Легендарное прусское святилище Ромове -Romove-

                ИСТОРИЯ  СВЯТИЛИЩА

       Легендарное прусское святилище РОМОВЕ (ROMOVE) – одно из трёх главных балто-славянских святилищ. Два других: АРКОНА и РЕТРА.
       Этимология названия восходит к балтскому корню «rom/ram», что значит «тихий» или «спокойный». По другой не менее любопытной версии, Romove – это не что иное, как Roma, то есть обыкновенный перевод названия города (Рим) на прусский язык. Похоже на то, что пруссы захотели на своей новообретённой земле воздвигнуть Новый Рим, после того как поучаствовали в совместном межплеменном походе на Вечный город, а позднее были изгнаны из него же пришедшим к власти королём остготов и Италии Теодорихом. Или же наоборот, пруссы и есть коренные выходцы из Италии.
       Согласно «Прусской хронике» (1517–1529 гг.) брата Ордена проповедников святого Доминика Симона Грюнау, святилище Ромове было основано в 523 году (VI в.) королём Видевутом и его старшим братом Брутеном. Именно в это время король Видевут был изгнан готами из германских земель и прибыл со своим народом по Восточному морю (нем. Ostsee; Балтийское море) к устью реки Вислы в Ульмиганию (вп. Пруссия).
       Далее, как нам повествует «Прусская хроника» Симона Грюнау, короли Видевут и Брутен нашли здесь народ с примитивной общественной организацией и культурой. Видевут стал во главе этих народов в 521 году, хотя изначально был избран самодержцем его старший брат Брутен, который отказался от политической власти в пользу Видевута, избрав религиозную. Он стал верховным жрецом Криве Кривайтисом.
       Новый правитель первый дал объединённое название областям – Пруссия (в средневековых немецких манускриптах вплоть до XVI–XVII веков, а также на латыни употреблялся термин Prut(h)enia) или Брутения (brote, прусский – брат) – опять же в честь своего брата Брутена. Он сформировал регулятивные социальные нормы в обществе, начал развивать материальную культуру.
       В свою очередь, верховный жрец Брутен внёс реформацию в языческий культ древних пруссов и в 523 году основал в излучине реки Лавта (ныне Витушка) главное святилище Ромове со священным вечнозелёным дубом шириной в 6 локтей, с пышной кроной, которая не увядала ни зимой ни летом. В дуплах этого многовекового дерева стояли изваяния трёх главных языческих богов: Патолса, Потримпса и Перкунаса. Это культовое место стало резиденцией Криве Квивайто (верховного жреца).
       Жилище вайделотов (более низших жрецов по рангу жреческой иерархии) находилось на подходе к Ромове, впоследствии, с XVII века, здесь возникло поселение Schwedenschanze. – Это ворота в святилище. Городок защищал подход к расположенному севернее святилищу Ромове. Далее простым смертным путь был закрыт. Нарушение запрета каралось смертью. На территорию богов имели право заходить только жрецы, ну и в особых редких случаях, с позволения Криве, вожди, особо отличившиеся воины, – в общем, те, на кого указал перст божий. Все приносимые богам дары, трофеи оставляли именно здесь, в городке вайделотов у Ромове, затем вайделоты относили их к жертвенному огню.
       Ромове на протяжении пяти веков было столицей древней Пруссии. Помимо духовного центра, являлось местом военных сборов и паломничества пруссов со всех 12 областей, а также соседей из языческой Литвы, Жмуди, Земгалии и Куронии. Здесь принимались важнейшие политические решения, праздновались победы, находилась также и прусская сокровищница.
       Тут же в 573 году, предварительно разделив Пруссию (Брутению) между двенадцатью сыновьями своими и тремя дочерьми, так каждому досталось по области, и избрав нового Криве Кривайто, которым стал Брудон, братья Видевут и Брутен сами себя принесли в жертву богам. К тому времени они уже были в достаточно преклонном возрасте: Видевуту было 116 лет, а его старшему брату Брутену – 132 года.
       Разделение Ульмигании на 15 (изначально) удельных княжеств, в отличие от русского деления XI века, не способствовало междоусобицам, хотя без мелких стычек в дальнейшем всё ж не обходилось. Этому способствовало преобладание духовной власти над светской, – всегда последнее слово оставалось за Криве Кривайто, он был связующим звеном всех племён, имел отнюдь не формальное главенство над всеми их вождями и являлся беспрекословным авторитетом везде и всюду. В качестве примера к этому можно добавить то, что даже послы Криве Кривайтиса, которые несли в руке особый знак (кривуле – изогнутый посох), были особо почитаемы и принимаемы во всех балто-славянских землях.
       Итак, 12 сыновей Видевута и 3 его дочери стали кунигсами (князьями) в своих землях, каждая из которых стала называться именем первого кунигса. У Брутена детей не было, верховный жрец, как и более младшие жрецы по рангу, не женились и не выходили замуж, их жизни были посвящены всецело служению богам, всё мирское сообразовывалось у них с приземлённым и недостойным для того, чтобы быть приближенными к богам. Они следили за своей духовной и телесной чистотой, по аналогии с христианским монашеством, куда, собственно, и перекочевали обеты нестяжания, целомудрия и послушания.
       Здесь я списком приведу всех сыновей Видевута по старшинству (от старшего к младшему) – они же первые кунигсы новообразованных земель, через тире указаны названия новообразованных земель Пруссии и соответственные названия племён, проживавших на этих землях (см. карту Пруссии):

