С днём рождения, мать Елена!

Ленка, прикинь, если бы ты тогда так неожиданно и скоропостижно не умерла, сегодня бы у тебя был твой
пятьдесят пятый день рождения. И мы бы конечно тебя поздравляли. Ну, а как же - попадья как никак - жена настоятеля.
Я сегодня проснулась, перед работой, как обычно на телефоне новости просматриваю и в нашей приходской группе читаю, что сегодня день памяти матушки Елены — день её рождения.
И все о тебе там высказываются. Кто во, что горазд. Если бы ты могла это со мною вместе прочитать, вот бы мы с тобой напару поржали. ( Прости, Господи.)
А тут мне пришлось смеяться в одиночестве. Потом я всплакнула конечно. Но не сильно. Не навзрыд, как на твоих похоронах.
Главное,Ленка, прикинь, пишут: «Мы лично с ней не были знакомы, но от людей слышали каким она была добрым, весёлым, лёгким в общении человеком.» Это ты-то лёгкий человек.
Понятно, что людям так проще. Так положено. Так правильно. Все ведь знают какими должны
быть православные матушки — жёны священников и, соответственно своим представлениям, сочиняют всяческие небылицы.
Только к правде это не имеет ни малейшего отношения. Ты, мать Елена, была сплошным сломом шаблонов. Я не уставала
удивляться степени твоей внутренней свободы и одновременно степени твоей веры.
Ты была из тех для кого «да» - это да, а «нет» - это нет.
Я так не могла. Я всегда была конформистом и при любых конфликтах умудрялась усидеть на двух стульях. И вашим и нашим, что называется. Лишь бы ни с кем не ссориться.
А ты была не такая. Поэтому столько и было у тебя врагов.
Помнишь, я тебе говорила, что не хотела бы
оказаться на их месте. Твой характер — это какой-то асфальтный каток. Ты была способна закатать в асфальт любого, кто осмеливался пойти против тебя.
А помнишь мы ссорились с тобой, когда я заступалась за тех людей против кого ты начинала враждовать? Мне реально было за них страшно. Ты иногда становилась просто беспощадной. Я во многом была с тобой не согласна.
Но я так любила твою непосредственность и все эти твои закидоны и твои хулиганские
выходки.
Помнишь, на выставке, куда ты меня с собою затащила, этих твоих любимых художников, союз которых ты возглавляла, ты подошла ко мне и заговорщецки открыла свою сумку и с серьёзным видом, как будто речь шла о высоком искусстве, на ухо мне шепнула: « Лариска, пойдём в парк после выставки, бухнём с художниками, согреемся.»
 На нас в этот момент  смотрели люди.
Краем глаза я увидела бутылки коньяка в твоей сумке и какие-то бутерброды. «Мать Елена, ты опять меня искушаешь» - шепнула с таким же серьёзным видом в ответ тебе я.
Потом ты толкала какую-то речь на открытие выставки, тебя снимали репортёры, а я наблюдала со стороны. Иногда ты поворачивала ко мне голову и подмигивала. Ты же без хулиганства жить не можешь. Не могла то есть.
Твои художники тебя просто обожали.
В вашей тусовке тебя зовут Елена Ингербург. Художники твои так называют тебя, когда говорят о тебе в третьем лице.  Многие из них потом будут присутствовать на твоих похоронах.
А выставки в Питере, которые ты организовывала. Одна экспозиционная выставка «Свет Валаама» в Смольном чего стоила. Ты так любила Валаам.
Для тебя не было  ничего невозможного.
А твой чудесный журнал «Петербургская среда». И откуда только
в твоей голове рождалось столько идей?
Ты постоянно брала интервью у интересных личностей. Помнишь я тебя спросила: «Как ты не боишься за интервью браться у таких примадонн?» А ты мне ответила тогда: «Я только одну здесь примадонну знаю — это тебя, остальные все люди попроще.»
И мы с тобой весело смеемся, раскачиваясь на качелях.
В общении мы постоянно подстебываем и подкусываем друг друга.
Ленка, а помнишь, когда ты прочитала мою сказку: «Как баба Яга душу свою спасала», ты мне тогда устроила допрос с пристрастием, не с тебя ли я этот образ списала? А я оправдывалась, что вовсе не с тебя, это просто случайно так похоже получилось. Ты успокоилась, но стала допытываться: «Лариска, ты скажи мне честно, спаслась она в конце концов или не спаслась? Мне это важно знать.» На, что я тебе ответила: «Ленка,
я так считаю, если она не спаслась, то нам всем русским православным бабам вообще  хана.»
