Кто с Богом, у того есть всё!?

Друзья!
Из Сети.

"Это правильно-Бог во всем. Но с Богом ходит только тот, кто принимает его руководство через Священное Писание и исполняет написанное. Тогда человек ведёт удовлетворяющую жизнь в это непростое время и имеет твердую надежду на прекрасное будущее в раю на земле".https://otvet.mail.ru/
Высказывание сиё принадлежит некоей Светке-конфетке.Не всуе ли она лепечет?.. Ведь "...Произнесение имени Божия способно спасти и погубить человека - в зависимости от того, как мы его произносим. В истории известно много случаев, когда ропот или хула на Бога мгновенно наказывались жестокой болезнью или даже смертью".
Однако в Сети много "богохульников". Грех ли- высказывания поэтов, писателей о Боге? Сам Пушкин иногда...богохульничал!
Отступление.
"...Очень рано в лире Пушкина зазвучали антирелигиозные мотивы. Еще на лицейской скамье Пушкин в «Городке» не скрывает своей нелюбви к попам:
Но, боже, виноват,
Я каюсь пред тобой.
Служителей твоих,
Попов я городских
Боюсь, боюсь беседы,
И свадебны обеды
Затем лишь не терплю,
Что сельских иереев,
Как папа иудеев,
Я вовсе не люблю.
Одному из самых реакционных деятелей эпохи Александра I, архимандриту Фотию, Пушкин посвящает ряд острых эпиграмм. В 1818 г Пушкин писал о нем:
Полуфанатик, полуплут,
Ему орудием духовным —
Проклятие, меч и крест и кнут.
Пошли нам, господи, греховным,
Поменьше пастырей таких —
Полублагих, полусвятых.
В другой эпиграмме, посвященной религиозной и распутной ханже графине Орловой, Пушкин писал:
Благочестивая жена
Душою богу предана,
А грешной плотню Архимандриту Фотию.
Конечно, в многогранной гамме поэтического творчества поэта и в ранний период его жизни и к концу его пути можно найти и религиозные мотивы. Но эти мотивы звучат нередко фальшиво, в них чувствуется не только натянутость, — неискренность. Сам Пушкин писал об этом в письме Чаадаеву 19 октября 1836 года: «Религия совершенно чужда нашим мыслям, нашим привычкам... Но об этом не следовало говорить») и в этом же письме Пушкин спрашивает Чаадаева: «Читали ли вы третий № «Современника»? Статья о Вольтере написана мною».) А. С. Пушкин. Академическое издание писем, под ред. Сантова, 1911 г., т. III, стр. 389.

Если принять во внимание, что Пушкин писал это за год до смерти, когда на смертном одре он исповедывался и причащался, то можно представить себе, с какой болью он выполнял эти религиозные обряды, чтобы не оскорбить окружающих в эти последние минуты своей жизни. И как трудно было ему сдерживать в себе свое действительное отношений к религии и церкви.
Конечно, Пушкин не был атеистом в современном смысле этого слова. Больше того, в последние годы жизни Пушкина на него, несомненно, оказывали влияние идеалистические философские течения Шеллинга, Фихте, но сильнее этого влияния было влияние французских материалистов и вольнодумцев, в особенности Вольтера. За два года до смерти Пушкин разрабатывал план драмы, сюжетом для которой он взял рассказы о папессе Иоанне, которая сумела скрыть, что она женщина и проникла на папский престол. История папессы заканчивается тем, что мнимый папа рожает на улице. Конечно, такая литературная работа могла иметь только одно назначение — разоблачение церкви, и, пожалуй, в антирелигиозных мотивах Пушкина больше всего и сильнее всего звучит именно эта черта — разоблачение не существа религии, а разоблачение церкви, разоблачение ее обмана, ее ханжества, претендующего на общечеловеческую мораль»
В антирелигиозных мотивах Пушкина звучит легкая фривольная насмешка, которая так свойственна была Вольтеру, «вольнодумцам» буржуазной французской революции. Выработке такого стиля, конечно, содействовало и замечательное знание Пушкиным французского языка и усердное чтение французской литературы. Однако атеистические стихи Пушкина гораздо глубже по своему содержанию, чем легкая насмешка вольтерианцев. Можно, например, у Пушкина встретить немало стихов, в которых он рядом с насмешливым отношением к воскресению Христа и к различным «таинствам» церковным вплетает глубокие политические мотивы".
http://www.agitclub.ru/index.htm
...Атеист Пушкин! Гордость русской культуры!Смелым был человеком гениальный поэт!

Вл.Назаров
****************
1.КТО ЕСТЬ БОГ - ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ФРАЗЫ О БОГЕ

И Бог не без греха — Он создал мир. (Николай Бердяев)
Живи в поисках Бога - и Бог не оставит тебя. (Лев Толстой)Бог говорит с человеком шёпотом любви, если он не слышит, то голосом совести, если он не слышит — через рупор страданий. (Клайв Стейплз Льюис)
1. Бог открывает врата небес всем, кто открывает Ему свое сердце. (Галина Польских)
2. Люди видят твои добрые дела, а Бог ещё видит, почему ты это сделал.https://vk.com/
3. Если ты не служишь Богу, ты, на самом деле, уже служишь Его оппоненту. (Эманюэль Левинас)
4. Бог создал животных, чтобы отогревать наши холодные сердца. (Карел Чапек)
5. Бог, который позволил бы нам удостовериться в своем существовании, был бы не Богом, а идолом. (Еврейская поговорка)
6. Бог расстраивает наши планы, чтобы мы настроились на Его.
7. Иные смотрят на Бога как на адвоката и зовут его лишь тогда, когда у них неприятности. (Авва Дорофей)
8. Вспоминай Бога когда тебе хорошо, и он вспомнит тебя тогда, когда тебе плохо... (Готфрид Лейбниц)
10. Бог не будет говорить с нами лицом к лицу до тех пор, пока у нас не будет лица. (Климент Александрийский)
11. Защищать Бога надо не снаружи, а внутри себя. (Янн Мартел)
12. Бог не посвящает нас в свои планы, потому что мы бы все равно не поверили.(Карлтон Пирсон)
13. Бог — писатель, а мы все — герои и читатели одновременно. (Айзек Зингер)
14. Бог — это вся Вселенная, в которой есть люди. (Василий Аксёнов)
15. Бога отрицают те, кого Он не устраивает. (Олег Кривченко)
16.     Знать о Боге—это одно, но знать Бога это совсем другое.
17. Бог все делает к лучшему и не может повредить тем, кто любит. (Халиль Джебран)
18. Бог во всём. А потому тот, кто с Богом, у того есть всё!
19. Без Бога две крайности - чрезмерная строгость и вседозволенность, а с Ним - золотая середина. (Максим Докукин)
20. Бог вездесущ. Не потому ли его так трудно найти? (Вернер Мич)
21. Если Бога нет — почему его так не хватает? (Иштван Сабо)
22. Бог — надежда для храброго, а не оправдание для трусливого. (Плутарх)
23. К чему нам Бог? — он скажет - Мир объяснить должны мы им самим. И в этом богохульстве вольнодумца Для Божьего величья больше славы, Чем в той хвале, что набожность твердит. (Фридрих Шиллер)
24.Покуда ты сам не научился каждое утро поднимать солнце на небеса, пока не знаешь, куда напрааить молнию или как сотворить гиппопотама, не берись судить, как Бог правит миром - молчи и слушай.(Филип Янси).
25. Познание Бога без осознания своей ничтожности ведет к гордости. Познание своей ничтожности без познания Бога ведет к безысходности.(Блез Паскаль)
26. Нужно быть смелым, чтобы не быть ослепленным этим зрелищем, нужно быть глупцом, чтобы не увидеть в ней его Творца, нужно быть безумцем, чтобы не         преклоняться перед Ним. (Вольтер)
27. Труднее всего нам было бы вынести такого Бога, какого мы для себя выдумали. (Элиас Канетти)
28. Бог есть, но я в него не верю. (Осип Брик)
29. Бог растёт вместе с тем, кто его носит... Бог — это тайна, если ты можешь это понять! (Сергей Сергеев-Ценский)
30.Не бойся, ты не одинок. Одинок тот, кто не знает Бога, даже если имеет в друзьях полмира...Николай Сербский
31. Если Бог есть, то почему его нет? (Хуго Штейнхаус)
32. Бог создал целые числа, всё остальное — дело рук человека. (Леопольд Кронекер)
33. Богу надо служить по своей воле или не служить ему вообще. Только таким путем ты сохранишь верность себе и дару свободы воли, Богом данному. (Сенека)
34. Если бы природа имела столько законов, сколько имеет государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею. (Людвиг Берне)
35. Человеку нужен Бог, а людям - кумир. (Олег Кривченко)
36. Если Бог — мужчина, то мужчина — Бог. (Мэри Дейли)
37. Музыка — маленькое напоминание бога, что есть что-то большее в этом мире, чем мы. Гармоническая связь между всеми живущими и звёздами. (Август Раш)
https://wikiphile.ru/520-fraz-pro-boga/

