Фестиваль Доккино-2011

Предисловие. Некоторые детали вдруг всплыли, поэтому удалила первый вариант, заменив другим. Речь идёт о двух документальных фильмах в рамках московского фестиваля "Доккино-2011". Тогда же, в 2011-м, и описаны эти впечатления.

Сегодня вырвалась в Дом Кино на документальное кино. В рамках московского кинофестиваля-2011. Мне очень понравилась картина «Хижина дяди Толи». Фильм снят в 2010-м. Режиссёр - Светлана Насенкова. Пишу по горячим следам. Герой этого фильма - дядя Толя - симпатичный мужичок 1950 года рождения. Живёт в глухой деревушке где-то на Севере. И его основное занятие после того, как он вышел на пенсию:  внимательно слушать по телевизору речи российских политических деятелей - "разнокалиберных" лидеров, а также членов различных партийных группировок.  Дяденька  внимал также речам и зарубежных  политических деятелей. И не только внимал, он еще тщательно  конспектировал то, что слышал, а затем отправлял заказные письма в Москву, - к примеру, -  конкретно Путину. И что же он писал президенту?.. А вот что:  он так ненавязчиво напоминал, мол,  Владимир Владимирович, вы тогда-то на таком-то заседании сказали то-то и то-то (что-нибудь, касающееся каких-то, скажем, льгот пенсионерам; или по поводу каких-либо благоустройств и т.д.) . И тут же дядя Толя ставил конкретный вопрос Путину: "когда вы эти обещания выполните?" Я это в такой форме пересказываю - может, несмешной совсем, но весь зал сотрясался от приступов смеха. И главное - дяде Толе приходили ответы. Не от самого, конечно Путина, но от его приближённых. Ему отвечали: " да, мы учтём ваши вопросы, ваши пожелания, спасибо за письма" и т.д.   Дядя Толик показывал эти письма-ответы.  И ещё он писал Б. Гейтсу. Типа:  "Дорогой Билл Гейтс, приезжайте ко мне в гости посмотреть, как я живу".  Дядя  Толя  перед камерой,  сидя у себя в "хижине"; сам такой - с весёлыми огоньками в глазах, бесхитростный, открытый - он откровенно поведал  историю своей жизни.  Почему он называет хижиной своё жилище - становится ясно после того, как дядя Толя проводит небольшой экскурс по своему дому.  Самое первое - он продемонстрировал предмет мягкой мебели - диван-кровать образца выпуска 1972 года прошлого веку (периода расцвета социализма). Диван, мягко говоря - еле дышит. Вообще - давно покойник. Потому что диванчик уже не раскладывается, вся обивка-подкладка сгнила. Дядя Толя показывал перед камерой, как он латает своё единственное спальное место. На глазах у зрителей отваливаются какие-то дощечки, ветхая ткань обивки; торчат пружины из прошловекового матраса. А Толик эти пружины старательно зашивает суровыми нитками. Вообще-то, конечно, это очень грустно - по сути. Чернуха. Но главное - ведь посыл! Сам Толик рассказывает об этом со своеобразным чувством юмора. И про диван, и про Б.Гейтса, и про свои письма, адресованные этой яркой персоне международного уровня. Кстати, ему пришёл ответ от доверенного лица Б. Гейтса: "Уважаемый Анатолий Анатольевич! Сам Б. Гейтс в настоящий момент никак не может посетить вас и ваш прекрасный посёлок, но желает вам всяческих успехов во всех ваших делах". Так что не суждено Б. Гейтсу взглянуть на экзотический диван дяди Толи... После знакомства с диваном дядя Толик ведёт нас на улицу, показывает санузел. Это образец туалетной комнаты в виде деревянного домика с дверцой и дыркой для процесса, обратного приёму пищи. У него на дверце туалета написано: кабинет задумчивости. Он делает ремарку: "...когда на дворе 40 градусов мороза, особо не задумываешься здесь, иначе какашки пристынут к попе". Эта реплика дяди Толи прозвучала в фильме, привожу её без изменений.
