Морской голубок

МОРСКОЙ ГОЛУБОК


ОТРЯД РЖАНКООБРАЗНЫЕ CHARADRIIFORMES
СЕМЕЙСТВО ЧАЙКОВЫЕ LARIDAE
Тонкоклювая чайка (синоним: морской голубок) Chroicocephalus genei

ФОТО. "На яхте "Nord Star"(съёмка  апрель 1998 г., Атлантический океан, во время кругосветного путешествия).


Это фото из моего домашнего альбома. Автограф я выпросила у Ивана Поликасова (он справа). Хотела отнести это фото в Музей истории Казанского университета, ведь Иван выпускник химического факультета, но оставила себе.
 
Откуда взялась эта птица и чем она занималась? Рассказали участники кругосветки из Казани 1997-1999 гг.

Деревянная яхта "Норд Стар" с круглым как скорлупа грецкого ореха днищем долгое время стояла на берегу после своего легендарного похода. Но, я смогла окунуться в неё ещё на воде, по прибытию экипажа, у причала на стоянке около пляжа Локомотив в г. Казань... Там внутри было всё достаточно комфортабельно, и я бы сказала немного тесновато для похода длиною в 2 года и очень жарко.

***

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
Но а если ветр зачах,
Сила в нём другая пышет
ДВС его колышет.

***

Штурвал послушен рулевому:
То покидает дом, то к дому.
Но, чтоб послушности добиться
Немало надо потрудиться.

                Дина федорова, Казань, 2004 г.

         

Яхта "Норд Стар" под флагом Татарстана стартовала в кругосветное плавание 30 августа 1997 года. На борту парусной яхты было 5 членов команды: капитан - Олег Борисович Тюрин;  старший помощник - Александр Леонидович Онегин; штурман - Тощев Александр Васильевич; рулевой - Иван Владимирович Поликасов; штурман - Владимир Борисович Тюрин.

"Мы вышли в Атлантический океан. Вокруг яхты резвились дельфины, соревнуясь с яхтой по скорости, то и дело выпрыгивая из воды и совершая пируэты в воздухе. Ночью на вахте ты на палубе один, светятся струи воды, яхта идёт в тишине, и лишь с шипом предательски набегающая с кормы волна, внезапно затихнув, зависает над палубой громадной пятернёй, и удар, пятерня обрушивается с высоты вниз, норовя обрушиться на яхту, и только ты обрадуешься, что это всё мимо, как это всё обрушивается на тебя, забивая нос и рот солёной водой и больно ударяя по плечам и голове. Чем дальше уходишь от берега, тем меньше видимых признаков жизни вокруг тебя, исчезают суда, птицы и фыркающие ночью около борта дельфины. Только океан, небо, звёзды и, как путеводная нить Ариадны, лунная дорожка на воде. В дальнейшем, при переходе о.Тенерифе-о.Мартиника, можно было, практически не пользуясь компасом, идти по этой дорожке...

Когда мы выходили с Тенерифе, около острова наблюдали небольшую стаю китовых, которых с катеров подкармливали туристы, а далее океан, и в течение всего перехода ни одного судна, лишь мелкая песочная пыль, летящая из Африки. Пытались ловить рыбу, ничего у нас не получалось, если не считать летающих рыб, застревавших на палубе... Во время движения по Карибскому бассейну, постоянно наблюдали светопреставления, толстые столбы молний, грохот, ливни. Зашли на один из островов “ABC”, маленькую Голландию - о.Куросао, где простояли недолго, пришвартовавшись на набережной около рынка, докупили продукты и вышли. Удивил громадный порт, громадные мосты, сказка в океане на маленьком острове. Не остров, а какой-то промышленный гигант. За двое суток хода до Панамского канала всю ночь большая белая птица билась о парус, ударялась, взлетала и снова налетала на парус, издавая кричащие звуки, я на вахте никак не мог понять, что происходит, и почему она налетает на парус, ведь так можно разбиться. И лишь утром Саша обратил мое внимание на кружащуюся над яхтой птицу. Она, сделав круг над яхтой, отлетала в сторону, как бы приглашая нас следовать за собой. Мы решили изменить курс, последовав за ней, и вскоре увидели на воде такую же птицу, но она пыталась взлетать, и у нее ничего не получалось. Мы застопорили ход, и Саша отважился сплавать за птицей, не сразу ее удалось поймать. На носу установили тазик и налили пресной воды. Покрошили немного еды. Несколько часов она отогревалась на палубе, а затем сумела взлететь, и вместе с первой, все это время кружащей над яхтой, улетела в сторону суши. В Атлантике к нам на палубу залетел белый голубь, сначала он деловито обследовал палубу, затем несколько раз заглянул в каюту, вертя головой, а затем целый день сидел рядом с рулевым, нисколько не пугаясь и иногда взлетая высоко вверх, возможно, проверял близость необходимой ему суши. Пройдя на нашей яхте нужное ему расстояние, он улетел."