       • Литтпо – Литауэн (Литва – впоследствии разделилась ещё на несколько земель) – общее название племён: литвины;
       • Замо – Самбия (нем. Samland) – самбы;
       • Надр – Надровия (нем. Nadrauen) – надровы;
       • Суд – Судавия (нем. Sudauen), (позже также стала называться Ятвягией по имени сына Суда и второго кунигса Ятвяга) – судавы, ятвяги;
       • Склаве – Скаловия (нем. Schalauen) – скальвы;
       • Натанг – Натангия (нем. Natangen) – натанги;
       • Барт – Бартия (нем. Barten) – барты;
       • Галинд – Галиндия (нем. Galinden) – галинды;
       • Варм – Вармия (нем. Ermland) – вармийцы;
       • Гог – Погезания (нем. Pogesanien) – погезане;
       • Помес – Помезания (нем. Pomesanien) – помезане;
       • Кульм – Кульмская земля (нем. Kulmerland) – хелминцы.

       Три дочери также получили земли, где долгое время царил матриархат:

       • Маза – Мазовия (нем. Masowien) – мазовшане;
       • Любава – Любавия (нем. Lubava) – любавцы;
       • Сасна – Сассовия (нем. Sassen) – сассы.

       После разделения на области Ульмигании-Пруссии, Ромове оказалось в Вармии. Удобное расположение области Вармия – в самом центре Пруссии – объясняет почему Ромове изначально было сооружено именно здесь. Ну что ж, вернёмся сюда, в Вармию, в Ромове, к священному дубу. Дуб этот просуществовал вплоть до XIII века, хотя само Ромове уже как два с половиной столетия назад было перенесено в Надровию после разграбления и сожжения святынь войском польского князя Болеслава I Храброго в 1010 году. Таким образом Болеслав отомстил за смерть двух христианских миссионеров: Адальберта Пражского (в 997 г.) и Бруно Кверфуртского (в 1009 г.). Затем, после прихода Тевтонского ордена, святилище вместе со жрецами кочевало по Пруссии и Литве до того, как наконец нашло место своего последнего пристанища в Вильно (Вильнюсе).
       Однако уже после христианизации прусских племён католической церковью, паломники тайком всё же приходили сюда, на место первого святилища, к старому дубу, чтобы помолиться своим богам и сделать оберег из дубовой коры благородного дерева, защищавшего от любых бед и напастей.
       В 1260 году Эрмландский епископ Ансельм фон Мейсен, посоветовавшись с магистром Тевтонского ордена в Пруссии Хартмудом фон Грюнбахом, принял решение срубить этот «злосчастный» дуб, дабы покончить навсегда с этим идолопоклонническим вздором. Но топоры немецких рыцарей ни в какую не брали этот дуб, как они ни старались. Его удалось срубить только после прочтения специальной молитвы Ансельмом. Именно это событие впоследствии и легло в основу названия города топоров – Heiligenbeil (в пер. с нем. Священный топор) – ныне г. Мамоново.
       Осенью того же, 1260 года разгорелось Великое прусское восстание, которое продолжалось целых 14 лет и закончилось полной и безоговорочной победой Тевтонского ордена. Большая часть прусских племён были окончательно сломлены, обескровлены, обезглавлены, этнически уничтожены, обезличены, раздавлены морально и не имели впредь никогда и никакой возможности сопротивляться Ордену. Это ещё пока что не касалось скальвов, надровов и ятвягов, но спустя несколько лет их ждала та же участь.
       После того, как дуб был срублен, ещё долгое время место старого святилища старался избегать каждый уважающий себя христианин. Люди, которые приходили сюда всё ж вопреки своим страхам, слышали шелест листвы несуществующего дуба и свист его ветвей на сильном ветру. Зловещий шёпот закрадывался в самую душу. Временами появлялись ужасные существа в виде драконов и гигантских змей. Иногда леший зазывал в лес под каким-то предлогом, и человек, как одурманенный, шёл за ним, пропадая бесследно. Кроме того, здесь постоянно разражались жуткие и яростные грозы, били молнии и летали светящиеся шарообразные объекты.