*************
2. О созерцательном...

Он в том покое поселился, Где деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил.
А.С. Пушкин "Евгений Онегин".

Давить мух занятие, конечно, мало эстетичное, но чем от скуки не займёшься...
Оказывается, всё было совсем не так...
Несчастные насекомые здесь абсолютно ни при чем.
Во времена Пушкина "мухой" называли не только насекомых, но и самую маленькую рюмку, ёмкостью 10 - 15 миллилитров.
История появления этой рюмки связана с историей появления первых трактиров. Они были открыты в России по приказу Петра I. Трактиры должны были заменить кабаки и стать заведениями, где посетители могли бы не только выпить, но и поесть. А для того чтобы привлечь посетителей в трактиры, Пётр повелел их владельцам подавать первую рюмку бесплатно, с расчётом на то, что дальше выпивку и закуску гости будут заказывать уже за плату.
Зная особенности привычки своих гостей (выпить первую рюмку бесплатно и идти восвояси), владельцы питейных заведений пожелали изготовить рюмки малого размера, в которые входило от 10 до 15 мл жидкости - ровно одна столовая ложка. Именно за столь малый объём эта рюмка получила народное название «муха».
Ну, что ж, десяток таких "мух" "раздавишь" и уже на душе полегче. ;-)
Но объегорить любителей выпить «на халяву» прижимистым трактирщикам не удалось. Те быстро нашли выход из этой ситуации и в течение дня наведывались в разные питейные заведения. После нескольких бесплатных «мух» трактирный завсегдатай был уже изрядно навеселе. А в народе к подвыпившим людям стали применять выражение «ходить под мухой».
Есть и альтернативная версия борьбы с пьянством по-петровски: сознательным посетителям, заказывающим закуску, предписывалось выдавать первую рюмку бесплатно. При любом варианте владельцы трактиров не особенно были заинтересованы в тратах на такую промоакцию, как бесплатная рюмка, но будучи обязанными соблюдать предписание, пошли на такой ход, как сокращение объемов приветственной рюмки до столовой ложки, в которой разве что мухе было впору утонуть. Так и указ Петра был соблюден, и траты у самих трактирщиков невелики. Апосетители могли на одних приветственных рюмках дойти до изрядного опьянения, кочуя из одного трактира в другой.
Вернемся к дяде Евгения Онегина, который в глуши «в окно смотрел и мух давил». В черновиках у Александра Сергеевича иногда читается «мух ловил», что является прямым переводом с французского фразы, обозначающей «ничего не делать, бездельничать». Так для нас и останется загадкой, чем же Александр Сергеевич занял тягучие осенние дни своего героя - простым ничегонеделаньем или вдохновенно - созерцательным пьянством.
******************
3.5 мифов о Пушкине, в которые многие почему-то верят

Пора узнать, как на самом деле выглядел поэт и правда ли он инсценировал свою смерть.
1. Пушкин выглядел так
Якобы фотография Пушкина. Изображение: Public Domainn
По Сети гуляет вот такая фотография, на которой якобы изображён Пушкин. Рассказывают, что этот дагеротип был сделан французским изобретателем Луи Дагером в 1836 году в Санкт-Петербурге и это единственное прижизненное фото поэта.
Но в действительности изображение — подделка. Да, первые опыты в области фотографии проводились ещё при жизни Пушкина, но тогда снимки выглядели не так детализированно, как его предполагаемый портрет.
К примеру, чтобы сделать такое фото, понадобилась выдержка в несколько дней:
Фото: Жозеф Ньепс, «Вид из окна в Ле-Гра», 1827 годц
Поэтому на первых снимках только пейзажи: ни одна модель столько не высидит
Кроме того, изобретённый Луи Дагером метод фотографирования был обнародован в 1839-м — через два года после смерти Пушкина. И нет никаких свидетельств, чтобы последний вообще был с Дагером знаком. Так что дагеротип с поэтом ненастоящий.
А вот знаменитый портрет Пушкина Орест Кипренский писал с натуры, так что Александр Сергеевич на нём примерно такой, каким был в реальности.
2. Пушкин написал «Луку Мудищева»
И. Я. Билибин. Царь Дадон встречает шамаханскую царицу. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке», 1906 год. Изображение: Wikimedia Commonsu
Нет, автор неприличной поэмы «Лука Мудищев» неизвестен. Её приписывают то Пушкину, то знаменитому своими «срамными» стихами поэту Ивану Баркову, но настоящего автора найти так и не удалось.
Пушкин и правда написал изрядное количество непристойных стихотворений, о которых вам в школе не рассказывали.
Достаточно почитать «Тень Баркова» или «Царь Никита и сорок его дочерей». Да и «Гаврилиада» при изяществе формы отличается на редкость фривольным содержанием. Однако филолог Кирилл Тарановский, исследовав поэму «Лука Мудищев», пришёл к выводу, что она не в пушкинском стиле. Кроме того, в ней описан быт купцов и мещан, с которыми поэт был мало знаком. Так что не он создал этот шедевр.
3. Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила» для детей

Если уж мы заговорили-офривольности в стихах, Вот ещё -один связанный с этим миф. Обычно пушкинские сказки читают в школе, с младых ногтей внушая детям любовь к «Сказке о мёртвой царевне» и «Сказке о царе Салтане». «Руслан и Людмила» тоже считается детским произведением.
Однако тот вариант, что вы найдёте в большинстве изданий, — это подчищенная и оцензуренная версия, подготовленная самим Пушкиным. В ранних редакциях поэмы было куда больше пикантных моментов.

О страшный вид!
Волшебник хилый
Ласкает сморщенной рукой
Младые прелести Людмилы;
К её пленительным устам
Прильнув увядшими устами,
Он, вопреки своим годам,
Уж мыслит хладными трудами
Сорвать сей нежный, тайный цвет,
Хранимый Лелем для другого
Уже. Но бремя поздних лет
Тягчит бесстыдника седого —
Стоная, дряхлый чародей
В бессильной дерзости своей
Пред сонной девой упадает.
Александр Пушкин «Руслан и Людмила».