 И кажется совсем недавно мы сидели с тобой в нашей любимой кафешке Лондон Стрит на Соборке и ты мне рассказывала про твои очередные закидоны, как ты, поссорившись со своими домочадцами, ушла, сказав им напоследок, что разыскивать им тебя не советуешь, что как по ним соскучишься, так тут же сразу вернёшься. Хлопнула дверью и поехала на вокзал, ещё
не зная куда дальше рванёшь. Куда билеты были туда и поехала.
Кажется ты укатила тогда в Одессу, а от-туда куда-то в Абхазию.
И с месяц твои домашние не знали где тебя носило.
А я восторгалась тобою и говорила, Ленка, вот я так же хочу. Но мне, честно говоря, слабо.
Мы сидим, болтаем, едим с тобою в Лондон Стрите всякие вкусности и я тебе говорю: «Ленка, знаешь так здорово, что ты на свете есть. Мне совсем не страшно стареть, когда я знаю, что в моей старости будут такие люди, как ты. Ты обязательно что-нибудь этакое — такое придумаешь и мы никогда не заскучаем. А дай ка я тебя сейчас просто так возьму и сфоткаю. А ты поправляешь причёску и говоришь мне: «А давай, фоткай меня красавицу. Пусть память останется.» И мы обнимаемся и смеёмся.
А твои экскурсии с альтернативной историей. Твои блоги и
ролики на ютубе. Твои лекции и семинары. Артпространства, фотовыставки.
И столько ещё разных, неосуществлённых, креативных идей в твоей голове.
 А в тот ноябрьский, холодный день мне утром позвонили наши общие знакомые и сказали, что ты сегодня умерла. Что тебе утром стало плохо и неотлога не смогла тебя довезти до больницы.
Ленка, я долго не могла в это поверить. Если честно, я и сейчас не верю в то, что тебя нет. Этого просто не может быть. Просто это какая-то злая шутка.
Ты ведь в тот самый день должна была проводить экскурсии. Тебя ждали люди. Планов на жизнь громадьё.
И главное ведь нас ждала общая на двоих старость. Мать Елена, как же так? Ну нельзя же так подводить людей.
Я, когда шла на твои похороны, мысленно разговаривала с
тобой, ты помнишь наверное. По дороге я зашла в цветочный магазин. Букет, Ленка, был очень красивый.
Если бы ты была жива, я уверена, что ты бы очень обрадовалась такому букету.
Но при твоей жизни мне даже в голову не приходило тебе подарить букет цветов.
Ленка, представь я бы такая шла к тебе навстречу, улыбалась и, протягивая тебе букет, приговаривала: «Мать Елена, это тебе! От меня с любовью!»
А ты бы бросилась, как обычно при встрече в мои объятия, рассмеялась и сказала: «Лариска, и я тебя очень люблю.»
Но этого почему-то не случилось.
Я всю дорогу обещала тебе, что на твоём отпевании я не
буду плакать. Ни за что не буду. Ленка, обещаю, я буду как кремень. Ведь мы же с тобою какие-никакие христианки. А, что такое для христианина смерть? Ну разве ж это горе?
Это радость встречи с Господом и это приобретение. По крайней мере такое умонастроение должно быть у нормальных христиан.
 Но, мать Елена, ёлки палки, видимо совсем хреновый из меня христианин.
Я как увидела тебя... Там... Посреди храма… Ленка, я не сдержала свои обещания и первым делом расплакалась.
Тебе наверное за меня было очень стыдно.
А ты была такая красивая, совсем живая, вся в цветах. А наш храм, куда мы вместе столько лет ходили на службы, был залит солнечным светом. И в храме было яблоку некуда упасть.
Попрощаться с тобою съехались художники со всей нашей области, и бесконечное количество твоих друзей и знакомых. Было много духовенства — ты ведь матушка всё-таки.
Я, как ты знаешь, перешла работать поближе к дому и теперь, разъезжая по вызовам, по всему району, частенько
проезжаю мимо твоего кладбища.
Недавно вот ехала также с вызова и водителю говорю:
- Юра, тормозни ка у кладбища, пожалуйста. Дело тут у меня есть.
- Доктор, с Вами всё нормально? -спрашивает он меня -
таких вызовов я за свою жизнь, говорит, что-то не припомню.
А я постояла у обочины. Посмотрела в сторону твоей могилки, поговорила с тобою мысленно и ничего объяснять ему не стала. Что тут можно объяснить человеку, который тебя лично не знал.
- Да — говорю — кладбище это мне просто нравится. Хорошее такое, светлое вот, говорю, постоять захотелось- посмотрел на меня пристально, головой помотал.
С днём рождения тебя, мать Елена! В день рождения принято что-то хорошее желать человеку.
Небесного тебе Царствия, Ленка, и оставления всех грехов! Светлая тебе память!


 





 


Рецензии