 1-й статьи по 100 рублей в год
с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей по 60 рублей в год
со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно.
Каждый уплативший пошлину получал бородовой знак. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Отменена пошлина в 1772 году.

Особо следует сказать о крестьянах.Заметьте - КАЖДЫЙ РАЗ при въезде в город и выезде из города. Дрова он возит из ближайшего леса или сено из ближнего села, каждый раз - плати! Как в автобусе.
Денги давай, денги!

За первыми волнениями, вызванными приказом всем русским перестать носить бороды, последовала казнь около восьми тысяч человек.
Можно сколько угодно говорить о Петре-реформаторе, но как объяснить желание Петра - человека самому рубить головы осуждённым у всех на глазах?
Да, и в средневековой Европе казни были показательными на площадях, куда сгонялись все жители города. Но ни один европейский король сам не рубил голов, для этой кровавой работы существовал палач, который всегда был в маске.

Этот факт взят из "Записок дипломатического агента" (Memoires manuscrists d'un agent diplomatique).

Для казни такого количества жертв царь выбрал большой участок земли рядом со своим дворцом в селе Преображенском, в трех верстах от Москвы. Это место было обнесено частоколом, через который нелегко было проникнуть внутрь, и несчастных, которым суждено было погибнуть, привели туда.

Вскоре несколько палачей занялись отрубанием голов. Сам Петр с топором в руке подавал пример палачам. Подошел ребенок лет двенадцати и положил свою голову на царскую колоду. Вместо того чтобы казнить ребенка, Пётр взял его за руку и оттолкнул. Ребенок, не говоря ни слова, пошел и положил голову на другую колоду. Царь, увидев это, подошел к нему, поднял его и снова оттолкнул.

Через минуту ребенок снова лег под топор. Тогда царь гневно спросил его, почему он настаивает на том, чтобы ему отрубили голову?
"Ты отрубил голову моему отцу, брату и всем моим родственникам, которые не более виноваты, чем я, - ответил ребенок, - почему же ты не отрубишь и мою? - Петр ничего не ответил, но выгнал ребенка из загона, бросил топор и вышел.

Отчаявшийся мальчик решил, что лучше погибнуть, чем остаться сиротой. Ну, не приняли мужики из его семьи западные ценности от царя-батюшки.

Когда в 1725 г. Петр I захотел короновать Екатерину, он обратился к архиепископу Новогородскомут - главе русской православной церкви в России. Тот, считая случай благоприятным для восстановления патриаршества, заметил царю, что столь торжественная церемония приобретет гораздо большую торжественность в присутствии патриарха.

Царь ответил на это только тем, что имел обыкновение делать с теми из своих подданных, которыми был недоволен, а именно - угрозой наказания розгами. Архиепископ взмолился о пощаде, коронация состоялась, и вопрос о патриархе больше не возникал.

Думаю, про Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор многие наслышаны.

Государственный деятель, член императорской академии наук Н. Костомаров в своей «Русской истории" пишет: «В эти молодые годы своей жизни Пётр I положил начало юмористическому учреждению, которое поддерживал всю свою жизнь." То есть, Пётр до конца своей жизни спаивал своих соратников до бесчувствия.

А вот как описывает пьяные гулянки посланник Дании в России Ю. Юль: «Огромным роем налетает кумпания в несколько сот человек в дома купцов, князей и других важных лиц, где по-скотски обжирается и через меру пьёт, при чём многие допиваются до болезней и даже до смерти. В каждом доме, где сборище „славит“ Царь и важнейшие лица его свиты получают подарки.

Во всё время, пока длится „слава“, в той части города, которая находится поблизости от хором, где предполагается славить, для славящих, как для целых рот пехоты, отводятся квартиры, дабы каждое утро все они находились под рукою для новых подвигов.. Когда они выславят один край города, квартиры их переносятся в другой, в котором они намерены продолжать славить».

С тех пор эта западная ценность, от которой нас, по словам патриарха, ограждал Пётр I сгубила и продолжает губить неисчислимое число народа. То есть, это не болезненная зависимость, губящая человека, разрушающая его жизнь, это юмор такой.

Матвей Филимонович Нарышкин, Никита Моисеевич Зотов и Пётр Иванович Бутурлин, Фёдор Юрьевич Ромодановский с сыном, Ф. М. Апраксин, такие государственные деятели, как Г. И. Головкин, Т. Н. Стрешнев, И. А. Мусин-Пушкин, Ф. М. Апраксин.

Члены Собора имели постоянную обслугу и штат профессиональных смехачей — «грозных заик 12 человек, папиных поддьяков плешивых 12 человек, весны 24 человека», также приглашали певчих, музыкантов (с бубнами и другими скоморошьими инструментами), шутов, «дураков» и лиц, изображавших Бахуса. Членство в Соборе часто было насильным,

Особыми членами «собора» были женщины. Иерархия среди них была такой: высшим титулом был «княжна-игуменья», до 1717 года ею бессменно была Дарья Гавриловна Ржевская, а потом Анастасия Петровна Голицына.

Первая была из Рюриковичей, вторая — из Гедеминовичей. Затем шли «архиигуменьи», в их разряд перешла Ржевская, оставив прежнюю должность, далее шли «игуменьи», «диаконисы» и «монахуйни» («монахини»). Помимо этого, к участию в соборных действах привлекались жёны «служителей Бахуса».
Думаю, всем ясно, для чего привлекались женщины на эти попойки?
Заслуженные соратники или собутыльники?

Как-то мой школьный приятель рассказывал мне, как он получил свою высокую (по местным значениям) административную должность в бане. На моё искреннее удивление спросил:"Ты разве не знаешь, что подобные вопросы решаются в бане с высшими должностными лицами?"
Слава богу, не знаю.

Дня не проходит, чтобы мы не услыхали от какой-нибудь известной личности старую отечественную историю на новый лад. Зачинателем же был Медынский, который решил сделать бывшего царского генерала Маннергейма - русским героем, заслужившим мемориальной доски, в переименованном снова на прусский манер городе, бывшим в организованную им блокаду Ленинградом. Он был уверен, что у ещё живых блокадников, такая же короткая память, как у него.

Римма Соловьёва
17.09.2023г


Рецензии