Известный поэт Иван Дмитриев, прочитав «Руслана и Людмилу», заметил, что «благоразумная мать дочери велит на эту сказку плюнуть». Пушкин был недоволен таким отзывом и в 1828 году из второго издания поэмы все эротические моменты вырезал. А ещё добавил туда известный пролог «У лукоморья дуб зелёный.». Именно эту версию сказки и дают читать детям — первоначальный вариант поэт создавал совсем не для них.
4. Дантес победил Пушкина на дуэли, потому что был в бронежилете
По Сети ходит байка, что Дантес победил на дуэли одеждой — вроде бронежилета того времени.
Янина Левкович подробно исследовала версии о кольчуге, кирасе и панцире
Дантеса и пришла к выводу, что все они неправдоподобны.
Даже с современным кевларом и полимерами изготовить надёжный бронежилет, который можно легко спрятать под одеждой, — задачка ещё та. А уж в XIX веке обрядиться в кирасу или кольчугу скрытого ношения и вовсе было невозможно.
Если вы, конечно, не Фродо с его мифриловой рубашкой.
Дантес во время дуэли тоже был ранен — в руку. Его осматривал штаб-лекарь конной артиллерии Стефанович. И если бы доставленный к нему дуэлянт был в бронежилете, врач наверняка бы это заметил.
И да, нет никаких свидетельств, чтобы Дантес ссорился с дочерью и уж тем более отправлял её в сумасшедший дом.
5. Пушкин инсценировал свою смерть и стал писателем Александром Дюма — отцом
Довольно оригинальная конспирологическая теория, которая заключается в следующем. Пушкин сговорился с Дантесом устроить подставную дуэль под вымышленным предлогом. Тот ранил поэта не в живот, как гласит официальная версия, а в бедро. Пушкин инсценировал свою смерть и сбежал во Францию, где прославился как прозаик Александр Дюма — отец!
Поэт, кстати, не забыл о помощи Жоржа Дантеса и назвал в его честь главного героя романа «Граф Монте-Кристо» — Эдмона Дантеса.
Теория забавная, но разбивается о пару простых фактов. Во-первых, Дюма-отец к моменту смерти Пушкина уже был довольно известным писателем — его даже российский критик Белинский гениальным называл. Можно, конечно, усложнить гипотезу ещё немного и предположить, что сбежавший из России Пушкин убил беднягу и занял его место... Но это уже немного натянуто.
Во-вторых, фамилии Жоржа и Эдмона Дантесов в оригинале пишутся по-разному — d’Anthes и Dantes соответственно.
И наконец, Пушкин вряд ли смог бы запросто уехать во Францию и творить там под псевдонимом, потому что его тело подвергли вскрытию под тщательным наблюдением. Поэтому если не пуля Дантеса, то скальпель Владимира Даля точно бы положил конец планам побега.
Да, составитель «Толкового словаря русского языка» был другом Пушкина и по совместительству врачом. Именно он подверг аутопсии тело поэта.
https://dzen.ru/lifehacker?noredir=true
******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
18 сентября 2023 года.
*************
ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАКОН ТВОЙ - УТЕШЕНИЕ МОЕ
Представьте, что вам подарили автомобиль и вы решили поехать похвастаться другу, а законов дорожного движения не знаете. Наверное, такой водитель будет хвастаться уже из больницы. Или вы решили идти через дремучий лес, а точный путь неизвестен. Тоже не лучший вариант.
Теперь скажите, кому подобно человечество после потопа? Наверное, и вправду потерянному страннику, блуждающему в темном лесу. Какова же будет радость такого странника, если вдруг вдали он заметит огонек, свидетельствующий о жизни, а значит, и о спасении самого странника. Духовный огонек, указывающий путь к небесной вечной жизни, - заповеди Божии. «Закон Твой утешение мое... Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих... Велик мир у любящих закон Твой и нет им преткновения», -восклицал царь Давид (Пс. 118:77,97-98,165).
Посредством пророка Моисея Господь дал человечеству десять заповедей (Исх. 20:1-17). В них заповедан путь, следуя которому, человек минует многие ненужные ошибки. Каждая заповедь - указатель, знак, как человеку стоило бы поступать, чтобы избежать духовных травм и не заблудиться в буреломе жизни.
Заповеди Божии подобны законам природы. Те и другие установлены одним Творцом, они дополняют друг друга. Первые обращены к душе, а вторые регулируют бездушную материю. Но если природа безусловно подчиняется физическим законам, то человек свободен в следовании заповедям. Впрочем, вы знаете, к чему ведет нарушение установленных законов.
Наконец, скажите еще: можно ли достичь совершенства и счастья, не исполняя заповедей Господа? В древности великие мастера передавали свое искусство только верным и послушным сыновьям. Так и Небесный Отец только Своим верным детям - людям, соблюдающим заповеди, откроет удивительные тайны и подарит чудные дары.
Давайте обратимся к каждой из десяти заповедей.
1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня
Помните, как в детстве родители вам строго запрещали: «Не ходите с посторонними людьми! Не садитесь в лифт с незнакомцами! Не соглашайтесь на предложение покататься на машине!» Родители были правы: посторонние незнакомые дяди часто жестоко обманывают. Доверие родителям оказывалось лучше катаний с разными незнакомцами даже в иномарках.
Для Бога - мы все дети. Часто непослушные, своевольные, но все же дети. Он искренно любит нас и очень не хочет, чтобы мы попались на удочку «незнакомца».
О каких же «незнакомцах» идет речь?
В данной заповеди Господь отвергает принцип: все равно как верить и в кого верить, лишь бы верить. «Я Господь, Бог твой» - истинный Бог один, поэтому и вера истинная может быть только одна. В каждой нехристианской религии, в каждой секте, в каждом инославном учении предлагается свое представление о Боге, и часто действительный образ Бога искажается до неузнаваемости. Поэтому «да не будет у тебя иных богов» - ложных представлений о Боге. Только в богооткровенной вере человеку дается правильное о Боге знание, потому что здесь Господь обращается к человеку Сам.
Но люди любят спрашивать: «А что мне за это будет?» За это вам нич< будет! - ничего плохого, никаких лишних страданий, внутренней неудовлетвс сти, мук! А если серьезно, то народная мудрость давно создала такую пословицу: «С Богом и в аду будет рай, без Бога и в раю будет ад». Хотите ли стать вечными, и не просто вечными, а вечно счастливыми? Конечно, ведь этого все хотят. А вечен -Бог, Он - Источник радости, блаженства, счастья. Поэтому, кто будет с Богом, у того будет все.
Слова «Я Господь, Бог твой...» значат «Я рядом с тобой; во Мне ты найдешь крепость, утешение, радость...» От Господа человеку дается все доброе, светлое, святое. Только с помощью Божией можно победить зло и в самом себе, и в окружающем мире.
2. Не делай себе кумира
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.
Что же такое кумир и почему от него лучше всего отказаться? Кумир есть идол, принимаемый за божество, сделанный по воображению человека; кумиру, или идолу, приносится поклонение как Богу.
В древности идолы иногда изображали определенные силы природы, которые олицетворялись и почитались как властители мира. Некоторые (надеемся, что среди вас таких нет) чрезмерно почитают амулеты, камушки и т.д., думая, что те сделают их жизнь счастливой. В наше время кумирами буквально называют известных киноактеров, спортсменов, певцов и певиц, неординарных людей и т.д. В них видят идеал жизни, о них постоянно говорят и думают, собирают материал в СМИ, им пытаются подражать.
Таким образом, поведение некоторых людей, привлекающих к себе внимание в течение своей, на самом деле недолгой, жизни, становится эталоном для других. Такой кумир всегда налагает оковы на образ мыслей многих, прельщает их жить по своему шаблону. А несчастные послушно следуют за ним, забывая, что созданы по
образу Божию, и что только стремление к Первообразу подаст жизни полноту и приобщит человека к вечности.
Кумирами могут быть и привычки: греховные - курение, наркомания, пьянство, накопление богатства, азартные игры и т. п., и «безобидные», - хобби, - собирание марок, игра в футбол, просиживание за телеэкраном и т.д.