И ещё он периодически вставлял так ненароком: все гениальные люди (а он и себя считает таковым) немножко сумасшедшие, и ставил себя в ряд с Гоголем,  Гейтсом,  Л.Н.Толстым, Достоевским. И прибавлял: "я, правда,  не знаю, сидели ли они в сумасшедшем доме, а я, знаете,- немножечко хлебнул этого счастья!..". Но - при всём при том - мужичок очень искренний, бесхитростный - вот русский человек такой, какой он есть без прикрас - с душой на распашку! Он очень симпатично смотрелся, глаза такие живые, немножко озорные. Вот такой фильм. 

Другой фильм Московского фестиваля того же 2011 года.  Называется «Алиса, кот Базилио и мама из Калуги».  Режиссёр Александр Белобоков. Фильм демонстрировался  там же, в Доме Кино, -  на Васильевском спуске.  Юморной дядечка рассказывал о том, как в 90-е годы пытался снять квартиру на продолжительный срок. Очень смешной и жизнерадостный рассказ получился. Фильм снят так: дорогие гости сидят за большим столом, во главе – сам хозяин, рассказчик; идёт дружеская беседа. Хозяин вспоминает свою историю. Причём живописует настолько ярко и красочно, что гости за столом здесь как зрители. Кадр мелькает за кадром. Как у Эйзенштейна. Рассказчик давал чёткие характеристики всем действующим персонажам своего рассказа. Лиса Алиса – это девушка Лена, которая собиралась сдать квартиру нашему герою. Он пришел по назначенному адресу, Алиса открыла дверь. Томный взгляд, лиловые губы, рыжеволосая, невысокого росточка. Вот по каким-то ассоциациям он её сразу окрестил Алисой. Девушка провела его в комнату. На детской кушетке возлежал юноша гигантского роста - загипсованный на одной ноге и одной руке. Для загипсованного парня рассказчик придумал кличку Кот Базилио. Логично. Если присутствует Лиса Алиса, то как тут обойтись без кота Базилио?.. Значит, "Кот Базилио"  лежит на кушетке, курит.  Так лёжа вёл переговоры. Потом выяснилось, что он из-за своей сложной травмы, может либо лежать, либо стоять. Рассказ вёлся на лёгком импровизационном языке и вызывал взрывы смеха и у фактических свидетелей, находящихся за столом, и у нас,  зрителей фильма. Какая-то старушка, сидевшая на просмотре фильма, несколько раз после очередных взрывов смеха громко вопила на весь кинозал: потише, пожалуйста. После таких призывов люди в зале принимались хохотать ещё громче. Потом какой-то дяденька счёл нужным внести для бабули корректировку: мол, этот громкий смех доносится с широкого экрана! Тут старушка и успокоилась. В целом рассказ главного героя выглядел не слишком правдоподобно. Уж больно легко дядя заплатил Алисе и коту аванс за квартиру – без какого-либо договорного документа, без юриста. А потом, после оплаты, как и следовало ожидать, начались проблемы. На следующий день дяденьке-горемыке звонит Лена-Алиса (а в квартиру, надо заметить, он ещё и не въезжал!) и с дикими рыданиями сообщает ему, что её напарник,  – который в гипсе - так называемый кот Базилио, - бессовестным образом похитил общие деньги и исчез в неизвестном направлении. С этого места мне, как зрителю, становится понятно, что "кот" с "лисой" заодно. Скорее всего, - никто никуда не исчезал, а именно так и было задумано. Но дальше  всё пошло как-то путано ... Начинаются поиски исчезнувшего загипсованного Базилио.  Куда он мог ускакать на одной здоровой ноге?.. Наш рассказчик понял враз, что в этой ситуации ему никакие правоохранительные органы не помогут. Вся надежда на самого себя. Далее события развиваются следующим образом:  Алиса назначила встречу неудачливому квартиросъёмщику. В каком-то скверике они пересеклись. Алиса была неузнаваема - лицо её сильно разнесло....в прямом смысле...  видимо, от горьких рыданий... глаз не видно из-за распухшего носа, щек; лиловые губы горели всё так же, как прежде -  помада щедро была наложена даже в такой неудачный день...  Алиса содрогалась в безутешных рыданиях, казалось - она выглядела искренне несчастной - настолько несчастной, что наш герой кинулся её успокаивать и уверять, что всё не так страшно, всё непременно разъяснится и наладится... Мужчину оказалось очень легко растрогать женскими слезами; он пересказывал гостям и зрителям свои эмоции  - на него очень сильно подействовало состояние Алисы - в комплексе -  весь её внешний облик бьющейся в истерике молодой женщины  - и только лиловые губы горели синюшным огнём и представляли жуткое зрелище... наш герой с ужасом отмечал,  как его впечатлили эти лиловые губы, он не мог смотреть на них  без  содрогания...