8 июля 1998 г., на пути к островам Фиджи.

"...По яхте передвигаемся как бы ползком. А когда кушаем или готовим, ногами сильно упираемся. Одно неосторожное движение приводит к резкому полёту над яхтой и удару. На вахту вечером в шторм и ночью выходим, предварительно пристегнувшись к страховочному концу. Сейчас я сижу за штурманским столом. Одной рукой держу компьютер, другой печатаю, а чтобы не улететь, сильно упираюсь коленями в стол. Яхта сильно обросла водорослями, а по ватерлинии облепили прозрачные скользкие черви, и отодрать их от корпуса не очень просто. Как бы они не съели нашу лодку. Вытаскивать яхту для окраски подводной части анти-обрастающей краской мы собираемся в Австралии. В этом районе океана летающие рыбы более крупные по сравнению с Атлантикой..."(Олег Тюрин. Кругосветное плавание на яхте "Норд стар" // https://skr2.ru/tyurin-o/tyurin-o-krugosvetka.php)".

Мне пришлось сопоставить запись из путевого дневника и фото птицы. Фото достаточно резкое, чтобы понять: одинокая птица на палубе из семейства Чайковые. Если парни смогли смогли назвать её белым голубем, то это Морской голубок. Редко, встречающаяся в открытом море птица. 

12 июля 1998 г., атолл Маниха, на пути к Таити.

"...В бухте тишина, прозрачная вода. Около яхты резвятся маленькие акулки, разгоняя рыбу. Атолл по форме напоминает ступню человека. В середине вода, а по краям маленькие и побольше узкие полоски суши с пальмами и усыпанными кокосами берегами. На южном конце, на самом большом острове находится небольшой посёлок. Я пошутил насчёт наличия автомобилей и, оказалось, напрасно. Автомобили есть, да ещё последних марок, джипы. Побывали в посёлке и посмотрели на сонных его жителей... Двери у всех открыты, и к двери выставлено всё лучшее, что есть в доме. А около домов лежат сонные хозяева и сквозь прищуренные веки разглядывают чужаков. Мы побывали в посёлке и во второй день. И у нас создалось впечатление, что они так сидят круглые сутки. Это подтвердил продавец-немец в магазине-пекарне. Их здесь ничем не расшевелишь..."

6 августа 1998 г., на пути к островам Фиджи.

"...Большую волну слышишь издалека по характерному громкому шипу, этот шип приближается к тебе, затем ты чувствуешь, как над тобой зависает громадина воды, прицеливаясь, куда бы ударить, и если тебе удаётся уйти от зависшего над тобой языка воды, то вся эта громадина обрушивается где-то рядом, производя большой шум. А вот если не удаётся уйти, то вжимаешь голову в плечи и стоически терпишь, сильно сжимая штурвал, чтобы не быть выкинутым за борт. Бешено ревёт ветрогенератор, как самолёт на взлёте, на третий день шторма его отрывает, срезав, как бритвой, стальную 40 мм трубу. Команда измучена, почти ничего не едят, не слышно шуток. Каждый день думаешь, что уж завтра этот кошмар кончится. Но вот уже шестой день бешеная пляска волн не прекращается, и лишь вчера ветер стал утихать. Сегодня, 6 августа 1998 г., засветило солнце, ветер утих, волны стали меньше, и лишь изредка отдаленный шип, подгоняющий отдельные запоздавшие большие волны, заставляет рулевого резко вращать штурвал..."

           (из писем экипажа https://skr2.ru/tyurin-o/tyurin-o-krugosvetka.php)


                Светлана Федорова, Казань, 18 сентября 2023 г.


Рецензии