Кумир, будь то деревянный идол, сила природы, человек или пристрастие, есть всегда мыльный пузырь, который, переливаясь на солнце, кажется интересным и что-то значащим, но по сути своей ничто - пустота. Дуньте на него, и он лопнет. Правда, некоторые кумиры сами лопаются от злости, когда им не хотят поклоняться.
Так что берегитесь!
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно
Когда имя Божие употребляется напрасно? Когда произносится легкомысленно, в бе сполезных и суетных разговорах, без благоговения. А задумывались ли вы, для чего людям вообще открыто имя Божие? Наверное для того, чтобы можно было общаться с Богом, возносить к Нему свою молитву. Если же имя Божие произносится между делом, в обычных житейских разговорах, неосознанно, то где же здесь общение с Господом?
Вы знаете, что сила слова велика. И если бы люди поняли, какую ответственность мы несем за слова, то они бы почти не разговаривали. Один пьяница дал зарок не пить водки и поклялся: «Если еще напьюсь, так пусть выворотится язык мой, которым теперь заклинаюсь». Однажды, по уговору приятелей, он выпил предложенную стопку и тотчас почувствовал, что язык его как будто перевернулся, потерял свободу и легкость движений, а на другой день и совсем пере стал двигаться.
Словом можно убить и воскресить. Произнесение имени Божия способно спасти и погубить человека - в зависимости от того, как мы его произносим. В истории известно много случаев, когда ропот или хула на Бога мгновенно наказывались жестокой болезнью или даже смертью.
В городе Риме некий человек имел сына лет пяти, которого любил, но почти не воспитывал. Мальчик, которому во всем потворствовали, привык произносить скверные слова, в том числе упоминая имя Божие. Отец не запрещал ему этого. Во время моровой язвы мальчик смертельно заболел. И когда отец держал ребенка на коленях, мальчик вдруг затрепетал, закрыл глаза и с криком: «Папа, отними меня у них!» - спрятал лицо в одежду своего родителя. Он старался от кого-то укрыться. Отец спросил: «Что ты видишь?» Сын ответил: «Пришли черные люди и хотят меня взять». Сказав это, он стал произносить скверные и богохульные речи, к которым уже слишком привык, и вскоре скончался. Если бы он помолился Богу, такой трагедии не случилось бы. К сожалению, родители не научили его этому. Любой упрек или скверное слово в сторону Источника жизни является подрывом собственной жизни.
Теперь представьте, что кто-то сначала принимает лекарство, а затем отраву. Так и когда человек сначала обращается с молитвой к Богу, а потом произносит скверные, нечистые слова, то первое является напрасным. Есть ли выход из такой ситуации?
...Но здесь мы, чувствуя бессилие, умолкаем, испрашивая помощи в разрешении такого вопроса у вас.
4. Помни день субботний
Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмый - день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.
Вы, конечно, уже изрядно устали от учебы. Но по смотрите на других людей: они все от чего-нибудь да устают. Человек осужден на постоянный труд, как вы помните, за грех гордости и непослушания. Изматывающий нас труд в свидетельство о нашей жизни вне Рая.
Но разве это все, что можно сказать о труде? Нет. Оказывается, труд, постоянно напоминая о человеческой немощи, смиряет надменный дух человека. Тем самым он устраняет причину, по которой человек пал. Так наказание за грех становится лекарством от греха.
Но лекарство предполагает врача. И данная заповедь напоминает, что наши дела должны являть путь к Богу, вне Которого нет упокоения. Господь установил каждый седьмой день как день покоя в знак того, что безропотное несение ниспосланных забот и тягот увенчается покоем небесным.
Как же наши дела могут являть путь к Богу? Когда человек в каждом деле хранит верность Богу. А может ли быть верен тот, кто не уделяет общению с Богом ни минуты времени?
Некий ремесленник жаловался священнику на свою бедность, из-за которой он вынужден работать и по праздникам. А священник сказал:
— Нет ничего удивительного, что ты беден. Как Бог будет благословлять твой труд, когда ты нарушаешь Его святую заповедь? Пере стань хоть на какое-то время работать по праздникам, проводи эти дни благочестиво и если что-нибудь потеряешь, я обещаю все тебе возместить.
Через несколько месяцев батюшка вновь увиделся с ремесленником и спросил:
- Сколько должен я тебе заплатить?
Тот ответил:
- С тех пор как я перестал работать по праздникам, я стал счастливее и не понес никакого убытка. Никогда еще не был я так доволен и теперь верю, что приобретенное в воскресенье впрок не идет.
Поэтому Господь и призывает нас посвятить Ему хотя бы седьмую часть своего времени. Один день, посвященный Богу, доставляет освящение целой недели.
5. Почитай отца своего и мать твою
Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.
Итак, вот залог благополучия и долголетия! «Аисты, обступив отца, у которого от старости вылиняли перья, согревают его своими крыльями и доставляют ему обильную пищу, даже при полете оказывают сильную поддержку, слегка
поддерживая с обеих сторон своими крыльями», - говорил святитель Василий Великий. Итак, даже птицы почитают своих отца и мать.
Вообще, удивительное дело: Бог установил так, что родителей мы не выбираем. Все что угодно мы можем выбрать, а родителей выбрать не можем. Значит, через них моей судьбой и жизнью во многом распоряжался Сам Бог.
В какой-то мере родители - ангелы-хранители своих детей. Бывает, их сердце за много километров чувствует состояние ребенка. И именно родительская молитва является лучшим ходатайством перед Богом. Как же можно такое ходатайство отвергать?
Однажды к преподобному Парфению, епископу Лампсакийскому, некие родители привели сына, жестоко мучимого нечистым духом. Епископ часто помогал таким страдальцам своей молитвой, даже без их просьбы. Но посмотрев на юношу, он вдруг выразил неудовольствие. Родители умоляли сжалиться над сыном. Тогда святой Парфений сказал им: «Сын ваш недостоин исцеления, и дух-мучитель дан ему в наказание за то, что он часто вас оскорблял, злословил и всегда был непокорен вам; вы сами в душевной горести молились, чтобы Господь наказал непокорного сына. Итак, пусть он страждет, как заслуживший это наказание!..» Но родители со слезами просили святого помочь одержимому. Преклоненный мольбой родителей, преподобный Парфений исцелил юношу.
Дерево не может долго существовать без корня, так и отвергший родителей долголетен не будет. Благословение же отца и матери укрепляет здоровье и жизнь детей.
Существует еще одно интересное наблюдение: как вы относитесь к своим родителям, так к вам будут относиться и ваши дети.
СТАРЫЙ ЮВЕЛИР И МУДРАЯ ДЕВУШКА (Сказание)
Жил-был старый ювелир. Когда умерла его жена, решил он оставить ремесло, передать нажитое добро трем взрослым сыновьям, а самому заняться воспитанием внуков.
Вскоре, когда гостил он у старшего сына, стал вдруг чувствовать на себе недовольные взгляды. А через несколько дней старший сын спросил его, не хочет ли он погостить у среднего. И хотя внучата плакали и не хотели отпускать дедушку, собрал старик свою котомку и пошел к среднему сыну. Недолго прожил он в семье своего среднего, ушел к младшему. Но и тот очень скоро сказал отцу, что он загостился у них.
Ничего не ответил ювелир, собрал котомку и пошел куда глаза глядят. А навстречу ему - красавица: «Здравствуй, дедушка!» Заметила она слезы на лице старика, сразу все поняла: «Идемте ко мне домой!» Дома, усадив гостя на почетное место, она угостила его вкусным обедом, и здесь поведал старик свою невеселую историю. И девушка дала старому ювелиру мудрый совет.
Утром пошел старик в молитвенный дом к священнику, поставил резной сундучок и сказал: «Ты знаешь, что я был хорошим ювелиром, и теперь хочу завещать свое сокровище тому, кто досмотрит меня. Пусть оно хранится в храме до моей смерти». Весть о сокровище и завещании быстро докатилась до его сыновей. Наперебой стали просить они отца пожить в их домах, каялись в своей черствости и глупости. Простил их старик и стал жить поочередно у каждого сына.