       С этими кошмарными явлениями рано или поздно, но надо было что-то делать, и спустя какое-то время на месте этого дуба брат-священник Петрус фон Зор по решению братии закладывает монастырь Пресвятой Троицы. Но и тут духи былого святилища не угомонились. Братья-монахи с ужасом жаловались устроителю, что в стенах монастыря поселился сам Люцифер. Из Германии вызвали экзорциста, который отлил 7-сантиметровый крест из самого высокопробного золота. К кресту крепился держатель в виде треугольника. На этом держателе священнослужитель написал какие-то тайные слова и зарыл его вместе с крестом под краеугольным камнем храма. И только после этого нечистая сила со своим предводителем покинула это место навсегда. О самом клирике, об имени его и о его тайных молитвах нет ничего ни в одном доступном сохранившемся документе. Он вошёл в историю инкогнито. Монастырь же был разрушен поляками во время Войны всадников в 1520 году.
       С 1708 года эти земли стали принадлежать баронскому роду фон Килитц цу Гросс-Вальдек. Он и демонтировал руины монастыря, от которого к тому времени оставалась только лишь часть стены. Под этой стеной и был найден золотой крест с загадочными надписями на треугольном держателе. Барон передал реликвию в дар городу Кёнигсбергу (тогда ещё Альтштадту – одной из трёх независимых частей «Тройного» города). Долгое время находка хранилась в Королевском замке. С основанием в 1844 году Общества по изучению древностей «PRUSSIA» надписи пытались расшифровать, но тщетно. Крест с держателем бесследно исчез после Второй мировой войны вместе с другими музейными ценностями.
       В XIX веке за этими живописными местами закрепилось название Госпитальный лес (нем. Hospitalwald), потому как лесная полоса вдоль реки Jarft с давних пор принадлежала госпиталю святого Георга в Хайлигенбайле. И сегодня местные жители называют эту локацию «Госпиталь». Самая же высоченная и обрывистая гора в Госпитальном лесу, на которой когда-то давным-давно находилось одно из трёх главных балто-славянских святилищ, с середины XVIII века носила название Латинская гора (нем. Lateinerberg). – Данное название со временем фонетически преобразовалось из оронима Plettinenberg под воздействием трансформации немецкого языка.
       Баронское поместье к концу XIX века пришло в упадок, в урочище проживал лишь один лесник в единственном сохранившемся доме. Вскоре и лесника не стало, а дом оставался в заброшенном состоянии и постепенно разрушался. В начале XX века некий предприниматель Отто Рисс купил этот участок земли и построил на месте домика лесника гостиницу с рестораном, а проще говоря, трактир, который так и назвал Forsthaus (в пер. с нем. Домик лесника). Сохранилась открытка 1906 года, где его можно улицезреть ещё в полной красе. Неподалёку также во владении Рисса находилось конкурное поле, на котором проводились соревнования и выставки лошадей района Хайлигенбайль.
       Во времена Третьего рейха на месте стародавнего Ромове было организовано лесничество с охотничьим домиком. Оно пребывало под ведомством Генриха Гиммлера – одного из главных активистов НСДАП и реформатора СС.
       С 13 по 25 марта 1945 года здесь были тяжёлые бои, известные как Хайлигенбайльский котёл, где 4-я армия вермахта потеряла только убитыми 93 тыс. солдат и офицеров, 46 тыс. попали в плен. С нашей стороны пали смертью храбрых 10 тыс. красноармейцев. 25 марта войска 3-го Белорусского фронта под командованием маршала Василевского после двенадцати дней кровопролитных боёв взяли город Хайлигенбайль. Ещё через три дня был взят район замка Бальга, остатки гитлеровских войск сброшены в залив. Эта битва предшествовала главной – штурму Кёнигсберга.
       После войны места оказались заброшенными, зарастали, заболачивались и дичали.

