С божьей помощью

(На основе истории, рассказанной моей бабушкой).

Яблок в том году уродилось много, и Мила с бабушкой затеялись яблоки на сушку резать. Мила всё утро их собирала, потом в корыте перемывала, да в другое, что на крыльце ссыпала. Корыто большое, да яблок получилось вЕрхом. Устроились они с бабушкой поудобнее, подушки тонкие под себя подложили (сидеть-то долго придётся) и стали яблоки резать, да в ведро резаные кусочки ссыпать. Затем Мила с ведёрком на крышу полезет, да там над мастерской, где крыша покатая, на клеёнку рассыпАть их будет. Дни стоят жаркие, да погожие, страда в разгаре. Самое время яблоки сушить.

Бабушка вдруг говорит: «Ну, с божьей помощью, управимся!» Крестится и яблоко, что поспелее берёт, да резать начинает. «Бабушка, почему ты всегда так говоришь: «с божьей помощью», - спрашивает Мила.  А бабушка отвечает: «Когда ты эти слова произносишь, то Господь на тебя внимание обращает и помогает управиться с делами». «А с какими делами можно «с божьей помощью» управляться?» - любопытствует Мила.  «С любыми. Кто Бога в делах поминает, тому они легче удаются», - говорит бабушка. «Расскажи, бабушка, что-нибудь интересное», - просит Мила.

«Ну, слушай», - сказала бабушка и начала свой рассказ, - «Давно это было. На том краю села мужичок жил. Сам работящий и жена ему под стать, и дети все к работе приучены. Просыпается он утром, выйдет из дому, оглянет своё хозяйство, перекрестится, да скажет: «С божьей помощью», -  и за дело принимается. И всё у него получается, и всё ему удаётся.

А тут вдруг захворал мужик по зиме. Вроде бы, годами-то молод, а здоровье уходить стало. А к лету совсем плох стал и ходил уже с трудом, да всё за живот держался, а с Богом не расставался.

И вот однажды приснился ему Господь  и говорит: «Ты, Силантий, должен в соседнее село в церковь пойти через лес, да там помолиться. Возьми друга своего и идите вместе».

Проснулся Силантий озадаченный: ему и по двору-то тяжеловато ходить стало, а тут Господь велел в соседнее село идти, да через лес. Позвал он своего друга, да рассказал свой сон, а тот любил его: всегда они выручали друг друга, во всех делах поддерживали. Согласился друг с ним идти. На другой день ранЁхонько встали они, помолились, сказали оба: «Ну, с божьей помощью», - перекрестились и пошли. До лесу потихоньку дошли, а в лесу – по дорожке наезженной, где по тропинке нахоженной, так и пошли. Уставать стал Силантий, да передышки просить. Друг полянку на взгорке приметил зелёную, с травою мягкой, да не высокой (земляника на той поляне высокой траве расти не давала). Силантий на самом взгорке прилёг на солнышке, сумку под голову положил и заснул, да так сладко, что аж рот раскрыл. А друг поодаль сел в тенёк, спиной к дереву прислонился, достал заготовку для свистульки, что младшему сынишке делать начал, да ножичек свой удобный и занялся делом. Вытачивает свистульку, а сам про друга думает: «Господи, помоги другу моему».

Вдруг видит, к нему змейка молодая ползёт. Хотел он её спугнуть, а она к Силантию в рот заползла. Остолбенел друг, во все глаза смотрит, что дальше будет. Долго змейки не было, вдруг выползает она изо рта Силантия вся в гною, да давай по траве кататься и гной обтирать. Обтёрлась и снова в рот. А Силантий как оцепенелый лежит. «Может он ему яду прыснула?» - подумал друг. Смотрит, а она другой раз изо рта вылезла и снова по траве кататься и обтираться стала, да третий раз в рот ушла. Когда змейка на третий раз вышла, друг заметил, что гноя на ней почти не было. Обтёрлась она и уползла. Друг сидит и шелохнуться боится. Долго так сидел, уж Силантий просыпаться стал. Проснулся, так сладко потянулся и встал, да таким бодрым, что друг не ожидал и говорит: «Давай поспешим, а то до вечера не вернёмся». И так резво они зашагали дальше. Идут, а по дороге Силантий рассказывает: «Заснул я и снится, что к целебному роднику, что у дальней станицы пришёл. Пью из него воду, а вода прохладная, да вкусная, и напиться никак не могу. Умылся я, поднял глаза к небу, а там Господь мне улыбается. Я аж проснулся».

Дошли до церкви. Силантий большую свечу поставил, с жаром помолился, взял просвирочку, да в обратный путь.

Вернулись к поляне, где Силантий спал, и решили перекусить. Тут друг и поведал, что было. Глянул Силантий и, правда: гной на траве ещё остался. Со слезами воздел руки к небу и сказал: «Не исповедимы пути твои, Господи! Спасибо за милость твою! Век не забуду!»

Долго ещё прожил Силантий в силе своей, да в разуме, но всегда Бога помнил и благодарил. А начиная любое дело, не забывал сказать: «С божьей помощью»».

Внимательно слушала Мила бабушкин рассказ. Набралось уж почти ведро резаных яблок. Взяла она ведёрко, вышла во двор, посмотрела на лестницу, на крышу и сказала: «Ну, с божьей помощью», - и полезла рассыпАть яблоки.

20.08.2023 года


Рецензии