Наконец пришел день, когда старик навсегда закрыл глаза. Побежали сыновья к священнику за обещанным наследством. Каждый доказывал, что он лучше до сматривал отца. Но священник сказал, что считает справедливым поделить сокровище между сыновьями поровну.
Отомкнул он замок сундука, откинул крышку. Сундук был пуст. Лишь на дне лежал лист пергамента со словами: «Я завещаю вам, мои сыновья, и всем людям большое сокровище - мудрость. Воспитывайте своих детей так, чтобы в старости не бояться за свои последние дни».
6. Не убивай
Жизнь - бесценный дар Божий, как же можно посягать на этот дар? Помните, кто явился первым убийцей? Каин? - Нет, не он. А кто? - Дьявол! Он стал виновником смерти людей. Он же - постоянный вдохновитель убийства. Поэтому, кто совершает убийство, тот - покорное орудие дьявола.
Знаете ли вы, что убийцу можно определить по лицу? Потому что на таких лицах лежит какая-то печать. Это печать преступности - они переступили через определенную грань, и в первую очередь через самих себя. Идущий на убийство должен сначала стать самоубийцей, убить в самом себе голос совести, потому что заповедь «не убивай» написана на нашем сердце.
В трагедии «Гамлет» Клавдий, тайно убивший своего брата-короля и занявший его престол, произносит в отчаянии:
Удушлив смрад злодейства моего.
На мне печать древнейшего проклятья:
Убийство брата. Жаждою горю,
Всем сердцем рвусь, но не могу молиться.
Помилованья нет такой вине.
Убийство уничтожает в сердце преступника основу жизни - любовь. Кто любит, тот желает любимому полноту всяких благ, и прежде всего полноту жизни - вечное бытие.
А убийство - предельная противоположность любви. Потому-то душа убийцы бывает угнетаема страхами, испытывает самые ужасные депрессии, тягу к алкоголю и наркотикам, чтобы забыться.
Победе грош цена,
Коль не дает нам радости она,
Милей судьбой с убитым поменяться,
Чем страхами, убив его, терзаться.
В. Шекспир, «Гамлет»
Блаженный Иоанн Мосх, совершивший в конце VI - начале VII века большое путешествие и описавший жизнь палестинских, сирийских и египетских монахов, сохранил весьма поучительный случай. Его рассказал ему авва Савватий: «Когда я жил в Лавре аввы Фирмина, пришел разбойник к авве Зосиме Киликиянину и стал просить старца: «Окажи мне милость, ради Бога! Я совершил много убийств. Сделай меня иноком, чтобы я мог отстать от злых дел». Старец, наставив его,
сделал иноком и облек в ангельский чин. Спустя немного времени старец сказал: «Поверь мне, чадо, тебе нельзя о ставаться здесь. Если начальник узнает, то схватит тебя. Послушайся меня, и я отведу тебя в другую киновию, подальше отсюда». И отвел его в киновию аввы Дорофея, что близ Газы и Маиума. Девять лет прожил он там, изучил Псалтирь и весь монашеский устав. Но вот он снова идет в монастырь аввы Фирмина принявшему его старцу и говорит ему: «Честный отец, сделай милость, верни мне мирские одежды и возьми обратно иноческие». - «Зачем так, чадо?» - спросил опечаленный старец. «Вот уже девять лет, как тебе хорошо известно, я провел в монастыре, постился, сколько было силы, воздерживался и жил в послушании, в безмолвии и страхе Божием. И я хорошо знаю, что благость Божия простила мне много злодеяний. Но я ежедневно вижу мальчика, говорящего мне: «Зачем ты убил меня?» Я вижу его и во сне, и в церкви, и в трапезе, слышу его голос, и нет у меня ни одного часа покоя. Вот почему, отче, я хочу уйти, чтобы умереть за мальчика. Совсем напрасно я убил его». Взяв свою одежду, он ушел из Лавры и прибыл в Диосполис, где был схвачен и на другой день обезглавлен».
Другие виды этого греха
Заповедь «не убивай» означает еще: не сердись, не ненавидь, не гневайся. Ведь последнее часто служит причиной убийств. Убить может и слово, произнесенное со злобой. Даже обычное равнодушие может обернуться этим страшным грехом, если мы пройдем мимо человека умирающего или оказавшегося в беде.
У чуткого Андерсена в сказке «Ромашка» есть такое описание: «Вот и вечер пришел, а никто так и не принес бедной птичке воды. Тогда она распустила свои коротенькие крылышки, судорожно затрепетала ими и еще несколько раз жалобно пропищала:
- Пить! Пить!
Потом головка ее склонилась набок, и сердечко разорвалось от тоски и муки...
Только на другое утро пришли мальчики и, увидав мертвого жаворонка, горькогорько заплакали, потом вырыли ему могилку и всю ее украсили цветами, а самого жаворонка положили в красивую красненькую коробочку - его хотели похоронить по-царски! Бедная птичка! Пока она жила и пела, они забывали о ней, дали ей умереть от жажды в клетке, а теперь устраивали ей пышные похороны и проливали над ее могилкой горькие слезы!»
Убийство может быть духовным, когда другого человека обучают греху или отклоняют от веры в Бога. Насколько душа важнее тела, настолько духовное убийство хуже телесного.
Самое же страшное убийство есть самоубийство. Это наиболее противоестественное, что может совершить человек. Самоубийство - торжество сатаны над человеком. Потому что покончивший с собой не о ставляет себе никакой возможности исправить свою ошибку.
Коварное убийство
ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ: «Больная К., 23 года, в анамнезе ранняя половая жизнь с 15 лет, IV беременности. I-III беременности закончились медицинскими абортами, IV - преждевременными оперативными родами на 36-й неделе. В роддом беременная поступила в состоянии геморрагического шока,
артериальное давление 50/0, пульс нитевидный, сердцебиение плода не выслушивалось.
С диагнозом преждевременная отслойка плаценты и антенатальная гибель плода женщина была переведена в операционную, где ей произвели операцию кесарева сечения. Извлечена мертвая, недоношенная девочка. Во время операции был поставлен диагноз матки Кувелера, в связи с чем матка была удалена. 1,5 суток больная находилась в роддоме на искусственной вентиляции легких, затем была переведена в больницу в реанимационное отделение».
ПИСЬМО: «Летом 1993 года я с ужасом поняла, что беременна. Осторожно выспросив у родителей их мнение по этому поводу, поняла, что в восторге они не будут. Мой парень не возражал против аборта, даже был рад моему решению. Меня уверяли, что я еще слишком молода, что, родив ребенка, загублю свою жизнь, опозорю родителей и т. д. В конце концов я решилась. Было много проволочек, как будто кто-то пытался помешать мне, но я с ослиным упрямством двигалась к цели.