                ДОРОГА  К  РОМОВЕ

       Единственную тропку, ведущую к святилищу через лес от трассы, перепахали, а часть леса выкорчевали, поэтому приходится идти прям через поле, ориентируясь по компасу и сигая по громадным комьям земли. Ну вот и вход в священный лес, словно портал в другое измерение. Тропинка ведёт к воротам Ромове – городку Schwedenschanze (пер. с нем. Шведский редут – наспех возведенное военное полевое сооружение). – Выше я не указал, что это название возникло во времена шведской оккупации Пруссии в рамках Тридцатилетней войны первой половины XVII века. Местные грибники так и называют эту часть леса по сей день: Швеция, другие – Швейцария, – им, что одно, что другое – один чёрт.
       Проходим жилище вайделотов, воображение рисует картины: костры и сидящие у них люди, вероятно паломники, вот их обозы, лошади, к нам подходит мужичок низкого роста с ножом в руке и говорит: «Ребят, я тут пошёл по грибы и заплутал. Уж полдня кругами хожу…» Стоп! Это уже реальность. Ну вот и грибник, лёгок на помине, бес его сюда принёс.
       Выясняется, что грибник оставил машину на том берегу реки, перешёл реку и теперь не может найти дорогу обратно к своей машине. Ну что ж, лес и впрямь тёмный даже днём, пытаемся понятливо объяснить мужику как ему лучше выйти на тот берег к полевой дороге, а там уж двигаться вдоль поля в поисках машины. Грибник благодарит, просит воды и жадно выпивает половину полторашки.
       Идём дальше, на душе легко и приятно, вот, человеку помогли, кто знает, что с ним случилось бы, не встретил бы он нас.
       Вот оно – РОМОВЕ! Почти отвесный холм, и я прям вижу словно сквозь время каменные ступени, ведущие чуть ли не в Небо – туда – в святая святых – к священному дубу. Однако ступеней наяву нет, карабкаемся вверх, мысленно ругая ни в чём не виноватые рюкзаки за спиной.
       Пришли! Хотя, вернее будет сказать, доползли. Остатки кострища, обложенные камнями. Головные венки, оставленные на деревьях, вероятно ещё прошлогодние, а то и более ранние, так как ленточки на них порядком истлели. Я слышал, что сие место облюбовали неоязычники, и местные ведьмы здесь проводят свои шабаши, – прикольно, даже вызывает улыбку, но дровишек запасти всё равно не помешает:).
       И тут у моего товарища, Александра из Пскова, случается очередной нервный пароксизм:
       — Что это?! – полукриком спрашивает он, глядя через меня в лес. Лицо его выражает одновременно и страх, и гнев.
       Я невольно оборачиваюсь, но ничего ужасающего не вижу. «Опять начинается та же песня», – думаю я, но виду не подаю и спокойно отвечаю на его вопрос:
       — Это, Саша, то самое Ромове, про которое я тебе рассказывал всю дорогу сюда.
       — Это просто лес! С этой … горой! Как тот лес! Как тот!.. – тычет он пальцем по сторонам света.
       — Да не, не просто, ты «утрируешь» всё.
       — Короче, я поеду сейчас в Калининград, к сестре. Достало это всё. Не хочу испортить себе отпуск.
       — Ну а что ты здесь хотел увидеть?.. Это VI век. Ты представляешь вообще, какая история у этого места, сколько здесь наложилось исторических пластов в одной точке?.. Полторы тысячи лет!
       — Я уже говорил, выбирай маршрут, чтобы было обоим интересно, а не только тебе. Мы два дня по непролазным лесам и болотам лазим, а я хочу посмотреть что-то, увидеть, прикоснуться. Понимаешь?
       — Ну, извиняйте, барин! Можешь подать письменную жалобу, что к посещению твоей персоной сего места здесь ничего не сохранили, что глупые тевтоны на целых 7 веков поспешили срубить дуб с идолами.
       Он продолжает что-то бубнить себе под нос, доставая из рюкзака пакет с провизией: о том, что ради этого похода он пропустил охоту дома, что больше со мной в жизни никуда не пойдёт, что ему нужно к чему-то там прикасаться и что-то трогать и т.п.
       Я молча беру фотокамеру, план маршрута и иду исследовать святилище. Пусть пока чайку попьёт с шиповничком, успокоится.
       Снимаю на камеру, делаю заметки в походном дневнике и ловлю себя на мысли, что неспроста я оказался здесь именно сегодня. Я ведь давно уже хотел побывать здесь, но вот именно сейчас, этим летом, оказываюсь в этом месте. 2023 год – ровно 1500 лет с даты основания легендарными братьями этой культовой святыни. Полторы тысячи лет! – Пятнадцать веков! – Только представить!
       Опа на! А вот и яма соответствующего калибра. Остатки фортификации со времён Второй мировой? Но что-то больно правильно круглая. Может, всё-таки место того самого дуба?..
       С Саньком пообедали, он заметно поостыл и изъявил желание идти дальше. Конечно, одному по лесам и болотам в обратку до Мамоново не очень, скажем так, комфортно, ведь дело уже к вечеру, а места дикие). Принимаю решение сразу двигаться к замку Бальга, оставляя до лучших времён Гедилген и ещё ряд заброшенных немецких деревень, поместий и вармийских городищ. Там, на Бальге, в замке, ему будет что пощупать:).

==============================

Полную публикацию с фотогалереей см. на моём канале на Яндекс Дзен Александр Жаворонков.

Или в VK: vk.com/id293675412


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.