Между тем - рыдающая  Алиса ситуацию держала под чётким контролем. Несмотря на распухший фейс, на кричащие сливово-синюшные губы, - сквозь непрекращающиеся всхлипывания, озвучила адрес, где якобы находится отчий дом кота Базилио. Наш страдалец с удовольствием оставляет воющую девушку с жуткими лиловыми губами, спешным образом едет туда, где "кот" проживает со своей мамой. Но помня название фильма: «Кот Базилио, Алиса и мама из Калуги», - выясняется, что это не та мама. Потому что Кот со своей мамой живёт в подмосковной Баковке. А с той мамой Алисы – калужанкой – встреча ещё впереди. Дальнейший рассказ показывает, что все мамы с характером. Дяденька-горемыка-неудачный съёмщик получил большой опыт общения с различными мамами. Мамы всякие важны. Мамы всякие нужны. Значит, сейчас по плану – мама из Баковки. Именно туда направила Алиса нашего героя. Встреча с мамой "кота". Мужчина поведал маме, зачем он пожаловал в Баковку. После вступительного рассказа, - для чего, собственно, отправились на розыски её сына, загипсованного "кота", мама театрально заламывает руки, мол, она не знает, где её сын. А про Лену-Алису добавила подробности, что это та ещё проходимка! Тут пожилая женщина стала припоминать похищенные у неё Леной несколько банок рыбных консерв, а также - овощных: пропали банки с огурцами и помидорами. Пришлось выслушать всю историю про украденные помидоры и сардины в томате... Не добившись ничего путного от мамы из Баковки, неудачливый съёмщик возвращается в Москву. Там его поджидает Алиса –  с теми же лиловыми губами, но уже со своей мамой, которая как раз из Калуги. Лена-Алиса срочным порядком вызвала матушку телеграммой. Непонятно зачем вызвала... Теперь начинаются трогательные беседы с мамой-калужанкой. Такая вот история: с закрученным композиционным развитием. Как выяснилось в процессе рассказа – обе мамы оказались мелочными. Одна, которая из Баковки, - долго помнила про похищенные рыбные и овощные банки, как было сказано выше.  А та, которая из Калуги, обвиняла нашего героя-съёмщика, что он унёс шторы, половики и чайник. Выяснилось, - чайник был весь засаленный, жжёный-пережжёный.  Но на чайник никто не покушался, просто его выбросил въехавший новый жилец, заменив свежим предметом кухонной утвари. Исходя из вышесказанного предложения, понятно, что нашему герою всё-таки удалось пожить в съёмной квартирке, арендованной у Алисы с котом. После долгих мучительных переговоров Кот через свою маму вернул деньги. В назначенном месте, где-то около метро Парк культуры. Причём, было оговорено, что вернёт именно мама и именно главному пострадавшему герою. В конце он добавил, что прожил в этой съёмной квартире меньше месяца. Не смог дольше здесь находиться. Видать, энергетика отрицательная - на фоне всех этих захватывающих событий. 
Такие вот житейские истории легли в основу двух документальных фильмов, показанных на московском фестивале "Доккино" в 2011-м году.


Рецензии