Теперь дело сделано. Вся моя жизнь пошла наперекосяк, испортились отношения с родителями, из университета чуть не выгнали, до сих пор вишу на волоске, с парнем отношения тоже испортились. И его, и меня мучили страшные сны. За что бы я ни взялась, ничего хорошего не получалось. Как будто бьешься лбом о бетонную стенку.
Не делайте глупостей! Физически, возможно, обойдется, но душевная травма о станется надолго. Не родив ребенка, а сделав аборт, вы действительно искалечите себе жизнь».
Существует убийство, которое насколько коварно, настолько же многими считается безобидным. Оно называется - аборт.
Вы, конечно же, слышали, что, если сделать аборт на ранней стадии, то это не является убийством, так как «там еще ничего нет - какая-то биомасса». Но ведущие ученые мира в области эмбриологии, генетики утверждают, что жизнь человека начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток. Первая клетка - зигота - уже содержит всю полноту генетической информации о человеке. Бог дарует человеку бессмертную душу именно в момент его зачатия.
Одна женщина рассказала: «Есть сны пустые, а есть особенные, извещающие. Вот такой сон я видела в молодости. Мне приснилось, что я стою в полной тьме и слышу обращенный ко мне голос: «Родная мать хочет убить своего ребенка». Слова и голос наполнили меня ужасом. Я проснулась, полная страха.
Солнце ярко освещало комнату, за окном чирикали воробьи. Я посмотрела на часы - было восемь. Свекровь, с которой мы спали в одной комнате, проснулась тоже.
- Какой страшный сон мне сейчас приснился, - сказала я ей и начала рассказывать.
Свекровь взволнованно села на кровати и пытливо по смотрела на меня:
- Тебе сейчас приснилось?
- Да, - ответила я.
Она заплакала.
- Что с вами, мама? - изумилась я.
Она вытерла глаза и грустно сказала:
- Зная твои убеждения, мы хотели скрыть, что сегодня в девять часов Ксения (моя золовка) должна идти в больницу на аборт, но теперь я не могу скрывать.
Я ужаснулась:
- Мама, почему вы не остановили Ксению?
- Что делать?! У них с Аркадием уже трое детей. Он один не может прокормить такую семью. Она тоже должна работать, а если будет малыш, ей придется сидеть дома.
- Когда Господь посылает ребенка, Он дает родителям силы вырастить его. Ничего не бывает без воли Божией. Я пойду и попытаюсь отговорить ее.
Свекровь покачала головой:
- Ты не успеешь: она вот-вот уйдет в больницу.
Но я уже ничего не слушала. Не одеваясь, а как была в ночной сорочке, я набросила на себя пальто, сунула босые ноги в туфли и, на ходу надевая берет, выбежала на улицу.
Ехать было далеко. Я пересаживалась с трамвая на автобус, с автобуса на другой трамвай, стараясь сократить путь, а стрелка часов между тем перешла за девять...
- Царица Небесная, помоги! - молилась я.
С Ксенией мы столкнулись в вестибюле ее дома. Лицо у нее было осунувшееся, мрачное, в руках она держала маленький чемодан. Я обхватила ее за плечи:
- Дорогая, я все знаю! Мне сейчас приснился о тебе страшный сон: чей-то голос сказал: «Родная мать хочет убить свое дитя». Не ходи в больницу!
Ксения стояла молча, потом схватила меня за руку и потянула к лифту:
- Я никуда не пойду, - плача сказала она. - Никуда! Пусть живет!
Ксения родила мальчика. Он вырос самым лучшим из ее детей и самым любимым».
В 70-м году по P. X. Иерусалим был осажден римскими воинами. Ужасный голод вынудил некоторых матерей съедать собственных младенцев. Убийство ребенка в утробе матери представляется более гуманным (тему использования абортированных детей в качестве медицинских препаратов или в парфюмерии мы даже не затрагиваем). Но поверьте, на сердце матери о станется глубокий шрам, который затем уже ничто не сгладит.
При аборте мать обязательно заразится инфекцией, так как даже самый стерильный инструмент, проходя через влагалище, переносит его флору (микроорганизмы) в матку. Опасен аборт и гормональной катастрофой, которая наступает в результате прерывания беременности. Организм настроен на вынашивание и кормление ребенка (о чем свидетельствует прекращение менструации), и вдруг все ломается. Гормональная катастрофа ведет к развитию опухолей: раку яичников и молочных желез.
Сенека говорил: страшно не то время, когда совершается много пороков, а когда порок становится нормой жизни. Уже который десяток лет аборт воспринимается как нормальное, естественное явление нашей жизни.
В 1913 году в США была основана Национальная лига контроля рождаемости. Главным инициатором такого движения стала Маргарет Зангер. Ей принадлежат следующие слова: «Наибольшее благодеяние, которое большая семья может совершить для своего маленького члена, - это его прикончить». Конечно, ведь это лучше, чем обречь ребенка на голод, - вторят сегодня тысячи, сотни тысяч «цивилизованных» людей. Нова ли эта идея?
Послушайте, что утверждали фашистские эксперты, вынашивая план всемирного господства: «Любое средство пропаганды, особенно прессу, радио и кино, а также фельетоны, брошюры и лекции надо использовать для внушения русскому населению идеи, что вредно иметь несколько детей. Мы должны подчеркивать затраты, которые они вызывают, говорить о хороших вещах, которые можно приобрести на деньги, затраченные на детей. Надо также намекать на опасное влияние деторождения на здоровье женщины... Необходимо будет открыть специализированные учреждения для проведения абортов и подготовить персонал для этой цели. Население будет тогда прибегать к абортам более охотно... Добровольная стерилизация должна быть рекомендована...»
Гитлер пытался распро странить контроль над рождаемостью на восточных территориях. Там он желал окончательно прекратить рост населения (сегодня эта идея в России осуще ствилась). Сам Гитлер заявлял: «Большие семьи туземного населения могут удовлетворить нас только в том случае, если девушки и женщины будут делать настолько много абортов, насколько это возможно. Активная торговля контрацептивами должна поощряться в восточных территориях, поскольку мы не можем иметь ни малейшего интереса в росте численности негерманского населения».
Под вечер, осенью ненастной,
В далеких дева шла местах
И тайный плод любви несчастной
Держала в трепетных руках. Все было тихо — лес и горы, Все спало в сумраке ночном; Она внимательные взоры Водила с ужасом кругом.
И на невинном сем творенье, Вздохнув, остановила их... «Ты спишь, дитя, мое мученье, Не знаешь горестей моих, Откроешь очи и тоскуя Ко груди не прильнёшь моей.
Не встретишь завтра поцелуя Несчастной матери твоей.
Ее манить напрасно будешь!.. Стыд вечный мне вина моя, —

Меня навеки ты забудешь;
Тебя не позабуду я;
Дадут покров тебе чужие
И скажут: «Ты для нас чужой!» — Ты спросишь: «Где ж мои родные?» И не найдешь семьи родной.
Мой ангел будет грустной думой Томиться меж других детей!
И до конца с душой угрюмой
Взирать на ласки матерей;
Повсюду странник одинокий, Предел неправедный кляня, Услышит он упрек жестокий...
Прости, прости тогда меня...
Быть может, сирота унылый, Узнаешь, обоймёшь отца.
Увы! где он, предатель милый,
Мой незабвенный до конца? -Утешь тогда страдальца муки, Скажи: «Ее на свете нет -
Лаура не снесла разлуки
И бросила пустынный свет».
Но что сказала я?.. быть может, Виновную ты встретишь мать, -Твой скорбный взор меня встревожит!
Возможно ль сына не узнать?
Ах, если б рок неумолимый
Моею тронулся мольбой...
Но, может быть,- пройдешь ты мимо -Навек рассталась я с тобой.
Ты спишь - позволь себя, несчастный, К груди прижать в последний раз.
Закон неправедный, ужасный
К страданью присуждает нас.
Пока лета не отогнали
Беспечной радости твоей, -

Спи, милый! Горькие печали
Не тронут детства тихих дней!»
Но вдруг за рощей осветила
Вблизи ей хижину луна...
С волненьем сына ухватила
И к ней приблизилась она;
Склонилась, тихо положила
Младенца на порог чужой,
Со страхом очи отвратила
И скрылась в темноте ночной.
А. Пушкин
Несчастная бросила сына - и уже величайшее горе на всю жизнь! Что же говорить про убийство младенца?
Из текста фильма Бернарда Натансона «Безмолвный крик»:
«Сейчас на экране мы видим 12-недельного ребенка в ультразвуковом изображении. Вот его голова, вот тело. А это - рука, тянущаяся ко рту. Если мы рассмотрим изображение поближе, то различим глаз, нос, рот и даже мозговую полость, заполненную мозгом. Мы видим, как бьется сердце, совершая около 140 ударов в минуту. Ребенок время от времени немного меняет свое положение. Его движения спокойны, он находится в защищенном про странстве.
Тень, которая появилась сейчас внизу, - это вакуум-кюретка, специальный инструмент, присоединенный через вакуумную трубку к электронасосу с «засасывающим» давлением около 55 мм ртутного столба. Хотя инструмент еще, не коснулся ребенка, он уже очень возбужден. Его рот раскрыт.
...Вакуум-кюретка нащупывает ребенка, и вновь он широко раскрывает рот в безмолвном крике. Сейчас его сердце бьется быстрее. Он чувствует угрозу своей безопасно сти, отодвигается в сторону, в левую часть матки, в возбуждающей со страдание попытке спрятаться от безжало стного инструмента, которым врач собирается его убить. Сердечные удары еще заметно учащаются и уже достигают приблизительно 200 в минуту. Ребенок, несомненно, ощущает смертельную опасность... Плодный пузырь прорван, околоплодная жидкость вышла, инструмент присасывается к телу ребенка...
...Здесь недавно было живое беспомощное крошечное человеческое существо...» Подобного убийства не желайте даже врагу.
7. Не прелюбодействуй
Девство есть одно из самых драгоценных сокровищ человека. И это сокровище Господь подает всем даром. Не случайно в каждом юноше и девушке сокрыто глубокое чувство святыни своего пола.
Поэтому растление святыни - катастрофа человеческой жизни. Это всегда карается укорами совести, человек ощущает, что теряет крайне важное и
драгоценное в жизни. Потеря невинности отражается даже на лице, красота такого человека утрачивает свежесть, на ней проявляется печать порочности.
Грехами против данной заповеди являются:
- блуд — добрачное половое сожитие;
- прелюбодеяние — супружеская измена;
- кровосмешение - вступление в брак близких родственников;
- извращения - плотское удовлетворение, избегающее деторождения;
- блудные помыслы.
Все блудные грехи основываются на отсутствии настоящей любви к другому. Это очень важный момент. Любящий видит в другом высочайшую ценность, а не средство к удовлетворению своих страстей. Подлинная любовь благоговеет перед целомудрием любимого: до законного брака Она не допустит телесной близости, а в браке сохранит взаимную Верность.
В трагедии Пушкина «Каменный гость» нецеломудренный дон Гуан так увлекся замужней доной Анной, что убивает ее мужа. На свидание с любовницей он с цинизмом и гордостью приглашает мраморную статую убитого. И статуя пришла и смертельно сдавила руку преступника. Так и каждого блудника преследуют неприятности, скорби, а порой смертельные болезни.
Один поселянин просил преподобного Кирилла Белоезерского помолиться о его больном товарище, у которого из уст и ноздрей текла кровавая пена. Но старец, милостивый ко всем, на этот раз, по духу прозорливости, не позволил больному находиться даже за оградой обители. Другу же сказал: «Поверь мне, чадо, что болезнь эта приключилась в наказание за его прелюбодейство. Если пообещает исправиться, верую, что Господь его исцелит, если же нет, то еще больше пострадает». Когда передано было это больному, он устрашился обличения и обещал исправиться. От чистого сердца исповедал он все свои согрешения святому и, по его молитве, исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов.
8. Не кради
В начале XX века в Троице-Сергиевой Лавре жил благочестивый человек по имени Николай. С сорока лет он по болезни не вставал с постели. За чистоту души, терпение и смирение Господь одарил его прозорливостью. В частности, за десять лет до революции он со скорбью предсказывал, что царя не будет, что Лавру закроют, а монахов разгонят. Однажды пришел к Николаю молодой человек. И вдруг Николай снял с него шапку и сказал: «Не отдам, не твоя, - твоя за вагоном валяется». Оказалось, что, когда молодой человек приехал в город и вышел из вагона, то увидел на земле пьяного, а рядом новую шапку, взял ее себе, а свою бросил за вагон. Так Господь даже людям открывает подобные грехи, тем более Сам Он все видит. Человек ответит за кражу.
Жизнь вора - постоянное смятение. Его душа то сгорает от зависти, видя чье-то имущество или богатство, то довольствуется нечистой радостью, добившись в своем деле успеха, то теряется в страхе быть пойманным, то погружается в глубокое уныние, поскольку полученное со временем перестает удовлетворять.
Кто крадет - тот всегда поступает украдкой. Он перестает быть свободной личностью. Воровство - постоянное неудовлетворение своим положением, самим собой, всем миром. Эти люди всегда несчастны. Иногда представители преступного мира говорят, что, воруя, они вершат правду, освобождают богатых от нечестной прибыли. В таком случае вор, приобретая чужую нечестную прибыль, берет на себя и чужие грехи.
Против данной заповеди погрешают также те, кто дает в долг с огромными процентами, кто не желает помочь неимущему, хотя располагает такой возможностью, кто исполняет свою должность небрежно, а получает полную плату, и кто, будучи здоров и имея способности к работе, живет за счет милостыни.
Жил в одном селе крестьянин, который на каждый праздник посещал богослужение. Однажды в день памяти святителя Николая его жена так торопилась закончить дела, что забыла запереть дверь. Мимо проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел и начал собирать все, что было там ценного. Он уже связал все в узел, как вдруг сквозь прикрытую дверь входит сам святитель Николай в полном архиерейском облачении. Святой сказал: «Как?! Люди, любящие Бога, поспешили в храм, забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим, чтобы похитить их достояние, приобретенное трудом? Затем святитель ударил вора рукой по щеке и тот моментально ослеп. Он не мог найти выхода. Хозяева, вернувшись из церкви, застали вора дома, и он с плачем рассказал о происшедшем. Вор был осужден на поселение в Сибирь. При этапировании он проходил мимо села и решил зайти в храм, где стоял образ святителя Николая. Здесь он со слезами помолился святому, каясь в своем грехе. А когда он поцеловал икону святителя, его глаза прозрели.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Каждый человек ищет друга. И каждый хочет найти друга искреннего, верного, который никогда и нигде не подведет. Наверное, кто-то хочет увидеть такого друга в каждом из нас. Знаете ли вы, как снискать уважение и любовь окружающих? Да для этого и не нужно каких-либо приемов или особого искусства. Пусть само сердце подскажет: уважение и любовь других до стигаются лишь открытостью, честностью, прямодушием. Из этих качеств складывается целостность личности, которая не скажет другу в лицо одно, а потом, за глаза, другое.
Самое ужасное в дружбе и просто в общении с людьми - двуличие. Вспомните коварный совет леди Макбет из трагедии Шекспира:
...Ты должен
Всех обмануть, желая стать, как все:
Придать любезность взорам, жестам, речи,
Цветком невинным выглядеть и быть
Змеей под ним.
Двуличный постоянно носит маску. Он - актер в этой жизни, причем исполняющий отрицательную роль. Такой, желая снискать уважение многих и строя интриги, всегда оказывается внутренне одинок - без друзей. Более того, будучи лукав в общении с людьми, он не окажется прямодушен пред Богом. Ведь
если истина и правда исходят от Бога, то подлость, клевета и ложь - порождения дьявола. Каким хочешь, чтобы был твой друг, таким стань, прежде всего, сам!
Данная заповедь означает также: не высмеивай чужие недостатки. Одно дореволюционное издание повествует, как в некую школу ходил мальчик с отвисшей кривой губой. Когда он говорил, то делал некрасивые гримасы. Многие смеялись и издевались над ним. А особенно сильно обижал его один школьник. Как-то обидчик шел в школу, и той же дорогой проезжал крестьянин на телеге с косой в руках. Этой косой он нечаянно задел мальчика по лицу, отрезав кусок губы и разрезав рот. Когда рана зажила, то лицо этого мальчика стало гораздо безобразнее лица товарища, над которым раньше многие насмехались.
10. Не желай дома ближнего твоего
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Если шестая, седьмая и восьмая заповеди запрещают наносить вред ближнему делом, а девятая - словом, то десятая запрещает вредить ему даже мыслью.
Можно сказать совершенно уверенно, что в этой жизни счастлив тот, кто не завидует. Один бедный крестьянский сын как-то увидел богатую господскую карету и подумал: «Ведь бывают же такие счастливцы, что в карете разъезжают! А я вынужден босиком ходить. Если бы с этим барином хоть на час судьбой поменяться, то-то бы счастье!» В это время открылись дверки кареты и мальчик с ужасом увидел, как оттуда, с помощью двух слуг, выбрался безногий хозяин. Юный крестьянин перекрестился и уже не желал себе чужой судьбы.
Зависть - ржавчина человеческой души, она съедает сердце, не дает ему ни минуты покоя. Но надо быть честными перед самими собой: наше сердце не свободно от греховных страстей, в том числе и от зависти. Поэтому, когда заповедь Божья запрещает желать что-либо принадлежащее другому, тем самым она призывает бороться и побеждать в своем сердце дурные желания.
Мир перед пришествием Спасителя
Далеко не все древние люди грелись возле Закона Божия. Большинство замерзали, находясь вдали от Источника духовного света и тепла. На земле царствовали меч и человеческая хитрость. Великие монархии - Египетская, Вавилонская, Персидская - поочередно го сподствовали и исчезали. Александр Македонский пытался соединить их в одну державу на почве греческой культуры, но со смертью Александра (323 г. до P. X.) его империя распалась на несколько частей, которые все стали добычей Рима. Перед пришествием Спасителя на земле господствовала Римская империя, простершаяся от Египта до Британии.
Рим собирал все лучшее в тогдашнем мире. Каждый раз, завоевывая новые земли, столица империи принимала местные языческие божества и вводила их в свой пантеон (храм для различных божеств). Бесконечное разнообразие религиозных культов вело к убеждению, что истинной религии не существует. Безумие язычества доходило до обожествления римских императоров - людей часто порочных, утопающих в блуде, преданных гневу, жестокости.
Римский писатель Светоний (70-140 гг. по P. X.) в своей книге «О жизни цезарей» описал судьбу двенадцати первых императоров от Цезаря до Домициана
что охватило период примерно с 100 года до P. X. до времен первых ростков христианства в империи. При характеристике каждого властителя Светоний подмечал как их положительные, так и отрицательные черты. Обратите внимание на то, что императоры посмертно обожествлялись. Какими же были эти люди-боги?
Гай Юлий Цезарь — «На целомудрии его единственным пятном было сожительство с Никомедом, но это был позор тяжкий и несмываемый, навлекавший на него всеобщее поношение... На любовные утехи он, по общему мнению, был падок и расточителен. Он был любовником многих знатных женщин... И в провинциях он не отставал от чужих жен: это видно хотя бы из двустишия, которое распевали воины в галльском триумфе:
Прячьте жен: ведем мы в город
лысого развратника.
Деньги, занятые в Риме,
проблудил ты в Галлии».
Тем не менее Цезарь ставил свое изваяние рядом со статуями римских божеств.
Октавий Август — подавив один из мятежей и взяв много пленных, всех, кто просил о пощаде, обрывал словами: «Ты должен умереть!» Он также жил с чужими женами. Устраивал тайные пиршества, в которых участники одевались богами и богинями, а сам он изображал Аполлона. «Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца». Однако «перед громом и молнией испытывал он не в меру малодушный страх: везде и всюду он носил с собою для защиты от них тюленью шкуру, а при первом признаке сильной грозы скрывался в подземное убежище».
Тиберий — испытывал безмерную страсть к вину, так что порой соучастникам в пьянстве раздавал самые высокие должности. Удалившись на о стров «Капри, оказавшись в уединении, он дошел до того, что завел особые постельные комнаты, гнезда потаенного разврата...» Сюда собирались девочки и мальчики для самых постыдных целей. Он был крайне скуп и отбирал имущество по самым пустым и бесстыдным наговорам. Проявлял крайнюю жестокость к собственной матери и к сыновьям, умертвил своих внуков. Дня не проходило без неоправданной казни.
Гай Калигула - с лучших изображений греческих богов он повелел снять головы и поставить изображение собственной головы. Сам становился между идолами, принимая божественные почести от посетителей. Посвятил себе особый храм, где поставил свое изваяние, назначил жрецов и установил жертвы. Его любовь к казням дошла до того, что он воскликнул: «О, если бы у римского народа была только одна шея!» Он жалел, что его время не отмечено никакими всенародными бедствиями.
Клавдий - император, изгонявший первых христиан из Рима. Был недоверчив и труслив, верил почти каждому доносу. Один доносчик сказал, что видел сон, будто кто-то убил императора, затем он же указал на мнимого убийцу, которого Клавдий тут же и предал казни. Отличался рассеянностью и бездумно стью. Приговоренных к смерти и уже казненных он иногда приглашал на следующий день на совет или на игру в кости, а так как они не являлись, то обзывал их через посланных сонливцами. «До еды и питья был он жаден во всякое время и во всяком месте. От стола он отходил не раньше, чем отяжелев и взмокнув, и тут же ложился навзничь, чтобы во сне ему облегчили желудок, вставив перышко в разинутый рот».
Нерон — «твердо был убежден, что нет на свете человека целомудренного и хоть в чем-нибудь чистого и что люди лишь таят и ловко скрывают свои пороки: поэтому тем, кто признавался ему в разврате, он прощал и все о стальные грехи». Наверное, это был самый распущенный император. Его безнравственно сть дошла до того, что он справил свадьбу с мальчиком, а затем и сам вышел замуж за мужчину.
Остальные языческие императоры не поднимались выше общего духовного уровня. И хотя многие из них жили уже по Рождестве Христовом, все они о стались людьми эпохи дохристианской.
Человечество задыхалось от духовной пустоты, искало выхода в оргиях наслаждений либо в самоубийстве. Последнее почиталось лучшим способом избавления от невыносимого положения, а порой признавалось за подвиг. Впрочем, принятию такого ужасного способа часто препятствовал инстинкт самосохранения.
Тогда люди обращали свой взор к надежде на лучшее будущее. Распро странялась вера, что откуда-нибудь должно прийти спасение, если не от людей, то свыше. По свидетельству историков Светония и Тацита, ходила молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит весь мир. А римский поэт Вергилий во спевал младенца, который должен был восстановить золотой век.
Это совпадало с тем ожиданием Избавителя мира, Мессии, которое с веками сильнее нарастало в богоизбранном народе, а посредством иудеев распространялось и среди язычников. Ожидание Мессии у евреев стало настолько живо, что сами их правители принимали власть лишь условно, «доколе восстанет Пророк вечный» (1Мак. 14:41).
Правда, многие хотели видеть в Спасителе всемирного завоевателя, который покорит иудеям весь мир и установит на земле вечное еврейское царство. Лишь редкие люди жаждали увидеть Того, Кто освободит человечество от рабства греху, подаст мир возмущенной душе и дарует человеку вечное Царство Божие.
Как вы думаете, нужны ли людям вообще какие-либо заповеди?
Почему истинная вера в Бога может быть только одна?
Что такое кумир и в чем его опасность?
Зачем людям дано имя Божие?
Почему важно хоть сколько-то времени уделять общению с Богом?
Почему, на ваш взгляд, отвергающий родителей не может быть долголетен?
Какие виды греха против 6-й заповеди вам известны?
В чем заключается особенная опасность греха аборта?
Почему истинная любовь несовместима с добрачной половой жизнью?
Какой, на ваш взгляд, отпечаток накладывает на душу человека грех воровства?
Как вы понимаете смысл 9-й заповеди?
Согласны ли вы с утверждением, что счастлив тот, кто не завидует?
Как можно охарактеризовать в целом состояние мира перед пришествием Спасителя?

Источник: Сокровенный мир Православия / Валерий Духанин. - 4-е изд., испр. - Москва : Издательство Московской Патриархии, 2009. - 536 с.
https://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhanin/


Рецензии